Ученые раскроют тайну гибели части экспедиции Брусилова 1912 годаМОСКВА, 12 июл - РИА Новости. Российские ученые намерены летом 2010 года раскрыть тайну гибели части российской арктической экспедиции, отправившейся в Арктику в 1912 году под руководством морского офицера Георгия Брусилова. Трагическая история этой знаменитой экспедиции легла в основу книги Вениамина Каверина "Два капитана".
Для выяснения подробностей похода Брусилова российские полярники намерены отправиться на архипелаг Земля Франца Иосифа, где, по их мнению, можно обнаружить останки исследователей, пропавших без вести почти 100 лет назад.
"Мы хотим посвятить нашу экспедицию истории освоения Арктики соотечественниками. Мы намерены выяснить, что произошло с людьми, которые пошли пешком вместе со штурманом Валерианом Альбановым и планируем исследовать все места, где пролегал путь Альбанова", - сказал руководитель поисковой экспедиции, почетный полярник Олег Продан на мультимедийной конференции в РИА Новости в понедельник.
Экспедиция, отправившаяся в 1912 году на шхуне "Святая Анна", в дальнейшем разделилась, часть людей вместе со штурманом Альбановым решила идти пешком по берегу. Из этой группы живыми вернулись только сам Альбанов и матрос Александр Кондрат. Что стало с остальными участниками похода до сих пор точно не известно.
Российские полярники пять лет готовились к поискам следов экспедиции Брусилова.
"Наша экспедиция готовилась с 2005 года, когда стали доступны немногие документы, оставшиеся со времен той давней экспедиции (1912 года). Изучение архивов привело к возникновению множества спорных вопросов и появилось желание найти хоть что-то подтверждающее (экспедицию - ред.). При том, что мы Землю Франца-Иосифа изучаем с 1927 года, остров Земля Георга, где, по нашей версии, могли остаться люди береговой группы, оказался менее всего изученным. Мы будем проводить исторические, археологические и другие научные работы", - сказал Продан.
По его словам, что южная часть острова Земля Франца Иосифа должна быть изучена и "с точки зрения долговременного пребывания там людей, авиации, техники".
По мнению Продана, в исследовании территории острова недостаточно только лишь спутниковых возможностей, во время экспедиции на карту будут нанесены дополнительные географические сведения.
Участник поисковой экспедиции Евгений Ферштер отметил, что "поисками экспедиции Брусилова никто никогда не занимался".
"Мы поставили перед собой задачу найти часть экспедиции Брусилова и решили, что искать надо в районе мыса Ниль. Это последний мыс, где видели эту группу живыми. Будут использованы средства металлодетекции. Мы планируем прочесать весь мыс, это порядка пяти километров длиной и 400 метров шириной, металлоискателями. Нам известно, что у четверых человек, которые должны были там остаться, было с собой около 70 патронов, ружье, ведро и кружка", - сказал Ферштер.
По словам Ферштера, в ходе поисков будет осуществлена историческая реконструкция и пройден путь от мыса Ниль до мыса Гранта для того, чтобы установить возможные места стоянок пропавших исследователей.
"Если какие-то материальные остатки, какие-то останки людей будут обнаружены, то все это, в соответствии с археологической методикой, будет тщательно обработано", - сообщил, в свою очередь, младший научный сотрудник Института археологии РАН Артемий Дановский.
Отвечая на вопрос о том, как поступят исследователи при нахождении антропологических (человеческих - ред.) останков, археолог отметил, что их "несомненно, нужно вывозить, в том числе для антропологического изучения, это интересная тема и для развития полярной археологии".
Фершер отметил, что "если останки будут обнаружены, то самым оптимальным будет вывоз этих останков для идентификации, понимания чем болел и отчего умер человек".
"В дальнейшем, думаю, что целесообразно будет захоронить на том же самом месте", - сказал он.
На вопрос журналистов о стоимости и финансировании экспедиции, Продан заявил, что все расходы "лежат на плечах ее участников".
"Экипировка, обустройство и функционирование лагеря, собственно работы - это наши личные вложения. Единственное: транспортное сопровождение, согласованное с руководство ФСБ РФ, оказывается на безвозмездной основе", - сказал он.
В свою очередь, начальник управления авиации ФСБ РФ генерал-лейтенант Николай Гаврилов сообщил, что обеспечивать работу полярников будут два вертолета Ми-8 ФСБ РФ, направляемые из Воркуты. Эти вертолеты будут находиться на полярной заставе Набурское и обеспечивать транспортное сопровождение и обеспечение экспедиции.
"Коммерческого интереса в данной экспедиции у нас нет. Это почетная миссия, очень важная для будущих поколений и поэтому мы сделаем все для всестороннего обеспечения этой экспедиции", - сказал он.
http://www.rian.ru/arctic_news/20100712/253958111.html