Источник: блог Владимира Семенова http://blogs.mail.ru/mail/semenov_vlani ... 09AAB.html
Семенов Николай Петрович (1914-1956) - полярный летчик
Николай Петрович Семенов родился 8 августа 1914 года в селе Строевское Путятинского уезда Рязанской губернии.
Прадед 1. Семенов Дмитрий 1791- 1895, прожил 104 года .
Дед 1.1. Семенов Артем Дмитриевич ок.1842 - ок. 1920
Отец 1.1.3. - Семенов Петр Артемович - 1890 - 30.01.1951.
Мать - Анисья Михайловна - 1988 - 16.09. 1937.
Жена – Шелонина Ольга Александровна - 21.07.1918 – 03.12.2006.
Дети: 1.1.3.1.1. Владимир Николаевич 05.06.1941
1.1.3.1.2. Петр Николаевич - 16.01.1946 – 05.06.2005.
Учеба
Николай окончил начальную школу в селе Строевское, затем получил специальность столяра-краснодеревщика. Часто бывал на солодовом заводе, где его отец работал мастером (управляющим?). Рабочие, что бы получить расположение управляющего, старались с Николаем дружить, для чего часто угощали его брагой.
C переездом семьи в 1927 г. в подмосковье Николай продолжил учебу. Он обладал большой любознательностью, покупал научно-популярные книги и брошюры, выписывал журналы "Техника молодежи" и "Вокруг света", наборы которых сохранялись до начала 1950-х годов. В период 1928-1931 г. Николай закончил вечернюю железнодорожную школу по подготовке во ВТУЗ в г. Перово М.О. и Московскую областную школу планеристов Осоавиахима. Также в 1931г. учился на Высших Курсах Связи НКПТ, и позже хорошо знал и учил своих детей азбуке Морзе. По окончании школы планеристов в 1932 г. был послан инструктором-планеристом в Киевскую областную летно-планерную школу ОСОАХ, где работал до 1933 г. Затем ЦС Осоавиахима был переведен в Красно-Пресненскую районную школу летчиков-планеристов г. Москвы.
Начало летной работы
В январе 1934 г. Московским городским комитета ВЛКСМ был послан в 3-ю школу летчиков ГВФ в г. Балашов, которую окончил в 1937 г. Активный комсомолец. В группах сверстников назначался старшим. Когда в летном училище обвинили Ф. Запорожцева в том, что тот родился на территории, которая позже стала турецкой, и ему грозило отчисление и другие последствия, он единственный встал на его защиту и совместно с отцом Федора, которого вызвал телеграммой, отстоял товарища. В период учебы в Балашове познакомился со школьницей Ольгой Шелониной, впоследствии его женой. Николай покатал Ольгу на самолете, покрутил ее в воздухе, и больше в полет она не просилась.
По постановлению правительства в составе группы товарищей был направлен на ук-репление авиации Осоавиахима и в 1937-38 г окончил курсы усовершенствования нач. со-става Осоавиахима в Центральном Аэроклубе СССР им. Косарева, г.Тушино.
В 1938 г. был назначен летчиком-штурманом Ухтомского аэроклуба г. Люберцы М.О.
В 1939 году поступил на работу летчиком-испытателем на завод N2 в г. Солнечно-горск. Летать Николай любил, а прыгать с парашютом ему разонравилось после того как его сбросили в озеро под Солнечногорском, он запутался в стропах и едва не утонул. Среди наград имеется знак "За 10 прыжков".
28 августа 1939 года Семенов Н.П. женился на Шелониной О.А., сохранившей при этом свою девичью фамилию.
В 1940 г. перешел на службу в авиацию МВД СССР, и был первоначально послан в авиаотряд управления строительства железной дороги "Котлас-Воркута "
Первый летчик Ухты
Авиаотряд базировался в Княжпогосте. "Их было всего пятеро в авиаотряде управле-ния. Пять самолетов – пять летчиков. – Николай Костиков, Николай Семенов, Иван Титов, Илья Цибилев и Михаил Никишин" .
За пилотом Семеновым была закреплена Ухта, а также извоз руководителей Ухтоком-бината. В 1940 г. он получил жилье в Ухте, "выписал" жену и сестру в Ухту, здесь родились его сыновья Владимир и Петр, приезжали для завершения среднего образования дети его дя-дей – Надежда, Валентин, Вера, Люба.
С 1940 по 1947 г. он был по существу единственным постоянным летчиком в Ухте. Другие пилоты в основном работали на трассе строительства железной дороги Котлас-Воркута. Николай Семенов должен был обеспечить доставку начальства Ухтокомбината или грузов в любую точку осваиваемой Коми республики. Домашний телефон с номером "3-0-3" вызывал его в любое время. Хотя пилот в Ухте был один, аэродромная служба была много-численна. Охрана порта и складов ГСМ, хозяйственные службы, автобус, политотдел, спец часть, руководство. Николай прибыл на службу в Ухту практически одновременно с началь-ником управления Ухто-Ижемского комбината НКВД — МВД генералом Бурдаковым С. Н., который испробовал в работе нескольких пилотов, но позже безбоязненно летал только с Н. Семеновым и держал его в Ухте, в том числе дважды приказом продлевал "бронь" в годы Отечественной войны.
В те годы кабина пассажира легкого самолета на Севере обычно оборудовалась защитным колпаком, а пилот сидел в открытой кабине, за козырьком, на лицо одевалась меховая маска, на нее очки. Так пилот лучше ориентировался в случае обледенения. Генерал Бурдаков, попав в несколько ситуаций с обледенением самолета в полете, увидел в деле и поверил в техническую эффективность использования спирта и дал распоряжение снабжен-цам всегда отоваривать летчика Семенова спиртом для технических целей. Этим каналом через Н.П. пользовались многие "друзья" с естественными пагубными последствиями. В среде пилотов ходил анекдот о том, как некий молодой летчик после полета с обледенением пытался сдать на базу сэкономленные литры. Никто не знал, как это можно сделать, по-скольку такое произошло в аэропорту впервые.
Ухтокомбинат 1940-х годов являлся структурой НКВД (МВД) и Николай Петрович, по должности, имел две фуражки: с голубым (авиационная) и малиновым (МВД) околышка-ми. Последняя использовалась при поиске и вызволении из заключения осужденных летчи-ков и последующего устройства их на наземные работы в авиаотряде. Малиновый околышек при наличии кожаной куртки (а форму МВД Николай не имел, и не носил никогда) вводил в заблуждение и как бы повышал звание на две ступени, и когда он представлялся " лейтенан-том, позже ст. лейтенантом", это часто было выше лагерных "чинов". Николаю Петровичу удалось вытащить из заключения, (по-видимому с использованием авторитета генерала С.Н. Бурдакова,) нескольких попавших по различным причинам в заключение авиаторов, в том числе Николая Ивановича Харламова, из Воркутинского лагеря однокурсника Виталия Эме-рик (семья которого много сделала для становления М.М. Громова, но Громов устранился от помощи Виталию, а может и не мог помочь). Практика расконвоирования весьма широко ис-пользовалась в военные годы на Севере. Но выехать с Севера без справки, что ты находишь-ся в отпуске, было невозможно. Еще и в 1955 году на единственном пути выезда из Коми – железной дороге Воркута-Котлас патрули проверяли документы во всех поездах.
В военные годы Н. Семенов летал, в основном, над Коми республикой, в том числе для поиска и уничтожения диверсионных групп, которые, как предполагалось, должны были действовать вдоль железной дороги и уничтожать мосты. Доставлял в осажденный Ленин-град оборонную продукцию с Водненского производства. В 1944 г. награжден орденом Крас-ной Звезды.
В 1930-40-е годы летал на самолетах По-2, ПР-5 , Щ-2, Г-1, П-5, УТ-2, В-34-Юнкерс, Ю-52, С-47, ТС-62, Ан-2, Ли-2. Налет по март 1953 г. составил 7465 часов или 1.133.366 км. Звание пилота 2 класса присвоено в 1942 г. Член КПСС с 1944г.
В 1945-46 г. Н.П. неоднократно командировался в Германию для перегона трофейных самолетов Зибель-204 и Хенкель-3. Звание ст. лейтенант присвоено 12.10.1949. По рассказу его жены, Николаю Петровичу было присвоено также звание капитан, но вскоре снято в на-казание за невоздержанность в застолье и соответствующих разговорах (впрочем, этот факт не отражен ни в каких сохранившихся в семье документах).
В 1950 г. окончил школу высшей летной подготовки ГВФ, но в связи с удовлетвори-тельной оценкой по двигателю АШ-62 ИР не был сразу назначен командиром корабля Ли-2, а был вторым пилотом. 10.02.51 пересдал предмет на хорошо и получил должность командира корабля Ли-2. В 1952 г. прошел сборы по подготовке пилотов Ан-2.
25 марта 1952 г. Н.П. награжден знаком ГВФ " За безаварийный налет 500 000 км. Знак N 1933. 13 сент. 1953 награжден знаком " За налет 1.000.000 . км", т.н. "миллионер", которым он очень гордился, поскольку число награжденных им было меньше, чем летчиков – Героев Советского Союза. Знак N 1840, но число награжденных было меньше, видимо на-граждение шло по областям и республикам, вне номерной последовательности.
Приземленный период
Шло третье десятилетие летной работы Николая Петровича. У него имелась альтерна-тива: летать или перейти на наземную руководящую работу, сопровождая это дальнейшими ступенями образования. Его супруга – О.А. Шелонина часто говорила ему: "ну сколько мож-но летать, смотри, уже все, кто начинал летать с тобой разбились, кроме тех, кто спустился на землю: Игорь Шелест и Владимир Малюгин (друзья по 6-му выпуску планерной школы), Михаил Никишин (друг по освоению Крайнего Севера)". В 1940-х Н.П. отвечал: – но кто-то должен делать эту работу. Директор Ухтинского нефтеперегонного завода А.Я. Молий отме-чала ум Н.П. и сетовала, что он своевременно не получил высшего образования, ему бы на-шлось и иное применение на просторах Коми.
В связи с расформированием авиаотрядов МВД Н.П. был демобилизован 15 марта 1954 г. Перейти сразу на работу пилотом в ГВФ было большой проблемой. После войны пи-лотов, оставшихся вне авиации на рынке труда был избыток. Вновь создаваемые отряды ГВФ были укомплектованы. Промелькнули вакансии в Магадане и Тбилиси, но сорвались. Н.П. около года работал зав. гаражом, ст. инспектором, начальником ОК в "Ухтазаводстрое", диспетчером аэропорта. Его угнетала расхлябанность людей и то, что человек может что-то пообещать и не выполнить. Работать в таких условиях он не привык. В поисках летной рабо-ты Н.П. вел активную переписку с друзьями, особенно с Михаилом Никишиным.
Пилот Полярной авиации
23.09.1955 Н.П. был зачислен в ЦНИИ 108 МО (ЛИИ, г. Жуковский), на должность пилота- испытателя 2-го класса, но 21.10.1955 был уволен, поскольку опоздал на спец авто-бус из Москвы и прибыл вдогонку на такси самостоятельно, хотя и одновременно с автобу-сом (с вечера отмечали зачисление в летчики-испытатели с другом, Героем Союза М.Д. Ни-кишиным). Конкурентов, стремившихся поступить на должность летчика-испытателя в ЛИИ было много, а методы подковерной борьбы жестоки. Кто-то актуализировал и ловко исполь-зовал этот случай.
Друзья проинформировали Н.П., что в г. Сасово открылась школа переподготовки пи-лотов самолетов на пилотов вертолетов . Н.П. прошел переподготовку в г. Сасово на пило-тирование вертолета и 28.02.1956 был назначен на должность командира вертолета Ми-4 в авиаэскадрилью Хатангского отдельного авиаотряда Полярной авиации Главсерморпути ММФ. Работа была связана с проводкой судов по северному морскому пути. По его воспо-минаниям это была психологически очень напряженная работа. Мотор давал сбои, радио-связь была неустойчивой, часто возникали различные формы тряски и колебаний Когда ле-тишь над холодным безбрежным ледовитым океаном то понимаешь полную зависимость от состояния техники. В случае отказа мотора на помощь рассчитывать не приходилось.
Однако летная работа во все годы обеспечивала умеренный достаток семье, возмож-ность завершения среднего образования родственникам, которых он забирал у дядьев в Ухту. Николай был единственный ребенок в семье, а у его двух дядей было по пятеро детей, в ос-новном девочки. Также он помогал семье отца в военные годы и период освоения участка и стройки дома в пос. Ильинское Раменского р-на Моск. обл.
Семья
Николай Петрович женился в 1939 году на Шелониной Ольге Александровне.
Описание семейной жизни смотрите в файлах жены и детей ( http://blogs.mail.ru/mail/semenov_vlanik/ )
Постоянная занятость по службе не позволяла Н.П. уделять достаточно времени детям – Владимиру 1941 г.р. и Петру 1946 г.р. Забота о них лежала на супруге, которая также почти весь день проводила в школе – преподавала, вела внеклассную работу, проверяла тетради. Семья каждое лето выезжала в Подмосковье – в Ильинку, к отцу Николая, или в Загорск – к сестре Ольги. Дважды все вместе съездили в Евпаторию, один раз на Украину. Иногда Н.П. перевозил кого либо из детей на самолете. Полет на Ли-2 занимал от Москвы до Сыктывкара 4 часа и после посадки - до Ухты еще один час. Дети пилотов летели среди персиков, иногда перепадало по штучке, при ожидании в Сыктывкаре. Принципом пилотов было никогда не возить всех детей и не перевозить жен. В случае катастрофы часть семьи должна была ос-таться в живых. Из бесед с отцом старшему сыну, Владимиру, запомнился показ приемов, которыми можно сломить сопротивление противника в драке, но они показались ему слишком жестокими. Также запомнился последний рассказ отца в августе 1956 г. у памятника ге-роям Плевны в Москве, о героическом прошлом наших прямых предков. Это было за месяц до гибели отца.
"Двоюродные" члены семьи
Возможности службы на Крайнем Севере Николай Петрович использовал для помощи своим двоюродным сестрам и брату в завершении и получении ими среднего образования. Также это давало основание занимать более просторную служебную квартиру, а рядом с детьми находились старшекласники.
Периоды проживания членов семьи Семеновых в Ухте
Имя / годы жизни / в Ухте / Отъезд из Ухты / Образование
Семенов Николай Петрович 1914-1956 1940-1954 в Хатангу спец
Шелонина Ольга Александровна, жена 1918-2006 1940-1974 на пен-сию высш
Семенова Надежда Антоновна, дв.сестра 1926-2004 1940-1945 в ВУЗ высш
Семенов Валентин Алексеевич, дв.брат 1932 1946-1950 в ВУЗ высш
Семенова Вера Антоновна, дв.сестра 1936-1996 1951-1952 сред.
Семенова Любовь Алексеевна, дв.сестра 1937 1953-1955 в ВУЗ высш
Семенов Владимир Николаевич, сын 1941 1941-1961 в армию высш
Семенов Петр Николаевич, сын 1946-2005 1946-1964 в ВУЗ высш
Катастрофа
Николай Петрович Семенов погиб при исполнении служебных обязанностей 22 сен-тября 1956 г. в районе д. Плетниха Курмышского района Арзамассой обл. при испытатель-ном перегоне (приравнивались к заводским испытаниям) вертолета Ми-4 с Казанского авиа-завода в Хатангу (Казань - Горький - Архангельск - Дудинка - Хатанга). Пилоты Полярной авиации регулярно пользовались этим приработком после завершения отпуска. Причиной катастрофы, по рассказу шедшего параллельным курсом экипажа, послужили колебания ло-пастей, приведшие к повреждению и разрушению хвостовой балки вертолета. Вследствие гонки систем вооружения потенциальных противников в ходе холодной войны, вертолеты строились без надлежащего предшествующего научного обеспечения .. Число катастроф из-мерялось сотнями (600 – "диверсий", как тогда многое объяснялось, произошло с авиатехни-кой – (неизвестно за какой период)). Цифру назвал А.П. Бударину представитель Полярной авиации Казанцев в 1956 г, а В.Семенов запомнил). Великая империя тщательно скрывала свои потери, в том числе и в летном составе. В свидетельстве о смерти Н.П. Семенова записана причина: ожег 4-й степени при катастрофе самолета. В свидетельстве разбившегося 12.04.1944 пилота Абрамова П.А. – туберкулез.
Экипаж из 4-х человек похоронен на Пушкинском кладбище (около Университета) в г. Горький. Семье не было своевременно сообщено о трагедии и похоронах. На телеграфе сидела одна из бывших учениц О.А. Шелониной, которая не решилась сообщить сама, и припрятала эту телеграмму, сославшись на неправильный номер квартиры. Обнаружилось это, когда пришла вторая телеграмма "К Вам выезжает представитель Полярной авиации Ка-занский…". Летом 1957г Ольга Александровна была с сыном Владимиром на приеме у ко-мандующего Полярной Авиацией Главсевморпути ГСС М. Шевелева. Он предлагал содейст-вие в поступлении Владимира в морской ВУЗ в Ленинграде, а также "Подпишу те бумаги и ходатайства, которые Вам нужны". Мать решила не связывать судьбу сына с дальними пла-ваниями, да и пользоваться "телефонным правом" она не умела. (Семья второго пилота, Кузьмина Г.И., сумела получить квартиру в Москве).
Друзья Н.П. Семенова
На выбор профессии Николая Петровича оказали влияние личность В.П. Чкалова (старше на 10 лет) и рекомендация односельчанина Геринга (немца), служившего в Управле-нии воздушного флота РККА.
По словам товарищей Н.П., он был последним в своем поколении (выпуске) летаю-щим пилотом (1933-1956). Его летающие ровесники либо погибли раньше в авиакатастро-фах, многие на фронтах Отечественной войны, либо перевелись на наземную работу. Нико-лай Петрович был знаком и поддерживал отношения с С.В. Ильюшиным, О.К. Антоновым, И.Д. Папаниным М.И. Шевелевым, В.К. Коккинаки. Дружил с М.Д. Никишиным, И. Шеле-стом, В.М. Малюгиным. Н.П. был душой любой компании. К этому следует добавить хороший заработок, хлебосольство, чувство летного братства, доверие начальства к его летному мастерству и ориентации в безбрежной тайге, некоторая элитарность положения связанная с тем, что с 1940 по 47 годы он был единственный летчик в городе Ухта, и к тому-же офицер МВД. В результате к нему и тянулись и прилипали разные люди, что часто было связано с застольем и его последствиями.
Со многими летчиками и лицами технического состава его связывала настоящая дружба и во многих случаях они оказывали друг другу взаимопомощь. Были близки и семьи.
Пилот Михаил Дмитриевич Никишин родился 25.10.1907 в семье крестьянина. Рус-ский. Член КПСС с 1938. Окончил 3 курса Московского строительно-конструкторского тех-никума. В 1935 окончил Энгельскую военно-авиационную школу пилотов. Работал на Севе-ре с Н.П.Семеновым год-полтора, но дружбу сохранили на всю жизнь. На фронте М.Д. с сен-тября 1941. К ноябрю 1944 совершил 301 боевой вылет, уничтожил более 60 орудий и мино-метов, 7 самолетов противника на аэродромах, 26 железно-дорожных вагонов, 14 складов с боеприпасами и горючим. Командир эскадрильи 448-го штурмового авиаполка. Звание Героя Советского Союза присвоено 23.02.1945. Майор. В 1948 окончил школу высшей летной под-готовки ГВФ. Работал пилотом гражданской авиации. Помог сыну Николая, Петру Семено-ву, перейти на другой факультет в МВТУ и фактически поступить в ВУЗ. Помог сыну Нико-лая, Владимиру Семенову, прописаться после армии в построенном О.А. Шелониной доме в подмосковье, а не возвращаться по месту призыва. Был на свадьбе В. Семенова с Н. Семеновой. С 1954 жил и работал в Москве. Умер 29.12.1982.
С летчиком-испытателем Игорь Ивановичем Шелестом вместе окончили планерную школу (6-й выпуск) (или Балашовскую школу летчиков?). Будучи в Москве (Ильинке) Нико-лай часто навещал вместе со своей женой его семью. Однажды он пришел к Игорю с летчи-ком Пролыгиным? В ходе застольной беседы Пролыгин выяснил, что Шелест недавно при-обрел личный автомобиль, что было большой редкостью в 40-х - начале 50-х годов, и многи-ми воспринималось как идеологическое растление. После возникшей c Пролыгиным пере-палки Игорь сказал Николаю, что бы он более не приводил к нему такого рода друзей. От-ношения пилотов стали прохладными.
В том же выпуске планеристов учился и летчик-испытатель Владимир Михайлович Малюгин. В середине 50-х он уже был состоятельный мужчина, построил дачу, имел автомобиль ЗИМ с встроенной газовой плитой и любил путешествия.. Ввиду строительного опыта В.М. именно к нему обратилась О.А. Шелонина с просьбой помочь в организации строительства дома в Ильинке. Он взялся помогать, проект из сборно-щитового перерос в кирпичный, с большей площадью застройки, деньги на стройку ушли немалые, однако в итоге, с 1957 по 1964 г. дом был построен, и в 1965 г. в нем начали жить студенты – сыновья Николая Петровича. В 1966 г. Малюгин предлагал братьям Семеновым посетить с ним традиционный сбор 6-го выпуска Балашовской школы летчиков (или планерной школы?)– "пусть отгадают, чьи Вы сыновья". Но студенты как-то увильнули, не оценив в то время исторической ценности подобной встречи.
Летчик со специализацией "аэрофотосьемка" Федор Филиппович Запорожцев (см. далее).
На планерах Николай Петрович летал с 1931, на самолетах с 1934 по 1954 г. В том, что все полеты завершались благополучно, была большая заслуга работавших с ним авиаме-хаников Павла Козлова, Николая Ивановича Харламова, Николая Пантелеймоновича Козы-рева. Если им было поручено, то работа безусловно выполнялась, сомнений в ее качестве не возникало.
Первым механиком его самолетов в Ухте был Павел Алексеевич Козлов (17.05.1909-30.10.1946). Дружили семьями, вместе росли дети. Трагически погиб в 1946 г.
Авиамеханик Николай Иванович Харламов был известным летчиком бомбарди-ровочной авиации. Однажды, до войны, красавица жена сказала ему в ссоре, что застрелится. Стреляйся, сказал он, и дал ей пистолет. Та застрелилась. Из тюрьмы его вытащила начав-шаяся война. Вновь служил в бомбардировочной авиации. Молодые ребята подтрунивали над ним, что он боится немцев и заходит на бомбардировку не с фронта, а с немецкого тыла. Тогда он зашел с фронта и их сбили. Попал в плен, бежал, получил новый срок. В лагере его нашел Н.П. Семенов и вытащил без права летной работы.
Авиамеханик Николай Пантелеймонович Козырев во время ВО войны был механи-ком самолета генерала (Токарева?) , героя Советского Союза... Когда героя в небе над Евпа-торией сбили немцы, виновным признали механика Козырева и сослали на Север. (Шлем и др. амуниция генерала хранятся в краеведческом музее в Евпатории).
Награды Н.П. Семенова
Орден Красной Звезды (1945), За освоение Крайнего Севера
Медаль За победу над Германией в ВОВ (1945),
Медаль ХХХ лет Советской армии и Флота (1946),
Знак ГВФ За безаварийный налет 500.000 км, 25.03.52,
Знак ГВФ За безаварийный налет 1.000.000 км, 19.08.53, ("миллионер").
Почетные грамоты президиума Верховного Совета .
За стахановскую работу по выпуску оборонной продукции. 1943,
За освоение Крайнего Севера. 1949.
Упоминания
1.Газета "За новый север" 1944 г. Список награжденных.
2. Сердца и звезды. Сборник. Сыктывкар. Коми книжное издат. 1966. с.179. Очерк о М.Д.Никишине)
3.Вольный ас Ухтинского неба. Газета "Ухта" N 99 от 22 мая 1992 г. л.3.
Друг познается в беде
Из воспоминаний Федора Запорожцева о Н.П.Семенове
(Газета Ухта N 99 от 22 мая 1992 г. л.3.)
Пришел 1937 год. Мы сдали комиссии гос. экзамены по всем предметам и летную практику и ждали выпускного вечера. Я это вспоминаю к тому, что Коля был действительно настоящим другом, смелым и умным человеком. Настоящий друг познается в беде. Меня арестовали вечером, а наутро вся школа знала, что я уже «враг народа». /Основанием для доноса стал факт, что Федор родился и ребенком рос на территории Армении, которая к тому време-ни была захвачена Турцией./ Теперь Любу Запорожцеву все знакомые и мои сокурсники ста-ли обходить стороной, и как можно дальше. Один Коля пришел на квартиру и сказал: «Зна-ешь Люба, в жизни все бывает, я не верю, что Федор - враг народа. Не мог он быть врагом. Это недоразумение скоро прояснится. А тебе надо немедленно отсюда уехать. Я тебе помогу». Он составил моему отцу срочную телеграмму. Сам ее от правил. А через два дня проводил на вокзал Любу и моего отца. Прогноз Коли оправдался. Не прошло и года, я стал летать. Страна велика, но я знал, где летает Коля. Коля знал — где. я.
Весной 1944 года мы прилетели в Ухту для производства аэрофотосъемочных работ. Люба была фотолаборантом. Мы устроились в гостинице и отправились искать Семеновых. Встреча была радостной. Николай Петрович и Ольга Александровна и слушать не хотели, что мы будем жить в гостинице. Вечером состоялось новоселье.
Теперь семья Семеновых состояла из 5 человек. У нас было 2 летных пайка и продовольственные карточки. Жили одной семьей. Питались вместе. День авиации 18 августа мы отпраздновали достойно. Утром 23 августа Коля на борту с Бурдаковым вылетел в Москву, а я по заданию — в Дутово (на Печоре), на связном самолете ПО-2 ф М 134. На обратном пути, не долетая до Ухты 70 км, 23.08 и 17 час. 15 мин. я сел на вынужденную на относительно мягкий, но очень густой лес.
Первым начал поиски наш самолет Р-зет. Затем прибыли несколько самолетов из Сыктывкарского отряда, они несколько дней прочесывали тайгу. Коля вернулся из Москвы. В Сыктывкаре он узнал, что я не вернулся на свой аэродром и что поиски прекратили. Коля не стал отдыхать в Сыктывкаре, быстро вылетел в Ухту. На аэродроме расспросил у руководства аэрофотосъемки: «Где искали Федора ?. Ему ответили: «В тот день, 23.08, во второй половине дня восточнее Ухты, с юга на север, залегла мощная фронтальная гроза. Федор должен был обходить грозу с севера или с юга, там мы его и искали. Коля на это ответил: «Федора надо было искать на прямой по трассе Ухта - Дутово». Вылетел на поиск. Вечером я услышал шум работающего мотора. Растерянность была короткой. Я бросился к заготовленному костру. Потом Коля рассказывал: «Смотрю, впереди по макушкам лизнул дымок, затем образовался столб дыма. Я понял, что нашел тебя. Пошел на снижение, ну и дальше ты все сам видел.
Уже темнело. Через высокую крону сосновой тайги я увидел самолет, который входил в крутую спираль и снижался но мне. Коля сбросил мне вымпел, который упал в озерцо. На-шел я его только на следующий день утром. Коля мне сообщал, что завтра утром привезет мне продукты, одежду и оружие. Просил, чтобы я от самолета не отходил ни на шаг. Сооб-щил, что полтора часа тому назад он вернулся из Москвы, что дома он еще не был, что будет прилетать но мне каждый день. Не успел я еще дочитать его вчерашнее послание, как услы-шал звук приближающегося самолета. Заработал костер. Собраны сброшенные Колей вымпел и три места. Все перенес к своему самолету. Прочел содержимое вымпела. Распечатал посыл-ки, достал красные и белые полотнища и выложил условные знаки, которыми сообщил, что я здоров. Ноги целы. Что сам из тайги выйти смогу. После сбрасывания Коля набрал метров 200 высоты. Установил самолет в мелкий вираж и наблюдал за моими действиями. Он прилетал каждый день. Сбрасывал мне свежие пирожки, испеченные Олей и Любой и записки, где они давали "ценные указания".
23 августа стояла теплая и сухая погода. Полет был рассчитан туда и обратно часа на два с половиной. Я вылетел в костюме и ботинках, с тремя пирожками, которые Оля насильно затиснула в карман моего пиджака. При таком обмундировании и с такими припасами, не найди меня Коля, вряд ли бы я по тайге, на 90 процентов залитой водой, отшагал 70 км до Ухты в сыром и холодном сентябре. В октябре закончились аэрофотосъемочные работы. Мы вылетели из Ухты, где прожили полгода у Семеновых. Дальше работы лежали от Ухты и Андермы на восток. Больше наши трудовые пути с Колей не сходились.
Николай окончил начальную школу в селе Строевское, затем получил специальность столяра-краснодеревщика. Часто бывал на солодовом заводе, где его отец работал мастером (управляющим?). Рабочие, что бы получить расположение управляющего, старались с Николаем дружить, для чего часто угощали его брагой.
C переездом семьи в 1927 г. в подмосковье Николай продолжил учебу. Он обладал большой любознательностью, покупал научно-популярные книги и брошюры, выписывал журналы "Техника молодежи" и "Вокруг света", наборы которых сохранялись до начала 1950-х годов. В период 1928-1931 г. Николай закончил вечернюю железнодорожную школу по подготовке во ВТУЗ в г. Перово М.О. и Московскую областную школу планеристов Осоавиахима. Также в 1931г. учился на Высших Курсах Связи НКПТ, и позже хорошо знал и учил своих детей азбуке Морзе. По окончании школы планеристов в 1932 г. был послан инструктором-планеристом в Киевскую областную летно-планерную школу ОСОАХ, где работал до 1933 г. Затем ЦС Осоавиахима был переведен в Красно-Пресненскую районную школу летчиков-планеристов г. Москвы.
Начало летной работы
В январе 1934 г. Московским городским комитета ВЛКСМ был послан в 3-ю школу летчиков ГВФ в г. Балашов, которую окончил в 1937 г. Активный комсомолец. В группах сверстников назначался старшим. Когда в летном училище обвинили Ф. Запорожцева в том, что тот родился на территории, которая позже стала турецкой, и ему грозило отчисление и другие последствия, он единственный встал на его защиту и совместно с отцом Федора, которого вызвал телеграммой, отстоял товарища. В период учебы в Балашове познакомился со школьницей Ольгой Шелониной, впоследствии его женой. Николай покатал Ольгу на самолете, покрутил ее в воздухе, и больше в полет она не просилась.
По постановлению правительства в составе группы товарищей был направлен на ук-репление авиации Осоавиахима и в 1937-38 г окончил курсы усовершенствования нач. со-става Осоавиахима в Центральном Аэроклубе СССР им. Косарева, г.Тушино.
В 1938 г. был назначен летчиком-штурманом Ухтомского аэроклуба г. Люберцы М.О.
В 1939 году поступил на работу летчиком-испытателем на завод N2 в г. Солнечно-горск. Летать Николай любил, а прыгать с парашютом ему разонравилось после того как его сбросили в озеро под Солнечногорском, он запутался в стропах и едва не утонул. Среди наград имеется знак "За 10 прыжков".
28 августа 1939 года Семенов Н.П. женился на Шелониной О.А., сохранившей при этом свою девичью фамилию.
В 1940 г. перешел на службу в авиацию МВД СССР, и был первоначально послан в авиаотряд управления строительства железной дороги "Котлас-Воркута "
Первый летчик Ухты
Авиаотряд базировался в Княжпогосте. "Их было всего пятеро в авиаотряде управле-ния. Пять самолетов – пять летчиков. – Николай Костиков, Николай Семенов, Иван Титов, Илья Цибилев и Михаил Никишин" .
За пилотом Семеновым была закреплена Ухта, а также извоз руководителей Ухтоком-бината. В 1940 г. он получил жилье в Ухте, "выписал" жену и сестру в Ухту, здесь родились его сыновья Владимир и Петр, приезжали для завершения среднего образования дети его дя-дей – Надежда, Валентин, Вера, Люба.
С 1940 по 1947 г. он был по существу единственным постоянным летчиком в Ухте. Другие пилоты в основном работали на трассе строительства железной дороги Котлас-Воркута. Николай Семенов должен был обеспечить доставку начальства Ухтокомбината или грузов в любую точку осваиваемой Коми республики. Домашний телефон с номером "3-0-3" вызывал его в любое время. Хотя пилот в Ухте был один, аэродромная служба была много-численна. Охрана порта и складов ГСМ, хозяйственные службы, автобус, политотдел, спец часть, руководство. Николай прибыл на службу в Ухту практически одновременно с началь-ником управления Ухто-Ижемского комбината НКВД — МВД генералом Бурдаковым С. Н., который испробовал в работе нескольких пилотов, но позже безбоязненно летал только с Н. Семеновым и держал его в Ухте, в том числе дважды приказом продлевал "бронь" в годы Отечественной войны.
В те годы кабина пассажира легкого самолета на Севере обычно оборудовалась защитным колпаком, а пилот сидел в открытой кабине, за козырьком, на лицо одевалась меховая маска, на нее очки. Так пилот лучше ориентировался в случае обледенения. Генерал Бурдаков, попав в несколько ситуаций с обледенением самолета в полете, увидел в деле и поверил в техническую эффективность использования спирта и дал распоряжение снабжен-цам всегда отоваривать летчика Семенова спиртом для технических целей. Этим каналом через Н.П. пользовались многие "друзья" с естественными пагубными последствиями. В среде пилотов ходил анекдот о том, как некий молодой летчик после полета с обледенением пытался сдать на базу сэкономленные литры. Никто не знал, как это можно сделать, по-скольку такое произошло в аэропорту впервые.
Ухтокомбинат 1940-х годов являлся структурой НКВД (МВД) и Николай Петрович, по должности, имел две фуражки: с голубым (авиационная) и малиновым (МВД) околышка-ми. Последняя использовалась при поиске и вызволении из заключения осужденных летчи-ков и последующего устройства их на наземные работы в авиаотряде. Малиновый околышек при наличии кожаной куртки (а форму МВД Николай не имел, и не носил никогда) вводил в заблуждение и как бы повышал звание на две ступени, и когда он представлялся " лейтенан-том, позже ст. лейтенантом", это часто было выше лагерных "чинов". Николаю Петровичу удалось вытащить из заключения, (по-видимому с использованием авторитета генерала С.Н. Бурдакова,) нескольких попавших по различным причинам в заключение авиаторов, в том числе Николая Ивановича Харламова, из Воркутинского лагеря однокурсника Виталия Эме-рик (семья которого много сделала для становления М.М. Громова, но Громов устранился от помощи Виталию, а может и не мог помочь). Практика расконвоирования весьма широко ис-пользовалась в военные годы на Севере. Но выехать с Севера без справки, что ты находишь-ся в отпуске, было невозможно. Еще и в 1955 году на единственном пути выезда из Коми – железной дороге Воркута-Котлас патрули проверяли документы во всех поездах.
В военные годы Н. Семенов летал, в основном, над Коми республикой, в том числе для поиска и уничтожения диверсионных групп, которые, как предполагалось, должны были действовать вдоль железной дороги и уничтожать мосты. Доставлял в осажденный Ленин-град оборонную продукцию с Водненского производства. В 1944 г. награжден орденом Крас-ной Звезды.
В 1930-40-е годы летал на самолетах По-2, ПР-5 , Щ-2, Г-1, П-5, УТ-2, В-34-Юнкерс, Ю-52, С-47, ТС-62, Ан-2, Ли-2. Налет по март 1953 г. составил 7465 часов или 1.133.366 км. Звание пилота 2 класса присвоено в 1942 г. Член КПСС с 1944г.
В 1945-46 г. Н.П. неоднократно командировался в Германию для перегона трофейных самолетов Зибель-204 и Хенкель-3. Звание ст. лейтенант присвоено 12.10.1949. По рассказу его жены, Николаю Петровичу было присвоено также звание капитан, но вскоре снято в на-казание за невоздержанность в застолье и соответствующих разговорах (впрочем, этот факт не отражен ни в каких сохранившихся в семье документах).
В 1950 г. окончил школу высшей летной подготовки ГВФ, но в связи с удовлетвори-тельной оценкой по двигателю АШ-62 ИР не был сразу назначен командиром корабля Ли-2, а был вторым пилотом. 10.02.51 пересдал предмет на хорошо и получил должность командира корабля Ли-2. В 1952 г. прошел сборы по подготовке пилотов Ан-2.
25 марта 1952 г. Н.П. награжден знаком ГВФ " За безаварийный налет 500 000 км. Знак N 1933. 13 сент. 1953 награжден знаком " За налет 1.000.000 . км", т.н. "миллионер", которым он очень гордился, поскольку число награжденных им было меньше, чем летчиков – Героев Советского Союза. Знак N 1840, но число награжденных было меньше, видимо на-граждение шло по областям и республикам, вне номерной последовательности.
Приземленный период
Шло третье десятилетие летной работы Николая Петровича. У него имелась альтерна-тива: летать или перейти на наземную руководящую работу, сопровождая это дальнейшими ступенями образования. Его супруга – О.А. Шелонина часто говорила ему: "ну сколько мож-но летать, смотри, уже все, кто начинал летать с тобой разбились, кроме тех, кто спустился на землю: Игорь Шелест и Владимир Малюгин (друзья по 6-му выпуску планерной школы), Михаил Никишин (друг по освоению Крайнего Севера)". В 1940-х Н.П. отвечал: – но кто-то должен делать эту работу. Директор Ухтинского нефтеперегонного завода А.Я. Молий отме-чала ум Н.П. и сетовала, что он своевременно не получил высшего образования, ему бы на-шлось и иное применение на просторах Коми.
В связи с расформированием авиаотрядов МВД Н.П. был демобилизован 15 марта 1954 г. Перейти сразу на работу пилотом в ГВФ было большой проблемой. После войны пи-лотов, оставшихся вне авиации на рынке труда был избыток. Вновь создаваемые отряды ГВФ были укомплектованы. Промелькнули вакансии в Магадане и Тбилиси, но сорвались. Н.П. около года работал зав. гаражом, ст. инспектором, начальником ОК в "Ухтазаводстрое", диспетчером аэропорта. Его угнетала расхлябанность людей и то, что человек может что-то пообещать и не выполнить. Работать в таких условиях он не привык. В поисках летной рабо-ты Н.П. вел активную переписку с друзьями, особенно с Михаилом Никишиным.
Пилот Полярной авиации
23.09.1955 Н.П. был зачислен в ЦНИИ 108 МО (ЛИИ, г. Жуковский), на должность пилота- испытателя 2-го класса, но 21.10.1955 был уволен, поскольку опоздал на спец авто-бус из Москвы и прибыл вдогонку на такси самостоятельно, хотя и одновременно с автобу-сом (с вечера отмечали зачисление в летчики-испытатели с другом, Героем Союза М.Д. Ни-кишиным). Конкурентов, стремившихся поступить на должность летчика-испытателя в ЛИИ было много, а методы подковерной борьбы жестоки. Кто-то актуализировал и ловко исполь-зовал этот случай.
Друзья проинформировали Н.П., что в г. Сасово открылась школа переподготовки пи-лотов самолетов на пилотов вертолетов . Н.П. прошел переподготовку в г. Сасово на пило-тирование вертолета и 28.02.1956 был назначен на должность командира вертолета Ми-4 в авиаэскадрилью Хатангского отдельного авиаотряда Полярной авиации Главсерморпути ММФ. Работа была связана с проводкой судов по северному морскому пути. По его воспо-минаниям это была психологически очень напряженная работа. Мотор давал сбои, радио-связь была неустойчивой, часто возникали различные формы тряски и колебаний Когда ле-тишь над холодным безбрежным ледовитым океаном то понимаешь полную зависимость от состояния техники. В случае отказа мотора на помощь рассчитывать не приходилось.
Однако летная работа во все годы обеспечивала умеренный достаток семье, возмож-ность завершения среднего образования родственникам, которых он забирал у дядьев в Ухту. Николай был единственный ребенок в семье, а у его двух дядей было по пятеро детей, в ос-новном девочки. Также он помогал семье отца в военные годы и период освоения участка и стройки дома в пос. Ильинское Раменского р-на Моск. обл.
Семья
Николай Петрович женился в 1939 году на Шелониной Ольге Александровне.
Описание семейной жизни смотрите в файлах жены и детей ( http://blogs.mail.ru/mail/semenov_vlanik/ )
Постоянная занятость по службе не позволяла Н.П. уделять достаточно времени детям – Владимиру 1941 г.р. и Петру 1946 г.р. Забота о них лежала на супруге, которая также почти весь день проводила в школе – преподавала, вела внеклассную работу, проверяла тетради. Семья каждое лето выезжала в Подмосковье – в Ильинку, к отцу Николая, или в Загорск – к сестре Ольги. Дважды все вместе съездили в Евпаторию, один раз на Украину. Иногда Н.П. перевозил кого либо из детей на самолете. Полет на Ли-2 занимал от Москвы до Сыктывкара 4 часа и после посадки - до Ухты еще один час. Дети пилотов летели среди персиков, иногда перепадало по штучке, при ожидании в Сыктывкаре. Принципом пилотов было никогда не возить всех детей и не перевозить жен. В случае катастрофы часть семьи должна была ос-таться в живых. Из бесед с отцом старшему сыну, Владимиру, запомнился показ приемов, которыми можно сломить сопротивление противника в драке, но они показались ему слишком жестокими. Также запомнился последний рассказ отца в августе 1956 г. у памятника ге-роям Плевны в Москве, о героическом прошлом наших прямых предков. Это было за месяц до гибели отца.
"Двоюродные" члены семьи
Возможности службы на Крайнем Севере Николай Петрович использовал для помощи своим двоюродным сестрам и брату в завершении и получении ими среднего образования. Также это давало основание занимать более просторную служебную квартиру, а рядом с детьми находились старшекласники.
Периоды проживания членов семьи Семеновых в Ухте
Имя / годы жизни / в Ухте / Отъезд из Ухты / Образование
Семенов Николай Петрович 1914-1956 1940-1954 в Хатангу спец
Шелонина Ольга Александровна, жена 1918-2006 1940-1974 на пен-сию высш
Семенова Надежда Антоновна, дв.сестра 1926-2004 1940-1945 в ВУЗ высш
Семенов Валентин Алексеевич, дв.брат 1932 1946-1950 в ВУЗ высш
Семенова Вера Антоновна, дв.сестра 1936-1996 1951-1952 сред.
Семенова Любовь Алексеевна, дв.сестра 1937 1953-1955 в ВУЗ высш
Семенов Владимир Николаевич, сын 1941 1941-1961 в армию высш
Семенов Петр Николаевич, сын 1946-2005 1946-1964 в ВУЗ высш
Катастрофа
Николай Петрович Семенов погиб при исполнении служебных обязанностей 22 сен-тября 1956 г. в районе д. Плетниха Курмышского района Арзамассой обл. при испытатель-ном перегоне (приравнивались к заводским испытаниям) вертолета Ми-4 с Казанского авиа-завода в Хатангу (Казань - Горький - Архангельск - Дудинка - Хатанга). Пилоты Полярной авиации регулярно пользовались этим приработком после завершения отпуска. Причиной катастрофы, по рассказу шедшего параллельным курсом экипажа, послужили колебания ло-пастей, приведшие к повреждению и разрушению хвостовой балки вертолета. Вследствие гонки систем вооружения потенциальных противников в ходе холодной войны, вертолеты строились без надлежащего предшествующего научного обеспечения .. Число катастроф из-мерялось сотнями (600 – "диверсий", как тогда многое объяснялось, произошло с авиатехни-кой – (неизвестно за какой период)). Цифру назвал А.П. Бударину представитель Полярной авиации Казанцев в 1956 г, а В.Семенов запомнил). Великая империя тщательно скрывала свои потери, в том числе и в летном составе. В свидетельстве о смерти Н.П. Семенова записана причина: ожег 4-й степени при катастрофе самолета. В свидетельстве разбившегося 12.04.1944 пилота Абрамова П.А. – туберкулез.
Экипаж из 4-х человек похоронен на Пушкинском кладбище (около Университета) в г. Горький. Семье не было своевременно сообщено о трагедии и похоронах. На телеграфе сидела одна из бывших учениц О.А. Шелониной, которая не решилась сообщить сама, и припрятала эту телеграмму, сославшись на неправильный номер квартиры. Обнаружилось это, когда пришла вторая телеграмма "К Вам выезжает представитель Полярной авиации Ка-занский…". Летом 1957г Ольга Александровна была с сыном Владимиром на приеме у ко-мандующего Полярной Авиацией Главсевморпути ГСС М. Шевелева. Он предлагал содейст-вие в поступлении Владимира в морской ВУЗ в Ленинграде, а также "Подпишу те бумаги и ходатайства, которые Вам нужны". Мать решила не связывать судьбу сына с дальними пла-ваниями, да и пользоваться "телефонным правом" она не умела. (Семья второго пилота, Кузьмина Г.И., сумела получить квартиру в Москве).
Друзья Н.П. Семенова
На выбор профессии Николая Петровича оказали влияние личность В.П. Чкалова (старше на 10 лет) и рекомендация односельчанина Геринга (немца), служившего в Управле-нии воздушного флота РККА.
По словам товарищей Н.П., он был последним в своем поколении (выпуске) летаю-щим пилотом (1933-1956). Его летающие ровесники либо погибли раньше в авиакатастро-фах, многие на фронтах Отечественной войны, либо перевелись на наземную работу. Нико-лай Петрович был знаком и поддерживал отношения с С.В. Ильюшиным, О.К. Антоновым, И.Д. Папаниным М.И. Шевелевым, В.К. Коккинаки. Дружил с М.Д. Никишиным, И. Шеле-стом, В.М. Малюгиным. Н.П. был душой любой компании. К этому следует добавить хороший заработок, хлебосольство, чувство летного братства, доверие начальства к его летному мастерству и ориентации в безбрежной тайге, некоторая элитарность положения связанная с тем, что с 1940 по 47 годы он был единственный летчик в городе Ухта, и к тому-же офицер МВД. В результате к нему и тянулись и прилипали разные люди, что часто было связано с застольем и его последствиями.
Со многими летчиками и лицами технического состава его связывала настоящая дружба и во многих случаях они оказывали друг другу взаимопомощь. Были близки и семьи.
Пилот Михаил Дмитриевич Никишин родился 25.10.1907 в семье крестьянина. Рус-ский. Член КПСС с 1938. Окончил 3 курса Московского строительно-конструкторского тех-никума. В 1935 окончил Энгельскую военно-авиационную школу пилотов. Работал на Севе-ре с Н.П.Семеновым год-полтора, но дружбу сохранили на всю жизнь. На фронте М.Д. с сен-тября 1941. К ноябрю 1944 совершил 301 боевой вылет, уничтожил более 60 орудий и мино-метов, 7 самолетов противника на аэродромах, 26 железно-дорожных вагонов, 14 складов с боеприпасами и горючим. Командир эскадрильи 448-го штурмового авиаполка. Звание Героя Советского Союза присвоено 23.02.1945. Майор. В 1948 окончил школу высшей летной под-готовки ГВФ. Работал пилотом гражданской авиации. Помог сыну Николая, Петру Семено-ву, перейти на другой факультет в МВТУ и фактически поступить в ВУЗ. Помог сыну Нико-лая, Владимиру Семенову, прописаться после армии в построенном О.А. Шелониной доме в подмосковье, а не возвращаться по месту призыва. Был на свадьбе В. Семенова с Н. Семеновой. С 1954 жил и работал в Москве. Умер 29.12.1982.
С летчиком-испытателем Игорь Ивановичем Шелестом вместе окончили планерную школу (6-й выпуск) (или Балашовскую школу летчиков?). Будучи в Москве (Ильинке) Нико-лай часто навещал вместе со своей женой его семью. Однажды он пришел к Игорю с летчи-ком Пролыгиным? В ходе застольной беседы Пролыгин выяснил, что Шелест недавно при-обрел личный автомобиль, что было большой редкостью в 40-х - начале 50-х годов, и многи-ми воспринималось как идеологическое растление. После возникшей c Пролыгиным пере-палки Игорь сказал Николаю, что бы он более не приводил к нему такого рода друзей. От-ношения пилотов стали прохладными.
В том же выпуске планеристов учился и летчик-испытатель Владимир Михайлович Малюгин. В середине 50-х он уже был состоятельный мужчина, построил дачу, имел автомобиль ЗИМ с встроенной газовой плитой и любил путешествия.. Ввиду строительного опыта В.М. именно к нему обратилась О.А. Шелонина с просьбой помочь в организации строительства дома в Ильинке. Он взялся помогать, проект из сборно-щитового перерос в кирпичный, с большей площадью застройки, деньги на стройку ушли немалые, однако в итоге, с 1957 по 1964 г. дом был построен, и в 1965 г. в нем начали жить студенты – сыновья Николая Петровича. В 1966 г. Малюгин предлагал братьям Семеновым посетить с ним традиционный сбор 6-го выпуска Балашовской школы летчиков (или планерной школы?)– "пусть отгадают, чьи Вы сыновья". Но студенты как-то увильнули, не оценив в то время исторической ценности подобной встречи.
Летчик со специализацией "аэрофотосьемка" Федор Филиппович Запорожцев (см. далее).
На планерах Николай Петрович летал с 1931, на самолетах с 1934 по 1954 г. В том, что все полеты завершались благополучно, была большая заслуга работавших с ним авиаме-хаников Павла Козлова, Николая Ивановича Харламова, Николая Пантелеймоновича Козы-рева. Если им было поручено, то работа безусловно выполнялась, сомнений в ее качестве не возникало.
Первым механиком его самолетов в Ухте был Павел Алексеевич Козлов (17.05.1909-30.10.1946). Дружили семьями, вместе росли дети. Трагически погиб в 1946 г.
Авиамеханик Николай Иванович Харламов был известным летчиком бомбарди-ровочной авиации. Однажды, до войны, красавица жена сказала ему в ссоре, что застрелится. Стреляйся, сказал он, и дал ей пистолет. Та застрелилась. Из тюрьмы его вытащила начав-шаяся война. Вновь служил в бомбардировочной авиации. Молодые ребята подтрунивали над ним, что он боится немцев и заходит на бомбардировку не с фронта, а с немецкого тыла. Тогда он зашел с фронта и их сбили. Попал в плен, бежал, получил новый срок. В лагере его нашел Н.П. Семенов и вытащил без права летной работы.
Авиамеханик Николай Пантелеймонович Козырев во время ВО войны был механи-ком самолета генерала (Токарева?) , героя Советского Союза... Когда героя в небе над Евпа-торией сбили немцы, виновным признали механика Козырева и сослали на Север. (Шлем и др. амуниция генерала хранятся в краеведческом музее в Евпатории).
Награды Н.П. Семенова
Орден Красной Звезды (1945), За освоение Крайнего Севера
Медаль За победу над Германией в ВОВ (1945),
Медаль ХХХ лет Советской армии и Флота (1946),
Знак ГВФ За безаварийный налет 500.000 км, 25.03.52,
Знак ГВФ За безаварийный налет 1.000.000 км, 19.08.53, ("миллионер").
Почетные грамоты президиума Верховного Совета .
За стахановскую работу по выпуску оборонной продукции. 1943,
За освоение Крайнего Севера. 1949.
Упоминания
1.Газета "За новый север" 1944 г. Список награжденных.
2. Сердца и звезды. Сборник. Сыктывкар. Коми книжное издат. 1966. с.179. Очерк о М.Д.Никишине)
3.Вольный ас Ухтинского неба. Газета "Ухта" N 99 от 22 мая 1992 г. л.3.
Друг познается в беде
Из воспоминаний Федора Запорожцева о Н.П.Семенове
(Газета Ухта N 99 от 22 мая 1992 г. л.3.)
Пришел 1937 год. Мы сдали комиссии гос. экзамены по всем предметам и летную практику и ждали выпускного вечера. Я это вспоминаю к тому, что Коля был действительно настоящим другом, смелым и умным человеком. Настоящий друг познается в беде. Меня арестовали вечером, а наутро вся школа знала, что я уже «враг народа». /Основанием для доноса стал факт, что Федор родился и ребенком рос на территории Армении, которая к тому време-ни была захвачена Турцией./ Теперь Любу Запорожцеву все знакомые и мои сокурсники ста-ли обходить стороной, и как можно дальше. Один Коля пришел на квартиру и сказал: «Зна-ешь Люба, в жизни все бывает, я не верю, что Федор - враг народа. Не мог он быть врагом. Это недоразумение скоро прояснится. А тебе надо немедленно отсюда уехать. Я тебе помогу». Он составил моему отцу срочную телеграмму. Сам ее от правил. А через два дня проводил на вокзал Любу и моего отца. Прогноз Коли оправдался. Не прошло и года, я стал летать. Страна велика, но я знал, где летает Коля. Коля знал — где. я.
Весной 1944 года мы прилетели в Ухту для производства аэрофотосъемочных работ. Люба была фотолаборантом. Мы устроились в гостинице и отправились искать Семеновых. Встреча была радостной. Николай Петрович и Ольга Александровна и слушать не хотели, что мы будем жить в гостинице. Вечером состоялось новоселье.
Теперь семья Семеновых состояла из 5 человек. У нас было 2 летных пайка и продовольственные карточки. Жили одной семьей. Питались вместе. День авиации 18 августа мы отпраздновали достойно. Утром 23 августа Коля на борту с Бурдаковым вылетел в Москву, а я по заданию — в Дутово (на Печоре), на связном самолете ПО-2 ф М 134. На обратном пути, не долетая до Ухты 70 км, 23.08 и 17 час. 15 мин. я сел на вынужденную на относительно мягкий, но очень густой лес.
Первым начал поиски наш самолет Р-зет. Затем прибыли несколько самолетов из Сыктывкарского отряда, они несколько дней прочесывали тайгу. Коля вернулся из Москвы. В Сыктывкаре он узнал, что я не вернулся на свой аэродром и что поиски прекратили. Коля не стал отдыхать в Сыктывкаре, быстро вылетел в Ухту. На аэродроме расспросил у руководства аэрофотосъемки: «Где искали Федора ?. Ему ответили: «В тот день, 23.08, во второй половине дня восточнее Ухты, с юга на север, залегла мощная фронтальная гроза. Федор должен был обходить грозу с севера или с юга, там мы его и искали. Коля на это ответил: «Федора надо было искать на прямой по трассе Ухта - Дутово». Вылетел на поиск. Вечером я услышал шум работающего мотора. Растерянность была короткой. Я бросился к заготовленному костру. Потом Коля рассказывал: «Смотрю, впереди по макушкам лизнул дымок, затем образовался столб дыма. Я понял, что нашел тебя. Пошел на снижение, ну и дальше ты все сам видел.
Уже темнело. Через высокую крону сосновой тайги я увидел самолет, который входил в крутую спираль и снижался но мне. Коля сбросил мне вымпел, который упал в озерцо. На-шел я его только на следующий день утром. Коля мне сообщал, что завтра утром привезет мне продукты, одежду и оружие. Просил, чтобы я от самолета не отходил ни на шаг. Сооб-щил, что полтора часа тому назад он вернулся из Москвы, что дома он еще не был, что будет прилетать но мне каждый день. Не успел я еще дочитать его вчерашнее послание, как услы-шал звук приближающегося самолета. Заработал костер. Собраны сброшенные Колей вымпел и три места. Все перенес к своему самолету. Прочел содержимое вымпела. Распечатал посыл-ки, достал красные и белые полотнища и выложил условные знаки, которыми сообщил, что я здоров. Ноги целы. Что сам из тайги выйти смогу. После сбрасывания Коля набрал метров 200 высоты. Установил самолет в мелкий вираж и наблюдал за моими действиями. Он прилетал каждый день. Сбрасывал мне свежие пирожки, испеченные Олей и Любой и записки, где они давали "ценные указания".
23 августа стояла теплая и сухая погода. Полет был рассчитан туда и обратно часа на два с половиной. Я вылетел в костюме и ботинках, с тремя пирожками, которые Оля насильно затиснула в карман моего пиджака. При таком обмундировании и с такими припасами, не найди меня Коля, вряд ли бы я по тайге, на 90 процентов залитой водой, отшагал 70 км до Ухты в сыром и холодном сентябре. В октябре закончились аэрофотосъемочные работы. Мы вылетели из Ухты, где прожили полгода у Семеновых. Дальше работы лежали от Ухты и Андермы на восток. Больше наши трудовые пути с Колей не сходились.