Константин Г.Удалов, Ростислав В.Мараев, "Пассажирский первенец Ильюшина", "Авиация и Время" 5/2000
Кроме работы на линиях Аэрофлота, Ил-12 активно использовали в Арктике и Антарктике. Вот только несколько наиболее ярких эпизодов из этого раздела его биографии. Уникальная операция, которой руководил А.Гирко, прошла в марте-апреле 1950 г. Два Ил-12Д Полярной авиации, управляемые экипажами А.Харитошкина и В.Родина, отбуксировали с подмосковного аэродрома Чкаловский к Северному полюсу два грузовых планера Ц-25, доставив на макушку планеты первый десант такого рода. Затем самолеты сели на ледовом аэродроме, забрали планеры и отбуксировали их в Красноярск.
чуть подробнее http://www.airwar.ru/enc/glider/c25.html:
Лебединой песней советских десантных планеров стали дальние перелеты в Арктику. Первый из них состоялся в 1950-м на двух Ц-25, буксировавшихся за Ил-12 в район Северного полюса. Оба перелета выполнялись с аэродрома Мясново и закончились возвращением в Тулу. Подготовку перелета в Туле возглавил А.А.Гирко, руководивший впоследствии обоими перелетами.
Экспедиция стартовала 11 марта 1950-го. Один за другим вырулили на взлетную полосу буксировщики Ил-12, к которым прицепили груженые планеры. Командир головного самолета А.Н.Харитошкин перевел рычаги секторов газа моторов вперед до отказа, и аэропоезд медленно стал разбегаться. Вот оторвался и поднялся за хвостом еще бегущего по земле самолета планер А.Фролова и П.Воробьева. Последним взлетел поезд, буксируемый Ил-12 В.Д.Родиным с планером В.Ф.Шмелева.
5 апреля авиаторы после многодневного изнурительного перелета достигли заранее разведанной льдины, в 300 км от Северного полюса. В небе играли сполохи Северного сияния, воздух был до предела наэлектризован, обшивка на самолете светилась, и с концов его крыла стекали светящиеся струи. Первым сел Ил-12 Харитошкина, затем оба планера и "Ил" - Родина. В относительной близости от льдины планеристов уже дрейфовала станция "Северный Полюс-2".
Спустя два дня после трудного взлета аэропоезда направились в условиях изнурительной болтанки к Северному географическому полюсу. Сделав на высоте 400 м три круга над полюсом, аэросцепки вернулись на льдину и на следующий день отправились в бухту Тикси. При перелете в Хатангу один из поездов попал в обледенение. Избавиться от него помогла спутная струя буксировщика, хотя это запрещалось руководством по летной эксплуатации.
Вылетев из Дудинки, аэропоезда попали в снегопад и один поезд в бреющем полете дотянул аж до Красноярска. Другой аэропоезд Харитошкина сел на раскисшую полосу аэродрома Подкаменной Тунгуски. Но при буксировке тягач вырвал у Ц-25 вилку носовой стойки. Лишь изменив центровку на заднюю, удалось взлететь, и 11 мая приземлиться на аэродроме Мясново. Перелет показал, что планеры можно эксплуатировать в Арктике, а командиров планеров и буксировщиков представили к званию Героя Советского Союза, но удостоили их лишь орденами Ленина (А.Н.Харитошкин получил Золотую звезду Героя в годы войны).