№20 (18566), понедельник, 14 февраля 2005 г.
Трагедия в Баренцевом море: новые факты
© Василий ХАБАРОВ
17 августа 1942 года в результате нападения немецкой подводной лодки погибли буксирный пароход «Комсомолец» и баржи «ПЗ» и «ПУ».
Мне пришлось познакомиться со многими газетными статьями об этих событиях, в которых я постоянно находил противоречия. Трудно было найти истину в названиях погибших судов и количестве присутствующих на них пассажиров. Некоторые источники утверждали, что на баржах находилось триста человек, другие писали - более семисот. Мне же неоднократно приходилось слышать как во время, так и после войны, что на баржах находилось по триста человек на каждой. Надеюсь, что данной статьей мне удастся разрешить некоторые противоречия.
16 августа 1967 года в статье «Последний рейс», опубликованной в газете «Няръяна вындер» (автор А. Рочев) говорится, что в результате нападения подводной лодки на караван судов буксирный пароход «Комилес», баржи «ПЗ» и «ПУ» были потоплены, а поврежденный пароход «Комсомолец» выбросился на мель. Пароход «Норд» сумел уйти в Хабарово. Погибло 305 человек.
17 августа 1972 года (газета «НВ» № 164) в статье «Это случилось тридцать лет назад» капитан Нарьян-Марского морского порта В. Попов пишет: «Пароход «Вытегра», вышедший из Архангельска во второй половине июля 1942 года с грузом для порта Амдерма и пункта Хабарово, был вынужден выброситься на берег в районе Табседы, преследуемый немецкой подводной лодкой. Для спасения груза и судна руководством Северного морского пароходства была организована спасательная экспедиция. Чтобы разгрузить «Вытегру», по специальному распоряжению начальника Северного морского пароходства из Нарьян-Марского морского порта были направлены портовые буксиры «Комсомолец» и «Норд» с несамоходными баржами «ПЗ» и «ПУ». Руководство операцией было возложено на капитана морского порта А.С. Козловского».
Буксирный пароход «Норд» был приписан к Архангельскому морскому порту. Каким же образом он оказался в составе спасательной экспедиции? «Норд» с мая 1942 года был сдан в аренду в Хабарово. 3 июля 1942 года он пошел в Печору с баржой «ПУ» на буксире и с пассажирами в количестве 540 человек.
Конечно, хотелось бы знать социальный состав пассажиров, возраст, конечный пункт поездки. Почему они в таком количестве в военное время оказались не на пассажирском или грузовом судне, а на барже - без боевого охранения, без вооружения...
«30 июля караван судов прибыл в Табседу, и экипажи судов приступили к разгрузке «Вытегры», - пишет В. Попов. - 4 августа буксиры «Комсомолец» и «Норд» с гружеными баржами вышли из Табседы в Амдерму, куда прибыли 8 августа и приступили к частичной выгрузке. После Амдермы караван направился в Хабарово, куда прибыл уже 10 августа и был успешно разгружен. 16 августа буксиры «Комсомолец» и «Норд» с баржами «ПЗ» и «ПУ», на которых были люди (по 300 человек на каждой), вышли в Нарьян-Мар.
...17 августа всплыла вражеская подводная лодка и начала варварский обстрел судов. Была пробита труба «Комсомольца», перебит штуртрос, получена пробоина в корпусе. Видя безвыходность положения, «Комсомолец» выбросился на мель в районе Матвеева острова в Болванской губе Баренцева моря.
Буксирный пароход «Норд», оставив свою баржу «ПЗ» и спасательные шлюпки, форсированным ходом ушел в Хабарово для сообщения военному командованию о нападении фашистской подводной лодки на караван».
Караван не имел на вооружении ни пушек, ни пулеметов.
Вот что пишет в статье «Имя палача известно» («НВ» от 1 августа 1979 года) писатель Владимир Беляев: «А теперь более точные данные о потопленных буксирах и баржах. В 7 часов 10 минут 17 августа 1942 года по приказу Генриха Бродды к западу от пролива Югорский шар его подчиненные уничтожили артиллерийским огнем буксир «Норд» («Комилес»). Из тех же орудий они потопили баржу «ПЗ»...
«В 8 часов 10 минут был затоплен буксир «Комсомолец». Оставалась на плаву баржа «ПУ». В 9 часов 20 минут по приказу Генриха Бродды субмарина V-209 выпустила в баржу торпеду».
«...19 мая 1943 года подводная лодка V-209 покинула Арктику и вышла на север Атлантического океана. Ее настигли к юго-востоку от мыса Фареуэлл союзные (английские) фрегаты «Джед» и «Сеннен». Глубинными бомбами моряки забросали лодку, и Генрих Бродда со своим экипажем остались на дне», пишет Беляев.
Как выяснилось, буксирный пароход «Норд» и теплоход «Комилес» - два разных судна. Во время трагедии теплоход «Комилес» находился в рейсе Архангельск-Англия - Архангельск.
«10 августа 1942 года началась погрузка судна, и 21 августа теплоход прибыл в Лох-Ю».
В донесении своему военному командованию (с 1936 года всеми подводными силами фашистской Германии командовал гросс-адмирал К. Дениц, с 1943 года главнокомандующий ВМФ. Активный участник разработки планов мирового господства, сторонник неограниченной подводной войны. Военный преступник. Осужден Нюрнбергским трибуналом) Генрих Бродда лукавил. Пароход «Норд» не был потоплен 17 августа 1942 года.
В вахтенном журнале диспетчерской Северного государственного морского пароходства (позиция судов) имеется запись от 10 октября 1942 года о прибытии парохода «Норд» в Архангельск (Кр. Пристань) и о постановке его на ремонт в мастерские пароходства на Моисеевом острове.
В госархиве Архангельской области палубного журнала парохода «Норд» с июля 1942 по март 1943 года не имеется, так что документально установить количество пассажиров, погибших во время трагедии, не представляется возможным. Думаю, что В. Попов, назвав количество пассажиров в 300 человек на каждой барже, пользовался какими-то материалами. Он указал в статье точные даты движения каравана по маршруту на основании документов.
Нет ничего удивительного в том, что в госархиве Архангельской области нет палубного журнала парохода «Норд» за вышеуказанный период. Видимо, он был изъят для расследования трагедии и где-то в другом месте приобщен к делу. Возможно, использовался для предъявления обвинений военным преступникам.
В заключение хотелось бы поблагодарить директора Архангельского областного госархива Н.А. Шумилова, начальника отдела публикаций и использования документов Т.А. Санакину, сотрудника П.Е. Дашличину за отзывчивость и кропотливость.
© Василий ХАБАРОВ
17 августа 1942 года в результате нападения немецкой подводной лодки погибли буксирный пароход «Комсомолец» и баржи «ПЗ» и «ПУ».
Мне пришлось познакомиться со многими газетными статьями об этих событиях, в которых я постоянно находил противоречия. Трудно было найти истину в названиях погибших судов и количестве присутствующих на них пассажиров. Некоторые источники утверждали, что на баржах находилось триста человек, другие писали - более семисот. Мне же неоднократно приходилось слышать как во время, так и после войны, что на баржах находилось по триста человек на каждой. Надеюсь, что данной статьей мне удастся разрешить некоторые противоречия.
16 августа 1967 года в статье «Последний рейс», опубликованной в газете «Няръяна вындер» (автор А. Рочев) говорится, что в результате нападения подводной лодки на караван судов буксирный пароход «Комилес», баржи «ПЗ» и «ПУ» были потоплены, а поврежденный пароход «Комсомолец» выбросился на мель. Пароход «Норд» сумел уйти в Хабарово. Погибло 305 человек.
17 августа 1972 года (газета «НВ» № 164) в статье «Это случилось тридцать лет назад» капитан Нарьян-Марского морского порта В. Попов пишет: «Пароход «Вытегра», вышедший из Архангельска во второй половине июля 1942 года с грузом для порта Амдерма и пункта Хабарово, был вынужден выброситься на берег в районе Табседы, преследуемый немецкой подводной лодкой. Для спасения груза и судна руководством Северного морского пароходства была организована спасательная экспедиция. Чтобы разгрузить «Вытегру», по специальному распоряжению начальника Северного морского пароходства из Нарьян-Марского морского порта были направлены портовые буксиры «Комсомолец» и «Норд» с несамоходными баржами «ПЗ» и «ПУ». Руководство операцией было возложено на капитана морского порта А.С. Козловского».
Буксирный пароход «Норд» был приписан к Архангельскому морскому порту. Каким же образом он оказался в составе спасательной экспедиции? «Норд» с мая 1942 года был сдан в аренду в Хабарово. 3 июля 1942 года он пошел в Печору с баржой «ПУ» на буксире и с пассажирами в количестве 540 человек.
Конечно, хотелось бы знать социальный состав пассажиров, возраст, конечный пункт поездки. Почему они в таком количестве в военное время оказались не на пассажирском или грузовом судне, а на барже - без боевого охранения, без вооружения...
«30 июля караван судов прибыл в Табседу, и экипажи судов приступили к разгрузке «Вытегры», - пишет В. Попов. - 4 августа буксиры «Комсомолец» и «Норд» с гружеными баржами вышли из Табседы в Амдерму, куда прибыли 8 августа и приступили к частичной выгрузке. После Амдермы караван направился в Хабарово, куда прибыл уже 10 августа и был успешно разгружен. 16 августа буксиры «Комсомолец» и «Норд» с баржами «ПЗ» и «ПУ», на которых были люди (по 300 человек на каждой), вышли в Нарьян-Мар.
...17 августа всплыла вражеская подводная лодка и начала варварский обстрел судов. Была пробита труба «Комсомольца», перебит штуртрос, получена пробоина в корпусе. Видя безвыходность положения, «Комсомолец» выбросился на мель в районе Матвеева острова в Болванской губе Баренцева моря.
Буксирный пароход «Норд», оставив свою баржу «ПЗ» и спасательные шлюпки, форсированным ходом ушел в Хабарово для сообщения военному командованию о нападении фашистской подводной лодки на караван».
Караван не имел на вооружении ни пушек, ни пулеметов.
Вот что пишет в статье «Имя палача известно» («НВ» от 1 августа 1979 года) писатель Владимир Беляев: «А теперь более точные данные о потопленных буксирах и баржах. В 7 часов 10 минут 17 августа 1942 года по приказу Генриха Бродды к западу от пролива Югорский шар его подчиненные уничтожили артиллерийским огнем буксир «Норд» («Комилес»). Из тех же орудий они потопили баржу «ПЗ»...
«В 8 часов 10 минут был затоплен буксир «Комсомолец». Оставалась на плаву баржа «ПУ». В 9 часов 20 минут по приказу Генриха Бродды субмарина V-209 выпустила в баржу торпеду».
«...19 мая 1943 года подводная лодка V-209 покинула Арктику и вышла на север Атлантического океана. Ее настигли к юго-востоку от мыса Фареуэлл союзные (английские) фрегаты «Джед» и «Сеннен». Глубинными бомбами моряки забросали лодку, и Генрих Бродда со своим экипажем остались на дне», пишет Беляев.
Как выяснилось, буксирный пароход «Норд» и теплоход «Комилес» - два разных судна. Во время трагедии теплоход «Комилес» находился в рейсе Архангельск-Англия - Архангельск.
«10 августа 1942 года началась погрузка судна, и 21 августа теплоход прибыл в Лох-Ю».
В донесении своему военному командованию (с 1936 года всеми подводными силами фашистской Германии командовал гросс-адмирал К. Дениц, с 1943 года главнокомандующий ВМФ. Активный участник разработки планов мирового господства, сторонник неограниченной подводной войны. Военный преступник. Осужден Нюрнбергским трибуналом) Генрих Бродда лукавил. Пароход «Норд» не был потоплен 17 августа 1942 года.
В вахтенном журнале диспетчерской Северного государственного морского пароходства (позиция судов) имеется запись от 10 октября 1942 года о прибытии парохода «Норд» в Архангельск (Кр. Пристань) и о постановке его на ремонт в мастерские пароходства на Моисеевом острове.
В госархиве Архангельской области палубного журнала парохода «Норд» с июля 1942 по март 1943 года не имеется, так что документально установить количество пассажиров, погибших во время трагедии, не представляется возможным. Думаю, что В. Попов, назвав количество пассажиров в 300 человек на каждой барже, пользовался какими-то материалами. Он указал в статье точные даты движения каравана по маршруту на основании документов.
Нет ничего удивительного в том, что в госархиве Архангельской области нет палубного журнала парохода «Норд» за вышеуказанный период. Видимо, он был изъят для расследования трагедии и где-то в другом месте приобщен к делу. Возможно, использовался для предъявления обвинений военным преступникам.
В заключение хотелось бы поблагодарить директора Архангельского областного госархива Н.А. Шумилова, начальника отдела публикаций и использования документов Т.А. Санакину, сотрудника П.Е. Дашличину за отзывчивость и кропотливость.
Газета "Нарьяна вындер" ("Красный тундровик")
№43 (18588), понедельник, 28 марта 2005 г.
Трагедия в Баренцевом море: полная версия
© Михаил СПИРИХИН,
бывший работник Нарьян-Марского морского порта
14 февраля 2005 года в газете «Няръяна вындер» была напечатана статья В.П.Хабарова «Трагедия в Баренцевом море: новые факты». Об этой трагедии, случившейся 17 августа 1942 года, написано множество статей и очерков в разные годы и везде приводятся разные данные о количестве погибших и спасенных, а также о потопленных из этого каравана судах. Я же хочу разъяснить ситуацию с буксирным пароходом «Комилес» и попробую дать полную картину трагедии, основываясь на архивных данных и литературных источниках.
Да, действительно В.П. Хабарову на его запрос пришел ответ из Архангельского архива о том, что пароход «Комилес» во время этой трагедии находился в Англии. Все дело в том, что это было совсем другое судно, но с тем же названием - «Комилес». Согласно архивных данных и данных справочников и книг, пароход «Комилес» прибыл в составе 13-ти судов из Дальневосточного пароходства на север в 1942 году Северным морским путем. Это было крупнотоннажное судно с немалым экипажем, и к тому же имело вооружение. 17 августа 1942 года в составе каравана был потоплен небольшой буксирный пароход «Комилес». По всей вероятности, он принадлежал Печорскому лесозаводу, который до 1942 года находился в подчинении системы «Комилеса» и в дальнейшем был передан в Наркомат рыбпрома. Это был старенький буксир, он, видимо, давно трудился на территории Печорского порта. Ветеран округа П.М. Спирихин вспоминает такой случай. В 1933 или в 1934 году глубокой осенью случился пожар - загорелся тогдашний Клуб моряков. В тушении пожара принимал участие буксирный пароход «Комилес», благодаря которому удалось отстоять здание клуба, сгорела только крыша. С судна были брошены два пожарных рукава и судовым насосом подавалась вода. Пока нет данных, каким образом буксир оказался в Хабарове, но то, что он был неисправен, подтверждается документами.
* * *
«КОМИЛЕС» - букс. пароход.
Дата и место гибели - 17.08.42, Печорское море, у острова Матвеев, 69°30' с.ш., 58°32' в.д.
Караван небольших невооруженных судов в составе бук. п/х «Комсомолец» с несамоходными судами (баржой «П-4» и лихтером «Ш-500») на буксире и бук. п/х «Норд» с неисправным бук. п/х «Комилес» на буксире, следовал из Хабарова в Нарьян-Мар без охранения. На судах находилось несколько сот. рабочих и строительные грузы. Немецкая ПЛ «У-209» артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла бук. п/х «Комсомолец» и расстреляла оказавшихся в воде людей. Погибло 305 чел., в том числе капитан порта Нарьян-Мар А.С. Козловский. Уцелевший бук. п/х «Норд» после ухода подводной лодки спас 20 чел.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1362, л. 219-220; Боевая летопись [4], с. 65; Вайнер Б.А. [6], с. 187; Пузырев В.П. [26], с. 57; Материалы музея истории Архангельского порта; Kolшег I. [43], 3.199.
Источник:
«Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
* * *
В нашем краеведческом музее также есть много документов об этой трагедии. Совсем недавно издана книга А.А. Сергеева «Германские подводные лодки в Арктике. 1941-1942 год». Книга основана исключительно на документах. Эти документы до сих пор нигде не публиковались. Огромное спасибо директору музея Е. Г. Меньшаковой за предоставление этой информации. Я считаю, что это очень интересные факты. Напомню, что автор ссылается на следующие документы: БУНДЕСАРХИВ RM 98/413 KTBU-209 19.08.1942 г. ОЦВМА фонд 12, дело 6580, листы 494-495.
* * *
Итак, 16 августа 1942 года около полуночи из поселка Хабарово в Нарьян-Мар, без согласования с командиром Северного Отряда БВФ капитаном 1 ранга Н.П. Анниным, вышла группа кораблей, принадлежавшая Наркомату внутренних дел. В ее состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а «Комсомолец» - баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя» и предназначались для работ на объекте НКВД № 300. Вышеперечисленные суда направились в Нарьян-Мар без охранения, несмотря на наличие информации о действиях германских подводных лодок у Новой Земли и присутствие в Хабарово тральщиков ТЩ-54 и ТЩ-62. Подобные переходы уже практиковались как Северным морским пароходством, так и организациями Наркомата внутренних дел. И в большинстве случаев командование Беломорской военной флотилии об этих переходах ничего не знало.
До утра плавание проходило спокойно. «Комсомолец» с баржей П-4 возглавлял колонну, двигаясь со скоростью 6 узлов. За ним на небольшом расстоянии следовал «Норд».
17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев, вблизи него всплыла германская подводная лодка, открывшая артиллерийский огонь по головному буксиру.
* * *
В качестве первой цели для атаки Бродда (Генрих Бродда - командир ПЛ U-209) выбрал баржу П-4. К 7.00. она была вся объята пламенем, но продолжала держаться на плаву. Находящиеся на ней заключенные и охранники, спасаясь от огня, прыгали за борт. В общей сложности в воде находилось около 300 человек и немцы были уверены, что это советские солдаты. Очевидно, их смутили телогрейки, которые в ходе войны активно использовались в качестве форменной одежды как в советских концлагерях, так и в действующей армии.
Пока U-209 была занята расстрелом баржи, «Комсомолец» отдал буксирный канат и попытался скрыться. Этот маневр был замечен, и лодка немедленно перенесла огонь на уходящее судно. После нескольких прямых попаданий 88-миллиметровыми снарядами буксир загорелся и, как показалось германским подводникам, затонул.
Разделавшись с «Комсомольцем», Бродда решил добить баржу П-4. В 07.10. с дистанции 600 метров по ней была выпущена торпеда, которая из-за технической неисправности в цель не попала. Таким же безуспешным оказался и второй выстрел, произведенный в 07.15. Проверка торпедных установок не внесла ясности в произошедшее. Согласно им торпеды неминуемо должны были угодить в среднюю часть корпуса баржи, но по непонятным причинам этого не случилось.
В 07.20., бросив баржу догорать, U-209 устремилась в погоню за остальными судами каравана. К этому времени буксир "Норд", принятый немцами за сторожевик, успел отвести «Комилес» и лихтер Ш к острову Матвеев, поставив их на якорь в восьмистах метрах от берега. Затем он отдал буксирный канат и, обогнув остров с западной стороны, взял курс на Югорский Шар.
В 08.00. U-209 подошла к неподвижно стоящим советским судам и потопила «Комилес» артиллерийским огнем. Его экипажу пришлось броситься в воду и добираться до берега вплавь. К счастью, расстояние до него было не очень большим, и многим морякам удалось это сделать. Затем наступила очередь лихтера Ш, груженого углем. В 08.05. Бродда выпустил по нему торпеду с расстояния всего 300 метров, но, как и в первых двух случаях, в цель она не попала. Не слышали на лодке и взрыва, хотя позади атакованного судна находилась отвесная скала.
* * *
Чтобы добить противника, подводникам пришлось в 08.10. снова открыть артиллерийский огонь. Вскоре лихтер, объятый пламенем, медленно ушел под воду.
В 08.15. подлодка повернула в сторону горящей баржи П-4. Снарядов к орудию больше не было, и в 08.31. лодка ушла на перископную глубину. Сблизившись с баржей на дистанцию 320 метров, Бродда в 09.20. выпустил торпеду из аппарата № 4. На этот раз она сработала нормально, отправив злополучное судно на дно.
В 09.51. U-209 всплыла в надводное положение. Волнение моря увеличилось до двух баллов, и пошел небольшой дождь. Сила ветра составляла 2-3 балла. Опасаясь появления со стороны Югорского Шара советских сторожевых кораблей, Бродда взял курс на южное побережье Новой Земли. В 13.40. он передал командованию радиограмму о потоплении артиллерийским огнем двух буксирных составов в квадрате АТ-8762. В ней же указывалось, что на борту одной из барж находилось около 300 солдат.
* * *
Информация о нападении германской подводной лодки на буксирный караван у острова Матвеев была получена в Хабарово около 09.20. Стоящие там тральщики ТЩ-54 и ТЩ-62 под общим командованием капитана 3 ранга Королева снялись с якоря и двинулись в район происшествия. В 11.00. на зюйде был замечен силуэт буксира "Норд", с которым удалось сблизиться через 40 минут. Его капитан вкратце обрисовал ситуацию, сообщив, что о судьбе остальных судов и их экипажей он ничего не знает. Пристроив буксир в кильватер ТЩ-54, корабли полным ходом пошли к острову Матвеев.
В 14.40. при подходе к острову на воде была замечена шлюпка с людьми. Тральщики изменили курс и в 15.00. приняли на борт двух человек с баржи П-4, один из которых имел тяжелое ранение в руку. Одновременно ТЩ-54 подобрал два мертвых тела, державшихся на воде благодаря пробковым поясам. Спасенные сообщили, что они единственные, кто уцелел с баржи П-4. Согласно их показаниям, германские подводники, расстреляв судно из артиллерии, добивали плавающих в воде из ручного оружия.
К этому утверждению следует относиться скептически по многим причинам. Во-первых, в архивных документах не указываются имена и фамилии спасенных. Кто эти люди и каким образом им удалось спастись на шлюпке - остается непонятно. Во-вторых, в журнале боевых действий U-209 отсутствуют какие-либо записи об использовании экипажем ручного стрелкового оружия. А, как известно, пунктуальные немцы любили записывать даже мелочи. В-третьих, не надо забывать, что 28 июля 1942 года U-209 спасла в море и доставила в Норвегию 8 американских моряков с парохода «Хоному», хотя могла их не подбирать. Вряд ли капитан-лейтенант Бродда питал к американцам более теплые чувства, чем к русским. В четвертых, для германских подводников было несвойственно жестокое отношение к экипажам потопленных кораблей.
* * *
Вечером U-209 обогнула остров Междушарский с восточной стороны, пройдя через пролив Костин Шар. 19 августа в 08.05. по пеленгу 90° сигнальщики обнаружили за кормой силуэт подводной лодки. Это была U-456 под командованием капитан-лейтенанта Тейхерта, которая утром 15 августа вышла из Киркенеса к Новой Земле и уже в боевом походе получила указание пополнить артиллерийский запас U-209. Из-за сильного волнения моря осуществить передачу снарядов у северо-западного побережья острова Междушарский не удалось. Посовещавшись, командиры приняли решение сделать это прямо в проливе Костин Шар. Однако и там у немцев возникли проблемы. В 13.10. на дистанции 7000 метров сигнальщики обнаружили 4 сторожевых корабля, открывших по лодкам артиллерийский огонь. Это были СКР-19, ТЩ-39, ТЩ-58 и мотобот «Полярник», находившиеся в дозоре. U-209 и U-456, следуя строем кильватера, изменили курс и начали уходить в сторону моря. При этом последняя открыла ответный огонь по противнику. Бродда, не упускавший возможности применить артиллерию
, мог только сожалеть об отсутствии снарядов на своем корабле. На этот раз ему выпала лишь роль наблюдателя.
Между тем подводные лодки продолжали двигаться в надводном положении. Малые глубины не позволяли им уйти под воду, да и особой надобности в этом не было. Точность огня советских кораблей оставляла желать лучшего. Их снаряды ложились далеко за кормой. Примерно в 13.40. последний из них исчез за горизонтом.
Оторвавшись от противника, немецким командирам, наконец, удалось осуществить задуманное. В 18.30. в двух милях от западного побережья полуострова Гусиная Земля с U-456 на U-209 было перегружено 80 снарядов к 88-миллиметровому орудию. Это удалось сделать всего за 20 минут. Затем обе лодки погрузились и потеряли контакт друг с другом.
* * *
В 15.40 тральщики подошли к месту гибели лихтера Ш и буксира «Комилес». Возле мачты затонувшего буксира, торчавшей из воды, «Норд» застопорил машину и спустил шлюпки для эвакуации с берега оставшихся в живых. По словам людей, снятых с острова, буксир «Комсомолец», поврежденный многочисленными попаданиями снарядов, не затонул, а выбросился на северную оконечность острова Матвеев.
В 17.10. тральщики обнаружили у самого берега корпус сгоревшего «Комсомольца». Подойти к нему они не решились из-за малых глубин и встали на якорь в ожидании, когда «Норд» снимет людей с острова. После завершения этих работ на борту последнего оказалось 23 спасенных. Таким образом, из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули либо погибли в ходе артиллерийского обстрела.
В 19.50. оба тральщика и буксир «Норд» снялись с якоря и 18 августа благополучно прибыли в Хабарово.
* * *
Несколько слов о буксирном пароходе Печорского порта г. Нарьян-Мара «Комсомолец».
Это был трудяга-буксир, который занимался портовыми работами, а также буксировкой барж из района Фарихи в порт. Во время ВОВ «Комсомолец» был передан в аренду строительства № 300 НКВД. Я не буду описывать последний рейс судна. Небольшой рассказ об этом есть в книге «Нарьян-Марский морской порт - 70 лет». Авторы А.М. и М.А. Спирихины. Есть информация и в Энциклопедическом словаре НАО. Небольшая справка:
Б/п «Комсомолец» построен в Норвегии в 1866 г., бывшее название - «Сарпен».
Длина - 26,7 м., Шир.-6 м., выс. Борта - 2,45 м., мощ. маш.- 320 л.с., скор. - 7 узлов.
Пришел в порт в 1934 г. После этой трагедии, ровно через 2 года, был снят с мели и отбуксирован в Нарьян-Мар. После капремонта очень непродолжительное время работал в порту.
© Михаил СПИРИХИН,
бывший работник Нарьян-Марского морского порта
14 февраля 2005 года в газете «Няръяна вындер» была напечатана статья В.П.Хабарова «Трагедия в Баренцевом море: новые факты». Об этой трагедии, случившейся 17 августа 1942 года, написано множество статей и очерков в разные годы и везде приводятся разные данные о количестве погибших и спасенных, а также о потопленных из этого каравана судах. Я же хочу разъяснить ситуацию с буксирным пароходом «Комилес» и попробую дать полную картину трагедии, основываясь на архивных данных и литературных источниках.
Да, действительно В.П. Хабарову на его запрос пришел ответ из Архангельского архива о том, что пароход «Комилес» во время этой трагедии находился в Англии. Все дело в том, что это было совсем другое судно, но с тем же названием - «Комилес». Согласно архивных данных и данных справочников и книг, пароход «Комилес» прибыл в составе 13-ти судов из Дальневосточного пароходства на север в 1942 году Северным морским путем. Это было крупнотоннажное судно с немалым экипажем, и к тому же имело вооружение. 17 августа 1942 года в составе каравана был потоплен небольшой буксирный пароход «Комилес». По всей вероятности, он принадлежал Печорскому лесозаводу, который до 1942 года находился в подчинении системы «Комилеса» и в дальнейшем был передан в Наркомат рыбпрома. Это был старенький буксир, он, видимо, давно трудился на территории Печорского порта. Ветеран округа П.М. Спирихин вспоминает такой случай. В 1933 или в 1934 году глубокой осенью случился пожар - загорелся тогдашний Клуб моряков. В тушении пожара принимал участие буксирный пароход «Комилес», благодаря которому удалось отстоять здание клуба, сгорела только крыша. С судна были брошены два пожарных рукава и судовым насосом подавалась вода. Пока нет данных, каким образом буксир оказался в Хабарове, но то, что он был неисправен, подтверждается документами.
* * *
«КОМИЛЕС» - букс. пароход.
Дата и место гибели - 17.08.42, Печорское море, у острова Матвеев, 69°30' с.ш., 58°32' в.д.
Караван небольших невооруженных судов в составе бук. п/х «Комсомолец» с несамоходными судами (баржой «П-4» и лихтером «Ш-500») на буксире и бук. п/х «Норд» с неисправным бук. п/х «Комилес» на буксире, следовал из Хабарова в Нарьян-Мар без охранения. На судах находилось несколько сот. рабочих и строительные грузы. Немецкая ПЛ «У-209» артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла бук. п/х «Комсомолец» и расстреляла оказавшихся в воде людей. Погибло 305 чел., в том числе капитан порта Нарьян-Мар А.С. Козловский. Уцелевший бук. п/х «Норд» после ухода подводной лодки спас 20 чел.
ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1362, л. 219-220; Боевая летопись [4], с. 65; Вайнер Б.А. [6], с. 187; Пузырев В.П. [26], с. 57; Материалы музея истории Архангельского порта; Kolшег I. [43], 3.199.
Источник:
«Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
* * *
В нашем краеведческом музее также есть много документов об этой трагедии. Совсем недавно издана книга А.А. Сергеева «Германские подводные лодки в Арктике. 1941-1942 год». Книга основана исключительно на документах. Эти документы до сих пор нигде не публиковались. Огромное спасибо директору музея Е. Г. Меньшаковой за предоставление этой информации. Я считаю, что это очень интересные факты. Напомню, что автор ссылается на следующие документы: БУНДЕСАРХИВ RM 98/413 KTBU-209 19.08.1942 г. ОЦВМА фонд 12, дело 6580, листы 494-495.
* * *
Итак, 16 августа 1942 года около полуночи из поселка Хабарово в Нарьян-Мар, без согласования с командиром Северного Отряда БВФ капитаном 1 ранга Н.П. Анниным, вышла группа кораблей, принадлежавшая Наркомату внутренних дел. В ее состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а «Комсомолец» - баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя» и предназначались для работ на объекте НКВД № 300. Вышеперечисленные суда направились в Нарьян-Мар без охранения, несмотря на наличие информации о действиях германских подводных лодок у Новой Земли и присутствие в Хабарово тральщиков ТЩ-54 и ТЩ-62. Подобные переходы уже практиковались как Северным морским пароходством, так и организациями Наркомата внутренних дел. И в большинстве случаев командование Беломорской военной флотилии об этих переходах ничего не знало.
До утра плавание проходило спокойно. «Комсомолец» с баржей П-4 возглавлял колонну, двигаясь со скоростью 6 узлов. За ним на небольшом расстоянии следовал «Норд».
17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев, вблизи него всплыла германская подводная лодка, открывшая артиллерийский огонь по головному буксиру.
* * *
В качестве первой цели для атаки Бродда (Генрих Бродда - командир ПЛ U-209) выбрал баржу П-4. К 7.00. она была вся объята пламенем, но продолжала держаться на плаву. Находящиеся на ней заключенные и охранники, спасаясь от огня, прыгали за борт. В общей сложности в воде находилось около 300 человек и немцы были уверены, что это советские солдаты. Очевидно, их смутили телогрейки, которые в ходе войны активно использовались в качестве форменной одежды как в советских концлагерях, так и в действующей армии.
Пока U-209 была занята расстрелом баржи, «Комсомолец» отдал буксирный канат и попытался скрыться. Этот маневр был замечен, и лодка немедленно перенесла огонь на уходящее судно. После нескольких прямых попаданий 88-миллиметровыми снарядами буксир загорелся и, как показалось германским подводникам, затонул.
Разделавшись с «Комсомольцем», Бродда решил добить баржу П-4. В 07.10. с дистанции 600 метров по ней была выпущена торпеда, которая из-за технической неисправности в цель не попала. Таким же безуспешным оказался и второй выстрел, произведенный в 07.15. Проверка торпедных установок не внесла ясности в произошедшее. Согласно им торпеды неминуемо должны были угодить в среднюю часть корпуса баржи, но по непонятным причинам этого не случилось.
В 07.20., бросив баржу догорать, U-209 устремилась в погоню за остальными судами каравана. К этому времени буксир "Норд", принятый немцами за сторожевик, успел отвести «Комилес» и лихтер Ш к острову Матвеев, поставив их на якорь в восьмистах метрах от берега. Затем он отдал буксирный канат и, обогнув остров с западной стороны, взял курс на Югорский Шар.
В 08.00. U-209 подошла к неподвижно стоящим советским судам и потопила «Комилес» артиллерийским огнем. Его экипажу пришлось броситься в воду и добираться до берега вплавь. К счастью, расстояние до него было не очень большим, и многим морякам удалось это сделать. Затем наступила очередь лихтера Ш, груженого углем. В 08.05. Бродда выпустил по нему торпеду с расстояния всего 300 метров, но, как и в первых двух случаях, в цель она не попала. Не слышали на лодке и взрыва, хотя позади атакованного судна находилась отвесная скала.
* * *
Чтобы добить противника, подводникам пришлось в 08.10. снова открыть артиллерийский огонь. Вскоре лихтер, объятый пламенем, медленно ушел под воду.
В 08.15. подлодка повернула в сторону горящей баржи П-4. Снарядов к орудию больше не было, и в 08.31. лодка ушла на перископную глубину. Сблизившись с баржей на дистанцию 320 метров, Бродда в 09.20. выпустил торпеду из аппарата № 4. На этот раз она сработала нормально, отправив злополучное судно на дно.
В 09.51. U-209 всплыла в надводное положение. Волнение моря увеличилось до двух баллов, и пошел небольшой дождь. Сила ветра составляла 2-3 балла. Опасаясь появления со стороны Югорского Шара советских сторожевых кораблей, Бродда взял курс на южное побережье Новой Земли. В 13.40. он передал командованию радиограмму о потоплении артиллерийским огнем двух буксирных составов в квадрате АТ-8762. В ней же указывалось, что на борту одной из барж находилось около 300 солдат.
* * *
Информация о нападении германской подводной лодки на буксирный караван у острова Матвеев была получена в Хабарово около 09.20. Стоящие там тральщики ТЩ-54 и ТЩ-62 под общим командованием капитана 3 ранга Королева снялись с якоря и двинулись в район происшествия. В 11.00. на зюйде был замечен силуэт буксира "Норд", с которым удалось сблизиться через 40 минут. Его капитан вкратце обрисовал ситуацию, сообщив, что о судьбе остальных судов и их экипажей он ничего не знает. Пристроив буксир в кильватер ТЩ-54, корабли полным ходом пошли к острову Матвеев.
В 14.40. при подходе к острову на воде была замечена шлюпка с людьми. Тральщики изменили курс и в 15.00. приняли на борт двух человек с баржи П-4, один из которых имел тяжелое ранение в руку. Одновременно ТЩ-54 подобрал два мертвых тела, державшихся на воде благодаря пробковым поясам. Спасенные сообщили, что они единственные, кто уцелел с баржи П-4. Согласно их показаниям, германские подводники, расстреляв судно из артиллерии, добивали плавающих в воде из ручного оружия.
К этому утверждению следует относиться скептически по многим причинам. Во-первых, в архивных документах не указываются имена и фамилии спасенных. Кто эти люди и каким образом им удалось спастись на шлюпке - остается непонятно. Во-вторых, в журнале боевых действий U-209 отсутствуют какие-либо записи об использовании экипажем ручного стрелкового оружия. А, как известно, пунктуальные немцы любили записывать даже мелочи. В-третьих, не надо забывать, что 28 июля 1942 года U-209 спасла в море и доставила в Норвегию 8 американских моряков с парохода «Хоному», хотя могла их не подбирать. Вряд ли капитан-лейтенант Бродда питал к американцам более теплые чувства, чем к русским. В четвертых, для германских подводников было несвойственно жестокое отношение к экипажам потопленных кораблей.
* * *
Вечером U-209 обогнула остров Междушарский с восточной стороны, пройдя через пролив Костин Шар. 19 августа в 08.05. по пеленгу 90° сигнальщики обнаружили за кормой силуэт подводной лодки. Это была U-456 под командованием капитан-лейтенанта Тейхерта, которая утром 15 августа вышла из Киркенеса к Новой Земле и уже в боевом походе получила указание пополнить артиллерийский запас U-209. Из-за сильного волнения моря осуществить передачу снарядов у северо-западного побережья острова Междушарский не удалось. Посовещавшись, командиры приняли решение сделать это прямо в проливе Костин Шар. Однако и там у немцев возникли проблемы. В 13.10. на дистанции 7000 метров сигнальщики обнаружили 4 сторожевых корабля, открывших по лодкам артиллерийский огонь. Это были СКР-19, ТЩ-39, ТЩ-58 и мотобот «Полярник», находившиеся в дозоре. U-209 и U-456, следуя строем кильватера, изменили курс и начали уходить в сторону моря. При этом последняя открыла ответный огонь по противнику. Бродда, не упускавший возможности применить артиллерию
, мог только сожалеть об отсутствии снарядов на своем корабле. На этот раз ему выпала лишь роль наблюдателя.
Между тем подводные лодки продолжали двигаться в надводном положении. Малые глубины не позволяли им уйти под воду, да и особой надобности в этом не было. Точность огня советских кораблей оставляла желать лучшего. Их снаряды ложились далеко за кормой. Примерно в 13.40. последний из них исчез за горизонтом.
Оторвавшись от противника, немецким командирам, наконец, удалось осуществить задуманное. В 18.30. в двух милях от западного побережья полуострова Гусиная Земля с U-456 на U-209 было перегружено 80 снарядов к 88-миллиметровому орудию. Это удалось сделать всего за 20 минут. Затем обе лодки погрузились и потеряли контакт друг с другом.
* * *
В 15.40 тральщики подошли к месту гибели лихтера Ш и буксира «Комилес». Возле мачты затонувшего буксира, торчавшей из воды, «Норд» застопорил машину и спустил шлюпки для эвакуации с берега оставшихся в живых. По словам людей, снятых с острова, буксир «Комсомолец», поврежденный многочисленными попаданиями снарядов, не затонул, а выбросился на северную оконечность острова Матвеев.
В 17.10. тральщики обнаружили у самого берега корпус сгоревшего «Комсомольца». Подойти к нему они не решились из-за малых глубин и встали на якорь в ожидании, когда «Норд» снимет людей с острова. После завершения этих работ на борту последнего оказалось 23 спасенных. Таким образом, из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули либо погибли в ходе артиллерийского обстрела.
В 19.50. оба тральщика и буксир «Норд» снялись с якоря и 18 августа благополучно прибыли в Хабарово.
* * *
Несколько слов о буксирном пароходе Печорского порта г. Нарьян-Мара «Комсомолец».
Это был трудяга-буксир, который занимался портовыми работами, а также буксировкой барж из района Фарихи в порт. Во время ВОВ «Комсомолец» был передан в аренду строительства № 300 НКВД. Я не буду описывать последний рейс судна. Небольшой рассказ об этом есть в книге «Нарьян-Марский морской порт - 70 лет». Авторы А.М. и М.А. Спирихины. Есть информация и в Энциклопедическом словаре НАО. Небольшая справка:
Б/п «Комсомолец» построен в Норвегии в 1866 г., бывшее название - «Сарпен».
Длина - 26,7 м., Шир.-6 м., выс. Борта - 2,45 м., мощ. маш.- 320 л.с., скор. - 7 узлов.
Пришел в порт в 1934 г. После этой трагедии, ровно через 2 года, был снят с мели и отбуксирован в Нарьян-Мар. После капремонта очень непродолжительное время работал в порту.