Александр Андреев » 09 Апрель 2008 03:21
Статья профессора Зубова написана в начале октября 1937 г., когда надежда найти экипаж Леваневского в живых, уже
начала угасать, хотя поиски продолжались еще несколько месяцев.
ГДЕ ЭКИПАЖ ЛЕВАНЕВСКОГО?
Проф. Н. Н. Зубов
Вечерняя Москва, 7 октября 1937 г.
ГДЕ МОГ СНИЗИТЬСЯ САМОЛЕТ?
КАК ЗИМОВАЛ НАНСЕН?
ЗАПАСЫ ПРОВИЗИИ ЭКИПАЖА.
19 ОКТЯБРЯ И 18 НОЯБРЯ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫ ДЛЯ ПОИСКОВ.
Как известно из телеграмм и сообщений Правительственной комиссии по перелетам Москва—Северная Америка, самолет Героя Советского Союза С. А. Леваневскогс вылетел из Москвы 12 августа в 18 часов 15 минут, предполагая лететь по маршруту Москва—Архангельск —Северный полюс—Аляска.
В 13 часов 40 минут 13 августа отважные летчики послали следующую радиограмму:
«Пролетаем полюс. Достался он нам трудно. Начиная от середины Баренцова моря все время мощная облачность. Высота 6000 метров, темпе ратура — минус 35 градусов. Стекла кабины покрыты изморозью. Сильный встречный ветер. Сообщите погоду по ту сторону полюса. Все в порядке.
Леваневский, Кастанаев, Левченко, Галковский, Годовиков, Побежимов».
В 14 часов 32 минуты с самолета была принята радиограмма, в которой сообщалось, что крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода; высота полета 4600 метров при сплошной облачности.
После этого регулярная связь с самолетом нарушилась. Некоторые станции как будто бы принимали обрывки радиограмм на волне самолета Леваневского, но проверить это не удалось.
Надо отметить, что уже последняя радиограмма Леваневского была достаточно тревожной и не столько потому, что у него был выведен из строя мотор — к этому времени на самолете уже было истрачено несколько тонн горючего, и самолет мог продолжать свой полет — сколько потому, что самолет вынужден был снизиться до высоты 4600 метров. Как явствует из радиограммы, уже при полете, над полюсом на высоте 6000 метров окна кабины были покрыты изморозью. Несомненно, что при уменьшении высоты самолет, охлажденный до температуры минус 35 градусов, попал в более влажный воздух и, возможно, в верхние слои высокой
облачности. Переохлажденные капельки воды, из которых состоят верхлие облака, встречаясь с сильно охлажденными частями самолета, вызывали обледенение.
Надо полагать, что именно обледенение заставило самолет Леваневского снизиться. Надо полагать также, что Леваневский, заметив признаки обледенения, сознательно пошел на посадку. По собственному опыту Леваневский знал, насколько опасно обледенение,
29 марта 1934 года он вылетел на приобретенном в Америке самолете из Нома в Ванкарем с целью принять участие в спасении челюскинцев и перед самым Ванкаремом попал в обледенение. Некоторые фразы из дневника Леваневского дают понятие о том, что ему и его отважным спутникам пришлось тогда пережить:
«Самолет бросает... Стекла покрыты ледяной коркой. Я чувствую, что самолет становится тяжелым. Получаю записку от т. Ушакова: «Самолет покрывается льдом и очень быстро»... Слышу, самолет гудит. Он страшно отяжелел. Продолжаю нащупывать курс, а сам смотрю за стрелкой альтиметра, которая беспрестанно падает вниз... Тысяча пятьсот метров. Тысяча триста. Пятьсот. Двести пятьдесят. Двести... Через небольшие; оставшиеся чистыми от льда, куски стекла вижу крылья, покрытые льдом. Самолет похож на ледяную глыбу. Опасаюсь обледенения рулей... Бортмеханик начал было суетливо привязываться, а потом бросил дескать, все равно крышка...
Машина настолько обледенела, что трудно становится управлять... С левой стороны на стекле виден маленький глазок... Опять мелькнули торосы и опять ничего не видно. Левой рукой я разбиваю стекло. Врывается сильная струя воздуха. Вижу, как торосы двигаются прямо на меня. Вытягиваю самолет прямо на себя, и вдруг — толчок. Треск. Понимаю — правой лыжи нет... Выключаю контакт. Крепко держу штурвал. Слышу хрипящий звук самолета. Соображаю: это от встречи фюзеляжа со льдом. Самолет бежит. В глазах потемнело.
Очнулся только тогда, когда увидел, что Ушаков тормошит меня за плечо и опрашивает: ты жив, жив?».
Приобретенный опыт заставил Леваневского, повидимому, и сейчас, не дожидаясь полного обледенения, сознательно пойти на посадку на ледяные поля, как только создалась угроза. Несомненно, что опыт героев экспедиции к Северному полюсу, безаварийно и неоднократно садившихся на неподготовленные ледяные поля Арктики, вспомнился Леваневскому при принятии решения о посадке.
Но посадка для Леваневского была труднее. В августе ледяные поля Арктики покрыты озерками талой воды, из которых, как острова, выступают только отдельные ледяные глыбы и торосы.
Таким образом надо полагать, что самолет Леваневского пошел на посадку при первых серьезных признаках обледенения. Вероятнее всего, что это случилось минут через 15—20 после отправления последней радиограммы. Если последней считать радиограмму, отправленную в 14 часов 32 минуты, то в момент посадки Леваневский находился на 88 гр. северной широты и
приблизительно на 150 гр. восточной долготы. Возможно, что Леваневский пролетел и несколько южнее, возможно, что некоторые отрывочные фразы, принятые радиостанциями в Якутске и на мысе Шмидта, принадлежали самолету Леваневского, но во всяком случае можно считать, что посадка его самолета была произведена не севернее 88 гр. северной широты.
Несомненно также, что посадка была не совсем удачной. Повидимому, шасси и передняя часть самолета, где находились обе радиостанции самолета Леваневского, разбиты. Иначе невозможно объяснить, почему до сих пор Леваневскому не удалось наладить радиосвязь с Большой Землей. Но из этого никак не следует заключать об одновременной гибели экипажа.
История авиации знает немало случаев, когда самолеты разбивались, а летчики оставались невредимы. Есть все основания утверждать, что наши отважные летчики живы и ждут помощи.
Нансен и его спутник Иогансен, возвращаясь после неудачной попытки достижения Северного полюса, благополучно перезимовали без всяких запасов на одном из островов Земли Франца-Иосифа в хижине, построенной из льда и камней. У Нансена и Иогансена было одно громадное преимущество перед экипажем
Леваневского. Они добывали себе пищу, одежду и свет, охотясь на белых медведей и моржей. Правда, наблюдениями нашей полюсной станции понятие о безжизненности приполюсных районов несколько опровергнуто. Папанин и его сотоварищи видели у полюса несколько птиц, белую медведицу с медвежатами и морского зайца (тюленя). Не исключена возможность подобных же встреч и в районе лагеря Леваневского. Но все же вопрос пищи является важнейшим для Леваневского и его спутников. В момент вылета на борту самолета находился запас провизии на полтора-два месяца. При соответствующем режиме этот запас можно растянуть до конца ноября. Весь вопрос в тем, не пострадал ли запас провизии во время аварии и насколько экономно тратился этот запас в первые дни после аварии, когда надежды на близкую и очень быструю помощь были велики. Но многие виды видали советские люди, полетевшие с Леваневским, и надо думать, что в борьбе за жизнь, которую им сейчас приходится вести, они сохраняют и ясную мысль и твердый рассчет.
Главнейшие затруднения, испытываемые при переброске самолетов на Крайний Север и при поисковых полетах, создаются из-за неблагоприятных метеорологических условий и темноты.
Для конца лета и начала осени в Арктике характерны туманы, низкая облачность, снежные вьюги и штормы. Условия улучшаются по мере того, как озерки и лужи талой воды, образовавшиеся на ледяных полях за летнее время, и полыньи между отдельными ледяными полями начинают затягиваться льдом. Так, например, для острова Рудольфа наименьшее число дней с туманами приходится на октябрь, ноябрь и декабрь. Одновременно постепенно уменьшается и облачность. В первой половине зимы в Арктика нередки дни с полной безоблачностью и изумительной ясностью атмосферы.
Препятствием для зимних полетов в Арктике является полярная ночь, Начиная с конца сентября и до середины марта, на Северном полюсе солнце не показывается над горизонтом. В более южных широтах полярная ночь начинается позже и кончается раньше. Так, на острове Рудольфа полярная ночь начинается 17 октября и продолжается по 26 февраля. Значит ли это, что во время полярной ночи в Арктике абсолютно темно и полеты невозможны?
Лунные ночи в Арктике в некоторые дни бывают исключительно светлы. При морозе атмосфера отличается исключительной прозрачностью, а белоснежная поверхность полярных льдов, отражая лунный свет во всех направлениях, создает условия исключительной видимости.
На полюсе луна покажется над горизонтом только 17 октября и затем уже не будет заходить до 9 октября. 19 октября — день полнолуния. В ноябре луна взойдет над горизонтом 13-го. 18 ноября будет полнолуние, и 19-го луна достигнет своей наибольшей высоты. 26 ноября луна скроется под горизонтом.
Вот эти периоды около полнолуния, то-есть около 19 октября и 18 ноября, представляются наиболее благоприятными для организации широких поисков самолета Леваневского. Но не надо забывать, что второй отряд тяжелых самолетов, вылетевший вчера из Москвы иод начальством Чухновского, специально оборудован не только для ночных полетов, но и для поисков самолета Леваневского в условиях полной темноты. Многочисленные осветительные приборы и ракеты, которыми снабжены эти самолеты, позволят использовать для полетов не только лунные ночи, но и все случаи, которые представятся для этого условиями погоды. При громадных летных средствах, сосредоточенных в настоящее время на острове Рудольфа, достаточно одного-двух хороших летных дней, в особенности если они совпадут с лунными ночами, для того, чтобы этими самолетами были обысканы громадные пространства ледяных полей и затерянный во льдах Арктики самолет Леваневского был обнаружен.