© Котельников В.Р., Петров Г.Ф., Соболев Д.А., Якубович Н.В.
«Американцы» в России. – М.:РУСАВИА, 1999. – 160 с.:ил.
Для перегонки самолетов из США в начале 1944 года сформировали специальную авиагруппу под командованием полковника
В.Н. Васильева. В нее вошли по десять экипажей с Северного и Тихоокеанского флотов и шесть – с Черноморского. Перед отправкой летчиков потренировали на гидросамолетах, ведь многие их них из-за нехватки техники долго летали на сухопутных машинах и в какой-то степени утратили специфические навыки.
Сдачу летающих лодок предполагалось организовать на военно-морской базе Элизабет-сити недалеко от Нового Орлеана. Первыми на место прибыли тихоокеанцы, переброшенные по трассе АЛСИБа. Они появились в Элизабет-сити 2 апреля. Там их уже ожидали подготовленные к сдаче 25 PBN-1. Для переподготовки советских экипажей сформировали специальную учебную эскадрилью лейтенанта Харпера. В обучении принимали участие и специалисты, откомандированные NAF, в том числе заводской испытатель капитан Стюард.
Поскольку в США PBN-1 почти не эксплуатировались, то подготовка началась с проведения совместных испытаний самолета при различных вариантах загрузки. С советской стороны в испытаниях участвовал Н.Ф.Пискарев.
Первая группа закончила подготовку за 20 дней. В завершение каждый экипаж совершил по два 6-часовых полета над Атлантикой для тренировки в работе с радио- и навигационной аппаратурой. Тихоокеанцев использовали в качестве инструкторов для остальных летчиков, прибывших на месяц позже. Они приплыли из Мурманска морем.
Первые машины должны были отправляться на север — для авиации Северного флота и Беломорской военной флотилии. Лодки разбили на шесть отрядов по четыре самолета. Последняя, 25-я, стала командирской. Поскольку наши экипажи имели мало опыта длительных полетов, пришлось обратиться к помощи союзников, причем не американцев, а англичан. К каждый экипаж вошли английские летчик и радист. «Выделенные <...> английские летчики имели звание не ниже капитана. Они обладали большим опытом участия в длительных полетах. Некоторые из них пересекали океан до 53 раз», — писал в своем отчете Пискарев.
Самолеты летели по маршруту Элизабет-сити - оз. Гандер — Рейкьявик — Мурманск. Несмотря на тщательную подготовку, не обошлось без происшествий. На подходе к Исландии гидропланы так сильно обледенели, что оборвались антенны. В Рейкьявике советские летчики распростились с британскими коллегами. Последний этап предстояло преодолеть самостоятельно. 4 июня 1944 года первые четыре PBN-1 сели в губе Грязной. На одном из самолетов в конце полета кончился спирт в бачках антиобледенителей. Скрепя сердце пришлось слить туда виски и ром, выданные на дорогу.
На третий день после посадки перегонщики, отдохнув, совершили полет с инспектором по пилотированию ВВС Северного флота майором Макаровым. Три из четырех первых лодок перегнали затем в Лахту для авиации Беломорской флотилии. В тот же день на одном PBN-1 вылетел экипаж командира полка С.M.Рубана.
К 16 июня в Советский Союз прилетели 24 лодки из 25. Один «Номад», подполковника Н.ВП. Романова, на борту которого находились Васильев и флаг-штурман Мосцепан, пропал без вести. До 28 июня советские и английские самолеты искали эту машину, но безуспешно. После гибели Васильева группу перегонщиков возглавил полковник М.Н. Чибисов, а непосредственно перегонкой руководил Н.Ф. Пискарев.