http://www.rosbalt.ru/2008/02/24/459434.html
«Точка 36», Виктор Дмитриев (полная версия в газете «Россия» от 14.02 2008)
Могла бы быть хорошая статья, если бы не создавала новых мифов в замену развеянных:
... Вопросы национальной безопасности прирастали к чисто научным функциям дрейфующих станций и в дальнейшем. Остаются они актуальными и в наши дни. Что касается былей и небылиц, то вот факты. Приказа «на уничтожение» Михаил Сомов не получал – этот миф придумали любители фантастики. Самолеты «Ту-4» у «Главсевморпути» были, только разоруженные. Они могли сутки пробыть в воздухе без дозаправки, но на дрейфующий лед никогда не садились – он просто не выдержал бы веса тяжелых четырехмоторных машин. Научные результаты экспедиции составили четыре тома, они изданы. Опубликовано также множество статей в различных научных журналах, доступных не только специалистам, но и всем, кто интересуется Арктикой.
Это - хорошо, "бредогонам" ответили.
в 1950-м, и знал о ней лишь избранный круг ученых и военных. Она не значилась ни в каких документах, вся переписка была зашифрована, и даже само название – «СП-2» стало государственной тайной. На карте место высадки станции обозначалось как «точка 36».
Лишь к концу прошлого века начали всплывать сведения о таинственной экспедиции.
Это не так. Рассекречена она была гораздо раньше. Количество книг и воспоминаний по СП-2 уступает только "СП-1", и появились они еще в 60-х. Как пример - "На куполах Земли" - начальника СП-2 М.М.Сомова, книги Яцуна, Канаки.
... На все эти опасные и во многом авантюрные затеи Москва решила ответить ном созданием собственных секретных авиабаз – у Северного полюса и на Полюсе относительной недоступности. Для исследования мест предполагаемой дислокации тяжелых бомбардировщиков наметили запустить две полярные станции. Одна из них – на Полюсе недоступности – вскоре заработала, для второй искали крепкую льдину, одновременно комплектуя персонал. Отобрали семнадцать человек: океанологов М. М. Сомова, М. М. Никитина, З. М. Гудковича, А. И. Дмитриева; ледоисследователей Г. Н. Яковлева и И. Г. Петрова; аэрометеорологов К. И. Чуканина, В. Г. Канаки, В. Е. Благодарова, П. Ф. Зайчикова; геофизиков М. Я. Рубинчика, М. М. Погребникова; радистов К. М. Курко, Г. Е. Щетинина; авиационного специалиста М. С. Комарова; кинооператора Е. П. Яцуна; врача В. Г. Воловича. Представителей армии в составе экспедиции не было, если не считать Виталия Воловича, военного врача.
"Вскоре заработала" - как раз СП-2. Вторая станция действительно планировалась одновременно (СП-3), но высадка была отложена - не нашли подхлдящей льдины. (Подробнее - в книге Сомова "На куполах Земли")
...Разумеется, полярники занимались не только наукой. Это подтверждается особыми указаниями радистам. Засекреченная станция крутилась под боком у американцев в разгар «холодной войны», да еще шла война «горячая» – в Корее. Москва боялась, что американцы обнаружат «СП-2» со своих самолетов или засекут ее в эфире. Разговоры с домом запрещались. Раз в месяц из радиоцентра на льдину приходило закодированное сообщение о том, что родственники полярников живы-здоровы. Такая же скупая радиограмма отправлялась в Арктический институт. Вести дневниковые записи строго-настрого запрещалось, чтобы не оставлять никаких свидетельств работы станции. Правда, некоторые табу нарушили и записи втихаря вели. Благодаря им позже были опубликованы воспоминания зимовщиков, в том числе книга Виталия Воловича «На грани риска»
Не совсем так. Метеосводки по радио передавались регулярно, а не раз в месяц. А помимо "закодированных сообщений" полярники также получали и простую почту из дома, что даже запечатлено на кадрах кинохроники.