Биография прадеда – Василия Александровича Борисова, составленная правнуком Иваном Васильевичем Сидоренко с братом Василием Николаевичем и сестрой Варварой Николаевной Бельсковыми.
Василий Александрович Борисов родился 12 апреля 1913 года (по всем документам, начиная с 1921 года) в православной русской крестьянской семье в селе Гор-Пневиц Переславского уезда Владимирской губернии. Сейчас это село Гора Пневиц Калязинского района Тверской области. По записям метрической книги Богородицерождественской церкви села дата рождения Василия Александровича – 9 апреля 1914 года по старому стилю.
В семье было двое детей: Василий и его младший брат Александр. Вася рос любознательным, добрым мальчишкой. Его всё интересовало с раннего детства – первые вопросы и впечатления: близкое – далёкое солнце, неправдоподобно яркие звёзды ночного неба, до которого так хотелось добраться! Братья рано остались без отца, он умер от тифа. Василий Александрович в автобиографиях указывал 1917 и 1919 года, но в книгах метрических записях за 1917 год записи о смерти его отца не нашли, возможно 1919 год более точная дата.
Голодно тогда было в стране, трудно – семье. И мама, прибавив Васе год, в 1921 году отвела его в школу на год раньше. Не смотря на трудности и голод в стране, о школьниках государство заботилось и кормило их бесплатно. Так он стал на год старше. День памяти святого, чьё имя дали ему при крещении, указали днём и месяцем его рождения, причём по старому стилю. Вот почему дата рождения у Василия Александровича во всех документах не совпадает с датой рождения согласно метрической записи.
После окончания 7 классов в 1928 году в Глухово г. Богородска (по Постановлению СНК ст. 131 от 15.12.1917 с. Глухово входило в черту Богородска, с 1930 года – Ногинска Московской области) долго не мог найти работу. Только в 1929 году по направлению биржи труда устроился в «Стальстрой» арматурщиком. Работал на строительстве завода топливной аппаратуры, прядильной фабрики, Ярославского резинового комбината. В 1930 году без отрыва от производства окончил подготовительное отделение строительного техникума, но приём в техникум был отменён, и Борисов вернулся домой. В том же году вступил в ВЛКСМ (комсомольский билет № 1315693), в рядах которого состоял до вступления в партию.
В мае 1931 года по путёвке Ногинского райкома комсомола поступает в 1-й Московский авиатехникум, в результате переформирования оканчивает 3-й Саратовский авиатехникум, аттестат №331106 от 9 сентября 1933 года (ныне – Профессионально-педагогический колледж СГТУ имени Гагарина Ю.А.). После окончания 13 ноября 1933 года высшей невойсковой подготовки в н/ц 1672 на звание младших техников запаса, командира взвода запаса РККА, был направлен во 2-ю Тамбовскую объединённую школу пилотов и авиатехников ГВФ им. Петрова в 1 отряд 2 эскадрильи. Окончил авиашколу пилотом 4 класса.
Свою трудовую деятельность в авиации начал ещё в авиашколе авиатехником. С 3 декабря 1935 года служил в Дальневосточном управлении (ДВУ) ГВФ пилотом, а затем командиром авиазвена, авиаотряда. Уже 5 октября 1937 года переведён в пилоты-механики 3 класса. Борисов одним из первых лётчиков-дальневосточников налетал миллион километров без аварий в любых метеоусловиях на самолётах любого типа. Хабаровск, Владивосток (аэродром Вторая Речка), Иман (сейчас Дальнереченск Приморского края), Петропавловск-Камчатский – здесь он осваивает трассы Дальнего Востока и Севера, авиалинию Петропавловск-Камчатский–Эссо. Полёты совершал на отечественных самолётах: У-2, У-2СП, МП-1, П-5, ПС-7, ПС-40. Выполнял задания по перевозке ответственных и чрезвычайно необходимых грузов в отдалённых восточных и северных районах в невероятных условиях тайги и непогоды, выполнял аэрофотосъёмку для проектирования БАМа. Был депутатом райсовета Приморского края.
18 августа 1937 года – знаменательный день в жизни Борисовых. Это был День Воздушного Флота. На Дальнем Востоке по обычаю лётчики катали местных жителей на самолётах: круг над городом. В открытую кабину самолёта уселись двое – девушка Тоня и жена какого-то городского начальника. Катал их лётчик дольше всех, так, что женщину укачало. Пока лётчик приводил её в чувство, девушка решила выпрыгнуть из кабины. Так и поступила: прыгнула на серебристую плоскость крыла и пробила его каблучком. Думала, что металл, а это перкаль, покрашенная эмалитом материя. Со страху убежала девчонка, а лётчику запала в сердце. Это была Тоня, 19-летняя школьница, сирота, сестра Ивана, механика, работавшего вместе с Борисовым, воспитывалась в семье старшего брата Кирилла.
Вскоре, узнав о формирующейся группе самолётов для полётов над Камчаткой, Василий упросил руководство войти в неё. В декабре 1937 года пришло распоряжение о назначении его командиром Камчатского авиаотряда (211-го авиаотряда ДВУ ГВФ, г. Петропавловск-Камчатский). Перед отъездом подарил Тоне бюстик Пушкина, повесив на его шею серебряный медальон с крошечной своей фотокарточкой.
Борисов взял с собой ещё двух лётчиков и Тониного брата Ивана — техника с золотыми руками, которые не раз выручали пилотов из беды. В трюме парохода, на котором они двенадцать дней плыли по морю, находились в разобранном виде запакованные в ящиках три гидросамолёта, на которых летчики потом облетали всю Камчатку, попутно и Чукотку. Летать приходилось много, днём и ночью, в любых метеоусловиях.
Через год, получив долгий северный отпуск с 1 декабря 1938 года, поехал в Ногинск. Там времени даром не терял – устроился на курсы боевой подготовки. Пять месяцев осваивал точное бомбометание на скоростном бомбардировщике, всаживая в мишени цементные бомбы. Тоня училась, посматривала на Пушкина и… ждала. От Борисова приходили то письмо, то посылка и всякий раз внезапно, как с неба. А вот решающего слова всё не было.
После отпуска Борисов с 1 сентября 1939 года исполняет обязанности командира 303 учебно-тренировочного отряда ДВУ ГВФ в п. Архара. Уже 15 января 1940 года был утверждён командиром отряда. Архаринский райком Амурской области, тогда Приморского края, 27 марта 1940 года принимает Василия Александровича в партию (партбилет № 3380147). Через год его выбирают секретарём первичной парторганизации «Аэропорт» во Владивостоке.
Василий Александрович приезжает в Артём, город, где живёт Тоня. Она уже учительница, работает в начальной школе. И вот – Борисов! Приехал спросить совета: «Где мне быть: здесь или в другой области?» Трудно далось объяснение в любви командиру. Пышной свадьбы не было. Свою большую подушку Тоня расшила на две. Борисов приехал с друзьями на грузовичке, забросили в кузов узел с бельём, немудрённое имущество Тони, и на руки бюстик Пушкина… С этих пор длинную счастливую жизнь они прожили вместе.
«За отличные стахановские образцы работы» приказом № 346 по ГУ ГВФ 10 декабря 1940 года награждён знаком «Отличник Аэрофлота». В конце месяца у них с Тоней родился первый ребёнок, сын Юрий.
Командование оценило его как перспективного работника, умело мобилизующего личный состав на выполнение поставленных задач, как лётчика, отлично знавшего материальную часть и грамотно эксплуатировавшего её, и 23 апреля 1941 года подтвердило его соответствие в занимаемой им должности командира отряда.
За время работы Борисов летал в целях рекогносцировки по трассе БАМа (подготовка к его строительству началась еще в предвоенное время), снабжал продуктами отряды изыскателей. Однажды он спас от голода несколько групп, отрезанных от своих баз ранним осенним ледоходом.
В доме радость – рождение сына, повышение по службе, а в мире тревога – фашизм, война в Европе…
С первых дней войны неоднократно подавал рапорты, отправлял телеграммы своему командиру с просьбой отправить на фронт. В ответ: «Работайте. Когда надо, вызовем», «Отставить телеграммы!» В итоге Борисов прилетел в Хабаровск, предстал перед начальством: «Фашист к Москве лезет, а я здесь сижу!» И был выставлен за дверь. Однако, уходя, он предупредил секретаря, что будет поблизости. И, действительно, бегут. Через 2 часа зовут: «Борисов! Тебя к командиру! Срочно!» Разговор короткий: «Ну, твоё счастье, партизан. Бери машину и в аэропорт…»
С 5 сентября 1941 года он – командир авиаэскадрильи 12 неотдельной перегоночной авиагруппы (по документам января 1942 года - авиагруппы особого назначения № 12) ГВФ по перегону бомбардировщиков Ил-4 с авиазавода № 126 Комсомольска-на-Амуре на фронт. Пока он только перегонщик самолётов-бомбардировщиков, но он знал – ему повезёт. 5 января 1942 года он, уже пилот 2-го класса, был откомандирован в распоряжение командира 750 дальнебомбардировочного авиаполка. Это был его седьмой перегон. Встретив там старого друга из Аэрофлота, уговаривал его помочь остаться в действующей армии. Настойчивые просьбы о том, что его место только в бою, 20 января 1942 года были удовлетворены. После первого контрольного вылета, назначен в звании старшего лейтенанта на должность командира звена 750 дальнебомбардировочного авиаполка (с марта 1942 года – 750 авиаполка дальнего действия 17 авиадивизии дальнего действия Ставки Главнокомандующего Красной Армии, с августа - 3-го гвардейского) бомбардировщиков Ил-4, базирующегося в Раменском Московской области, с 1 февраля в Серпухове. А жене писал: «Правительственное задание… Просто полёты». В 1942 году он выхлопотал в Моссовете пропуск для жены с сыном – не мог без них.
Командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи, авиаполка, инспектор-лётчик 2 гвардейского авиакорпуса дальнего действия. О его полётах ходили легенды, писали заметки. За первые месяцы – 56 боевых вылетов. Первыми боевыми наградами стали орден Красного Знамени (№ 26324 приказ от 29 марта 1942 года), а через месяц, 24 апреля 1942 года – очередное звание капитана.
Душевно пишет о военных страшных годах друг Василия Александровича, его штурман Иван Иванович Киньдюшев в книге «К победным рассветам» из серии «Военные мемуары»: «Душой экипажа был командир В.А. Борисов. Его часто называли рыцарем неба, а штурман эскадрильи Семён Чугуев дал ему меткое прозвище Царь Борис. Ибо небо для Василия было родной стихией, его царством».
В мае 1942 года начался новый этап деятельности соединения – налёты на военно-промышленные объекты противника. Полёты в глубокий вражеский тыл врага требовали от экипажей умения бережно расходовать топливо. Командир дивизии отобрал наиболее опытных и умелых командиров экипажей, способных выдержать большое напряжение. Среди них был и Василий Александрович.
Кроме вылетов в глубокий тыл противника в районы Кёнигсберга (Калининграда) и Ангенбурга (Венгожево, Польша) 4 мая и 25 мая 1942 года к июлю 1942 года совершил ночные вылеты по бомбардированию стратегических объектов и скоплению войск противника в районах военных действий – Псков, Чудово, Дно, Витебск, Смоленск, Орша, Брянск, Харьков, Полтава, Днепропетровск, Орёл, Брянск и др. После награждения совершил 24 боевых вылетов, из них 23 – ночью. Всего к июлю – 80 вылетов, 79 – ночью.
Его самолёт первым в полку поднял двойной груз бомб. Правда пришлось обхитрить техника-оружейника. «Слушай, дорогой, подвесь 10 бомб внутрь, а 3 бомбы наружу». – «Так это же будет 2 тонны!» – «Почему 2 тонны? Ты мне подвесь 10 штук по 100 внутрь – это будет 100 кг. И подвесь, пожалуйста, мне наружу 2 по 250 сбоку и в середине 500. Это всего будет ну, сколько? Ну 1100!» Двойной груз бомб – это означало двойной удар по врагу. В следующий раз наружу подвесили уже три по 500 кг. Конструктор самолёта Ил-4 Ильюшин новаторство одобрил. По-борисовски стали летать и другие лётчики полка. Этот опыт очень пригодился в боях за Сталинград и Ленинград. Борисова премировали тогда трофейным мотоциклом: богатство по тем временам.
8 июня того же года и повторно через месяц командование 750 авиаполка, с 18 августа – 3 гвардейского авиаполка дальнего действия, представляет его к награждению орденом Отечественной войны I степени.
За время рассмотрения представления командованием Борисов неоднократно делает ещё вылеты в глубокий тыл противника. Уже 9 августа, а потом и 3 сентября 1942 года, в то время, когда фашисты были в 30 км от Сталинграда, экипаж Борисова бомбил Берлин. Внизу распластавшаяся черным пауком столица рейха. Вокруг полощут лучи прожекторов, разрывы зенитных снарядов, но 100-килограммовые «поросята» летят точно в цель. Внизу – море огня. В небе лучи прожекторов, всё гуще разрывы зенитных снарядов. Задание выполнено, машина Борисова берёт курс в родные края. Стрелка высотометра показывала одно из конечных делений. Каждое движение на этой высоте над плотным слоем облаков давалось с трудом. Штурман Киньдюшев делал необходимые измерения и расчёты. Вернувшись на базу, лётчики видят: обшивка правой плоскости иссечена и порвана. Борисов признаётся: «Я слышал какой-то свист, но так и не мог понять его происхождения». Около 10 часов длился этот трудный и опасный полёт, который помимо военного имел ещё и большое политическое значение.
Почти все вылеты ночью! А сколько их было, боевых вылетов в годы войны! Выполняя задания командования, бомбил промышленные и стратегические объекты в городах противника. Как следствие 24 сентября 1942 года – очередное звание гвардии майора.
31 декабря 1942 года – передышка. Он с семьёй. И вдруг в репродуктор слышат Указ Главнокомандующего И.В. Сталина: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» гвардии майору Борисову Василию Александровичу (статус награды повысил военный совет АДД). Он же считал, что просто честно выполнял боевые задания. Был очень скромным человеком!
Наградили его в Кремле 8 января 1943 года. А через 9 месяцев у Борисовых было уже двое детей, родилась дочь Галинка – Галина Васильевна Борисова, по мужу Сидоренко.
5 января 1944 года Василию Александровичу присваивают звание гвардии подполковника. Награждён 7 медалями за оборону и взятие городов, ещё одним орденом Ленина, второй раз орденом Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Из близких родственников семьи Борисовых воевали пятеро, даже отчим, который по здоровью не подлежал призыву, служил писарем в штабе дивизии. Однажды подо Львовом Василий Александрович случайно встретил младшего брата Александра – солдата – встречал и отправлял самолёты на боевые вылеты. Старший брат посадил младшего на свой бомбардировщик стрелком-радистом, и в бою над Свинемюнде (Германия) Александр спас ему жизнь – сбил подкравшийся сзади «Фокке-Вульф 190».
Борисов Василий Александрович за годы войны защищал Москву, Севастополь, принимал активное участие в обороне Ленинграда, разгроме врага под Сталинградом и на Кавказе. Участвовал в Великолукской, Черниговско-Припятской, Смоленско-Рославльской операциях, Крымской, Минской, в Курской битве, в Люблин-Брестской, Восточно-Померанской, Ясско-Кишинёвской, Будапештской, Варшавско-Познанской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях.
Всего Василий Александрович Борисов совершил 286 боевых вылетов – по военным документам и 318 – по послевоенным, из них 29 – в глубокий тыл врага (21 – боевой вылет ночью, 2 – днём, 6 – на разведку ночью). Сбил 4 самолёта противника. В совершенстве изучил матчасть самолётов Р-6, МБР-2, Дуглас, СБ, А-20-Ж, Б-25, Ил-4 и уверенно на них летал в любых метеоусловиях на полный радиус. Самые сложные боевые задания поручались ему. Борисов был секретарём партийной организации эскадрильи. Первым вылетал на любое боевое задание, заряжая своим азартом всех лётчиков корпуса. За всю войну не было ни одного ранения и со всех боевых вылетов, он всегда возвращался на аэродром. Лучший безаварийный лётчик авиакорпуса.
Демобилизовавшись 24 января 1946 года в звании гвардии подполковника, Василий Александрович поступил на службу в «Желдорпроект» ГУЛЖДС НКВД (с 15.03.1946 – МВД) СССР в Москве. Пока не обустроился семья оставалась на прежнем месте в Киеве. Там и родился в апреле сын Виктор. И снова Север! Воркута, Салехард, Ермаково. 6 сентября 1952 года приказом министра ВД СССР №1042 назначен начальником управления воздушного транспорта «Дальстроя». К работе приступил 9 октября. При преобразовании треста в гражданское предприятие Борисов уходит из системы МВД в запас. С 18 апреля 1955 года он – командир Магаданской авиагруппы Дальневосточного территориального управления (ДВТУ) ГВФ. Во время работы в системе МВД и ДВТУ ГВФ совершил самый длинный по тем временам рейс по маршруту Мильково – Усть-Камчатск – остров Карагинский – Палана – Тигиль – Усть-Хайрозово – Большерецк, первый пробный рейс – взлёт и обратную посадку, на самолёте Ли-2 с маленького летнего аэродрома Магадана, принимал участие в строительстве ряда строек Заполярья, Колымы, Чукотки, Камчатки, делал аэрофотоснимки Байкало-Амурской магистрали, сопровождал корабли Северным морским путём, занимался геодезией, аэрофотосъёмками, спасал людей.
Принимал участие в качестве пилота в агитационных перелётах кандидатов в депутаты Верховного Совета Коми АССР второго созыва. Подготовка к этим выборам велась в послевоенные 1946-1947 годы, кандидаты старались проводить встречи с избирателями в самых отдалённых уголках республики. Один из таких десантов во главе с первым секретарём Коми обкома КПСС Тараненко отправился на Полярный Урал, а самолётом управлял полярный лётчик Борисов.
Полёты на Севере и в мирное время весьма трудны и опасны. Погода преподносит сюрпризы, а посадочные площадки далеки от идеала, не редки и рискованные случаи – это напоминало отважному лётчику опасные военные полёты. Однажды в Обской губе, судно, буксировавшее две баржи, на которых находились не менее 200 пассажиров, вмёрзло в лёд. Операцию по спасению людей поручили Борисову. Лёд около барж был тонкий и спасение могло обернуться трагедией. «Надо лететь, садиться и спасти людей! Иного выхода нет!» — сказал Василий Александрович. Когда он на самолёте По-2 совершил посадку около баржи, ликовали все! Операция длилась 20 часов.
В.А. Борисов занимался вопросами качественной работы Магаданского авиапредприятия, и как результат, 10 марта 1954 года открыли регулярный рейс Москва — Магадан, совершаемый самолётом Ил-14 за 48 часов. В 1955 году приказом Главного Управления ГВФ в состав Магаданской авиагруппы включили 185-й, 149-й, 159-й авиаотряды; аэропорт Магадан 1-го класса, аэропорт 3-го класса Сеймчан; аэропорты 4–го класса Петропавловск, Елизово, Марково, Гижига, Каменское, Омсукчан, Северо-Эвенск, Залив Креста, Певек, Байково, Омолон и авиационно-ремонтный завод № 73 на 13 км Колымской трассы.
При нём построили в 1956 году и сдали в эксплуатацию аэровокзал на 13 км, открыли новые авиалинии: Магадан — остров Врангеля, Магадан — Чайбуха — Марково — Анадырь.
24 апреля 1950 года приказом ГУ ГВФ переведён в пилоты первого класса с вручением знака отличия. За образцовое выполнение заданий, проявленные при этом мужество и высокое лётное мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Трудового Красного Знамени (№144373, орденская книжка № 185340 от 09.12.1950 года). В мае 1954 года (число неразборчиво - 10 или 19) награждён знаком «Отличник социалистического соревнования».
Василий Александрович постоянно повышал своё мастерство. В 1954 году окончил курсы по освоению вертолёта Ми-4 (В-8 (Ми-8) – 1966 г., Ми-6 – 1969 г., Кременчугская ШВЛП). Эти машины, не требующие взлётно-посадочных полос, полюбились ему за своеобразие, маневренность, компактность. С борта вертолёта под командованием Борисова кинооператор снимал жерла вулканов Камчатки.
1 августа был направлен на обучение. По окончании 10 июля 1959 года Курсов усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава ГВФ в Ленинграде министр авиации Логинов 17 июля 1959 года приказом назначает Борисова начальником аэропорта «Шереметьево». Преобразование военного аэродрома в гражданское предприятие – нелёгкое дело. Однако, свойственные ему принципиальность, ответственность, требовательность, сердечность, дисциплинированность, умение сплотить коллектив, требовательное и одновременно заботливое отношение к людям позволило вывести аэропорт «Шереметьево» в крупнейшее предприятие.
Заложив основы для дальнейшего развития аэропорта Шереметьево, в 1961 году В. А. Борисов убедил руководство ГВФ, что его место в любимой им Полярной авиации. И снова Север. Летал на самолётах Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14, вертолётах Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8. 18 сентября 1962 года командовал первым групповым перелётом Москва – Северный полюс – Москва на вертолётах Ми-4. Осваивал Северный полюс с длительным дрейфом на льду. Командование наградило его наручными часами с гравировкой на обратной стороне «Борисову В.А. за освоение Северного полюса от Командования ГУ ГВФ СССР, 1964 г.». В феврале 1965 года под руководством Василия Александровича на дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-13» перегнали четыре вертолёта Ми-4. 3 мая 1965 года на вертолёте Ми-4 во время прохождения высокоширотной воздушной экспедиции «Север-17» доставил учёных непосредственно в точку Северного полюса. 18 мая 1965 года награждён бронзовой медалью ВДНХ за внедрение вертолётов Ми-4 для изучения гидрологического и ледового режима и геологические исследования в Центральном Полярном бассейне с базированием на дрейфующих льдах. Сопровождал научно-исследовательские экспедиции: станции Северного полюса, грузы, оборудование, людей, искал затёртые льдами суда и т.д.
С октября 1965 года по июль 1966 года командовал авиаотрядом 11 Советской Антарктической экспедиции. Как-то во время посадки в Южном море в заливе Рыбий Хвост лёд оказался хрупким. Люди благодаря чётким и правильным действиям командира были спасены, а вот от самолёта остался только след чёрного силуэта в двухметровом панцире льда.
8 августа 1967 года отыскал в Северном Ледовитом океане у полуострова Ямал научно-исследовательский карбас «Щелья» и помог учёным. Один из них – Скороходов Михаил Евгеньевич, описал это в пятой главе своей книги «Путешествие на "Щелье"».
Обладая большим опытом командно-лётной работы, умело руководил лётным составом и охотно передавал свой опыт молодёжи. Успешно сочетал свою командную лётную работу с общественной, неоднократно избирался в партийные и советские органы. В 1968 году окончил обучение в Университете марксизма-ленинизма. Прошёл обучение и в школе лекторов-международников при Ленинградском РК КПСС Москвы. К этому времени налетал более 11 500 часов, из них более 4000 часов ночью, на вертолётах более 2500 часов.
«За безаварийную работу и освоение новой авиационной техники 16 августа 1968 года Борисову присвоено звание «Заслуженный пилот СССР» (нагрудный знак №60, удостоверение № 000087).
К концу 1969 года налетал более 11 500 часов, из них более 4000 часов – ночью, на вертолётах – более 2500 часов.
По состоянию здоровья был списан с лётной работы 1 января 1970 года, но продолжал работать в Полярном управлении ГА, Управлении применения авиации в народном хозяйстве, Министерстве гражданской авиации, в Центральном управлении международных воздушных сообщений. 26 октября 1976 года ушёл на отдых по собственному желанию. Его производственный стаж, с учётом участия в Великой Отечественной войне (1 день за 2) – 50 лет. Авиации отдал 45 лет, включая обучение (авиатехникум, авиашколу, КУНС), гражданской авиации, включая обучение на КУНС – 39 лет, полётам – 31 год своей жизни, 36 лет, если считать обучение в авиашколе, КУНС и работу начальником аэропорта «Шереметьево». В разное время являлся пенсионером по выслуге лет МВД, пенсионером союзного значения, пенсионером за выслугу лет как заслуженный пилот СССР.
После выхода на пенсию активно включился в общественную работу: председатель Совета ветеранов, член президиума общественной организации ветеранов авиации дальнего действия Активный и ответственный Василий Александрович каждую первую среду месяца посещал Клуб Героев Советского Союза – это было свято. Был постоянным членом комиссии по делам несовершеннолетних, внештатным инспектором Московского областного комитета народного контроля и заведующим бюро жалоб г. Лобня Мытищинского комитета народного контроля. Много душевных сил приложил для наведения порядка, отстаивая справедливость, честность, принципы.
Быть нужным людям, отдавать им всего себя без остатка, бороться за каждого встретившегося на его пути: оступившегося, падшего человека, будь он зрелого возраста или подросток, малыш; бороться за то, чтобы жизнь стала справедливее, радостней, прекрасней – в этом он видел смысл жизни своей и людей, своё назначение, своё счастье. При огромной массе дел и занятости он не забывал о тех, кому нужна помощь. Так он писал откровенные письма мальчишкам, которые оступились, оказались правонарушителями, а те понимали и страшились не прислушаться к советам Героя. Сколько он спас слабодушных, податливых, не имеющих чувства собственного достоинства, слабых духом!
Постоянно вёл воспитательно-патриотическую работу в коллективе и парторганизации, был лектором-международником. Выступая, Василий Александрович, всегда говорил о своих боевых товарищах, о своем экипаже, считал, что «Золотая Звезда» Героя – награда всему его экипажу. Никогда не выпячивался, не стремился быть на переднем плане. Держался скромно, чуть в стороне, но люди тянулись именно к нему, привлекал чуткостью и вниманием к собеседнику, открытостью взгляда и доброй улыбкой. Дважды избирался депутатом Лобненского горсовета 17 и 18 созывов. В 1981 году 18 декабря Решением №1415/20 исполкома Лобненского городского Совета народных депутатов удостоен звания «Почётный гражданин города Лобня».
Он умер 20 апреля 1993 года. Последним его предсмертным поступком было внесение в кассу Лобненской коммунистической организации положенные уставом взносы.
Родина оценила его заслуги: награждён 7 орденами, 19 государственными медалями, 10 знаками отличия, 5 званиями, 12 благодарностями от Верховного Главнокомандующего, 4 госграмотами, бронзовой медалью ВДНХ и др.
С момента прихода в школу №3 Лобни, красивый, с военной выправкой, добродушный, он сразу завоевал сердца ребят. Во всех делах, начинаниях, в праздники и будни, в походах был с ними. Его все уважали. Мальчишки с завистью смотрели на его награды, восхищались своим Борисовым. Ученики 5 «А» класса, отряда «Стремительный» изъявили желание назвать свой отряд в его честь, но при жизни героев их имена не присваивались. Дети оказались настойчивыми: за хорошую учёбу, трудолюбие отряд был удостоен почётного и высокого звания: «Отряд имени Героя Советского Союза Борисова В.А.». Как он волновался, когда присваивали в 1977 году дружине его имя, перешедшее от отряда после окончания ребятами школы! Он считал, что это – очень высокое доверие, боялся не оправдать его. Память о той жизни жива в сердцах учеников, окончивших школу.
23 апреля 1995 года по просьбе ученического и учительского коллективов решением Лобненской городской думы средней школе № 3 присваивается имя Героя Советского Союза – Борисова Василия Александровича.
Василий Борисов – так назван один из воздушных лайнеров Аэрофлота. Его имя увековечено в названии улицы города Лобня, о чём свидетельствует памятная доска на доме 24 корпус 1. Его помнят в Росавиации, на Камчатке, Колыме, в Севастополе, в Воркуте на здании штаба в аэропорту и на площади Победы установлены памятные доски. В Калязине – памятная стела в парке Победы, в Салехарде – памятная плита на площади Победы, в Полтаве на плите у памятного знака героям авиации дальнего действия выбито его имя. Упоминание его имени есть в музеях и библиотеках, в книгах, статьях, документальном фильме, роликах, в электронных ресурсах.
Каждый мог бы гордиться такими результатами своей жизни.
Василий Александрович был земной человек, любил людей и жизнь, жил тихо, скромно, увлекался охотой, рыбалкой, столярничал. Много читал, хорошо разбирался в политике.
В семье Борисова помнят его рассказы, встречи, юмор, беседы о любимом Пушкине, любимые его песни военных лет: «Играй, мой баян», «В далёкий край товарищ улетает…».
Помним его и гордимся!
Вновь полученные сведения заносим на страницу Бессмертного полка:
https://www.moypolk.ru/soldier/borisov- ... ndrovich-2.