В.В.Лукин, Н.А.Корнилов, Н.К.Дмитриев, Советские и российские антарктические экспедиции в цифрах и фактах (1955–2005 гг.) // Санкт-Петербург, ААНИИ, 2006
В первый этап отечественных антарктических исследований проводилось изучение центральных районов шестого континента с помощью санно-гусеничных походов. Были выполнены СГП по трассам: Восток – Южный полюс – Восток (1959 г.), Восток – Советская – Полюс недоступности– Молодежная (1964 г.), Восток – Полюс Недоступности – Новолазаревская (1966 г.). В походах выполнялись сейсмические, гравиметрические и геофизические наблюдения за толщиной и структурой ледяного покрова, а также состоянием геомагнитных полей. В результате были не только получены принципиально новые сведения о внутренних районах шестого континента, но и сделаны географические открытия до сих пор не известных природных объектов. К ним относятся подледниковые горы Гамбурцева и обширная плоская равнина МГГ. Транспортное обеспечение СГП проводилось с помощью модернизированных тяжелых тягачей армейского образца и созданных на их базе на Харьковском заводе машиностроения специальных походных машин СТТ2, названных «Харьковчанка». Активные работы советских полярников позволили нанести на карту Антарктиды и омывающих ее морей большое количество русских географических названий открытых мысов, заливов, гор, озер и т.д. Результатом работы первого этапа КАЭ–САЭ стало издание в 1966 и1968 гг. фундаментального двухтомного Атласа Антарктики, коллектив авторов которого был удостоен Государственной премии СССР.