В Мурманске на прошлой неделе отмечали День атомного ледокольного флота. Он совпал с 50-летием подъема Государственного флага на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». ДУМАЕТСЯ, это весьма характерно, что 50-летний юбилей ледокола «Ленин» отметили только в Мурманске, а не по всей стране. С некоторых пор Россия, такое впечатление, стала стесняться своих мировых рекордов, достигнутых в советское время, тем паче поименованных в честь одного из руководителей Октябрьской революции. А стесняться здесь нечего, напротив, есть повод гордиться трудом и творением отцов. К тому же наш Северодвинск в то созидательное время не стоял в стороне.
«Миру – мир!»Самый популярный в нашей стране лозунг конца 50-х – «Миру – мир!». Это правда. Угроза ядерной войны витала, Отечественную в народе очень хорошо помнили, и в искренности этого призыва никто не сомневался. Его мы видели первым на всех демонстрациях и праздниках. Лозунг присутствовал не только на творениях агитпропа, но и на рисунках в учебниках, в иллюстрациях книг. Как правило, изображался шар нашей планеты, голубь росчерка Пикассо и обязательно - решительное сочетание из одного слова, но в разных падежах: «Миру – мир!»
Американцы уже обзавелись атомными подлодками. Наши строили свою – им вдогонку. Мало кто знал об этом, а если и знал в Северодвинске, то помалкивал. Зато вся страна знала: в Ленинграде строится первый атомный ледокол – «Ленин» - наш показательный ответ агрессивным США. Был даже документальный фильм, назывался просто - «Ледокол строится», его часто крутили перед сеансами художественных кинокартин. Видел его и я, хотя, признаться, с мальчишескими познаниями мало что понимал по кораблестроительной части. Но ведь легли на память кадры корпусных конструкций на стапеле, могучий форштевень, винты ледового богатыря!
«Ленина» решили строить 20 ноября 1953-го – в этот день вышло постановление правительства СССР. Проект атомохода разработали в ЦКБ-15, ныне «Айсберг». Главным конструктором был В.И. Неганов. Атомную установку проектировали под руководством И.И. Африкантова. Особую антикоррозийную сталь для корпуса придумали в институте «Прометей», который и по сей день творит чудеса металлургии. Турбины изготовил знаменитый Кировский завод, генераторы – не менее знаменитый Харьковский электромеханический, а гребные электродвигатели - «Электросила» (тоже у всех на слуху). Ледокол строила вся страна и самые лучшие в стране. Сам корабль заложили в 1956-м на заводе Андре Марти – так именовалось в ту пору нынешнее ЛАО. Ни одной гайки, ни метра труб или кабеля из-за рубежа, все свое!
12 сентября 1959 года «Ленин» вышел на ходовые испытания. Повел его капитан Павел Акимович Пономарев, между прочим уроженец Сумского Посада – помор. Помню цветную обложку первого номера «Огонька» за 1960 год (не было в стране более популярного журнала) – девочка мелом рисует на школьной доске ледокол «Ленин» и рядом знакомое – «Миру - мир!».
25 тысяч и еще один часИз метрики «Ленина»: «Полностью обеспечивается радиационная безопасность личного состава ледокола и окружающей среды».
Никто из технических первопроходцев не застрахован от аварий. 25000 часов исправно билось ядерное сердце ледокола, когда в феврале 1965-го произошла авария - из-за ошибки операторов активная зона реактора на некоторое время была «обезвожена». В итоге разрушились 60% тепловыделяющих сборок. Из каналов удалось вытащить лишь 94 из них, остальные 125 извлечь не удалось. Их достали вместе с экранной сборкой, поместили в специальный контейнер, залили смесью на основе футурола и хранили на берегу пару лет. В 1966-м придумали, как быть дальше, решили заменить паропроизводящую установку на более совершенную. Хотели буксировать «Ленина» в Ленинград, но решили не будоражить общественность Скандинавии и поручили модернизацию северодвинцам. Но перед этим, в августе 1967 года, привели ледокол в мелководный новоземельский залив Цивольки, заложили тротиловые заряды по периметру и под днищем реакторного отсека. Отлично сработали подрывники. От взрыва «Ленин» лишь подпрыгнул из воды на полметра с небольшим, и загерметизированный реактор отправился на дно. Там и лежит по сей день.
-
Не «морковок» ради«Звездочка» считалась молодым предприятием - было верфи 12 лет, но у министра судостроения Б.Е. Бутомы было правило - поднимать уровень предприятий, поручая тем ответственную работу. Так поступили и со «Звездочкой», где старой «сердцевины» ледокола никто не видел. «Ленин» к нам пришел 12 декабря 1967 года. Реакторный отсек пуст, лишь старые несущие конструкции. Требовалось, вдумайтесь в эти цифры, переоснастить 220 помещений из 678 имеющихся, установить 6200 единиц нового оборудования, проложить 200 километров кабеля, 50 километров труб...
6 января 1968 года на корабле начался монтаж отопителей временного теплоснабжения, через две недели закрыли реакторный отсек от атмосферных осадков и начали демонтаж. С 17 апреля работы на корабле велись уже в две, а потом и в три смены. Общее число работающих перевалило за 1000 человек. Но не числом брали северодвинцы!
- Ряд работ на ледоколе курировал один из главных строителей ЛАО, кстати друг Бутомы, - рассказывал ответственный сдатчик «Ленина» Вильям Тихонович Калганов. - Он все щепетильно добивался от нас: когда закроете построечные документы? где приказ? Потом мы раскусили: он во всем искал материальный, денежный стимул и пытался выяснить, когда же наступит момент так называемой «раздачи морковок»...
А главным-то было не это! Может, и прозвучит с пафосом, но так сегодня не работают. О деньгах никто не говорил - всех мобилизовала идея! За месяц до начала ходовых испытаний отставали от графика на три месяца и счет шел буквально на минуты. Но на «Звездочке» свой счет был! Новая АЭУ ледокола заработала-таки 21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут...
Сегодня можно раскрыть карты: чиновники в столице в успех не верили, иные, выслушав о намерениях ягринцев, называли их фантазерами... Напрасно не верили! Когда «Ленин» явился в Мурманск прямо с испытаний, их там никто и не ждал: подивившись умению и энтузиазму северодвинцев, ледокольщики только ахнули!
Рекорды и плеядаА дальше «Ленин» возобновил трудовую эпопею. В метровом льду он ходил как трамвай – с грохотом, но ровно и плавно, двухметровый лед крушил ударами форштевня, а для особо заматерелого пака, случалось, не хватало ему 17200 тонн собственной массы – под ядерной мощью в 44 тысячи «лошадей» он «въезжал» на лед, а тот часами пыжился и держал корабль своей плотью. Лопасти винтов «Ленину» в схватках с Арктикой срезало по три раза в год. И так каждую навигацию, до 1989-го, когда реактор решили погасить…
Биография атомного «Ленина» - это не только строки легенд о полярной недоступности, рекорды мирового судоходства, вписанные в Книгу Гиннесса, орден Ленина на рубке, но и сотни тысяч ледовых миль, проводка тысяч судов в Арктике, а также плеяда наших знаменитых российских моряков, среди них – Павел Пономарев, Юрий Кучиев, Владимир Кондратьев, Герман Драницын, Борис Соколов. С годами мечтой и трудами Бориса Макаровича стала идея почетной пожизненной стоянки для «Ленина»…
Стоит нынче «Ленин» в Мурманске у почетного причала.
***
Всего Советский Союз построил восемь атомных ледоколов, а также единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». Ни одна страна не имела таких кораблей в Ледовитом океане! Последний, девятый по счету из наших атомных ледоколов - «50 лет Победы» - строили мучительно и постыдно долго, уже в условиях ельцинского развала. Сейчас он трудится в западном секторе Арктики. Говорят, он не последний в семействе и разрабатывается проект универсального атомного ледокола, который якобы обеспечит проводку крупнотоннажных судов и сможет работать на относительно мелководных участках Енисейского устья и Обской губы. Он действительно будет первым атомным ледоколом постсоветской России. Но ходить ему в Арктике все равно теми фарватерами, которые проложил «Ленин».