Северный морской путь

От ладьи и коча до атомохода.

Атомные ледоколы сокращают расстояния

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Январь 2012 23:55

Атомные ледоколы сокращают расстояния
Abkürzung mit Atom-Eisbrecher http://taz.de/Die-Nordostpassage-wird-z ... eg/!85401/
Райнхард Вольф (Reinhard Wolff), "Die Tageszeitung", Германия
12/01/2012 перевод ИноСМИ http://www.inosmi.ru/arctica/20120112/182766344.html

    Стокгольм - Пока транспортировка норвежского сжиженного природного газа (СПГ) в Японию занимает два месяца, но скоро эти сроки будут сокращены вдвое. Для этого судоходная компания Knutsen OAS Shipping, базирующаяся в городе Хаммерфест (Hammerfest) на севере Норвегии, откажется от прохода через Суэцкий канал и будет использовать Северный морской путь. Это неоднозначное решение, так как использование арктического маршрута вдоль северного побережья России обостряет вопрос о зонах ответственности в Северном ледовитом океане.

    Изображение
    На прошлой неделе эта норвежская судоходная компания получила зеленый свет от российских властей на прохождение по Северному морскому пути СПГ-танкера Ribera del Duero Knutsen. Пока это единственное в мире специализированное судно, отвечающее требованиям ледового класса ICE-1A Winterized. Дело в том, что даже летом этот маршрут не свободен ото льда, и поэтому норвежская компания сообщила о том, что в некоторых местах ей потребуется также помощь российских ледоколов.

    Формально Москва еще в 1991 году открыла Северный морской путь для коммерческого мореплавания, однако первые разрешения были выданы только в 2009 году. Тогда по этому пути прошли два судна. В 2010 году их было четыре, а в прошлом году уже 34. В этом году, как ожидается, этим маршрутом воспользуются 100 судов.

    Помимо международных торговых перевозок, по Северному морскому пути осуществляется снабжение населения северных регионов России. Расстояние от Мурманска до Берингова пролива составляет 5600 километров, и обычно суда могут проходить по Северному морскому пути с июня по октябрь, затрачивая на это примерно две недели.

    Вместе с тем потенциал перевозок грузов, а также уже существующие возможности использования Северного морского пути намного больше. Так считают в компании Росатом, которая является оператором российского атомного ледокольного флота. Российские специалисты в настоящее время рассчитывают на заключение новых сделок. Проблема состоит в отсутствии судов соответствующего ледового класса. Российские власти скрупулезно изучают каждое судно, прежде чем оно получает разрешение на проход по арктическому маршруту.

    Экологические организации требуют разработки и принятия международных правил, учитывающих специфические особенности Арктики. Но также как в вопросе о том, кто контролирует природные ресурсы севера, страны арктического региона не собираются в транспортном секторе отказываться от своего суверенитета. «Если на начальном этапе возобладают преимущественно экономические интересы, то возможность принятия международных правил будет упущена» - отметил, не скрывает озабоченности, специалист по экологическому праву Университета города Рованиеми Тимо Койвурова (Timo Koivurova).


Северонорвежский газ пойдёт по Севморпути
Автор: Трюде Петтерсен 2012-01-05 http://www.barentsobserver.com/-.5004585.html

    Сжиженный природный газ, производящийся в Хаммерфесте (Норвегия) на месторождении «Снёвит» («Белоснежка»), летом наступившего года впервые будет перевозиться по Северному морскому пути.

    Норвежская компания «Knutsen OAS Shipping» получила от российских властей разрешение на транспортировку по Севморпути СПГ с «Белоснежки» в Японию, сообщила в интервью норвежскому журналу «Skipsrevyen» представитель компании Сюннёве Сеглем.

    Перевозка будет осуществлена СПГ-танкером «Ribera del Duero Knutsen» дедвейтом 6898 т, единственным в мире судном подобного рода в ледовом классе ICE-1A WINTERIZED. 3000 морских миль, разделяющих Мурманск и Берингов пролив, планируется преодолеть за две недели.

    Навигация на Северном морском пути продолжается обычно с июня по октябрь. «Ribera del Duero Knutsen» сделает за сезон не больше трёх рейсов.

    Общая продолжительность перехода из Хаммерфеста в Японию составит около одного месяца, что примерно вдвое меньше, чем на маршруте через Суэцкий канал.

    Движение на Севморпути существенно выросло за последние два года, и в ближайшем будущем значение этого маршрута должно вырасти ещё больше. В навигацию 2011 года по Севморпути из Мурманска в Юго-Восточную Азию прошло 34 транзитных судна - на 30 больше, чем годом раньше.

    По прогнозам Росатомфлота, объем транзитных перевозок по Северному морскому пути с помощью атомных ледоколов в 2012 году может превысить 1 миллион тонн, хотя технические возможности позволяют двум ледоколам обеспечить грузопоток 2-3 миллиона тонн в месяц. Сдерживающим фактором является отсутствие судов необходимого ледового класса. По словам Сюннёве Сеглем, пишет NRK, попробовать себя на Севморпути хотели бы и в ряде других компаний, располагающих СПГ-танкерами ледового класса.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Январь 2012 17:56

Заседание Совета директоров ОАО "ММП"
Пресс-центр "Мурманского морского пароходства" http://press.msco.ru/news/2012-01-25-1.shtml
25-01-2012

    Сегодня состоялось очередное заседание Совета директоров ОАО «Мурманское морское пароходство», на котором были рассмотрены плановые вопросы, в том числе отчет об итогах торгово-закупочной деятельности компании за 4 квартал 2011 г. Общий расход по закупкам компании за отчетный период в результате проведенных торгов снижен в среднем на 32 %, против предложенных поставщиками.

    Кроме этого Совет директоров рассмотрел вопрос о разработке предложений о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности компаний с государственным участием. В ходе обсуждения отмечена эффективная работа Мурманского морского пароходства и дочерних судоходных компаний: ОАО «Северное морское пароходство» и ОАО «Северное речное пароходство» по обеспечению экологической безопасности и природоохранной дисциплины при осуществлении всех видов деятельности.

    Отмечено также, что транспортный флот всех трех компаний успешно выполняет работу по традиционным направлениям - Усть-Луга, Высоцк, Антверпен, Гент, Лит, Александрия, Роттердам, Гуль. При этом в ММП активно идет работа и по развитию перевозок не в традиционных направлениях - вектор смещается в сторону антарктических и арктических проектов: об этом свидетельствует успешная работа судна-снабженца усиленного ледового арктического класса «Иван Папанин» и ледокола «Владимир Игнатюк» в Антарктиде, планы на участие судов компании в работах по освоению арктического шельфа.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Полярный вектор" (2010)

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Февраль 2012 19:55

Полярный вектор
Документальный фильм, 2010 г.
Северный морской путь и Арктика как геополитическое преимущество РФ.
"Арктическая" серия программы "Секретные материалы" за авторством Алексея Хохлова и Анны Дерюгиной.
Производство/production - © 2010 МТРК "Мир"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Юрий Клименко » 08 Март 2012 11:42

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ НА СЕВМОРПУТИ.ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

http://www.arcticuniverse.com/ru/news/2 ... 02135.html



Летом в Дудинке появится первый арктический аварийно-спасательный центр
01.03.12 / 15:44

На севере Красноярского края в Дудинке уже в августе этого года может появиться комплексный аварийно-спасательный центр, сообщили сегодня в пресс-службе департамента пожарно-спасательных сил.

Здесь уточнили, что основная задача этого спасательного центра заключается в экстренном реагировании на любое ЧП, которое может произойти в Арктике. Для этого центр оснастили всем необходимым: универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также наземным, морским и воздушным транспортом.

Появление комплексного аварийно-спасательного центра в Арктике – крайне важно, ведь здесь сосредоточены атомные электростанции России, базы атомных ледоколов и кораблей ВМФ, химически и взрывопожароопасные объекты, а также другие объекты, требующего постоянного контроля, поскольку они априори могут стать причиной возникновения ЧС.

Ожидается, что Дудинковский будет первым из 10 аварийно-спасательных центров, которые должны появиться в Арктике до 2015 года. Три из десяти сооружений будут построены на Чукотке и в Анадыре, остальные семь - в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке и Тикси. В общей сложности в центрах будет работать 974 человека, 590 из которых относятся к наземным и морским бригадам, а 384 – к авиационным. На возведение сооружений будет выделено 910 миллионов рублей.

МЧС России, принимая решение о развертывании спасательных центров, учитывало очевидные факты. В арктической зоне РФ размещены атомные электростанции, пункты базирования атомных ледоколов и атомных кораблей ВМФ, химически опасные и взрывопожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций, которые могут стать источниками ЧС техногенного характера. Однако спасатели ориентировались и на то, что в ближайшие годы получит бурное развитие Севморпуть.

Спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в этом регионе. Центры будут высокомобильными. Для этого их оснастят авиационными средствами, вездеходами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами.

ИAП ARCTICuniverse
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Северный морской путь

Сообщение SVF » 09 Март 2012 11:29

Прочитал крайний материал. Вроде все хорошо, все правильно. Только почему-то остается ощущунение, что надувают. Почему из всех центров только один расположен в районе трассы СМП (Тикси)? Нарьян-Мар, Воркута, Надым - каое отношение имеют к трассе? А в Архангельске и Мурманске разве нет подразделений МЧС?
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Северный морской путь

Сообщение Юрий Клименко » 18 Март 2012 07:02

http://ria.ru/arctic_news/20120314/594840472.html

    Дополнительная авиагруппа появится в арктической зоне РФ на случай ЧС
    19:32 14/03/2012

    МОСКВА, 14 мар - РИА Новости. Группировка в составе 18 воздушных судов дополнительно будет размещена на аэродромах арктического побережья России в целях экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, сообщил РИА Новости в среду представитель национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ.

    В арктической зоне РФ размещены атомные электростанции, пункты базирования атомных ледоколов и атомных кораблей ВМФ, химически опасные и взрывопожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций, которые могут стать источниками ЧС техногенного характера.

    Основным элементом арктической транспортной системы, обеспечивающей грузопотоки по всей протяженности береговой линии РФ в Северном Ледовитом океане, является Северный морской путь, который в перспективе может стать важнейшей международной транспортной магистралью.

    "Учитывая особенности арктической зоны, Росавиация определила потребность в увеличении численности воздушных судов в регионе для поиска и спасения людей", - сказал собеседник агентства.

    По его словам, на аэродромах арктической зоны, в том числе Мурманска, Новой Земли, острова Диксон и мыса Шмидта, планируется дополнительно разместить десять вертолетов (Ми-8 или Ка-27) и восемь самолетов (Ил-76, Ан-26, Ан-74).

    Как ранее сообщало МЧС РФ, до 2015 года на арктическом побережье России планируется создать десять комплексных аварийно-спасательных центров, на их строительство выделено 910 миллионов рублей.

    В 2012-2013 годах спасательные центры должны появиться в Дудинке, Мурманске, Нарьян-Маре, Архангельске и Надыме. В 2014 году аналогичные центры будут построены в Воркуте и Тикси, а в 2015 - на Чукотке: в Певеке, поселке городского типа Провидения и в Анадыре.

    Спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике, их общая численность составит 974 человека.

    Центры будут высокомобильными, для этого их оснастят авиационными средствами, вездеходами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами.

Что-то во всех этих замечательных планах меня "смущает" :oops: Не получилось бы "столпотворения" различных значительных структур страны в Арктике: Севморпуть, МЧС, Арктические бригады, структуры ВМФ... И не получилось бы после дележа бюджетного финансового пирога по пословице: "У семи нянек-дитя (АРКТИКА) без глазу"... :scratch:
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Северный морской путь

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Март 2012 11:05

Copyright © РИА НОВОСТИ Все права защищены.
http://www.ria.ru/arctic_news/20120328/608200096.html

"Белые пятна" с гидрографических карт Севморпути исчезнут к 2016 году

МОСКВА, 28 мар - РИА Новости. Обновленные навигационные карты Северного морского пути без "белых пятен" будут созданы к 2015-2016 году, помимо этого, Минтранс планирует организовать в этом году передачу юрисдикции по изданию таких карт от Минобороны к ФГУП "Гидрографическое предприятие" или в собственные подведомственные структуры, сообщил в среду замдиректора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Виталий Клюев.

"Мы увеличим гидрографические работы в Арктике, чтобы к 2015-2016 году получить картину реальных глубин для обеспечения безопасного судоходства", - сказал он на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной подготовке российской экспозиции на Всемирной выставке "ЭКСПО-2012", которая состоится с мая по август в Южной Корее.

По словам Клюева, промерные работы в Арктике будут проводиться совместно с Совкомфлотом и Росатомфлотом. "Белые пятна" на карте глубин планируется полностью устранить не во всем регионе, а исключительно на трассах Севморпути, при этом предлагается использовать также накопленную "эмпирику" - полученные в рейсах данные, которые могут предоставить моряки действующих в регионе флотов.

По словам директора Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути Владимира Михайличенко, в течение последних 20 лет промеры глубин в Арктике практически не велись, поскольку гидрографические работы финансировались из бюджета на 15-20%. Вместе с тем, как отметил эксперт, в 2011 году финансирование впервые было возобновлено в таких объемах, что на трассах Севморпути смогли работать до семи судов, "и это очень хороший результат".

Клюев сообщил также, что в связи с реорганизацией Минобороны функция издание навигационных карт будет передано в другие структуры.

"Полный цикл работ, от сбора гидрографического материала до издания навигационных карт, будет передан либо "Гидрографическому предприятию", либо подведомственному Росморречфлоту учреждению... В этом году будет принято окончательное решение", - добавил Клюев.

В ближайшее время Минтранс и подведомственные ему структуры планируют наладить издание всех карт внутренних водных путей РФ (101 тысяча километров), а также карты морских портов и подходов к ним. По словам эксперта, вопрос о том, кому будет поручено издание карт на акватории открытого моря, пока остается открытым, причем "один из вариантов - иностранные издатели".
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ФГУП "Администрация Северного морского пути"

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Март 2012 17:32

http://www.itar-tass.com/c16/379440.html

    Стратегия развития Арктики должна чётче и жёстче определить приоритетные права РФ на Северный морской путь

    МОСКВА, 30 марта. /ИТАР-ТАСС/. В документах, обеспечивающих правовые условия дальнейшего развития российской Арктики, должен быть чётче и жёстче определён будущий статус Северного морского пути. Такое мнение высказали сегодня участники прошедшего в Москве заседания Экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации.
    "В современных условиях значительная часть ВВП России формируется за счёт арктических территорий, - отметил, в частности, председатель совета, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. – Эта доля будет неуклонно увеличиваться в результате освоения природных ресурсов. Будет возрастать объём перевозок по Северному морскому пути. Всё это потребует законодательного обеспечения новых экономических, социальных и политически процессов".
    Между тем, по мнению специалистов, не всё здесь благополучно и, согласно тому же Чилингарову, "не сформулирована целостная надотраслевая картина положения России в Арктике".
    В частности, отметил на прошедшем на днях "круглом столе" по проблемам Северного морского пути заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов, "иностранные судоходные компании заинтересовались, присматриваются к Севморпути". "Во-первых, сокращается путь от Атлантического до Тихого океана почти в 2 раза, - пояснил он причины такого интереса. - Такая экзотическая деталь, как пиратство, тоже на это дело повлияла. А то, что скорость по трассе Севморпути, по крайней мере в летние месяцы, не ниже, чем на открытой воде, и то, что вместо 45-50 суток за 20-25 суток грузы доставляются из Европы в Китай или Японию, само за себя говорит".
    При этом, по мнению немалого числа экспертов, страны, заинтересованные в открывающихся возможностях, часто не собираются учитывать исторические приоритеты России, освоившей эти пространства. Например, как отметил канадский профессор из университета провинции Британская Колумбия Майкл Байерс, "Соединённые Штаты выступают против российских претензий и заявлений о том, что ключевые части Северного морского пути представляют собой российские территориальные воды".
    Отстоять свои права на них России под таким давлением может быть сложно, тем более что даже по юридическим вопросам у отечественных экспертов до сих пор нет единого мнения. Это также отмечалось сегодня на заседании в Совете Федерации. "По проблемам российской Арктики отсутствует федеральный закон, представляющий в целостном виде правовое обеспечение её развития в национальном и международном плане", - подчёркнуто в протоколе сегодняшнего заседания Экспертного совета.
    На данный момент, по мнению специалистов, ответ на эти вызовы может быть дан быстрым развитием отечественного ледокольного флота. "Стоит только взглянуть на карту: более половины всех морей – замерзающие, отсюда главная транспортная составляющая Севморпути – ледокольный флот", - заявил, например, Андрей Смирнов. Положительную роль, по его мнению, играет и то, что атомный ледокольный флот находится сегодня в составе "Росатома". "Раньше мы находились, хоть и в хорошем, но всё-таки довольно ограниченном акционерном обществе - не было возможности у Мурманского пароходства развивать и поддерживать ледокольный флот, - отметил он. - А госкорпорация "Росатом" - это мощная структура, которая за 3 года восприняла вплотную наши нужды, интересы и задачи. Перспективы у нас заметные. Тем более что только с помощью "Росатома" начинается строительство нового поколения ледоколов, без которых Северу грозило остаться без транспортного обеспечения".
    "Главным обстоятельством, которое требует дополнительных мер, включая законодательное регулирование, является наличие сложной климатической и ледовой обстановки. Поэтому для преодоления этого фактора нужно средство, и этим средством является ледокольный флот, которым управляет ФГУП "Росатомфлот", - поддержал эту точку зрения главный морской инспектор группы компаний СОВКОМФЛОТ Михаил Суслин.
    "Проекты, которые касаются ядерных технологий, должны находиться в руках государства, - констатировал также заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Виталий Клюев. - В постперестроечные времена атомный флот оказался в управлении хорошей, известной, но всё-таки не государственной компании". С появлением же "Атомфлота", по его словам, "управляемость со стороны государства существенным образом повысилась", а "взаимодействие Минтранса с таковым предприятием, безусловно, облегчилось". "Одинаковые административные процедуры у нас и одинаковые схемы взаимодействия, и мы подчиняемся одному руководителю в правительстве. В этом смысле, конечно, ситуация улучшилась", - заявил он. Кроме того, Клюев напомнил, что "Атомфлот" будет строить атомный ледокол – "мы нашли решение этой задачи совместными усилиями".
    Как ожидается, законопроект о создании федерального государственного учреждения "Администрация Северного морского пути" может быть принят Госдумой уже в весеннюю сессию, сообщил Виталий Клюев. "Госдумой соответствующий законопроект принят в первом чтении, и мы ожидаем, что в ходе весенней сессии он получит статус закона, - отметил Клюев. - Мы предлагаем установить особые правила на Северном морском пути".


http://severcom.ru/activity/section5/doc340.html

«__28__»____октября___________2011 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту федерального закона № 608695-5

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути»

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов рассмотрел проект федерального закона № 608695-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Законопроект направлен на создание правовой системы регулирования отношений, связанных с плаванием судов по Северному морскому пути, приведение существующей системы управления Северным морским путем в соответствие Морской доктрине Российской Федерации, принятие мер по обеспечению безопасности судоходства в акватории Северного морского пути. В этих целях предлагается внести изменения в Федеральный закон «О естественных монополиях», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

При этом если действующим законодательством регулируются отношения, связанные с плаванием по трассам Северного морского пути, законопроектом предлагается регулирование отношений, связанных с плаванием в акватории Северного морского пути. Дается определение акватории Северного морского пути - это водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону Российской Федерации, в том числе проливы Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева и Санникова. Границы акватории Северного морского пути устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предлагается, чтобы правила плавания в акватории Северного морского пути, утверждались уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Устанавливается перечень положений, которые должны содержать эти правила, в том числе порядок организации судоходства в акватории Северного морского пути, правила ледокольной и лоцманской проводки судов, правила проводки судов по рекомендованному маршруту, положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении и другие положения, связанные с плаванием судов в акватории Северного морского пути.

Предполагается, что организация плавания судов в акватории Северного морского пути будет осуществляться администрацией Северного морского пути, создаваемой в форме федерального государственного учреждения.

Для этого администрация Северного морского пути наделяется функциями организации плавания судов, в том числе: организации ледокольной проводки, ледовой лоцманской проводки судов и проводки по рекомендованным маршрутам; обеспечения радиосвязи с судами; контроля за навигационно-гидрографическим обеспечением; организации поиска и спасания в акватории Северного морского пути; руководства мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории Северного морского пути отходами, сточными или нефтесодержащими водами и вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами; оказания услуг по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения арктической морской среды с судов.

Законопроектом предлагается отнести обеспечение безопасности мореплавания и проводку судов в акватории Северного морского пути к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Предусматривается, что оказание услуг в акватории Северного морского пути осуществляется на основании договоров. Предлагается введение арктического корабельного сбора за услуги по обеспечению безопасности мореплавания, взимание платы за проводку в акватории Северного морского пути, платы за иные услуги, предоставляемые судам при плавании в акватории Северного морского пути. Ставки сбора и размеры указанных плат определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, его ледового класса, дальности проводки и сезона навигации.

Предусматривается, что условия плавания в акватории Северного морского пути военных кораблей и пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях, определяются Правительством Российской Федерации.

Комитет считает, что принятие законопроекта позволит в целом создать систему управления в акватории Северного морского пути и инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях.

Вместе с тем, комитет отмечает, что законопроект содержит отдельные недостатки, которые целесообразно устранить при его подготовке ко второму чтению.

Так, учитывая резкую активизацию деятельности многих стран в Арктике, представляется нецелесообразным исключать из законодательства положение о том, что Северный морской путь – это исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Исключение из законодательства термина «трассы Северного морского пути», его замена термином «акватория Северного морского пути» фактически размывает понятие Северного морского пути как единой транспортной системы.

Некоторые понятия, которые используются в законопроекте, в частности, проводка, ледокольная проводка и ряд других не имеют своих определений в законодательстве. Представляется, что данным законопроектом следовало бы восполнить этот пробел.

Также целесообразно, чтобы границы акватории Северного морского пути устанавливались федеральным законом, а не Правительством Российской Федерации, как предлагается законопроектом.

В материалах к законопроекту отмечается, что принятие данного законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Комитет считает, что законопроект в этой части требует дополнительной проработки, т.к., особенно на начальном этапе, без мер финансовой поддержки из федерального бюджета Северный морской путь не сможет выполнять в полном объеме возложенные на него задачи.

С учетом изложенного, комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона № 608695-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».

Председатель комитета А.С. Матвеев
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Апрель 2012 13:45

Изображение
http://svpressa.ru/society/article/53803/
Фотография в статье: ИТАР-ТАСС

Великий нешёлковый путь
Самая северная в мире водная магистраль способна озолотить Россию, но...
1 апреля 2012 года 11:32 Алексей Полубота

Северный морской путь в царской России называли великим. В советское время на его освоение были потрачены огромные средства. В начале семидесятых годов благодаря появлению атомных ледоколов стала возможна круглогодичная навигация в арктических широтах. Севморпуть превратился в одну из главных водных магистралей страны.

В девяностые годы либеральные «реформаторы» всерьёз заговорили о том, что стратегических интересов у России в Арктике нет, и главная задача состоит в том, чтобы переселить слишком «дорогих» для государства северян в центр и на юг России. Какой уж тут Великий северный морской путь…

В последние годы власть, вроде как, одумалась, поняла, что может значить «арктическая кладовая» для будущего России. Побережье и шельф российской части Северного ледовитого океана буквально усеяно месторождениями нефти и газа. А добытую нефть надо ведь как-то вывозить – вот и вспомнили о Северном морском пути.

Кроме того, нынешнее «тёплое десятилетие» вместе с таянием льдов в Арктике породило гипотезу о том, что эта арктическая магистраль может составить конкуренцию главному на сегодня морскому пути из Европы в Азию, проходящему через Суэцкий канал.

На Втором международном арктическом форуме в сентябре прошлого года секретарь совета безопасности Николай Патрушев заявил о том, разработка «Стратегии развития Арктической зоны России» уже завершается. В этом документе, в частности, будет поставлена задача создания в Арктике транспортно-логистических комплексов и использовании Северного морского пути.

По прогнозам Патрушева, в ближайшие годы в связи с ростом экономик стран Азиатского-Тихоокеанского региона грузопоток на Севморпути может увеличиться в 10 раз. Эта водная магистраль короче на 2440 морских миль, чем трасса через Суэцкий канал, проход по ней сокращает длительность рейса в среднем на 10 суток, экономит около 800 тонн топлива для среднестатистического судна.

Казалось бы, можно уже потирать руки, ожидая больших барышей, которые принесёт России возрождённый Северный морской путь. Однако оценки экспертов по поводу наших перспектив на этом направлении колеблются от сдержанно-оптимистичных до негативных.

За Арктику заплатим ржавыми трубами?

- В 2010 году танкер «Балтика» с 70 тысячами тонн газоконденсата на борту был проведён из Мурманска в Китай. Это был прорыв. Ничего подобного до той поры не случалось. Всего за 2010 год по Северному морскому пути было переведено 110 тысяч тонн грузов. В 2011 году грузопоток увеличился до 800 тысяч тонн. Надеемся, что и дальше эта положительная тенденция будет сохраняться, - говорит заместитель генеральный директора по эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» Андрей Смирнов

Причём речь, по словам Андрея Смирнова, идёт только о так называемых транзитных грузах из Европы и России в Юго-Восточную Азию. Кроме них по Севморпути даже в 90-е годы не прекращалась перевозка никеля из Дудинки в Мурманск. Всего же счёт перевозимых по самой северной в мире водной магистрали грузов идёт на миллионы тонн.

- В конце 80-х годов у нас был максимум грузопотока по трассе Севморпути – 7 миллионов тонн. В начале 90-х он упал до полутора миллионов тонн. Регулярно перевозили только грузы «Норникеля». Сейчас общий грузопоток приближается к 3 миллионам тонн.

СП»: - Давно уже говорится, что одна из существенных проблем Севморпути – инфраструктура. Порты на побережье Ледовитого океана хиреют, население в российской Арктике сократилось до предела. Это, видимо, существенный тормоз для развития магистрали?

- На трассе остался единственный рабочий порт с круглогодичным циклом работы – Дудинка. Понемногу оживает Певек на Чукотке. Существуют ещё Хатанга и Тикси, но они действуют как сезонные порты на время северного завоза. Эти порты тоже планируется возрождать, но здесь важно не повторить ошибок советского периода, когда огулом строилась инфраструктура, а потом она зачастую оказывалась невостребованной. Увеличивать мощность портов будут, исходя из потребностей.

Для транзитных грузов, кстати, не очень-то нужны именно порты. Принято решение Морской коллегии при Правительстве России о создании аварийно-спасательных центров. И традиционные морские знаки и маяки сегодня не так важны, благодаря развитию спутниковой навигации.

«СП»: - Между тем, США и Канада почувствовали вкус к арктической «ледяной нефти». Канада, США и даже Германия всерьёз задумались об усилении своих арктических флотов. Велика ли вероятность, что мы потеряем лидирующие позиции в Арктике в этом отношении?

- Того атомного ледокольного флота, который сейчас есть у России, нам хватит, чтобы оставаться лидерами в Арктике примерно до 2022-го года. До той поры мощностей шести атомных ледоколов хватит для сохранения и увеличения грузопотока.

В этом году запланирована закладка нового ледокола. Планируется, что он будет построен к 2018 году. Затем в течении 4-5 лет в эксплуатацию введут ещё два мощных ледокола. Существуют также эскизные проекты ледокола «Лидер», который будет в 2 раза мощнее существующих ледоколов. Благодаря «Лидеру» можно будет проводить транспортные суда напрямую через Ледовитый океан, а не вдоль арктического побережья, как сейчас. Это сократит протяжённость пути и сделает нашу трассу ещё привлекательнее для транзита.

Кроме того, Минтрансом выделены деньги на строительство не только атомных, но и мощных дизельных ледоколов. «Дизеля» используются в основном для замерзающих приарктических морей. Но при необходимости летом могут заходить в Арктику.

«СП»: - Строительство ледоколов – это десятки и даже сотни миллиардов рублей. Насколько реально в нынешней ситуации выделение таких денег?

- Существуют крупнейшие газо-нефтяные компании, которые потихоньку с запада «наступают» на Арктику. Работает варандейский терминал «Лукойла» в Баренцевом море. С этой зимы начнётся бурение и выдача топлива с ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» в Печорском море. «Газпром» вплотную подступил к разработке газовых месторождений на полуострове Ямал. В частности, начинается строительство порта Сабетта в Обской губе. Ближайший качественный и количественный скачок по оживлению Севморпути ожидается после строительства этого порта. Через него в Европу и Юго-Восточную Азию пойдёт сжиженный газ. Первую очередь завода на Ямале построят в районе 2016 года. Это добавит к грузопотоку Севморпути 5,5 миллиона тонн грузов. Ещё через два года количество сжиженного газа увеличится до 16 миллионов тонн. В планах добыча нефти в Обской губе и в районе устья Енисея. Потихоньку разработка месторождений будет смещаться на восток. Разведанных месторождений очень много, но разрабатывать их нелегко.

Атомные ледоколы пока строятся исключительно за счёт государства. Кроме чисто экономических задач, Россия решает таким образом и задачи безопасности судоходства. В дальнейшем, если грузопоток будет увеличиваться, думаю, в строительство атомных ледоколов начнут вкладываться и частные компании.

Профессор факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова Ростислав Туровский куда менее оптимистично оценивает перспективы вхождения бизнеса «в долю».

- Выстраивание политики в Арктике сильно завязано на интересах крупного бизнеса. Как частного, прежде всего, «Лукойла», так и государственного. И пока ситуация стагнирует. Основная часть Севморпути до Красноярского края как и прежде регулярно эксплуатируется только «Норильским никелем». А новый нефтяной поток, который мог бы пойти из месторождения Ванкор в Европу и США не возник, потому что его решено подключить к трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан». Очевидно, что главные перспективы Севморпути связаны с перевозками нефти и сжиженного газа. Но это, как и прежде, в основном, - проекты. В Ненецком автономном округе добыча углеводородов только начинается, сжиженный газ с Ямала – на бумаге. Шельфовые арктические месторождения, в Карском море и в Баренцевом (знаменитый «Штокман») тоже в зависшем состоянии. Эксплуатация всех этих месторождений могла бы обеспечить кардинальный рост перевозок. Но это вопрос ближайшего десятилетия.

«СП»: - А что с инфраструктурой?

- Ключевая перевалочная база Северного морского пути – Мурманск. Следовательно, его порт нужно капитально модернизировать. Но и с этим нет ясности. Неизвестно даже, кто собственник порта. Постоянно возникают какие-то мутные истории на эту тему. Пока нет понимания, кто будет стратегическим инвестором и насколько активно будет помогать в этом деле государство. Думаю, определённость наступит в ближайшие год-два.

«СП»: - Под силу ли России самостоятельно осваивать эти месторождения? Будет ли на это политическая воля?

- Политической воли не будет, и, наверное, быть не может. Смысл в том, чтобы найти зарубежных инвесторов, которые решились бы, наконец, вложить крупные средства. На протяжении многих лет мы надеемся на французскую «Total». Но французы мнутся и не торопятся вкладывать огромных денег. Немного надежд и на норвежцев. Именно из-за их сверхосторожной позиции уже много лет «висит» одно из крупнейших в мире газовых месторождений – Штокмановское. Его запасы оцениваются приблизительно в 4 триллиона тонн газа. Нерешительность зарубежного бизнеса понятна – гарантированного спроса на мировом рынке сегодня нет. Если в связи с финансовым кризисом цены на углеводороды упадут, то вложения в «дорогие» северные месторождения могут не окупиться. Поэтому вся эта подвешенная ситуация способна тянуться ещё много лет.

«СП»:- Но у нас, вроде как, много и своих нефтедолларов?

- Маловероятно, что из госбюджета будут тратиться деньги на освоение Севморпути. В условиях финансовой турбулентности в мире наше правительство сделало приоритеты на внутреннюю стабильность. Социальные расходы сильно урезать не будут, а без этого свободных денег, чтобы в одиночку заниматься «северной кладовой» у России не будет.

К этому можно добавить, что после того, как в 2010 году Россия и Норвегия с подачи Дмитрия Медведева поделили около 180 тысяч спорных квадратных километров шельфа в Баренцевом море, наши более опытные в подводных нефтегазовых делах соседи и вовсе могут охладеть к российскому «Штокману». Ведь на отошедшей к ним территории шельфа есть свои перспективные месторождения углеводородов.

- Никаких перспектив для возрождения Севморпути я не вижу, - категорично высказалась профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. - Во все времена проводка судов с помощью ледоколов была дорогим удовольствием. И сегодня, на мой взгляд, надо спокойно всё взвесить, чтобы понять: выгодно для страны содержать ледокольный флот или, к примеру, лучше развивать Транссиб?

Если наше государство в ближайшем будущем озаботится развитием портов на берегах Ледовитого океана, я очень расстроюсь. Есть простое правило: все деньги, отданные для Крайнего Севера, – это деньги, отнятые у Центральной России, Урала, Южной Сибири и других обжитых регионов. Поэтому за все амбиции по освоению Севера остальной России придётся расплачиваться плохими дорогами и ржавыми трубами.

Горячая Арктика

Существует и ещё одно обстоятельство, которое может стать камнем преткновения на пути развития Северного морского пути. Западные страны, имеющие выход на Арктику (США, Канада, Дания и Норвегия) не очень-то довольны тем, что Россия, как правопреемница СССР, сохраняет здесь привилегированные позиции. В частности, в связи с объявленным учёными к 2070 году окончательным таянием льдов, эти страны не прочь пересмотреть раздел Арктики на сектора, благодаря которому в советское время нашей стране достался самый большой «куш». Надо заметить, что мы сами подлили масла в огонь в 2007 году, когда экспедиция под руководством полярника Артура Чилингарова установила российский флаг на дне Ледовитого океана.

- Мы слабо представляем, какое это событие оказало психологическое воздействие на Запад, - говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, - НАТО всерьёз обеспокоилось амбициями России относительно Арктики. В то время, как для руководства России это была пропагандистско-политическое акция накануне президентских выборов.

Храмчихин связывает недавние самые крупные в истории учения НАТО в Норвегии, в которых было задействовано около 16 тысяч военных из 15 стран именно с той российской экспедицией четырёхлетней давности.

Эксперты уже не раз высказывали мнения о том, что учения, которые проводились под маркой антитеррористических (видимо, под террористами подразумевались белые медведи) на самом деле имели целью «поиграть мускулами» перед Россией.

Получается, что страны, на помощь которых мы рассчитываем в освоении арктических месторождений (например, Норвегия), могут стать нашими противниками в будущей «арктической» войне?

Экс-командующий Северным флотом адмирал Иван Капитанец отвечает на этот вопрос утвердительно.

- НАТО присматривается к новому театру военных действий. Я на Севере прослужил более 20 лет. Раньше ничего, кроме отдельных походов американских и английских атомных подлодок, НАТО не предпринимало. Поэтому прошедшие учения надо рассматривать, в контексте попыток передела Арктики. В этой связи считаю правильными наши инициативы по созданию арктической мотострелковой бригады на Кольском полуострове. Вообще, война в Арктике может вестись «бесконтактным» способом, посредством ракетных ударов с кораблей и самолётов. Но Сухопутные войска тоже необходимы для контроля за островами и побережьем.

Андрей Смирнов считает, что драматизировать эту ситуацию не стоит, хотя надо быть настороже.

- В этом районе Россия тоже проводит учения. Поэтому я не вижу чего-то провокационного в действиях НАТО. Однако России всегда надо быть готовой отстоять свои позиции. Не так давно даже австрийцы претендовали на Землю Франца-Йосифа на том основании, что около 140 лет назад их экспедиция на этом арктическом архипелаге провела большую работу. Там до сих пор сохраняется много немецких названий. Притом, что наши поморы в эти места ходили на промысел ещё за несколько веков до появления там иностранцев. После обращения австрийцев в ООН с просьбой рассмотреть законность принадлежности этого архипелага России, нам пришлось в срочном порядке «реставрировать» погранзаставу на островах, установить международную метеорологическую обсерваторию на острове Хейса, поднять уровень существовавшего там природного заказника до Национального парка.

«СП»: - А как вы объясните, что ледоколы, которые строят Канада и США, носят полувоенный характер?

- Исторически так сложилось, что в этих странах всегда строили ледоколы, в том числе, и для охраны своего побережья. У нас, кстати, тоже ледоколы строились как вспомогательные крейсера береговой обороны. На головных образцах проходили испытания различных вооружений.

«СП»: - То есть, в случае необходимости наши ледоколы тоже могут быть военизированны?

- Теоретически это можно допустить, хотя вооружение ледоколов никогда не имело серьезного влияния на ход войн в арктических морях.

«СП» - А как, на ваш взгляд, может решится спор вокруг подводного хребта Ломоносова, на часть которого претендуют Россия?

- Исследования хребта Ломоносова ведутся как с нашей стороны, так и со стороны США и Канады. Согласно морскому праву, государство может претендовать на шельф, если подводные хребты являются продолжением материковой плиты. Но чтобы доказать это, надо представить исчерпывающие доказательства в ООН. Поэтому экспедиции проходят с 2002 года и вряд ли достигнут своей цели в ближайшие годы. В любом случае, надо иметь ввиду, что это работа на очень далёкую перспективу. Добыча месторождений с шельфа Ледовитого океана, укрытого льдами, современными методами невозможна.

Глобальное потепление отменяется?

Тема глобального потепления, в результате которого должна растаять «арктическая шапка» планеты, не первый год поднимается на щит учёными и журналистами. Однако и здесь до сих пор нет ясности. Наиболее объективные учёные склоняются к тому, что нынешнее потепление носит временный характер.

- Моё личное мнение, что о глобальном потеплении говорить нельзя. Я придерживаюсь подхода, что в истории Земли всегда были циклические изменения климата, они носят разные периоды, - говорит заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Валерий Лукин. - Давайте вспомним совсем недалёкую историю. В 1932 году советское ледокольное судно «Сибиряков» впервые за одну навигацию прошло по трассе Севморпути. А на следующий год такое же плавание пытался повторить экипаж судна неледового класса «Челюскин». Закончилось это трагедией. Зимой 1934 года судно было затёрто льдами и погибло. Но давайте не будем забывать, что ему почти удалось выполнить свою задачу - до чистой воды Берингова пролива оставалось несколько миль. Это, конечно, свидетельствует о высоком профессионализме советских моряков, небывалом трудовом подъёме. Но это ещё и доказательство, что ледовые условия плавания по трассе Севморпути были лёгче нынешних. Ведь плавание в принципе осуществилось. В 50-е годы эти условия резко осложнились. Без ледоколов на Севморпути делать было нечего. Сейчас – льды опять отступают. Можно сделать вывод, что в среднем потепления и похолодания в Арктике сменяют друг друга каждые 25-30 лет. Да, сейчас льда на Севморпути всё меньше. Но это вовсе не означает, что так будет происходить вечно.

- Последнее десятилетие было самым тёплым и лёгким для проводки судов в Арктике, - подтверждает слова учёного Андрей Смирнов, - именно благодаря потеплению у нас прибавилось работы. По Севморпути пошли крупнотоннажные танкеры, чего раньше никогда не было.

Сегодня большинство учёных говорят, что мы уже перевалили пик цикличного потепления. Но последствия будут ощущаться ещё не одно десятилетие. Думаю, что с ростом потребностей Азиатско-Тихоокеанского региона грузопоток будет только возрастать.

В любом случае России не стоит слишком уповать на глобальное потепление. Если льды растают, в «открытой воде» будут действовать совсем иные, чем сейчас, правила судоходства. Сейчас, например, действует 234-я статья международной конвенции по морскому праву, которая гласит, что государства, прибрежные моря которых замерзают больше, чем на шесть месяцев, имеют право устанавливать национальные правила. В нашем случае – это правила плавания по Севморпути. Если же климат всерьёз изменится, правила придётся менять.

Стоять на своём

По данным секретаря совета безопасности Николая Патрушева, Арктика, население которой составляет 1% от населения России, обеспечивает своей продукцией 20% ВВП страны. Кроме того, продукция, добываемая на данных территориях, составляет больше 22% экспорта страны. В районах Крайнего Севера добывается 75% нефти, 85% газа, а также золото, платиноиды, никель, алмазы.

С учётом истощения мировых запасов полезных ископаемых, Арктика становится главным «углеводородным резервом» России в 21-м веке. А это значит, что свои интересы здесь мы должны отстаивать твёрдо и последовательно. Что невозможно без развития Великого северного морского пути
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Апрель 2012 23:50

http://www.vedomosti.ru/companies/news/ ... z1qp9Ii7hW

    Statoil и Total могут получить новые проекты в России
    ИТАР-ТАСС 30.03.2012, 14:59

    Норвежская Statoil и французская Total могут получить новые проекты в России, заявил премьер-министр Владимир Путин на встрече с руководителями компаний Хельге Лундом и Кристофом де Маржери. Также на встрече присутствовал вице-премьер Игорь Сечин. Путин отметил, что обе компании — давние партнеры России, и выразил надежду, что это партнерство будет развиваться.

    «С норвежскими партнерами появляются все новые возможности», — сказал премьер и пояснил, что имеет в виду «договоренности по разделу на Севере». По мнению Путина, российское правительство и Statoil «вполне в состоянии договориться» о совместной работе в Арктике.

    «Мне бы сегодня хотелось поговорить о наших совместных планах по развитию Штокмановского месторождения, можем, конечно, поговорить и по Харьяге, где мы рассчитываем на увеличение добычи. Можем поговорить и по возможным совместным проектам со “Статойл”, там возможны разные варианты на разных участках», — цитирует Путина ИТАР-ТАСС.

    Сечин выразил уверенность, что эта встреча приведет партнеров к новым интересным и перспективным проектам в нефтегазовой сфере, сообщает Life News. «Надеюсь, что проектов станет больше и они станут масштабнее,» — заявил он. Он также надеется, что «на корпоративном уровне, на уровне соответствующих правительственных ведомств будут найдены такие проекты и такие решения, которые позволят нам двигаться вперед».

    Кроме того, в начале встречи Путин отметил, что по Штокману «принят ряд решений по налогообложению непосредственно на федеральном уровне и на региональном». «Мурманские власти тоже приняли соответствующие решения, которые создают хорошие условия для реализации проекта по Штокману», — заключил он.


http://pda.mn.ru/business_oilgas/201203 ... 39518.html

    Пятилетку за три месяца
    30/03/2012 00:05 Алексей Гривач

    «Газпром», Total и Statoil еще раз отложили принятие инвестиционного решения по первой фазе освоения Штокмановского месторождения. Официально работа над ним продлена на три месяца, до 1 июля. Но, как стало известно «МН», партнеры решили за этот короткий срок полностью переформатировать проект, направив весь газ на сжижение.

    После заседания совета главы участников консорциума должны были встретиться с Владимиром Путиным. Он, напомним, неделю назад на совещании в Киришах заявил, что «нужно более активно осваивать перспективный рынок сжиженного природного газа» и «занять (за счет собственного СПГ. — «МН») серьезную нишу на глобальных рынках энергоресурсов». Однако, как сообщил «МН» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, встреча состоится сегодня.

    Как рассказал «МН» источник в одной из компаний, по предложению Statoil (24% в проекте) и «Газпрома» (51%) Shtokman Development поручено подготовить новую техническую и экономическую модель реализации проекта. Новая концепция предполагает сжижение всего добываемого в рамках первой фазы газа. До сих пор планировалось, что из 23,5 млрд кубометров ежегодной добычи половина пойдет по трубе Мурманск—Волхов в экспортный газопровод «Северный поток» и параллельно на газификацию регионов по пути следования, а вторая часть — на производство 7,5 млн тонн СПГ.

    Теперь в рамках первой фазы будет рассмотрена возможность производства 15 млн т сжиженного газа, не дожидаясь восстановления рынков сбыта трубопроводного газа в Европе. Обладающая блокирующим пакетом в Shtokman Development французская Total согласилась с этим, и теперь в течение трех месяцев компания-оператор должна подготовить новый проект.

    Официально в компаниях — участницах проекта и в Shtokman Development AG эту информацию не комментируют. В пресс-релизе по итогам заседания совета директоров SDAG сообщается , что компании продлили действие рамочного соглашения акционеров до 1 июля и приняли решение «сконцентрировать усилия на оптимизации проекта и развитии диалога с органами власти РФ». Развивать диалог с властями руководители «Газпрома», Total и Statoil — Алексей Миллер, Кристоф де Маржери и Хельге Лунд примутся уже сегодня.

    В конце прошлой недели ситуация вокруг «Штокмана» выглядела более оптимистично. Как уже писали «МН», «Газпром» активно давил на иностранных партнеров, предлагая им принять инвестиционное решение с оговорками. Это позволило бы активизировать диалог с российским правительством по вопросу получения фискальных льгот, необходимых для повышения экономической привлекательности проекта. Чиновники неоднократно говорили, что не могут определить размер и характер льгот без достаточной информации о финансовых параметрах первой фазы освоения Штокмановского месторождения. Total и Statoil вроде были готовы пойти на такой шаг, получив гарантии того, что смогут вернуть вложенные деньги, если желаемые льготы не будут предоставлены. Под оформление этих решений и планировалась встреча с Владимиром Путиным.

    Однако за два дня до совета стало известно о крупной аварии на одном из проектов Total в Северном море. Понятно, что на таком фоне никто не решился бы взять на себя ответственность и одобрить реализацию проекта, в значительной степени подготовленного при активном участии инженеров Total.

    В то же время вчерашнее радикальное решение переформатировать проект разработки в первую очередь откладывает реализацию «Штокмана» на неопределенный срок. Понятно, что за три месяца невозможно провести работу, которую компания-оператор делала несколько лет. С момента подписания рамочных соглашений «Газпрома» с Total и Statoil прошло уже почти пять лет. Нужно полностью переделывать всю береговую часть проекта, частично поменять маршрут транспортировки газа на берег и отменять практически все проведенные тендеры.

    Альтернативная концепция сделает неактуальными и озвученные ранее сроки начала добычи газа и производства СПГ — 2016–2017 годы. Потребуется отсрочка как минимум на два-три года. Это на руку другому российскому проекту по сжижению газа «Ямал СПГ», в котором французская Total является партнером «Новатэка». Там сейчас также ведется подготовка к принятию инвестрешения. Серьезно конкурируя, эти два проекта упускают время для вывода на рынок российского СПГ. Именно к концу десятилетия ожидается запуск целого ряда крупных СПГ-заводов в Австралии и возможна разработка гигантских запасов газа, обнаруженных на шельфе Восточной Африки.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Апрель 2012 09:45

http://portnews.ru/news/76802/

    Обновленные гидрографические карты Севморпути без «белых пятен» будут созданы к 2016 году
    29.03.2012, 08:46

    Обновленные навигационные карты Северного морского пути без «белых пятен» будут созданы к 2015-2016 году, помимо этого, Минтранс планирует организовать в этом году передачу юрисдикции по изданию таких карт от Минобороны к ФГУП «Гидрографическое предприятие» или в собственные подведомственные структуры. Как передает РИА Новости, об этом сообщил заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта России Виталий Клюев.

    «Мы увеличим гидрографические работы в Арктике, чтобы к 2015-2016 году получить картину реальных глубин для обеспечения безопасного судоходства», - сказал представитель Минтранса.

    По словам Виталия Клюева, промерные работы в Арктике будут проводиться совместно с «Совкомфлотом» и Росатомфлотом. «Белые пятна» на карте глубин планируется полностью устранить не во всем регионе, а исключительно на трассах Севморпути, при этом предлагается использовать также накопленную «эмпирику» - полученные в рейсах данные, которые могут предоставить моряки действующих в регионе флотов.

    По словам директора Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути Владимира Михайличенко, в течение последних 20 лет промеры глубин в Арктике практически не велись, поскольку гидрографические работы финансировались из бюджета на 15-20%. Вместе с тем, как отметил эксперт, в 2011 году финансирование впервые было возобновлено в таких объемах, что на трассах Севморпути смогли работать до 7 судов, «и это очень хороший результат».

    Виталий Клюев сообщил также, что в связи с реорганизацией Минобороны функция издание навигационных карт будет передано в другие структуры.

    «Полный цикл работ, от сбора гидрографического материала до издания навигационных карт, будет передан либо «Гидрографическому предприятию», либо подведомственному Росморречфлоту учреждению... В этом году будет принято окончательное решение», - добавил Виталий Клюев.

    В ближайшее время Минтранс и подведомственные ему структуры планируют наладить издание всех карт внутренних водных путей России (101 тыс. км), а также карты морских портов и подходов к ним. По словам эксперта, вопрос о том, кому будет поручено издание карт на акватории открытого моря, пока остается открытым, причем «один из вариантов - иностранные издатели».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Апрель 2012 21:27

    Северный морской путь – магистраль стратегической важности

    28/03/2012 Видеомост Москва - Санкт-Петербург на тему: "Северный морской путь – магистраль стратегической важности". В ходе мероприятия эксперты обсудили перспективы развития Северного морского пути, его транзитные возможности и будущее атомного ледокольного флота России. Были освещены вопросы ледокольного и информационного обеспечения судов в акватории СМП, меры по предотвращению загрязнения морской среды на трассах и направление развития законодательной базы в этой области.

http://ria.ru/press_video/20120328/608434075.html

На круглом столе обсуждалось:

- Краткий исторический обзор развития судоходства по Севморпути
- Возможности атомного ледокольного флота и его задачи. Современное состояние и перспективы развития. Опыт зимней транзитной проводки атомфлотом иностранного ледокола по СМП.
- Перспективы крупнотоннажных перевозок по трассе СМП и экспериментальные рейсы. Особенности ледовой проводки крупнотоннажных судов по трассе Севморпути на примере рейса танкера "Владимир Тихонов". "Белые пятна" гидрографии и новые трассы, навигационное обеспечение, тактика работы атомоходов "уступом". Новые проблемы ледовых проводок и необходимость создания новой тактики с учетом перспектив груглогодичной навигации по СМП и развития индустриальных проектов освоения Арктики
- Введение гибких регулируемых тарифов по ледокольной проводке как эффективного инструмента резкого увеличения грузопотока по СМП
- Угроза "Ледовой паузы" 2017 года: перспективы нехватки ресурсов атомного ледокольного флота и острая необходимость в строительстве новых двухосадочных атомоходов. Зарубежные планы строительства тяжелого ледокольного флота как конкурентные угрозы.
- Геополитическая роль Северного морского пути. Угрозы южных маршрутов - Аденский залив, рост напряженности в АТР.
- Закон о Севморпути и необходимость сохранения юридического статуса СМП как исторически сложившейся национальной транспортной магистрали.

Дополнительные вопросы:
- Проблемы эксплуатации атомного лихтеровоза "Севморпуть". Американский проект использования атомного контейнеровоза, вариант переоборудования в буровое судно и наиболее перспективный вариант - "Арктический шаттл".
- Исключительная роль и ответственность капитанского состава атомного ледокольного флота и проблемы новых кадров.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Безопасность и сотрудничество в Арктике: новые рубежи"

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Апрель 2012 18:51

Изображение
http://nw.ria.ru/economy/20120412/82111824.html
Фотография: http://narfu.ru/av/archive/1110/21086/

    Севморпуть должен стать национальной магистралью России

      МУРМАНСК, 12 апр - РИА Новости. Закон о развитии Северного морского пути, принятие которого запланировано на весну этого года, должен содержать идею о том, что СМП является национальной магистралью России, сообщил журналистам специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

      "Я настаиваю на том, что Севморпуть является национальной магистралью России. Отсюда много вытекает обязательств для тех, кто обслуживает трассу. Это принципиально, это национальная транспортная магистраль, но есть непонимание. Но думаю, что мы сможем убедить", - заявил Чилингаров в четверг на международной конференции "Безопасность и сотрудничество в Арктике" в Мурманске.

      Он отметил, что закон пока не принят потому, что в различных структурах есть непонимание роли и важности развития СМП.

      "Есть определенные интересы некоторых структур, которые считают, что есть неразбериха, и она кого-то устраивает больше, чем жесткие действия. Некоторые ученые считают, что вообще не нужен СМП, это Чилингаров придумал. Я думаю, есть некоторое непонимание роли региона в освоении Арктики", - отметил Чилингаров.

      Он также отметил, что выездные встречи совета безопасности, в том числе посещение в среду участниками заседания архипелага Земля Франца Иосифа, очень важны для укрепления международного сотрудничества.

      "Здесь в Мурманске находятся представители восьми стран, вчера они стали первыми иностранцами, которые побывали на Земле Франца Иосифа. Это подчеркивает, что наши международные встречи должны способствовать развитию сотрудничества в экономике, науке, транспорте". - заявил Чилингаров.


А. Чилингаров: Мурманская область неразрывно связана с Арктикой!
http://vmurmanske.ru/%D0%9D%D0%BE%D0%B2 ... 0%BE%D0%B9!

Как уже сообщалось ранее, сегодня в Мурманске открылась международная конференция «Безопасность и сотрудничество в Арктике: новые рубежи». Она проводится с участием стран – членов Арктического совета, международной региональной организации, призванной содействовать сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.

— Сегодня есть понимание руководства страны о том, что Арктика нужна. И то, что делает Совет безопасности: выездные встречи, встречи с «арктической пятеркой» — это в том числе подтверждает то, что мы за международное сотрудничество, — комментирует специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. - Мурманская область связана с Арктикой. Моя позиция, что Северный морской путь – национальная транспортная магистраль России. Это должно быть прописано в законе. Сей факт налагает большие обязательства на тех, кто обслуживает трассу. Это очень принципиально для нас.

Правда, есть непонимание со стороны некоторых структур, которые отстаивают свои интересы. Им выгодна та неразбериха, которая существует вокруг закона о Севморпути. Есть ученые, которые считают, что нам вообще не нужен Северный морской путь.

— Все наши международные встречи должны иметь какой-то результат. Этот результат — международное сотрудничество: научное, в области экономики, транспортного обеспечения. Севморпуть ожил! — говорит Артур Николаевич. — Правительство приняло решение о строительстве трех атомных ледоколов. Без базы атомного флота, его специалистов, российский Северный морской путь не может быть освоен и регулярно работать. Это моя позиция, которую я не меняю, независимо от смены власти, губернаторов и т.д. Позиция одна: Мурманская область – это арктическая область, ворота в Арктику.


Осенью подпишут контракты на строительство ледоколов нового поколения
http://www.murmansk.kp.ru/online/news/1128310/

Сегодня в Мурманске начала работу международная конференция «Безопасность и сотрудничество в Арктике: новые рубежи». Среди гостей – Николай Патрушев, Секретарь Совета Безопасности РФ, Артур Чилингаров – специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, Александр Бедрицкий, Советник Президента РФ и другие.
Результат этой конференции, по словам Артура Чилингарова, это научное сотрудничество.
- Сегодня Севморпуть оживился, и необходимо его обеспечение. Необходимо строительство атомных ледоколов, - говорил Артур Николаевич.
На мурманском предприятии «Атомфлот» на данный момент в работе находятся четыре ледокола постоянно в работе. И главным вопросом остается запуск строительства ледоколов нового поколения.
- К сожалению, бюрократическая часть идет немного медленнее, чем хотелось. Но я думаю, что к сентябрю официальный контракт на это будет подписан с поставщиком, - высказал предположение Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот».
Однако наши соседи из-за границы считают, что в скором времени льды в Арктике расстают в последствии глобального потепления. Может, тогда не нужно торопиться строить огромные корабли для северных широт?
- Мне сложно на это ответить. Есть и другие данные Гидромета, что никакого глобального потепления в ближайшие годы не будет, - продолжает Вячеслав Владимирович. – Мы постоянно работает с антарктическим научно-исследовательским институтом, и он считает, что дальнейшее сжатие ледяного покрова в Арктике не будет происходить. Это видно по последним годам статистики. Мы считаем, что ближайшие 20-25 лет будет хорошая обстановка в Арктике. Пока мы будем осуществлять сезонные работы во льдах, а в будущем, есть такие прогнозы, выйдем на круглогодичный режим.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Юрий Клименко » 16 Апрель 2012 06:08

Погранслужба РФ защитит Севморпуть

http://www.izvestia.ru/news/522020

16 апреля 2012, 00:04 | Армия | Дарья Антошко
Россия заделает арктические «дыры»

Читайте далее: http://www.izvestia.ru/news/522020#ixzz1sAXXyMrR


Россия создаст в Арктике 20 погранзастав для контроля за северной границей и Севморпутем
Россия заделает арктические «дыры»

фото: РИА НОВОСТИ/Егор Еремов

Как рассказал «Известиям» руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев, часть погранзастав будет располагаться рядом с 9 спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые планируется открыть в рамках развития Севморпути. Остальные - на труднодоступных островах. Сейчас, по данным экспертов, арктическая граница России изобилует «дырами».

- Российское северное стратегическое направление оголено в воздушном отношении. В серединной части Севморпути порядка 2,5 тыс. км вообще не контролируется радиолокационными средствами. Порядка 40 советских радиолокационных постов, которые создавали поле наблюдения с нижней границей, доходящей до 300-400 метров, в 90-е и 2000-е год были разрушены, - рассказал «Известиям» первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Он напомнил, что протяженность Севморпути составляет около 6 тыс. км, поэтому каждой погранзаставе придется контролировать около 300 км.

- Такое количество погранзастав может обеспечить пораничную безопасность страны только при условии необходимого количества современной техники и напряженной работе пограничников, - пояснил Сивков.

Как рассказал «Известиям» Проничев, создание 20 пограничных пунктов предусмотрено в федеральной целевой программе «Государственая граница Российской Федерации (2012-2020 годы)». На каждой из 20 застав будут дежурить 15-20 пограничников, которые будут контролировать обстановку в Арктике и оказывать помощь гибнущим в арктических водах и льдах.

- На первый взгляд кажется, что в Арктике никого нет и никто не может нарушить границу, но это не так. К примеру, за последние три года мы трижды обнаруживали иностранные яхты с горе-туристами, которые, никого не предупредив, без подготовки, двигались по Севморпути. При этом каждый раз горе-путешественники попадали в сложную ситуацию, и нам приходилось их сначала спасать, затрачивая огромные усилия, а потом штрафовать, - рассказал «Известиям» Проничев.

По его словам, порядку в Арктике угрожают не только нелегальные туристы, но и научные экспедиции, которые без необходимых разрешений и документов ведут разведку арктических запасов. На Дальнем Востоке и Баренцевом море в арктических широтах встречаются и браконьеры.

Поскольку транспортная инфраструктура на Крайнем Севере развита плохо, до прибытия МЧС спасать людей часто приходится пограничникам. Чтобы повысить их эффективность, Пограничная служба ФСБ планирует организовать подготовку своих сотрудников в учебных центрах МЧС - по 20-25 человек в год.

Предполагается, что каждый арктический пограничник на новых станциях будет универсальным специалистом, умеющим не только искать и спасать людей, но и обеспечивать работу электростанций, систем хранения топлива, водоснабжения, связи, компьютерных систем станции, поддерживать взлетно-посадочную полосу.

Строить арктические заставы будут из модульных конструкций по индивидуальному проекту.

- Мы будем учитывать особенности - где находится застава, на чем туда можно добраться. В порту Тикси, где есть инфраструктура, будет одна конструкция, на острове Врангеля, Среднем острове. - уже другая, - пояснил Проничев.

Для получения тепла и энергии на отдаленных заставах планируется использовать ветрогенераторы и солнечные батареи. Такой подход призван защитить арктические земли от загрязнения - сейчас Арктика буквально завалена бочками из-под солярки, которой топили на советских городках на Новой Земле и других арктических островах.

Передвигаться по Арктике пограничники планируют не только на традиционных снегоходах и гусеничных вездеходах, но и на такой экзотической технике, как дирижабли и экранопланы - их производство планируется развернуть в Петрозаводске.

Связь с материком будет обеспечивать спутниковая система «Арктика», которую должны создать к 2014 году.

Развитие транспортных, логистических, добывающих и спасательных центров в Арктике обуждали на прошлой неделе на международной конференции в Мурманске с участием России, США, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции и Канады под предводительством секретаря Совета Безопансости России Николая Патрушева.

Перед началом конференции ее участники ознакомились с первой в мире арктической погранзаставой «Нагурское», расположенной на Земле Франца-Иосифа. Сейчас МЧС разместило на заставе Нагурское контейнеры, в которых есть все необходимое оборудование, чтобы пограничники могли начать оказывать помощь пострадавшим или искать пропавших людей до прибытия вертолета МЧС, - объяснил «Известиям» главный пограничник страны.

Читайте далее: http://www.izvestia.ru/news/522020#ixzz1sAXsrYJN
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Северный морской путь

Сообщение Юрий Клименко » 04 Май 2012 10:54

http://www.arcticuniverse.com/ru/news/2 ... 02723.html
Вопросы перевозок по Севморпути обсудят участники Форума «АТОМЭКСПО 2012»
03.05.12 / 20:09

«Севморпуть: Новые возможности», это тема «круглого стола», который пройдет в рамках IV Международного форума «АТОМЭКСПО 2012» с 4 по 6 июня, сообщили сегодня в пресс-службе госкорпорации по атомной энергии «Росатом», которая является организатором мероприятия.

Здесь также уточнили, что на встрече будут присутствовать крупнейшие грузовладельцы, судоходные компании, страховые общества, органы исполнительной власти, связанные с морскими перевозками по трассам Северного морского пути (СМП). Будут и крупные компании, которые систематически пользуются услугами СМП, провели по его трассам не один рейс и понимают, каким образом нужно разрабатывать техническую документацию для судов ледового плавания.

Транспортировка грузов по трассам Северного морского пути, экономическая выгода от использования СМП, а также вопросы безопасности перевозок – вот три основных темы, которые намереваются обсудить участники встречи.

ИAП ARCTICuniverse
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения