"Раскопки"

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Re: "Раскопки"

Сообщение Dobrolet » 16 Сентябрь 2009 15:37

Попались в сети сканы отдельных страниц из журнала "Огонек" за 1954 год (июнь, август) со статьей и фото Якова Рюмкина о работе ВВЭ "Север-6" весной того года.
Изображенные на фото с медвежонком и Ил-12 летчики Васильев М.С., Иванов В.Н., Фурманов В.А. ранее не упоминались как участники Севера-6, а последний вообще не встречался в источниках.
Очень хорош И.П.Мазурук с родившимся на Диксоне Славиком Ермаковым.

может у кого есть выход на первоисточники - было бы интересно посмотреть .

 огонек июнь 1954.jpg
 Огонек .jpg
 Огонек август 1954.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Re: "Раскопки"

Сообщение Dobrolet » 20 Сентябрь 2009 14:10

 DSC05212.JPG
Самолет №5 1932 год

АВИАСТРОИТЕЛЬСТВО СССР
(По газетам Союза)

  • 31 марта летчик Чухновский на трехмоторном самолете направился в полярный перелет ыа Игарку. Цель перелета — обследование трассы для установления регулярного воздушного сообщения Москва — Игарка. В тот же день в Нижнем Новгороде пришлось сделать вынужденную посадку из-за оторвавшейся в полете правой лыжи, ремонт которой задержит дня на 3 дальнейший перелет.
  • В июле с. г. Всесоюзный арктический институт организует экспедицию в полярный бассейн. В экспедицию направляется ледокол «Красин» и два самолета, на которых будут произведены разведывательные полеты по различным направлениям, в различные пункты полярного бассейна. В ряде задач экспедиции первое место занимает открытие воздушного пути по маршруту Европа - Америка.
  • В этом году будет отправлена большая экспедиция на двух ледоколах «Сибиряков» и «Русанов». Оба ледокола пойдут к Северной земле, где сменят зимовщиков, и затем к мысу Челюскина (самая северная оконечность Азии), где в этом году будет построена радиостанция. На борту «Сибирякова» будет самолет под командованием полярного летчика И. К. Иванова. Кроме того ледовую разведку будут проводить самолеты «Комсеверпутъ», вылетая с острова Диксон.


Изображение
Самолет Юг-1 без опознавательных знаков попадался в фотоархиве Г.Ф.петрова
http://fotki.yandex.ru/users/gennadiy-s ... 235?page=2
Юг-1 СССР-Н4 зарегистрирован в марте 1933 г., т.е. это может быть тот же самолет, но еще до официальной передачи в УПА.
То же отностится к самолетам, базировавшимся на кораблях в ходе экспедиций 1932 года.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Re: "Раскопки"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Октябрь 2009 12:31

 Подвиг в Арктике.jpg


МОРЯК СЕВЕРА
26 августа 2009 года
ЭТО БЫЛО, БЫЛО...

В редакцию «МС» принёс свою статью Юрий Прокопьевич АБРАМОВ. В 1975 - 1989 гг. он работал первым помощником капитана на судах «Ветлугалес», «Руза», «Антонина Нежданова», «Капитан Замятин». Затем служил в ФСБ, откуда и вышел на пенсию в звании подполковника.
Мы сочли статью ветерана интересной и решили опубликовать.


Подвиг в Арктике

Время от времени в печати появляются публикации о существовании в годы Великой Отечественной войны в Советской Арктике секретных немецких аэродромов «подскока». Обнаруживаются и пустые бочки из-под бензина - правда, советского производства. Этот аргумент считают решающим в пользу скептиков. Однако немцы были бы, мягко говоря, профанами, если бы использовали свою тару с соответствующими надписями.
О существовании одного из таких аэродромов свидетельствуют воспоминания полярников, моряков и сотрудников контрразведки, а также логика событий тех лет. Например, на подобную мысль наводило ежедневное появление в одно и то же время разведывательного немецкого самолёта в районе Новой Земли, ибо совершать дальние полёты с завидной регулярностью без промежуточного аэродрома в условиях Арктики невозможно.

Прояснить ситуацию мог захват немецкого бомбардировщика с экипажем, подбитого летом 1942 года и совершившего вынужденную посадку в тундре. «Хейнкель» находился там почти три месяца. Естественно, всё это время немецкие самолёты снабжали аварийный экипаж продовольствием, запчастями и горючим. Однако командование Новоземельской военно-морской базы упустило такую возможность, операция по захвату самолёта провалилась.
На всю эту операцию был наложен гриф «Секретно». С подбившего самолёт Василия Евграфовича Шуина, мужественного человека, настоящего героя, взяли подписку о неразглашении - хотя, по логике, должны бы были направить реляцию. А лётчик Сокол, который обнаружил «хейнкель» в период его окончательной подготовки к вылету, погиб при невыясненных обстоятельствах. Всё это не делает чести командованию.
Итак, со второй половины мая 1942 года зимовщики полярной станции Белушья, что на Новой Земле, отмечали регулярные полёты немецких самолётов-разведчиков. В конце июля заместителю начальника отдела контрразведки «Смерш» Беломорской военной флотилии майору Столярову поступило сообщение о том, что недалеко от Белушьей на острове Междушарский совершил вынужденную посадку «Хейнкель-111», а на следующий день над этим местом долго кружил другой самолёт - «Юнкерс-88», который прилетал туда два последующих дня. На третьи сутки в течение четверти часа с той стороны был слышен форсированный рёв двигателя, затем резко оборвавшийся.
Проведённой воздушной разведкой острова самолёт обнаружен не был, и командование базы решило, что он улетел. Сообщение приняли к сведению, а поиски прекратили - улетел так улетел, хотя, конечно, жаль, что у пустили...

В действительности всё было не так. Прослушивание эфира фиксировало работу неизвестной радиостанции. Это и был аварийный «хейнкель», однако командование базы серьёзного значения этому не придало. Тем более что «юнкерс» над Белушьей больше не появлялся.
В начале октября лётчик базы старший лейтенант Сокол вылетел на самолёте МБР из Белушьей на материк. Набрав высоту, он увидел совершенно очистившийся от тумана северо-восточный конец острова Междушарский, куда и направил свою машину. Внизу вырисовывались очертания какого-то самолёта. Чтобы убедиться, что это не мираж, Сокол зашёл со стороны солнца, и перед экипажем воочию предстал «хейнкель». От самолёта к невысокому холмику побежали несколько человек, видимо, ожидая обстрела из пулемётов. Но едва наш экипаж выполнил маневр к атаке, на него сверху свалился «юнкерс». Силы были слишком неравны, и пилот, используя сохранившуюся над проливом полосу тумана и прижавшись к воде, почти вслепую вернулся в Белушью.
На этот раз доклад возымел действие. Было высказано предложение немедленно обстрелять самолёт. Но командир военно-морской базы принял другое решение: высадить ночью десант и захватить самолёт вместе с экипажем. К рассвету десант подошёл к намеченному пункту, но обнаружил там лишь бочки из-под горючего, детали мотора, небольшую землянку, кучи пустых консервных банок, маскировочные сети, вдавленную в землю рацию и колеи от самолетных колес. А ведь ещё перед заходом солнца «хейнкель» стоял на месте - это видел тот же старший лейтенант Сокол, совершивший перед высадкой десанта осторожную разведку.
Как принято говорить, «виновником» всей этой истории был храбрый человек, архангелогородец Василий Шуин, вступивший в неравный бой с немецкими асами самолёта «Хейнкель-111», не ожидавшими ничего подобного. Однако этот подвиг так и остался незамеченным, хотя его можно сравнить с подвигом экипажа п/х «Сибиряков», вступившего в бой с рейдером «Адмирал Шеер», или с подвигом Александра Матросова.
На полярную станцию Белушья Василий Шуин был назначен начальником радиостанции. Перед самым началом войны он приехал туда вместе с семьёй. В начале 1942 года, учитывая сложившуюся обстановку, радиостанция получила несколько винтовок и ручной пулемёт «льюис». Василий Евграфович сам приспособил его для стрельбы по воздушным целям и оборудовал турель.
О поединке с самолётом он поведал сам много лет спустя:
- 17 июля 1942 года ближе к вечеру над западным берегом бухты появился вражеский самолёт. Используя рельеф местности, он словно подкрадывался к посёлку, а затем взял курс на пришедший с грузом пароход «Рошаль», приближаясь к нему на высоте 50-60 метров. Огня с парохода по какой-то причине не открывали.
Я с самого начала был у своего «льюиса» и ожидал удобного момента для стрельбы. И он настал, когда самолёт вышел в атаку на судно. Страха не было, была злость. В голове вертелось: сейчас врежу им, наглецам, прямо в морду. «Хейнкель» всё ближе, и когда до него оставалось метров 250
- под прозрачным колпаком был отчётливо виден носовой стрелок
- я нажал на гашетку. Трассирующая дорожка вонзилась в корпус самолёта, голова стрелка исчезла, а ствол пулемёта уставился в небо. Немедленно перенёс огонь на левый мотор. Над ним вспыхнули два облачка, раздалисьхлопки. Самолёт качнулся на левое крыло, затем резко на правое, открыв мне для обзора второй мотор. Но одновременно открылось и гнездо хвостового стрелка. Я всё-таки успел сделать короткую очередь по правому мотору, и в тот же момент стрелок открыл по мне прицельный огонь. Но, так как самолёт резко накренился, чтобы выполнить крутой правый поворот, вся очередь, предназначенная мне, попала в стенку каменного ограждения. Другая очередь прошла над моей головой, прошила агрегатную, аппаратную и жилую комнату радиостанции. Возник пожар, но моя жена, находившаяся там, не растерялась и сбила огонь одеялом.
Создалось впечатление, что после серии хлопков, характерных при работе двигателей с перебоями, «хейнкель» шёл на одном из них. На очень малой высоте он пересёк Междушарский пролив и скрылся за невысокими сопками одноимённого острова. Гул моторов резко оборвался. У всех, наблюдавших этот поединок, сложилось мнение, что самолёт совершил аварийную посадку.
Из боя я вышел с минимальными потерями. Правда, получил лёгкое ранение - одна пуля попала в штакетник, и кусок его, сантиметров 15 длиной, попал мне в левую скулу и надбровную дугу. Досталось и глазу - он заплыл, лицо превратилось в сплошной синяк. На некоторое время я потерял сознание. Придя в себя, с большим трудом зашифровал радиограмму о бое с немецким самолётом и вынужденной его посадке на острове Междушарский и передал в Амдерму.
Спасая стоявшее на рейде судно и людей на нём, Василий Шуин принял огонь фашистского стервятника на себя, проявив мужество, выдержку и героизм. Он уже ушёл из жизни, но подвиг его, считаю, должен быть увековечен.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 11:18

 V-1.jpg
Фотография из архива семьи Черевичных:
Б.Ляховский остров. Море Лаптевых. Экипаж Черевичного у мемориальной доски Э.В.Толля -легендарного исследователя Арктики, апрель 1936г.

Вопроса как всегда два:
- что это за борт?
- и кто изображен на фотографии? (Черевичный стоит справа)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Раскопки"

Сообщение SVF » 05 Октябрь 2009 11:24

Снимок явно из какой-то книги. Из какой? Наверное, в ней и ответы.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Re: "Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 11:28

Несогласен.
На фотографии нет и намека на книжную полиграфию.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Раскопки"

Сообщение SVF » 05 Октябрь 2009 11:31

А подпись к снимку не полиграфическая?
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Re: "Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 11:44

Подпись просто приделана к фотографиям. Они есть во всем архиве, делалось ли для выставки или просто так в фотошопе для памяти - не знаю.
Но фотография - гарантированно не скан из книги. Полиграфический растр отсутствует как класс, высокая детальность и т.д.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Раскопки"

Сообщение ABC » 05 Октябрь 2009 13:58

Изображение
Может быть не совсем по теме.. Но... немцы в советской Арктике... то ли ЗФИ, то ли НЗ.
ABC
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 10 Март 2009 05:37

Re: "Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 14:30

 juk30-4.jpg
Вот еще вопрос к "авиаторам":
Фотогарфия с сайта "Уголок неба" http://www.airwar.ru/enc/bww1/juk30.html , ЮГ-1
Почему на моторах такие странные "закрывашки" и не связано ли это с нашей общей темой, т.е. местами с очень низкой температоруй?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Раскопки"

Сообщение Dobrolet » 05 Октябрь 2009 15:46

Коллега, уточните о каких закрывашках идет речь?
На фото Юнкерс ЮГ-1 "Красный медведь" Чухновского после выгрузки на лед и подготовки к поисковому полету. (проходило пл соответсвующей ветке на форуме viewtopic.php?f=31&t=599)
На винтах одеты брезентовые чехлы для защиты от обмерзания. Жалюзи лобовых радиаторов на моторах закрыты - это стандартное оборудование для регулировки температуры двигателя. Выхлопная труба центрального мотора удлинена - видимо для подвода тепла к колориферу - нештатная доработка для эксплуатации на севере.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Re: "Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 16:44

"Жалюзи лобовых радиаторов" - наверное про них, еще затянуты крест-накрест.
Фото в ветке "Красный медведь" нашел, вопрос можно считать закрытым.

Спасибо :tnxman:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Октябрь 2009 23:00

Dobrolet пишет:В статье Водопьянова о полете на Н-67 (Техника-молодежи №7-8 1935) есть фото автора у "куропачьего чума" летчика Масленникова и радиста Падалко - авитаторов Чукотской авиагруппы. Самолет МР-5 с буквой Н на борту.
Вопрос - на какой "Н"-ке летал Масленников?


У М. Каминского в книге "В Небе Чукотки" (М., Молодая гвардия, 1973) одна небольшая глава посвящена этому эпизоду.
К сожалению ни номер, ни тип самолета не указан.
Известно, что стартовали из бухты Провидения на Анадырь для доставки бензина для обеспечения перелета Водопьянова. Масленников (26 лет) - пилот, Падалко (29 лет) - штурман, радист и КВС. Просидели две пурги - 7 и 14 дней, с перерывом в день.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 27 Октябрь 2009 23:05

По докладу тов. Бочека А.П. о Колымской экспедиции 1932 - 1933 годов возник ряд вопросов.

1. Помимо хорошо известного ЮГ-1 борт СССР Н-4, упоминаются два самолета, которые перевозились караваном и выполняли полеты в интересах судов экспедиции. Это: летающая лодка "Савойя" (в тексте упоминается без указания типа) и Р-5А (поплавковый). Командовал авиагруппой Красинский.

Видимо, эта "Савойя" прилетала на остров Врангеля и ее встречали участники экспедиции Обручева на СССР Н-1.

А вот Р-5А... Летчик самолета во время зимовки был "отправлен зимним путем". Самолет поднят на судно и (видимо) законсервирован. Кроме этого отчета, есть ли другие следы данного самолета?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Ноябрь 2009 20:31

Текущие комментарии к обновлению тем по реестру из книги:
Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

Н-11 в реестре отсутствует
Н-30 Handley Page HP-19 в реестре отсутствет, есть только Н-30 МП-6
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения