Александр Кот пишет:44. Капитан КОВАЛЁВ Василий Иванович — заместитель командира авиаэскадрильи 7-го ПАП.
Во время перелета по маршруту Сеймчан – Якутск группы самолетов, пилотируемых летчиками 7-го ПАП, при усложненных метеоусловиях полета, отстал от группы и без вести пропал на самолете Р-39 № 24962 капитан Ковалев.
Обстоятельства происшествия. Лидер группы командир эскадрильи старший лейтенант Лоскутов получил разрешение на вылет 24 марта. Прогноз погоды указывал, что полет придётся длительное время совершать на высоте около 20 тысяч футов. Перед вылетом лидер не потребовал от летчиков доклада о наличии запаса кислорода на самолетах и не занялся расчетом потребного количества кислорода, ограничившись общими указаниями о предстоящем полёте на большой высоте. Вследствие такой бесконтрольной и плохой организации предполётной подготовки часть экипажей, в том числе и капитан Ковалёв, вылетела с недопустимо малым запасом кислорода.
В пути группа летела в течение 2 – 2,5 часов на высоте 19 – 23 тысяч футов. Часть лётного состава ощущала кислородное голодание, вследствие чего было плохое самочувствие. Предположительно, капитан Ковалёв из-за кислородного голодания потерял сознание, и неуправляемый самолет разбился.
(Составлено по приказу начальника Красноярской воздушной трассы ВВС от 19 апреля 1943 г.)
Вечерний Якутск Пятница, Март 19, 2010
http://vecherka.ykt.ru/node/1965«АЭРОКОБРА» НА МУТУЛЕ
Не так далеко от места падения двух бомбардировщиков, в районе реки Белой, лежат останки еще одного самолета – «Аэрокобра».
В конце августа 1945 года в Охотское поселковое отделение милиции от промыслового охотника поступило заявление, что в долине реки Мутула им обнаружены остатки разбитого при аварии самолета. К месту происшествия выехали оперуполномоченный тов. Инешин, начальник Гидрометеорологической станции тов. Иевенко и охотник Иванов. 30 августа прибыли на место. При падении самолета пилот, видимо, выбросился на парашюте, остался жив и некоторое время жил возле разбитого самолета. Рядом с самолетом обнаружены останки пилота, оставшаяся одежда вся изодрана зверями, от трупа сохранились три кости, обгрызенные зверьем. С места обнаружения разбитого самолета изъято вооружение и вывезено в Охотское поселковое отделение милиции. В копии акта значится: «По оставшимся следам установлено, что авария произошла в мае-июне 1944 г. Пилот прожил около машины более 2-х недель и умер от неизвестной причины».
В октябре 1986 года поисковая группа (сотрудники МВД Сергей Катков, Станислав Сантаев, Магомет Зеркилов, Алексей Арефьев, Ирина Арефьева, фотограф Сергей Жуков) решили найти место крушения самолета. Тогда ребятам удалось найти в поселке Охотский Перевоз охотника – промысловика Харитонова, который подтвердил, что в устье реки Мутула действительно есть разбитый самолет. Через 8 дней группа уже была на Мутуле. Разбив лагерь, приступили к поискам. Более 60 км исходили пешком, преодолевая топкие мари, труднопроходимые буреломы.
Когда уже казалось, что все поиски безрезультатны, и искать самолет в тайге все равно что иголку в стоге сена, вдруг увидели на оленьей тропе небольшой столбик с прорезью для поперечной доски. Ясно – могильный крест, тут же небольшой, осевший в вечную мерзлоту холмик. Примерно в полутора километрах от могилы нашли и цель своих поисков. Машина от удара о землю развалились на четыре части, от самолета отвалилось крыло, сорвало колпак. Время безжалостно затянуло место катастрофы мхом.
На хвостовом оперении слабо виден бортовой номер самолета 24962: «Ребята, это истребитель «Аэрокобра» Р-30!» После запроса в Центральный архив Министерства гражданской авиации по типу и номеру машины было установлено, что самолет пилотировал и потерпел катастрофу 24 марта 1943 года летчик-истребитель капитан Ковалев Василий Иванович, зам. командира 3-й авиаэскадрильи 7-го перегоночного авиаполка на самолете Р-39 «Аэрокобра», числящийся пропавшим без вести. Поставлена еще одна точка. Из списков пропавших без вести вычеркнута еще одна фамилия. Так что наша экспедиция захватит с собой еще одну мемориальную доску, чтобы поставить ее в районе реки Белой.
P.S. Редакция газеты благодарит за предоставление архивной информации полковника милиции, командира ОМОН Сергея Черных.
Материал подготовил Владимир Доброхотов