Перенесено из :
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=5902#p5902А. Г. Николаева, М. С. Хромцова. Ледовыми трассами. Под ред. Л. Л. Балакшина. Л., Гидрометеоиздат, 1980. Глава «Снова на «Садко» в высокие широты», стр.65.
…Ледовая разведка, произведенная 8 августа с самолета, взятого на борт «Садко» еще в Архангельске для передачи «Ермаку», показала, что на севере и северо-востоке Карского моря располагается очень тяжелый сплоченный лед.
Проход на восток возможен только береговой полыньей – у островов Шхеры Минина и у полуострова Михайлова, «Садко» пошел по указанному самолетом пути и вскоре вышел на чистую воду, встречая лишь отдельные полосы льда. 10 августа он достиг острова Русского, к которому тяжелые льды подходили вплотную. Вследствие густого тумана корабль был вынужден остановиться до улучшения видимости. Когда туман поредел, «Садко» начал медленно продвигаться вдоль острова по небольшим разводьям и полыньям. В тот же день он встретился с ледоколом «Ермак» и передал ему самолет.
„Записки о жизни И работе на ледокольном пароходе «Георгий Седов» дрейфовавшем с 23 октября 1937 г. по 3 января 1940г. в Северном Ледовитом океане, составленные членами экипажа.“ // Изд.1940 г.
... Наступило 8 августа, а мы были так же далеки от начала высокоширотной экспедиции, как и неделю назад. Ледокольному пароходу „Садко" приходилось выполнять функции линейного ледокола, и немудрено, что существенных результатов на этом поприще нам не удавалось добиться.
В 3 часа 45 минут мы встретились в тумане с целым караваном судов. Здесь кроме „Беломорканала" и „Ванцетти", было еще два парохода с лучшими ледовыми качествами. Нам предложили по радио захватить с собой „Суру" и пристроиться вместе с ней в кильватер каравану. Теперь уже шесть судов скитались в тумане, тщетно отыскивая свободный от льдов путь в море Лаптевых.
Начальник каравана, подчинивший себе „Садко", повел пароходы на север, хотя наша разведка показала, что там лежат сплоченные льды. И на этот раз не удалось пройти дальше 75-й параллели. Тогда было решено выпустить в воздух небольшой гидросамолет, который мы везли для передачи „Ермаку". При первом же прояснении самолет поднялся. В воздушную разведку отправились летчик Портнов, механик Герасимов и штурман Корельский. Их наблюдения подтвердили данные, полученные „Садко" за день до этого: на севере лежали сплоченные ледовые поля. Единственный путь, которым можно было пройти к проливу Вилькипкого, лежал у самого берега материка.
„Садко" был отправлен в новую ледовую разведку по пути, указанному самолетом. Оставив караван, мы шли довольно быстро: в береговой полынье лишь изредка встречались отдельные подеоны разреженного льда. Данные разведки мы сообщили каравану по радио и больше к нему не возвращались: идя по нашему пути, он мог свободно выйти на береговую полынью, чтобы следовать дальше на восток.
Обогнув остров Белуху с севера и лавируя в тумане между кромкой сплоченного льда и берегом острова Русского, мы проскочили до 95°52' восточной долготы. Здесь на 77°08',6 северной широты, „Садко" 10 августа встретился, наконец, с долгожданным „Ермаком".
Пять дней, затраченных на разведку пути для торговых судов, изрядно истощили наши запасы топлива. Поэтому командование „Садко" подало заявку на 1000 тонн угля, которые мы решили погрузить в Тикси. Кстати, именно это количество топлива было включено в план снабжения высокоширотной экспедиции, которая собиралась базироваться на Тикси. Но нас разочаровали: угля в Тикси нехватало; уже сейчас там ощущался топливный голод. Значит, надо было возможно экономнее расходовать свои запасы и поскорее начинать работу по назначению.
11 августа „Ермак", приняв с „Садко" самолет и горючее, отошел от нашего борта и взял курс на юго-запад. Мы же двинулись на северо-восток, к проливу Вилькицкого, встречая с каждой милей все более и более трудную ледовую обстановку: дул крепкий северозападный ветер, густо падал снег, к северу от острова Русского держался лед в 9—10 баллов.