"Арктическая Звезда" №3 (7636) 29 марта 2011
Успешный эксперимент
Валентина КАРЕПОВА
В 70-е годы прошлого века интенсивно развивалась сырьевая база районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. В связи с этим ярко обозначились перспективы Ямала, где были разведаны немалые запасы газа и нефти. Железной дороги в те края не было. Единственная транспортная связь - морской флот. Однако летом доставка грузов по мелководью весьма затруднительна. Поэтому было решено испытать возможность выгрузки оборудования для нужд газовой промышленности на ледовый припай.
31 марта 1976 года, на три месяца раньше обычного срока начала навигации, атомный ледокол «Ленин» вышел из Мурманска, взяв курс в высокие широты. Атомоход вышел на меридиан острова Колгуев, где начинались поля сплошных льдов. Там планировалась встреча с дизель-электроходом «Павел Пономарев», на борту которого находились грузы, предназначенные для геологов с мыса Харасавэй.
Первый рейс атомохода «Ленин» и дизель-электрохода «Павел Пономарев» к Ямалу был экспериментальным, и в его эффективности многие тогда сомневались. Поэтому готовились очень тщательно. Экипажи укомплектовали лучшими кадрами. Атомным ледоколом командовал Б.М. Соколов, а дизель-электроходом - В.В. Михайличенко. Возглавлял экспедицию капитан-наставник В.А. Куроптев. Помощь каравану оказывали полярная авиация, гидрографы, гидрометеорологи и другие службы. Судам предстояло пройти около трехсот пятидесяти миль сквозь торосистые льды.
Сверхраннее начало арктической навигации для того периода - явление необычное. История освоения Арктики такого еще не знала. Поэтому предварительно атомоход произвел разведку предстоящего пути - попробовал на «зуб» ледяной покров, определяя его толщину и степень проходимости. Путь оказался нелегким. В проливе Карские Ворота «Ленин» вошел в такое снежно-ледовое месиво, что продвижение его прекратилось. Но с помощью умелой работы командира вертолета Виталия Покумейко и инженера-гидролога Андрея Смирнова, маневрируя между ледяными полями, ледоколу удалось выбраться из «плена» и вернуться к месту встречи.
В ночь со 2 на 3 апреля суда встретились в запланированном районе острова Колгуев. Отсюда начался совместный рейс, к которому было приковано внимание всей страны. Ему суждено было вписать новую страницу в историю освоения Арктики.
5 апреля караван прибыл к береговому припаю Ямала и встал в 25 милях от места выгрузки. Припайный лед у полуострова достигал толщины полтора-два метра, а в торосах - до четырех. За восемь часов суда проходили в среднем 10 кабельтовых. Но чем ближе к цели, тем тяжелее становился лед. Движение застопорилось. Работали ударами. Ледокол то и дело заклинивало. Случалось, что полтора часа стояли на месте. Особенно трудными оказались последние три мили. Суда продвигались с большим трудом, торосистый лед достигал пяти метров толщины.
8 апреля в течение всего дня инспектор администрации Севморпути Г.Д. Бурков, капитан-наставник В.А. Куроптев, капитаны Б.М. Соколов и В.В. Михай-личенко, командир вертолета Ми-6 Е.П. Бриллиантов и представители Миннефтегазстроя обсуждали, возможно ли начать выгрузку дизель-электрохода до постановки его к намеченному месту. Остановились на том, что домики, очень необходимые геологам, следует выгружать вертолетом. Летчики согласились попробовать. И вот в 18 часов 35 минут винтокрылый богатырь поднял в воздух первый домик - выгрузка началась. В 19.10 домик благополучно был доставлен на мыс Харасавэй.
10 апреля, пробив тридцатикилометровый канал в поле огромных ледовых торосов, атомоход «Ленин» вывел транспортное судно в заданную точку у полуострова Ямал, где были подготовлены ледовые дороги для перевозки домиков, топлива, техники.
Девять трудных суток, днем и ночью, в любую погоду шла выгрузка на припай. Четыре тысячи тонн грузов ушли из трюмов судна на специальные ледовые площадки. К 16 апреля на припай было доставлено уже 2 081 тонна груза. В погрузке участвовали не только пономаревцы, но и ледокольщики. На атомном ледоколе «Ленин» была создана рабочая бригада из восемнадцати моряков, которые участвовали в выгрузке. А 17 апреля - в День коммунистического субботника пономаревцы и атомоходцы, соревнуясь с газовиками Ямала и экипажем вертолета Ми-6, доставили на берег весь плановый груз. За эти сутки было выгружено свыше тысячи тонн. Вскоре вся привезенная техника начала работать. Ради этого и был проведен эксперимент. 20 апреля в 16 часов в районе острова
Колгуев - там, где началось плавание дизель-электрохода «Павел Пономарев» под проводкой атомохода «Ленин», -суда расстались. Атомоход последовал на трассу Семорпути, а электроход взял курс на Мурманск. Эксперимент в Арктике, небывалый по дерзости и строгому инженерному расчету, завершился успешно. Он еще на один шаг приблизил человечество к реализации мечты моряков - работать на арктических трассах в любое время года.