В начале лета 1948 года было впервые смонтировано оборудование для производства комплекса метеорологических наблюдений с борта самолета, разработанное в 1946-48 годах в "Арктическом институте Главсевморпути" под руководством профессора М.И.Гольцмана.
"Летающая обсерватория" предназначалась для разведки погоды в высоких широтах.
Около 20 дней занял непосредственно монтаж оборудования на аэродроме в Москве на самолете Ил-12. Работы проводились под наблюдением ведущего конструктора самолета.
В начале июля самолет был "облетан" и получил разрешение на проведения опытных работ в Арктике. Программой предусматривалось испытание аппаратуры, разработка методов разведки погоды и отработке связи с метеостанциями.
Ил-12 базировался в Архангельске и через день совершал вылеты в Карское и Баренцево моря, руководствуясь принципом "чем хуже погода, тем лучше для работы".
Командир экипажа: Н.В.Метлицкий
Второй пилот: М.П.Ступишин
Научная группа на борту:
Марк Израилевич Гольцман
Василий Гаврилович Канаки
В 1949 году оборудование и методики измерений были усовершенствованы и испытания были продолжены, весной - для окончательной отработки методики, осенью - для обслуживания навигации по СМП.
Профессору Гольцману тогда было уже более 60-ти лет
[Василий Гаврилович Канаки, «Любимая Арктика», Гидрометеоиздат, 1974]