Капитан дальнего плавания Кучин Александр Степанович 16(28).09.1888 - 1913(?)г., уроженца села Кушерека Онежского уезда. Океанограф, полярный исследователь. С детских лет плавал юнгой в Баренцевом и Белом морях. Закончил Онежское городское училище. Поступил в Архангельский торгово-мореходное училище, из которого был исключен за участие в революционном движении. Уехал в Норвегию, а через год вернулся на родину, свободно владея норвежским языком. В издательстве «Помор» выпустил «Малый русско-норвежский словарь», содержащий 4000 слов. В 1909г. с золотой медалью закончил Архангельское торгово-мореходное училище, получив диплом штурмана дальнего плавания. В эти годы в Норвегии г. Бергена были созданы первые в мире курсы океанологов. Решив посвятить свою жизнь науке - изучению морей, морских течений, ледовых условий - Кучин уехал в Берген. Кучин работал под научным руководством Ф.Нансена. Участвовал в экспедиции Р.Амундсена к берегам Антарктиды в 1910-1911 годах. Был включен в состав экспедиции вопреки постановлению стортинга, который высказался за то, чтобы экспедиция носила чисто национальный характер. Кучин и штурман Х.Хансен выполнили ценнейшие океанографические работы, в числе которых 190 сборов планктона, 891 проба воды.
В конце января 1912 г. Кучин вернулся домой и принял приглашение В.А.Русанова участвовать в экспедиции, на должность капитана судна «Геркулес», по обследованию Шпицбергена. Экспедиция погибла у берегов Таймыра.
Именем Кучина названы два острова в Арктике, ледник и горный пик в Антарктиде, учебное судно в г.Архангельске, морской буксир и переулок в городе Онега.
Сайт музея г. Онега:
Статья Г.А. Бергмана из ежегодника "Летопись Севера", том 3, 1962 год.
Капитан А. С. КучинГ. А. Брегман
В августе 1910 года из Норвегии на корабле «Фрам»(1) вышла в плавание экспедиция Руала Амундсена, намеревавшаяся, по сообщениям печати, достичь Северного полюса. Спустя месяц судно встало на рейд в порте Фун-чал на острове Мадейра. Только здесь экипаж узнал о том, что руководитель экспедиции Амундсен, в связи с тем что весной 1909 года Северный полюс был достигнут американцем Робертом Пири, решил отправиться не на Крайний Север, а на Крайний Юг. Решение Амундсена приветствовали все его спутники. С далекого атлантического острова участники экспедиции послали письма родным. Одно из них было адресовано в Россию, в Онегу — город на Белом море. Его отправил единственный иностранец в норвежской экспедиции, наш соотечественник, капитан и океанограф Александр Степанович Кучин.
В состав полярной экспедиции на «Фраме» А. С. Кучин был рекомендован Фритьофом Нансеном и норвежским океанографом Б. Хелландом-Хансеном(2).
Необычно сложилась жизнь этого незаурядного русского моряка. К сожалению, его недостаточно оценили современники и незаслуженно забыли в наши дни.
Собирая материалы об этом выдающемся полярном исследователе, мы встретились с его сестрами Анной Степановной и Елизаветой Степановной Кучиными, племянницей Надеждой Павловной Мищенко. Они многое рассказали о близком им человеке. Прошло более 45 лет со дня гибели в арктических льдах А. С. Кучина и остальных участников экспедиции В. А. Русанова на «Геркулесе», но до сих пор в семейном архиве бережно хранятся ценные реликвии, рассказывающие о жизни А. С. Кучина.
Сохранились многие фотографии и письма А. С. Кучина, русские и норвежские книги по астрономии, морской практике и океанографии с его автографами. Он пользовался этими книгами, когда учился в Архангельском тор-гово-мореходном училище, плавал на зверобойных судах и «Фраме». Позднее Кучин внимательно изучал труды по океанографии, написанные Фритьофом Нансеном и Б. Хелландом-Хансеном. Среди его бумаг — норвежский морской альманах за 1910 год, тетради практических занятий по норвежскому языку.
Кучин настолько свободно владел норвежским языком, что составил малый русско-норвежский словарь. Он содержал около 4000 слов, необходимых русским морякам для их плаваний в Норвегию, и краткие сведения о норвежской грамматике. Сохранился один экземпляр этого словаря, изданного в 1907 году в типографии «Помор» в норвежском городе Варде. Типографию содержала группа русских политических эмигрантов, которым Кучин активно помогал.
Руководил океанографическими курсами при Бергенской биологической станции.
После возвращения «Фрама» из Антарктики вместе с Фритьофом Нансеном выполнил обработку материалов гидрологических исследований, произведенных А. С. Кучиным и его товарищами.
Большой интерес представляют материалы А. С. Кучина о его плавании на «Фраме» к берегам Антарктиды. Перед нами письма, посланные из Осло, Бергена, Буэнос-Айреса... Все они отправлены в конвертах с изображением «Фрама» и названием норвежской экспедиции. Мы видим снимок, где «Фрам» с флагами расцвечивания стоит на якоре у стен старинного замка в Осло.
А вот еще один интересный документ—контракт, заключенный между русским моряком и начальником норвежской антарктической экспедиции. Но где же путевой дневник А. С. Кучина, записи о виденном и пережитом в далеком плавании и на ледяном материке? Среди его бумаг найдена только небольшая тетрадь без первых и последних страниц. Это—первая часть дневника. Записи в ней, сделанные чернилами и карандашом, охватывают плавание «Фрама» с 15 августа по 25 декабря 1910 года, когда корабль норвежской экспедиции пересекал под парусами океанские просторы на пути к берегам Антарктиды.
Второй части дневника, относящейся к пребыванию экспедиции на шестом континенте, обнаружить не удалось. Осенью 1911 года А. С. Кучин, возвратившись в Осло после плавания на «Фраме», в беседе с корреспондентом московской газеты «Русское слово» сообщил, что в Буэнос-Айресе у него украли часть багажа.
Там находились некоторые его бумаги. Возможно, среди них были и записи о пребывании в Антарктике.
Ранее неизвестные и неопубликованные документы позволяют уточнить биографические сведения об этом энергичном и способном русском полярнике и его участии в экспедиции Руала Амундсена.
Александр Степанович Кучин родился 16 (28) сентября 1888 года в селе Кушереке на берегу Онежского залива Белого моря в семье потомственных моряков-поморов. Дед его погиб во время шторма у берегов Мурмана. Отец Степан Григорьевич после окончания мореходных классов получил диплом штурмана и дослужился до капитана. Командуя поморскими шхунами, зверобойными и торговыми судами, он совершал рейсы в Белом и Баренцевом морях, в порты Скандинавии и в Петербург. Мало кто знает, что отец А. С. Кучина в 1917—1918 годах строил деревянную шхуну «Персей» для морских зверобойных промыслов в водах Земли Франца-Иосифа(3). В советское время корпус этой шхуны был использован для известного одноименного экспедиционного судна.
Александр Степанович был старшим сыном в семье. Учился он в сельской школе, потом в Онежском городском трехклассном училище. Летом служил юнгой на судах, промышлявших зверя в Баренцевом и Карском морях, побывал на Шпицбергене и Новой Земле, плавал в Норвегию. В 1904 году А. С. Кучин был принят в Архангельское торгово-мореходное училище, готовившее штурманов дальнего плавания (4).
В дни первой русской революции будущие штурманы, протестуя против произвола, царившего в училище, забастовали. В наказание класс, где учился А. С. Кучин, был закрыт, а его как одного из руководителей забастовки исключили из училища. Семнадцатилетнему моряку пришлось уехать в Норвегию, где он поступил матросом на промысловую шхуну. В городе Варде юноша познакомился с русскими политическими эмигрантами и стал помогать им в издании газеты и доставке нелегальной литературы в Россию.
Когда в торгово-мореходном училище возобновились занятия, А. С. Кучин вернулся на родину. На причале в Архангельском порту он был арестован якобы за провоз запрещенных книг. Однако у жандармов не оказалось прямых улик и вскоре его освободили.
В 1909 году Александр Степанович окончил Архангельское торговомореходное училище с золотой медалью и получил диплом штурмана дальнего плавания. После окончания училища Кучин вновь уехал в Норвегию. Здесь он плавал на норвежском судне к острову Ян-Майен, совершил рейс на Шпицберген, откуда послал в Онегу письмо сестрам: «У вас тут, наверно, лето, все зеленеет, цветет и тепло. А у нас здесь всюду лед и вечные снега и нет совсем тепла, хотя солнышко и стоит на небе круглые сутки».
В порту Тромсе русский моряк познакомился с капитаном научно-исследовательского судна «Михаэль Сарс», известным норвежским гидробиологом доктором Иоганном Иортом.
Узнав, что А. С. Кучин живо интересуется новой в ту пору наукой — океанографией, Иорт дал Кучину рекомендательное письмо к профессору Б. Хелланду-Хансену, руководившему биологической станцией в Бергене. Кучин начал работать в лаборатории и заниматься на океанографических курсах.
Вскоре русский штурман стал одним из ближайших учеников Б. Хелланда-Хансена.
Норвежский ученый предложил ему место ассистента. На станции Кучин познакомился с Фритьофом Нансеном, которому понравился любознательный молодой помор.
И вот весной 1910 года по рекомендации Фритьофа Нансена и Б. Хелланда-Хансена русский моряк был принят в состав экспедиции Руала Амундсена. На «Фраме» он должен был выполнять одновременно обязанности океанографа, и штурмана.
Норвежская пресса в связи с этим писала: «В числе национальной норвежской экспедиции, отправившейся на знаменитом судне «Фрам» к Северному полюсу, среди других участников состоит уроженец Архангельской губернии А. С. Кучин.
Кучин включен в состав экспедиции вопреки постановлению стортинга, который высказался за то, чтобы названная экспедиция носила исключительно норвежский национальный характер и участники ее были только норвежскими подданными.
Такое нарушение организатором экспедиции пожелания стортинга было сделано ввиду исключительных способностей и таланта А. С. Кучина в области океанографии» (5).
Об участии своего земляка в экспедиции Руала Амундсена сообщил журнал Архангельского общества изучения Русского Севера. Автор заметки с гордостью писал: «Весь экипаж «Фрама» состоит из норвежцев. Исключение сделано только для одного русского — помора А. С. Кучина, родом из Архангельской губернии...
По окончании с отличием Архангельского мореходного училища он посвятил себя изучению океанографии при Бергенской биологической станции, где своим трудолюбием, любознательностью и пытливым умом вскоре обратил на себя внимание норвежских ученых» (6).
14 марта 1910 года в Осло между Руалом Амундсеном и А. С. Кучиным был подписан контракт об участии в экспедиции на «Фраме». В качестве поручителя русского моряка выступил Б. Хелланд-Хансен. Ознакомление с текстом контракта объясняет, почему после возвращения из Антарктики А. С. Кучин ничего не опубликовал о работе норвежской экспедиции.
Приводим текст отдельных пунктов этого контракта:
«Я, нижеподписавшийся, Александр Кучин, заявляю при этом, что нанимаюсь для выполнения различной работы в составе экипажа полярного корабля «Фрам», направляющегося под командованием капитана Руала Амундсена — начальника экспедиции к Северному Ледовитому океану и отплывающего из Норвегии в 1910 году.
Согласно решению начальника экспедиции ее ближайшей целью является исследование до сих пор неизвестных районов вокруг Северного полюса.
Обещаю точно исполнять данные им приказания, ...неутомимой и упорной работой содействовать, как только я могу, положительным результатам экспедиции.
Все результаты работы являются собственностью экспедиции.
Все наблюдения, предпринятые каждым отдельным участником экспедиции, должны находиться в ее распоряжении, так же как и вообще все записи в дневниках, касающихся самой экспедиции, если в этом будет желание руководства.
Участники экспедиции не могут без согласия ее руководителя опубликовать что-либо ранее трех лет после возвращения в Норвегию».
Как известно, в январе 1912 года А. С. Кучин вернулся в Россию из Антарктики, а летом, командуя экспедиционным судном «Геркулес», отправился в Арктику.
Таким образом, он не имел возможности опубликовать свои материалы о плавании на «Фраме» к берегам шестого континента.
Представляет интерес письмо А. С. Кучина отцу и сестрам, отправленное 29 апреля 1910 года еще до выхода «Фрама» в плавание: «Давно не писал, потому что перед отъездом накопилось много работы и хочется окончить все. Затем, в последнее время меня интервьюировали и напечатали кой-что о моих работах на станции... От некоторых газет поступили письма с просьбой прислать фотографическую карточку.
...Кажется, мне удалось пробить себе дорогу, даже в России. О нашей экспедиции уже знают, знают и о том, что я еду с ней. Буду стараться работать так, чтобы Амундсен не раскаивался о том, что взял с собой иностранца, да еще русского.
Во всяком случае здесь, в Бергене, моя работа была важна и полезна. И среди ученых в музее я пользуюсь почетом и уважением. Только бы достало энергии на дела».
И вот настал день, когда «Фрам» покинул гавань. В дневнике А. С. Кучина появились первые записи об этом необычном для него плавании.
Руководствуясь старинным правилом русских штурманов — «Пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем»,— он вносил в дневник самое, на его взгляд, необходимое и существенное.
Спустя семнадцать дней после выхода из норвежских фьордов «Фрам» уже был в просторах Атлантического океана.
Ниже приводятся некоторые записи из дневника А. С. Кучина на борту «Фрама» в 1910 году.
«27—28 августа. Адская качка! Судно черпает обоими бортами, и нет возможности уснуть.
Все летает по каюте. В 2 часа ночи вышел на вахту. На средней палубе хаос.
Все катается по палубе. В темноте запнулся за что-то и раза два прокатился во всю ширину судна. На палубе собаки воют и визжат.
Ночью случилось, впрочем, забавное происшествие. Поросенок, вероятно, заскучал в одиночестве и выпрыгнул из своего хлева около руля и пустился бежать вдоль судна.
Но это был бег с препятствиями. Короткие ноги не могли стоять на качке.
У обоих бортов он попадал в зубы привязанным там собакам. Перед входом на среднюю палубу нам удалось отнять его от собак и с большим трудом водворить на место жительства.
Примечания:
(1).Фрам» был построен в 1892—1893 гг. в Ларвике на верфи Колина Арчера для знаменитой дрейфующей экспедиции Фритьофа Нансена через Центральную Арктику (1893—1896). Позднее, в 1898—1902 годах на этом корабле экспедиция Отто Свердрупа работала в Канадском Арктическом архипелаге. В 1935 году этот исторический корабль установлен в Осло, на берегу в Бюгденесе, над судном выстроено здание, напоминающее гигантскую палатку.
(2). Бьорн Хелланд-Хансен — известный норвежский ученый, один из авторов современной теории динамики моря. Вместе с Фритьофом Нансеном осуществил ряд оригинальных исследований по физической океанографии и выявил, в частности, влия ние подводного рельефа Северной Атлантики на направление океанических течений.
(3) В советское время С. Г. Кучин был заведующим сетевязальной мастерской Мурманского рыбтреста. В связи с пятидесятилетием работы на морском флоте он был награжден весной 1927 года ценным подарком — именными золотыми часами. Старый моряк-помор умер в 1942 году в Ленинграде во время блокады.
(4) Архангельское мореходное училище — одно из старейших учебных заведений нашей страны. 24 марта 1961 года исполнилось 180 лет со дня его основания. Из стен этого училища вышло много известных моряков-исследователей, таких, как Д. И. Шваненберг, В. И. Воронин, П. А. Пономарев.
(5) «Morgenbladet» (Оs1о), 1910.
(6) «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера», 1910, № 17.