Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2009 02:15

 Слепнев.jpg
Слепнёв Маврикий Трофимович
27. 6. 1896 - 19. 12. 1965
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 20.04.1934 ( медаль № 5)

Памятники
Надгробный памятник

Слепнёв Маврикий Трофимович - лётчик Полярной авиации, один из первых Героев Советского Союза.

Родился 15 (27) июня 1896 года в деревне Ямсковичи ныне Кингисеппского района Ленинградской области. Русский. Учился в торговой школе, работал на заводе электроаппаратуры.

В армии с 1914 года. В 1915 году окончил школу прапорщиков. Участник первой мировой войны. В 1917 году окончил Гатчинскую лётную школу. Был командиром авиаотряда, штабс-капитан. В 1919 году окончил курсы при Военно-инженерной академии. Участник гражданской войны в должности военного инженера 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт).

В 1923 году окончил Московскую высшую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 1925 года – лётчик ГВФ; осваивал новые воздушные трассы в Средней Азии, Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике. В 1929 году на Чукотке отыскал пропавших американских лётчиков Эйельсона и Борланда, вывез их тела в США. В феврале 1934 года вместе с Г.А.Ушаковым и С.А.Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. За один рейс вывез с льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О.Ю.Шмидта на лечение в США.

За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, Слепнёву Маврикию Трофимовичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №5).

В 1936 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. С 1936 года – заместитель начальника, в 1937-1939 – начальник Главной инспекции ГВФ; одновременно в 1935-1937 командовал подразделением дирижаблей. С 1939 года – начальник Академии ГВФ.

Участник Великой Отечественной войны: в 1941-1942 – командир авиабригады ВВС Черноморского флота; в 1942-1943 – в Главном Управлении ВВС ВМФ.

С 1944 года продолжал службу в Главном штабе ВМФ. С 1946 года полковник М.Т.Слепнёв – в отставке.

Жил в Москве. Умер 19 декабря 1965 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красного Полумесяца Таджикской ССР, медалями. Его именем названа улица в Москве.

Сочинения:
В снегах Сибири. М., 1930;
Первые Герои Советского Союза. М., 1955.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

Источники
Герои Советского Союза и России Северного АО г.Москвы. М., 2001
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11639
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Октябрь 2009 20:58

© Газета «Областная»
Выпуск # 97 (97) от 03/11/2006


Первопроходцы воздушных маршрутов


s-272.jpg
Газета «Областная» продолжает знакомить читателей с историей развития гражданского воздухоплавания в Восточной Сибири. Пионерам иркутской авиации мы посвящаем цикл публикаций, подготовленный заслуженным работником транспорта РФ, бывшим старшим штурманом одного из иркутских авиаотрядов Анатолием Фатиным.

Маврикий Трофимович Слепнев

Один из первых Героев Советского Союза, пионер освоения воздушных маршрутов Средней Азии и Сибири родился в 1896 году в многодетной крестьянской семье в деревне Ямсковичи вблизи Петербурга. С детства мечтал об офицерских погонах, свою любимую книгу «Учебник унтер-офицера» выучил назубок и сдал экстерном экзамены за полный курс кадетского корпуса. Маврикий Слепнев являлся участником Первой мировой войны, за храбрость был награжден офицерским орденом Анны IV степени. В 1915 году он с отличием окончил школу прапорщиков и стал офицером. На фронте впервые увидел самолет и загорелся желанием летать. В 1917 году окончил Гатчинскую военную авиашколу, затем Военно-инженерную академию. Далее, перейдя на сторону трудового народа, принял активное участие в Гражданской войне, служил инженером-прорабом строительного отдела при штабе 25-й стрелковой Чапаевской дивизии. А в 1923 году Маврикий Слепнев окончил высшую школу военных летчиков – сбылась его самая заветная мечта о небе.

В 1925 году в числе демобилизованных из Рабоче-крестьянской Красной армии Слепнев был направлен в Средне-Азиатское отделение общества «Добролет» гражданской авиации. С немногими летчиками он начал прокладывать воздушные пути в Средней Азии. В 1928 году Маврикий Слепнев успешно выполняет особое задание по розыску банды басмачей в песках Кара-Кумов и помогает войскам Красной Армии в их уничтожении.

Выполняя полеты над раскаленными песками, пилот часто думал о снеге. Узнав об открытии гидроавиалинии Иркутск – Якутск, он направляется в Восточную Сибирь. Там выполняет полеты на труднейшей, очень протяженной воздушной трассе на Якутск, а позднее в Бодайбо. Вскоре его назначают командиром авиазвена. 8 апреля 1929 года по заданию правительства Слепнев подбирает посадочную площадку в районе поселка Култук, с этой площадки специальная экспедиция выполняет первое в стране опыление с воздуха 1615 га кедрового леса, пораженного гусеницей сибирского шелкопряда. 30 августа Маврикий Слепнев и бортмеханик Фабио Фарих в составе воздушной экспедиции на гидросамолете открывают воздушную линию из Якутска на прииски «Алданзолото». В знак благодарности за эту работу золотодобытчики назвали новый прииск «Слепневский».

В октябре 1929 года иркутские экипажи Маврикия Слепнева и Виктора Галышева получают правительственное задание по спасению людей парохода «Ставрополь», затертого льдами в проливе Лонга Северного Ледовитого океана, у мыса Северного (ныне Шмидта). Воздушная экспедиция с самолетами «Юнкерс-В-33» на поезде до Владивостока, потом на ледорезе месяц добиралась до бухты Провидения на Чукотке, откуда экипажи должны были вылететь к пароходу. Но еще на 65 дней экспедиция застряла в бухте: в условиях полярной ночи авиаторам нужно было заниматься сборкой самолетов, созданием подбаз для дозаправки машин горючим. Наконец 27 января 1930 года на маломощных самолетах летчики вылетели к терпящим бедствие. Воздушный путь в 1 тыс. 500 км летчики проделали за три дня. Летели в открытых кабинах в сильный мороз, сквозь пургу, по схематичным полетным картам, но до цели добрались. Экипаж Виктора Галышева начал перевозить детей, женщин и больных на материк, а Маврикий Слепнев получил указание помочь американским летчикам в поисках пропавших в этом районе пилота Карла Эйельсона и его бортмеханика Ирла Борланда. Их нашли в дельте реки Амгуэмы. По просьбе Госдепартамента США Слепнев доставил останки в столицу штата Аляска – город Фэрбенкс.

Летом 1933 года пилот успешно проводит изыскания воздушной линии Якутск – Среднекан (поселок золотодобытчиков на реке Колыме). Вскоре он назначается командиром особого авиаотряда по перегонке новых самолетов с завода на воздушные линии страны.

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». На льду оказались 104 человека из команды капитана парохода Владимира Воронина и экспедиции исследователя Северного морского пути Отто Шмидта. Слепнев одним из первых явился в правительственную комиссию по спасению челюскинцев. Уже 17 февраля летчики Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнев, уполномоченный правительственной комиссии Георгий Ушаков были направлены в Фэрбенкс на Аляске за самолетами, купленными в Америке в резерв. Длинным, окольным стал путь до Аляски – через Европу, Атлантику, Америку, Канаду. 33 дня советские летчики добирались к месту вылета на самолетах, пароходах, поездах. Незнакомый иностранный самолет «Консолидейтенд Флейстер» они освоили всего за 2 дня. Из-за сложных метеоявлений Маврикий Слепнев только через две недели достиг лагеря Шмидта, и по «воздушному мосту» вывез на материк в Ванкарем несколько человек. 13 апреля он доставил тяжело больного Отто Шмидта в больницу города Фэрбенкса. За этот выдающийся подвиг летчику из Иркутска было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После челюскинской эпопеи Маврикий Трофимович Слепнев окончил Военно-воздушную академию РККА им. Жуковского, а в 1941 году – курсы усовершенствования при Академии Генштаба. С 1936 года он работал заместителем, а в 1937–1939 годах – начальником Главной инспекции Гражданского воздушного флота (ГВФ), совмещая эту должность с постом командира авиаэскадрильи дирижаблей. Был членом Совета гражданской авиации при Совнаркоме СССР. В июле 1939 года был назначен первым начальником Академии ГВФ, являлся членом ЦИК СССР в 1935–1938 годах.

В годы войны с гитлеровской Германией служил заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота, в Главном управлении ВВС ВМФ и Главном штабе ВМФ. Генерал-майор авиации Маврикий Слепнев награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красного Полумесяца Таджикской ССР, многими медалями. Знаменитый иркутский летчик умер в 1965 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


© Анатолий Фатин
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Июль 2010 21:30

 slepnev.jpg
Слепнев Маврикий Трофимович, летчик, Герой Советского Союза. Москва, Новодевичье кладбище
(фото Г.П. Аветисова)
© http://www.gpavet.narod.ru/slepnev.JPG
Вложения
 07.07.2009 Новодевичье кл. 006.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение Александр Кот » 14 Декабрь 2010 20:20

 М. Слепнев на борту Смоленск после завершения экспедиции.jpg

Фотограф Владислав Микоша
Летчик Маврикий Слепнев на борту парохода «Смоленск» по завершению операции по спасению челюскинцев, 1934 г.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Январь 2011 21:56

Журнал "Смена" №18 1930 г.
 2 Записки М.Слепнева.JPG
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Январь 2011 22:10

Журнал "Смена" №21 1930 г. стр.12-13
Два трупа в вечных льдах.
Очерк и фото летчика М. Слепнева
 2 Два трупа в вечных льдах.JPG
 2 Два трупа в вечных льдах-2.JPG
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Январь 2011 23:13

Журнал "Смена" №25 1930 г. стр.18
Над Аляской на самолете.
Очерк и фото летчика М. Слепнева
 Над Аляской на самолете.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Январь 2011 23:28

У нас на сайте: Маврикий Слепнев. ВОЙНА, ЖИЗНЬ И ПОЛЕТЫ в сборнике «Как мы спасали челюскинцев»:
viewtopic.php?f=52&t=2507&p=20197#p20197

В громах и грозах войны рождалось дето 1915 года. Бронированный кулак соединенных австро-германских войск прорвал русский фронт в районе Тарнова, и армия дрогнула. Началось отступление.

В это время 19-летний прапорщик Маврикий Слепнев вел маршевую роту из далекой Читы на галицийский фронт. Маврикий Слепнев был юн, зелен и слыл отчаянным патриотом. Теперь, когда прошло столько лет, я кажусь самому себе смешным, но тогда я казался себе грозным. На мне была форма, с детства волновавшая мое воображение, шашка, путавшаяся в ногах, а в кармане лежало удостоверение о том, что именно я, Маврикий Слепнев, являюсь начальником эшелона.

Эшелон двигался через всю Сибирь и Европейскую Россию на далекий Запад. Солдаты были по преимуществу пожилые люди, оставившие дома семьи и крестьянскую работу; они ехали на фронт с мрачным настроением, и очень часто при вечерних поверках я недосчитывался людей. Эшелон двигался на Запад. Мимо плыли сибирские леса, сибирские степи; на станциях толпы народа встречали и провожали наш эшелон; солдаты плясали на перронах с мрачными лицами или пели „Ермака", а кругом стояли бабы и плакали.

Но все эти настроения отчаяния, царившие вокруг, проходили как-то мимо меня, не затрагивали моего сознания. На мне были офицерские погоны, и я, крестьянский сын Маврикий Слепнев, был несказанно горд. ...

Полный текст: viewtopic.php?f=52&t=2507&p=20197#p20197
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11639
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Январь 2011 20:29

 Стиль Слепнева-9-5-1934.jpg
 Стиль Слепнева-8-5-1934.jpg

Журнал "Смена" №5 1934 г.,стр.8-9
С. Виноградская, С. Люм
Фото из архива М.Слепнева
Стиль СЛЕПНЕВА
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Январь 2011 21:36

 А.Морозов.На спасенье Эйельсона.jpg
Журнал «Смена» №1 1930 г., стр.16.

Сурова природа этих мест. Много еще неизвестного таит в себе Арктика. Но человеческая энергия, стремление все познать толкают отважных путешественников раскрыть неразгаданное. Много жертв поглотила страна вечной зимы, но это не останавливает смелых духом. Одна за другой направляются сюда экспедиции... пока тайна перестанет быть тайной

НА СПАСЕНЬЕ ЭЙЕЛЬСОНА
А. Морозов


В экспедиции по спасению американского летчика Эйельсона и его механика Берланда, снаряженной по просьбе общественных организаций С. — А. С. Ш. советской правительственной арктической комиссией, принимает участие корреспондент «Смены» и «Борьбы Миров» Б. В. Громов. Корреспонденции и статьи тов. Громова с пути касающиеся самого хода спасения будут помещаться в журналах «Смена» и «Борьба Миров».

Эйельсон и Берланд, застрявшие сейчас в районе мыса Северного у советских берегов Северного Ледовитого океана, принадлежат к категории коммерческих летунов Аляски. Лейтенант американского флота летчик Эйельсон и его механик Берланд служат в авиационной коммерческой фирме «Эрвейс транспорт компани». На аэропланах они перевозят на Аляску меха, скупаемые американцами на далеких берегах океана, перебрасывают американских охотников с одного места охоты на другое и выполняют на севере службу «воздушных извозчиков».
В свой последний рейс к берегам Советского Союза Эйельсон и Берланд отправились по поручению своих хозяев. Здесь возле мыса Северного была затерта во льдах американская шхуна «Нанук». На судне находились дорогие меха, перебросить которые на Аляску и было приказано Эйельсону.
Последний полет Эйельсона на шхуну был вторым по счету. Первый раз, когда стало известно о положении "Нанук», Эйельсон благополучно добрался до судна и доставил од Аляску меха и дочь своего хозяина Свенсона, отправившуюся в свое время с «Нанук» на прогулку в океан.
Где же теперь Эйельсон и что с ним стало? На этот вопрос, хотя и очень призрачно, отвечает радиограмма, полученная в Москве от капитана, зимующего у мыса Северного парохода «Ставрополь», тов. Миловзорова. В ней говорится, что на побережье Чукотского полуострова чукчи видели самолет Эйельсона. Чукчи передают, что самолет пролетел над западным берегом Колючинской губы, в направлении мыса Северного. Далее Миловзоров сообщает, что чукчи другого района видели какой-то белый дым у гор близ моря. А русские охотники из района к западу от Ванкарема видели самолет, который, якобы, сделал два круга над их жилищем и улетел к морю. При чем как чукчи, так и русские видели самолет во время пурги.
Вот собственно те данные о состоянии Эйельсона, которыми мы располагаем. Известно только, что Эйельсон находится где-то возле мыса Северного, т.е. около затертых льдами «Ставрополя» и шхуны «Нанук».
Эйельсон терпит подобную аварию в Арктике вторично. В 1927 г. во время полета над Северным океаном он из-за недостатка горючего сделал вынужденную посадку и сломал у самолета лыжи. Восемнадцать дней сидел Эйельсон во льдах, пока не был спасен летчиком той же компании— Кингом. Известно, что летчики прекрасно обмундированы, обеспечены на несколько недель продовольствием, имеют спальные мешки и походную плиту-примус. Таким образом, летчики, если они спустились благополучно, смогут долгое время продержаться в суровых условиях Арктики.
Советскую спасательную экспедицию, снаряженную правительственной арктической комиссией, возглавляет известный всему миру летчик В. Г. Чухновский. В состав экспедиции входят: аэронавигатор А. Д. Алексеев, пилот Г. А. Страубе, старший авиамеханик А. С. Шелагин и механик Квятковский. Все они—участники экспедиций по поискам дирижабля «Италия» в 1928 г.
Поиски американцев начнутся с появлением солнца на широте мыса Северного. Они пойдут с двух флангов. Экспедиция Чухновского полетит по маршруту Якутск — Жиганск — Булун—Казачья—Нижне-Колымск—Колючинская губа. Эта группа вылетит на розыски на мощном двухмоторном самолете. Со второго фланга искать американцев отправится два самолета типа «Юнкере», оставленные ледоколом «Литке» в 1929 г. для оказания помощи «Ставрополю».
Поиски американцев связаны с чрезвычайными трудностями. Огромное расстояние в районе так наз. полюса холода, средне-январская температура в 40 градусов по Фарренгейту, трудность ориентировки в тундре и блеск льда на полярном солнце,— все это представляет огромные препятствия в поисках летчиков и их аэроплана, сделанного, кстати сказать, из блестящего металла.
Значительно осложняется также и обслуживание самолетов и моторов на земле. Ибо запуск моторов сжатым воздухом невозможен, приборы замерзают, а масло на морозе сгущается.
Насколько было возможно, самолеты к экспедиции подготовлены хорошо.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение Dobrolet » 25 Ноябрь 2011 01:50

Схема места катастрофы Эйельсона и Борланда с личным автографрм М.Т.Слепнева
 Map Original.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1344
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение avianavigator » 09 Февраль 2014 14:07

М.Т. Слепнев во время работы в АО "Добролет"
 Слепнев 9.jpg
avianavigator
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 16 Апрель 2013 21:34

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение avianavigator » 01 Март 2014 16:29

1934 год
 Слепнев 6 1934.jpg
 Слепнев 1.jpg
 Слепнев 2.jpg
 Слепнев 3.jpg
 Слепнев 5.jpg
avianavigator
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 16 Апрель 2013 21:34

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение avianavigator » 01 Март 2014 16:34

Еще 1934 г.
 Слепнев 7 1934.jpg
 Слепнев 10.jpg
 Слепнев Доронин Водопьянов.jpg
 Слепнев 12.jpg
 Слепнев февраль 1935 г..jpg
 6171657.jpg
 617165.JPG
Последний раз редактировалось avianavigator 01 Март 2014 16:43, всего редактировалось 1 раз.
avianavigator
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 16 Апрель 2013 21:34

Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965)

Сообщение avianavigator » 01 Март 2014 16:35

М.Т. Слепнев на Тушинском авиапараде 1936 г.
 Слепнев на параде в Тушино.jpg
avianavigator
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 16 Апрель 2013 21:34

След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения