ПРОПАВШИЙ ЛЕДОКОЛ© Виталий КОСТРИЧЕНКО, для "Флоту України"
Более шестидесяти лет прошло со времени завершения второй героической обороны Севастополя. Но воды Черного моря до сих пор скрывают немало тайн, связанных с этим событием. Одна из них - тайна ледокола "Степан Макаров", пропавшего под Севастополем в ноябре 1941 года.
Интерес к судьбе ледокола "Степан Макаров" объясняется следующим: в 1977 году в Лондоне на польском языке вышла книга германского исследователя Ю. Мейстера "Советские корабли во второй мировой войне". О судьбе "Степана Макарова" немецкий исследователь сообщил: "... Судьба ледокола "С. Макаров" неизвестна, почти наверняка - погиб. Согласно сообщениям, полученным от военнопленных, потоплен советскими самолетами западнее мыса Тарханкут в январе 1942 года при попытке уйти к германцу...". Это клеймо предательства во многом определило отношение к судьбе корабля и его без вести пропавшего экипажа.
Однако мы попробуем самостоятельно разобраться в истории пропавшего ледокола. Биография судна началась в Англии, на верфи "Swan Hunter Wallsend on Tyne". Два однотипных ледокола - "Козьма Минин" и "Князь Пожарский" - были заказаны в годы первой мировой войны для флотилии Северного Ледовитого океана. Оба ледокола были спущены на воду в 1916 году. 1 января 1917 года русский флаг взметнулся над "Князем Пожарским", именно этот ледокол впоследствии получил имя "Степан Макаров". Судно имело стандартное водоизмещение - 3150 тонн, полное (после переоборудования) - 4600 тонн, валовая регистровая вместимость - 2156(2432) брт. Ледокол имел длину корпуса 74,6 м (75,6 м - максимально) по ватерлинии, ширину - 17,4 м, осадку порожним - 5,8 м (с грузом - 8,4 м). Три паровые машины тройного расширения общей мощностью в 6400(6500) л.с. и шесть цилиндрических паровых котлов располагались в двух машинных отделениях и работали на три вала. Ледокол развивал скорость полного хода 14 узлов, экономичного хода - 8 узлов. Запас топлива в 700 тонн угля обеспечивал дальность плавания экономичным ходом 3300 миль. Штатная численность экипажа - 149 человек.
Совершив переход из Англии в Россию, "Князь Пожарский" в феврале 1917 года прибыл в Архангельск. До 1 апреля он входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве вспомогательного крейсера. Потом - революция. В годы гражданской войны, в апреле 1920 года, ледокол вооружили и передали в состав Беломорской флотилии. С 7 мая 1920 года он именуется "Лейтенант Шмидт". В июне 1921 года судно разоружили и передали гражданскому ведомству. 12 июля 1921 года ледокол вновь переименовывают, он получает название "Степан Макаров" (в ряде источников указывается как "С. Макаров").
С 24 апреля 1924 года ледокол временно входит в состав МССМ (Морских сил Северного моря), а в конце 1925 года судно переводят на юг. Совершив самостоятельный переход вокруг Европы, "С. Макаров" благополучно прибыл в Севастополь и после небольшого ремонта, в 1926 году, был передан Мариупольскому морскому торговому порту. Вплоть до начала Великой Отечественной войны судно обеспечивало продление навигации на Азовском море. С началом боевых действий на Черном море ледокол был мобилизован и вооружен как вспомогательный крейсер. На корабле установили пять одноорудийных 130-мм артиллерийских установок (три - в носовой части и две - на корме), а также два 12,7-мм пулемета ДШК. Экипаж корабля сократился до 120 человек. Военным лоцманом был назначен
лейтенант Иван (?) Савенко, окончивший перед войной Одесский морской техникум и работавший до этого в ЭПРОНе. Командовать ледоколом продолжал его гражданский капитан Д.Т. Чертков.
Начало боевой биографии корабля связано с тяжелой работой по эвакуации и перевозке грузов из портов Черного моря. Так, 24 июля 1941 года ледокол "С.Макаров", имея в охранении пять кораблей ЧФ, успешно отбуксировал из Николаева в Севастополь плавучий док грузоподъемностью 5000 тонн. В период с 7 по 9 августа 1941 года "С.Макаров" совместно с буксиром "Силин" (капитан П.М.Бондаренко) под охраной канонерской лодки "Красная Армения" провел успешную буксировку железного плавучего дока Марти (4000 - 6000т). На палубе дока находилось 26 паровозов, 10 тендеров и 52 локомотивные бригады. При завершении эвакуации из Николаева ледокол "С.Макаров" под обстрелом немецкой артиллерии вывел из порта корпус недостроенного крейсера "Куйбышев". При прохождении Днепровско-Бугского и Очаковского каналов караван трижды подвергался налетам авиации, но умелое маневрирование и зенитный огонь эскорта помогли благополучно завершить переход 22 октября 1941 года. Ледокол участвует в буксировке крупного плавдока из Ейска в Керчь. Последний заход в Мариупольский порт "С.Макаров" совершил 25 сентября 1941 года. Тогда он вывел в море корпус недостроенного теплохода "Пролетарий".
Затем ледокол перебазируется в Туапсе. 17 ноября 1941 года "С.Макаров" вышел из Туапсе, направляясь в осажденный Севастополь. Предполагалось, что, кроме доставки продовольствия и боеприпасов, ледокол осуществит проводку лидера "Ташкент" в главную базу ЧФ. Но рандеву не состоялось, и лидер вошел в базу самостоятельно. Ледокол же исчез бесследно. Его поиски продолжались вплоть до 26 ноября, однако не дали никаких результатов.
Откуда появились слухи о предательстве экипажа исчезнувшего ледокола? Возможно, что эти утверждения - плод фантазии "особистов", состряпавших в свое время не одно подобное дело об "измене". Интерпретации о судьбе исчезнувшего "С.Макарова" можно было услышать самые разнообразные: дескать, на ледоколе был бунт и часть экипажа хотела сдаться немцам. Капитан, комиссар и особо рьяные коммунисты были выброшены за борт. Однако радист ледокола успел открытым текстом выйти в эфир и сообщить командованию ЧФ о происшедшем. Затем то ли советская авиация, то ли наша подводная лодка перехватили и утопили мятежный ледокол... По другой версии - ледокол ушел к немцам и какое-то время служил у противника, курсируя между Констанцей и Одессой. После войны кто-то якобы видел "макаровские" краны в румынском порту Констанца. Клеймо предателей не обошло и семьи пропавших без вести моряков. Вплоть до середины пятидесятых годов им не выплачивались пенсии. В извещениях о гибели членов экипажа (подписанных заместителем начальника Черноморского пароходства А. Поликарповым) в качестве места гибели судна фигурировало Соленое озеро (Таманский полуостров). Датой гибели "С.Макарова" называлось 26 сентября 1941 года (хотя в последний поход судно ушло 17 ноября). Бои в районе Соленого озера действительно проходили, но 26 сентября 1943(!) года... Долгие годы ледокол числился без вести пропавшим судном.
Разрешить загадку "С.Макарова" помог московский историк К.Б.Стрельбицкий, который работал в Центральном военно-морском архиве. Исследователю удалось обнаружить документы, имевшие отношение к тому злосчастному переходу. Выяснилось, что на период перехода корабль получил кодовое обозначение - ледокол "Керчь". А 18 ноября 1941 года радисты Севастопольской ОВР (охраны водного района) приняли радиограмму, повергшую командование в недоумение: "Ледокол "Керчь". Подорвался на мине. Тону. Вышлите катера". Больше таинственный ледокол "Керчь" на связь не выходил. Поскольку о кодовом переименовании "С.Макарова" командованию Севастопольского оборонительного района (СОР) никто не сообщил, то эту радиограмму приняли за очередную уловку врага, каким-то образом захватившего советские коды. Никаких катеров в условиях густого тумана, низкой облачности и интенсивного парения никто, естественно, посылать не стал. Экипаж ледокола "С.Макаров"-"Керчь" погиб весь, до единого человека. Вероятно, что в условиях густого тумана ледокол подорвался на сорванной с якоря плавающей мине оборонительного минного заграждения и быстро затонул. Часть экипажа, попытавшаяся спастись, погибла от переохлаждения и утонула. Катастрофа произошла при следовании по "Фарватеру №3", недалеко от мыса Феолент. При желании район бывшего фарватера сегодня вполне можно обследовать с помощью подводных телекамер и поставить точку в судьбе потерянного ледокола. Заодно можно было бы узнать, с каким секретным грузом шел "С.Макаров" в осажденный Севастополь.
Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что экипаж ледокола "С.Макаров" героически погиб, прорываясь в осажденный Севастополь, и никто из членов его экипажа никогда не был предателем Родины! Вечная им память!