Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941—1945. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. — 640 с.: ил.
«Деятельный»
Заложен 25.11.18 г. в Ньюпорт-Ньюсе (США) на судоверфи Newport News Sb & Dry Dock Co под наименованием «Herndon».
31.05.19 г. спущен на воду.
17.04.20 г. вступил в строй. 9.09.40 г. вошел в состав британского флота под наименованием «Churchill».
9.03.44 г. вошел в состав советского флота под наименованием «Деятельный».
16.07.44 принят советским экипажем в Ньюкастле, командир корабля — капитан 3 ранга Пантелеймон Максимович Гончар.
С 16 по 24 августа совершил переход в Кольский залив в составе отряда кораблей.
В 1944 г. участвовал в эскортировании: 5 и 6 сентября конвоя ИБ-25; 20—30 сентября конвоя БД-8; 2—6 октября конвоя ДБ-6. 5 октября в точке Ш = 70° 49'; Д = 62° 41' повредил подводную лодку.
Участвовал в эскортировании: 14—24 октября конвоя ДБ-8; 17—23 ноября конвоя АБ-15; 24—26 ноября конвоя БК-38; 30 ноября— 2 декабря конвоя КБ-34; 2 и 3 декабря — конвоя БК-40; 4 декабря конвоя ПИ-2. 5 декабря в 12 милях к северо-востоку от м. Черный повредил подводную лодку. С 6 по 8 декабря участвовал в эскортировании конвоя JW-62.
13 декабря командиром корабля назначается капитан-лейтенант Константин Афанасьевич Кравченко.
С 28 по 30 декабря участвовал в эскортировании конвоя КБ-37.
С 3 по 5 января 1945 г. участвовал в эскортировании конвоя БК-41.
16 января 1945 г. в районе о. Большой Олений, находясь в охранении конвоя КБ-1, в 21.30 был атакован акустической торпедой с подводной лодки U-293 (!?) и через час затонул в точке Ш= 69° 04'; Д = 36° 40'. Во время гибели корабля эсминцы «Дерзкий» и «Жесткий» производили глубинное бомбометание, что привело к гибели большинства находившихся в воде членов экипажа «Деятельного», удалось спасти только 7 человек.
Эскадренный миноносец "Деятельный"
(до 16 июля 1944 года - британский эсминец "Черчилль"["HMS Churchill (I 45)"])
1918 - 1945
Заложен 25 ноября 1918 года в Ньюпорт-Ньюсе (США). Спущен на воду 31 мая 1919 года. 17 апреля 1920 года вступил в строй. 9 сентября 1940 года вошел в состав британского флота. 9 марта 1944 года вошел в состав советского флота и 16 июля 1944 года принят советским экипажем в Ньюкастле. С 16 по 24 августа 1944 года совершил переход в Кольский залив в составе отряда кораблей. 16 января 1945 года в районе о. Большой Олений, находясь в оохранении конвоя КБ-1 в 21.30 был атакован акустической торпедой подводной лодки U-293 (!?) и через час затонул в точке с координатами 69°04'сш и 36°40' вд.
Водоизмещение 1215 т. Размерения 95.80x9.40x3.0 м
Воружение первоначальное 4 - 102/50, 1 - 75/37 зенит., 4х3 533-мм торпедных аппаратов
в 1944 году: 1 - 102/50, 1 - 76/40, 4 - 20 мм Эрликон, 2 - 12.7 мм Кольт, 1х3 533 ТА, 4 бомбомета, 60 глубинных бомб
Бронирования нет
Механизмы 2 турбины, мощность механизмов 26500 л.с, 2 винта
Cкорость максимальная 35 узлов Дальность плавания 4900 миль. Экипаж 114 человек
В 1944 году скорость 27 узлов. Дальность плавания 1800 миль. Экипаж 11 офицеров и 130 матросов
HMS Churchill (ex-USS Herndon, DD-198) commissioned at Halifax on 9 September 1940. Churchill was delayed at Halifax repairing collision damage with HMS Chesterfield, she arrived at Devonport on 17 November 1940 having searched for survivors of the armed merchant cruiser HMS Jervis Bay while on passage. She completed refit in time to provide part of the initial escort for troop convoy WS5B in mid-January 1941. Initially based in Liverpool with 3rd escort Group, she transferred to Iceland and finally Newfoundland with 18th Escort Group, trans-Atlantic convoy being the duty of all three assignments. A long repair commenced in September 1941 at Liverpool and completing at Dundee in January 1942 preceded transfer to B5 Group. This Group was one of a number of British ships assigned to duty with the USN in the West Indies to assist when the USN was unable to cope with the large scale of UBoat attacka in the area, and Churchill so served until taken hand for refit at Charlestons, SC in late September 1942. On completion of her US refit, Churchill passed to Canadian control joining C4 Group and again operating in the North Atlantic except for two fast convoys to and from Algiers. As with the majority of the class, age and defects caused retirement to reserve and Churchill duly paid off on Tyneside in February 1944. Brough back for transfer to Russia, Churchill was refitted and then renamed Dyatyelnyi on 30 May 1944. In company with other ships also loaned, she steamed to Kola and the Northern Fleet during the passage of convoy JW59. Employed as an escort in the far North, distinction was achieved as the last war loss of the class, Dyatelnyi being torpedoed and sunk by U956 on 16 January 1945 while escorting a White Sea convoy; the only one of the transferred destroyers to be lost. (Foreign service history thanks to Robert Hurst.)