Вот, что удалось обнаружить по данной теме:В
10.08.09."В Баренцевом море нашли судно, потопленное в войну немецкой подлодкой"
"Международная исследовательская экспедиция обнаружила 2 августа в районе острова Кильдин (60 километров северо-западнее Мурманска) большое американское грузовое судно типа "Либерти", которое было затоплено немецкой подлодкой в 1945 году, сообщил в понедельник РИА Новости руководитель экспедиции Михаил Сафонов.
"В рамках первого этапа международной поисково-исторической подводной экспедиции, организованной компанией RuDIVE на исследовательском судне "Картеш", нами 2 августа перед входом в Кольский залив около острова Кильдин было обнаружено затонувшее американское транспортное судно времен Второй мировой войны", - сказал Сафонов.
По его словам, исследователи руководствовались архивными документами о возможном нахождении этого грузового судна в районе поиска.
"Нам неслыханно повезло, так как достаточно быстро эхолот обнаружил на дне предмет, по очертаниям похожий на судно, а
погружение подтвердило, что это судно проекта "Либерти". Эти крупные морские суда специально строились для доставки Советскому Союзу помощи по ленд-лизу через Северный Ледовитый океан. К примеру, одно такое судно могло перевозить до трех тысяч джипов или более 250 средних танков", - отметил Сафонов.
Он сообщил, что затопленное немецкой подлодкой американское судно везло в СССР два паровоза, паровозные станины с колесами, трактора, металлические балки, гильзы для снарядов и другие грузы.
Сафонов сказал, что экспедиция планирует вернуться сюда через год, чтобы продолжить исследование.
"За это время мы хотим получить информацию об этом судне
(исследователи не знают в точности его названия, есть предположение, что это "Томас Дональдсон"), попытаемся найти членов команды судна или их родственников и собрать международную команду единомышленников, желающих его исследовать", - сказал руководитель экспедиции.
Международная поисково-историческая подводная экспедиция организована российской компанией RuDIVE. Организаторы планируют на исследовательском судне "Картеш" обойти вокруг Европы за десять месяцев - от Баренцева моря через систему российских рек и каналов, Черное и Средиземное моря, вокруг Пиренейского полуострова, Великобританию в Норвегию и обратно в Баренцево море - с погружениями на самые известные в истории затонувшие корабли.
Почти все погружения планируется провести в местах затопления известных кораблей и судов, таких как, крейсер "Варяг" в Ирландском море, "Британик" в Средиземном море, "Виктория" около побережья Ливана, "Лузитания" около побережья Ирландии и другие корабли, потерпевшие кораблекрушение, захваченные пиратами или уничтоженные в ходе боевых действий". -
http://news.74mail.ru/news.php?news_id=207418 Сомнений нет, по надстройкам и носу судна можно однозначно сказать, что это судно типа "Либерти". Приведу ряд фото:
Строительство транспорта типпа "Либерти" - "Сантьяго Иглесиас" на верфи "Бэтлехэм-Фэйрфилд Шипярдс Инкорпорейт" в Балтиморе, США. 1943 г.
Спуск на воду судна типа "Либерти" - "Фредерик Дуглас". 1943 г., Балтимор. Погрузка советских войск из состава 87-го ск 1-го ДВФ на транспорт типа "Либерти". Владивосток, август 1945 г.
Судно типа "Либерти" из конвоя RA-64 возвращается из СССР в английский порт Клайд. Февраль 1945 г.
Всего СССР получил в военные годы от США по ленд-лизу 40 транспортов (крупнотоннажных сухогрузов) типа "Либерти". Их массовое производство для Советского Союза было налажено в Сан-Франциско и Портланде. С февраля 1943 г. они поступали главным образом в Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) и осуществляли перевозки морем на Тихом океане вне конвоев, одиночно. Исключение составили 2 сухогрузных парохода типа «Либерти», которые были получены от США 05.04.1944 г. в счёт репараций с Италии и вошли в состав Северного пароходства.
Если считать, что на Кильдине обнаружены останки "Либерти" времён войны, то все они не подходят, их судьба известна.
Дайверы из "RuDIVE" полагают, что это судно "Томас Дональдсон". Действительно такой транспорт приходил в Мурманск 25 августа 1944 г. в составе союзного конвоя "SW-59" (33 судна, из них 14 английских и американских). Но он доставил 788,6 т груза (нестыковка с данными дайверов о паровозах и т.д) . Судя по документам, 9 из "иностранцев" ушли из Кольского залива 28 августа 1944 г. в составе конвоя "RA-59А" и все 9 благополучно пришли в Лох-Ю. А если считать, что "Томас Дональдсон" задержался до 28 сентября 1944 г. и выходил из залива в составе конвоя "RA-60" (30 транспортов), то 2 из его судов, на самом деле, были потоплены немецкой подводной лодкой (где неизвестно пока).
Возможно, что "Томас Дональдсон" приходил в СССР второй раз и погиб тогда. То это могло произойти только в составе конвоя "SW-65", который прибыл в Кольский залив в составе 22 судов 26 марта 1945 года. Ещё 2 транспорта и английский эсминец "Lapurung" были потоплены немецкими подлодками (тоже пока нет мест точных). Правда, в Мурманске разгрузились только 20 судов.
Больше потоплений на маршрутах в СССР в конце войны не было.
Тем не менее, на обратном пути из Кольского залива 17 февраля 1945 г. из конвоя "RA-64" были потеряны 4 судна: 2 потоплены в Кольском заливе до включения в состав конвоя, 1 - вернулось, 1 - потоплено вражеской авиацией и 1 - подлодкой, а также английский эсминец охранения "Buoball". Больше потерь до конца войны не было.
В любом случае, ответы нужно искать в российских и американских архивах.