Адольф Милованов » 06 Январь 2014 17:12
Со временем, познав правду, близкую к истине, по-другому воспринимаешь идеализированные события прошлой жизни и её героев. За 10 месяцев безрезультатных поисков самолёта Н-209 и 6-ти человек его экипажа было потеряно больше самолётов и человеческих жизней. Например, только один отряд Чухновского потерял 75% , практически новых тяжёлых самолётов, плюс людские потери…
Приказ №407 по ГУСМП при СНК СССР 25.9.1938г.
П. 1. На протяжение ряда лет существования Полярной авиации отсутствовала надлежащая борьба с виновниками лётных происшествий. Аварийность продолжает быть очень высокой. Учёт лётных происшествий вёлся плохо. Вышедший из строя СМП, числится действующим до сих пор.
П.2. 17.3.1938г. с-т СССР Н-210 пилотируемый лётчиком Лисицыным под командованием т. Чухновского Б.Г. вылетел из б. Тихой на о. Рудольфа. Погода по трассе была хорошая и вполне лётная. Через 1 час 21 мин после вылета в б. Тихую, с-т Н-210 на 750 м подошёл к о. Рудольфа.
Погода к этому времени изменилась и пОлосы низкого тумана временами закрывали аэродром с СВ. На аэродроме к моменту прилёта с-та, кроме нормально разбитого старта по требованию с самолёта начальника экспедиции тов. Бабушкина были зажжены дымовые шашки и костры. Первый пилот т. Лисицын, сделав 3 круга над аэродромом и видя, что аэродром начал очищаться от тумана, решил идти на посадку. Пройдя по прямой после последнего разворота, сделал разворот вправо, самолёт вышел на прямую в плоскости разбитого старта. Пилот Лисицын, сбавив газ, стал производить расчёт на посадку. На высоте 20-30м не доходя посадочного Т 200м пилот Лисицын решил посадку не производить.
Прибавив обороты моторам до 1500-1600 об/м при скорости 150 км/ч, отдав стабилизатор, т. Лисицын перевёл самолёт в линию горизонтального полёта, уклоняясь вправо от линии старта для ухода на 2-й круг.
В этот момент к/к Чухновский, находившийся на правом пилотском сидении, заметив уход самолёта вправо от линии старта и предполагая, что Лисицын идёт на посадку, обратил на это отклонение внимание т. Лисицына и указал на необходимость довернуть самолёт влево. При попытке Лисицына перевести самолёт в режим набора высоты, он почувствовал сильное сопротивление, оказываемое на штурвал к/к Чухновским, который отжимал штурвал от себя с левым креном. Самолёт вошёл в полосу тумана с левым креном и работающим мотором на скорости 150 км/ч ударился левой лыжей о снег.
В результате удара левая лыжа, а потом все шасси были сбиты, самолёт на фюзеляже пробежал по инерции 175м и развернулся вправо на 25-30гр.
При катастрофе получили тяжёлые ранение: Начальник экспедиции Герой Советского Союза Бабушкин, б/м Нелидов, б/м Куликов. Легко ранены: 1-й пилот Лисицын, штурман Шалыганов, синоптик тов. Клемин и рабочий т. Грязнов. Сильные ушибы получил к/к Чухновский, б/м Гурский и инженер т. Рудный. Самолёт разбит на 100%.
В процессе расследования выявлено. К/к Н-210 т. Чухновский не имел пилотского свидетельства, а потому, согласно П. 21 Воздушного Кодекса СССР не имел права управлять самолётом. Несмотря на отсутствие пилотского свидетельства, и категоричного запрещения командованием, Чухновский неоднократно вмешивался в управление самолётами, самостоятельно пилотируя и произведя посадки. Так при перелёте с аэродрома завода на Центральный аэродром им. Фрунзе, тов. Чухновский пилотировал самолётом с левого сидения. При посадке промазал и самолёт пробежал за пределы лётного поля и остановился в 10 метрах от забора.
При перелёте из Архангельска в Нарьян-Мар, тов. Чухновский пилотировал самолёт с левого сидения. 19.11.1937 года при перелёте ночью с б. Тихой на о. Рудольфа перед посадкой т. Чухновский потребовал у 2-го пилота Пивенштейна, освободить правое пилотское сидение, после чего отобрал управление у 1-го пилота Лисицына. Вмешательство части экипажа заставило т. Чухновского передать управление самолётом т. Лисицыну, этим была предотвращена возможная авария в сложных условиях.
Этот случай был разобран на совещании командиров кораблей, на партийном собрании экспедиции, где начальник экспедиции Шевелёв подтвердил ещё раз своё запрещение т. Чухновскому вмешиваться в управление самолётом при взлёте и посадке, но разрешил ему пилотирование в воздухе (без наличия пилотского свидетельства).
Материалом расследования аварий, комиссией выявлено расхождение показаний отдельных работников. Аварийная комиссия не выявила, что заставило к/к Чухновского при даче полного газа т. Лисицыным и перевода в линию горизонтального полёта, переводить самолёт на положение посадки.
В выводах аварийной комиссии не установлены конкретные виновники, а также отсутствует заключение командира отряда и начальника экспедиции.
Лётная дисциплина на самолёте Н-210 отсутствовала, что порождало систематическое нарушение лётных правил и невыполнение приказаний.
Руководство экспедиции, зная об отсутствии дисциплины на самолёте Н-210, проявило излишнюю доверчивость, допуская повторяемость неисполнения приказаний.
Заход на посадку пилотом Лисицыным был произведён не в плоскости разбитого старта, а с отклонением вправо (как это указано на схеме старта). Уход на 2-й круг должен быть совершён, не допуская снижения 20-30м (П. 99 и 101 Наставления по лётной службе).
Вмешательство т. Чухновского в управление самолётом происходит каждый раз с пассивного согласия первого пилота т. Лисицына, при недопустимом попустительстве руководства экспедиции.
По катастрофе самолёта Г-2 СССР Н-210.
а) Дело катастрофы Г-2 Н-210 передать органам Военной Прокуратуры для привлечения к ответственности.
б) Бывшего к/к Н-210 т. Чухновского и 1-го пилота Н-210 т. Лисицына за преступное нарушение Наставления по лётной службе и Воздушного Кодекса СССР, что привлекло к катастрофе самолёта СССР Н-210 – привлечь к судебной ответственности.
в) Самолёт Г-2 СССР Н-210 зав. №22752 выпуска 1937 года, принадлежащий Московскому АООН – списать с баланса Московского отряда со всеми материальными ценностями самолёта и исключить из списков СМП УПА.
...
Начальник Главсевморпути при СНК СССР … О. Шмидт