Готский Михаил Владимирович (1907 - 1962)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Готский Михаил Владимирович (1907 - 1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Ноябрь 2008 00:46

Готский Михаил Владимирович (1907 - 1962) - капитан дальнего плавания, кандидат географических наук.
Начальник ледовых операций. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, медалями.

Изображение

Белое поле «Ленинграда»
Надир Сафиев.
Журнал «Вокруг Света» / Сентябрь 1979 /

Из воспоминаний Вадима Андреевича Холоденко
Казалось, в его откровенности сквозил упрек за наше неожиданное вторжение, поэтому, скрывая неловкость, я стал разглядывать стены и тут-то, на торцовой переборке, увидел портрет Готского. С фотографии в небольшой деревянной рамочке знаменитый ледовый капитан улыбался. И, как мне рассказывали, обычно таким приветливым он бывал на людях. Когда я встал, чтобы рассмотреть его поближе, услышал вопрос хозяина:

— Вы были знакомы с Михаилом Владимировичем?

— К сожалению, нет, — ответил я. — Но еще на совсем новеньком дизель-электроходе «Капитан Готский» ходил из Владивостока в Арктику. Готский первый раз шел в Певек кораблем, его супруга тогда передала в дар экипажу много его книг...

— Книг у Михаила Владимировича было уйма, — как-то неожиданно тихо отозвался Холоденко. — «Приходи ко мне, — однажды сказал Готский, — найдется что почитать». Помню, зашел к нему домой — и сразу к полкам. Набрал целую охапку книг, а он посмотрел, понял: я запойный. Отобрал несколько штук, вот, говорит, принесешь, возьмешь остальные. Разговорились о книгах, и он сказал, что его любимые книги «Хождение по мукам» и «Два капитана»... Прямо в душу мне заглядывал, ведь он назвал мои любимые книги.

Стоило разговориться о Готском, как Вадима Андреевича словно подменили, речь его стала спокойной, лицо разгладилось, никаких теней и напряжения.

— Хотите кофе? — предложил он и сразу же скрылся в своей маленькой капитанской кухне. — В мореходке я на Михаила Владимировича смотрел квадратными глазами, — продолжал он рассуждать оттуда. — На четвертом курсе Готский преподавал нам «Плавание в особых обстоятельствах», то есть в узкостях, в тумане, во льдах. Интересно вел занятия: ни одного лишнего слова — заложит руки за спину и ходит перед доской. Бывало, хорошо ответишь — улыбается, вот как на портрете. Плохо знаешь предмет — молча мрачнеет...

Вадим Андреевич принес две чашки кофе, пошел за третьей, вернулся еще с уссурийским бальзамом, добавил в кофе каждому по половине столовой ложки, а бутылку унес обратно. Когда он вернулся, на несколько секунд в нем снова проснулся воинствующий человек:

— Вот о ком надо напоминать молодежи на флоте! — Он умолк.

А потом снова потекла ровная и спокойная речь его. Он все размешивал, размешивал свой кофе и вспоминал.

Вспоминал он, как Готский, уже известный моряк, прошедший через фронт, побитый жизнью человек, в клубе училища блестяще защищал свой диплом на английском языке... Окончив до войны среднюю мореходку, преподавал в высшей и в то же время вместе со вчерашними мальчишками сам учился — заочно. Холоденко говорил, что в курсантские годы на его долю выпало несколько встреч с настоящими людьми. Еще на втором курсе он решил посмотреть, что же такое Арктика: догонял свое судно и на пути познакомился с другим Капитаном — Серафимом Порфирьевичем Мышевским.

— Дико везло, — горячился он, — везло на величин. Диву давался Арктике, когда впервые увидел в океане ледовые поля. Стоя на руле, прижимал судно к льдине, чтобы поближе разглядеть ее. Помню, тянет меня к плавающей глыбе, а капитан кричит: «Куда же жмешься?! Набрали детей на флот...»

А после окончания училища Вадим Андреевич попросился на арктические суда и попал на старый клепаный ледокол «Микоян», который работал на угле. Пятьдесят восемь чумазых и злых кочегаров поддерживали пар в котлах этого ледокола. Тогда только-только заложили и стали строить первый мощный ледокол «Москва» для Дальневосточного пароходства, и он, Холоденко, вбил себе в голову, что капитаном «Москвы» будет Готский, а он одним из его помощников...

— Уже через год, в 1958 году, я был третьим помощником на «Микояне», в бухте Провидения снова встретился с Готским, — продолжал вспоминать Вадим Андреевич. — Он экзаменовал тогда молодых штурманов, идущих в Арктику, и жил у нас на ледоколе. У него была привычка в день два раза по часу ходить по палубе. Стою я на вахте и с мостика кричу ему: «Михаил Владимирович, кто на «Москву» пойдет капитаном?» — «А черт его знает кто!» — отвечает он. «Как, вы не знаете? А я знаю!» — «Скажите, если не секрет». — «Вы, — говорю, — пойдете капитаном». — «На воде вилами написано». — «Ладно, — бросил я ему, — но запомните: лучшего помощника, чем я, вам не найти». Михаил Владимирович от души расхохотался: «Ну и нахал же вы, Холоденко...»

Четыре года прошло после этого разговора, а он не забыл. Помню, у меня кончался отпуск. Встречаю в кадрах Озерова, однокашника своего, узнаю от него, что Готский гонит «Москву» из Финляндии Северным морским путем. Мне предлагали в это время пойти старпомом на «Енисей». Отказался, разругался и думаю: наверное, придется уходить с пароходства. Вышел из кадров, следом за мной выбегает Озеров и говорит, что Готский прислал на меня заявку. Ну я воспрял духом. Как сейчас помню: «Москва» пришла во Владивосток восьмого ноября 1961 года. Только зашел в дежурную рубку, слышу объявление: «Второго помощника Холоденко прошу зайти к капитану». Захожу. «Может, вы в претензии, что я вас не старпомом, а вторым помощником пригласил на ледокол?» — спрашивает Михаил Владимирович. «Что вы, — говорю, — на таком ледоколе я согласился бы и четвертым быть». Представляете, последнее слово техники... Только не повезло. Всего полгода я с Готским поработал: в 1962 году он неожиданно скончался.
От инфаркта.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Готский Михаил Владимирович (1907 - 1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Ноябрь 2008 00:56

Люди-пароходы
Тамара КАЛИБЕРОВА
«Владивосток» № 2086 от 26.01.2007, фото из фондов музея ДВМП

Именами тех, кто изображен на снимке, позже называли океанские лайнеры

Изображение
Чуть больше двух месяцев назад (1 февраля с. г.) «В» опубликовал редкий снимок 1934 года, на котором можно увидеть капитанов и штурманов - высший плавсостав Совторгфлота (так некоторое время после переименования назывался Доброфлот, прародитель нынешнего ОАО «Дальневосточное морское пароходство»). Они решили вопреки официальной установке тайно, узким кругом отпраздновать «забытое» 55-летие Доброфлота (раньше годом его основания, во всяком случае, в западных районах страны, считался 1879-й). Из 16 смелых - каждого отмечавшего дореволюционную дату могли расстрелять - на тот момент были известны фамилии лишь четверых. Сегодня мы можем назвать всех поименно.

Их вернул из забытья Борис Лилко, внук капитана Андрея Евсеевича Лилко, участника тех далеких событий.
- В моих поисках большую помощь оказали публикация в газете «Владивосток», а также Дальневосточная ассоциация морских капитанов, но прежде всего руководство ОАО “ДВМП”, которое дало добро на работу в архиве пароходства, - рассказывает Борис Андреевич. – Первое, с чего я начал, - составил полный список судов, которые работали в пароходстве в 1934-1935 гг. Их оказалось около 70. Затем, используя сводки, где указывались победители социалистического соревнования той поры, а также ведомости с 10-процентной надбавкой за ударный труд и срок службы, внес в другой список фамилии капитанов – их числилось 84, и еще 69 штурманов.
Однако самой большой удачей стало фото 1927 г., которое хранилось в музее Дальневосточного морского пароходства. На нем - учащиеся Владивостокского морского техникума, собравшиеся 5 марта на Морской концерт-бал. Здесь я смог увидеть многих участников опального юбилея 1934-го, правда, еще совсем молодых. На нашу удачу снимок был подписан, впрочем, тогда это было принято, и как артистично это делали!
А еще помогла фотография, датированная двумя годами позже, из семейного архива Нины Михайловны Егоровой, дочери капитана Михаила Владимировича Готского. На ней ее отец вместе с друзьями, четверокурсниками судоводительского отделения того же техникума, среди которых и Анна Щетинина.

Изображение
Во время уточнения и поиска фамилий без устали поражался их удивительным биографиям. Так, трагически сложилась судьба Иннокентия Филипповича Монастырного. Незадолго до начала Великой Отечественной он вместе с Анной Ивановной Щетининой был направлен в Ленинград для перевозки специальной большегрузной техники, предназначенной для дноуглубительных работ. Он должен был отправляться во Владивосток на шаланде «Тунгуска» 22 июня 1941 г., спустя несколько дней после того, как Ленинградский порт покинула шаланда «Бира», где капитаном была Щетинина. Монастырный погиб буквально в первые дни войны в Либаве.
А капитан Николай Борисович Артюх (на снимке, что на 1-й стр., они рядом) – прожил длинную жизнь, хотя не раз отчаянно рисковал: когда на пароходе “Каширстрой” совершал рейс вокруг Африки и мыса Доброй Надежды с грузом для героической Испании; когда на «Белоруссии» во время ленд-лизовских рейсов доставлял на родину военную технику, продовольствие. Известно, что здесь он проявлял немало партизанских хитростей, памятуя боевую юность. Так, во время очередного рейса в феврале 1943 г. из Америки он намеренно отстал от каравана, сославшись на неполадки в машине, прижал «Белоруссию» к кромке льда, шел только днем, ночи пережидал на мелководье. Считал, что так безопаснее. И, действительно, дошел до родного порта благополучно.
Сегодня некоторые сомнения у Бориса Лилко, а человек он очень дотошный, вызывают лишь две капитанские фамилии – Плотникова и Волчковича. Он надеется, что откликнутся родственники и помогут в окончательных выводах.
Сейчас же мы называем поименно каждого из 16 смелых из 1934 г. (“портрет” штурмана Кима, одного из главных организаторов встречи, который попасть на нее не смог, – ушел в море, вклеили позже):

Изображение
нижний ряд - (слева направо) Н. А. Шалаганов, Михаил Владимирович Готский, Владимир Степанович Рудных, Василий Саввич Ищук, Андрей Евсеевич Лилко; средний ряд: Павел Георгиевич Миловзоров, Федор Иосифович Волчкович, Макар Иванович Ледок, Константин Александрович Дублицкий, Иван Михайлович Успенский, Александр Абрамович Кобец; верхний ряд: Клавдий Николаевич Васюкевич, Б. А. Плотников, С. С. Хан, А. П. Ким, Иннокентий Филиппович Монастырный, Николай Борисович Артюх.
Пожалуй, лишь Миловзоров и Дублицкий выглядят убеленными сединой морскими волками; неудивительно – оба стали капитанами еще до революции. Остальные рядом с ними – молодежь. Однако прошли годы – полвека, чуть больше – и время выровняло всех. Когда на океанские линии в составе флота ДВМП вышли современные суда-контейнеровозы с более чем достойными названиями на бортах: «Капитан Миловзовров», «Капитан Дублицкий», «Капитан Артюх», «Капитан Ляшенко», «Капитан Готский», «Капитан Кобец»….

http://old.vladnews.ru/magazin.php?id=1 ... gazin=1734
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Готский Михаил Владимирович (1907 - 1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Январь 2013 09:49

Готский Михаил Владимирович (1907–1962)

В 1929 г. с отличием закончил морской техникум во Владивостоке, получив диплом судоводителя. Прошел путь от рядового матроса до капитана дальнего плавания.
С 1934 г. участвовал в ледокольных проводках караванов судов по трассе Северного морского пути. В 1961 г. дизель-электрический ледокол «Москва» под командованием М. Готского за 10 суток совершил переход из Мурманска во Владивосток. Готский участвовал в боевых операциях действующей армии, командовал отрядом военных транспортов.
Последние годы жизни Михаила Владимировича были связаны с работой в Дальневосточном морском пароходстве. Талантливый судоводитель и ученый, М. Готский обобщил накопленные практические навыки плавания во льдах в фундаментальном труде «Опыт ледового плавания». За этот труд М. Готскому была присуждена ученая степень кандидата географических наук. Правительство высоко оценило заслуги М. Готского перед Родиной, наградив его орденами Отечественной войны I степени,Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями «За победу над Германией» «За победу над Японией», «За трудовую доблесть».
В 1949–1957 гг. М. Готский работал капитаном/наставником Севморпути, оказывая практическую помощь капитанам при плавании в Арктике. Вместе с учеными он разрабатывал приемы проведения морских ледовых операций, методы использования авиации для ледовой разведки и проводки судов.
В 1955 г. М. Готский заочно окончил судоводительский факультет ДВВИМУ (г. Владивосток) и был переведен из Севморпути в Дальневосточное морское пароходство, где работал капитаном-наставником, одновременно преподавая морскую практику в ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского.
В 1959 г. в связи со сложными ледовыми условиями в Арктике М. Готский возглавлял операции в Северо/Восточном районе Арктики.
Около 40 лет своей жизни М. Готский отдал работе в высоких широтах, где предстоит работать танкеру, названному его именем.


"Морской флот" №4 2008 г.

articles1755file.pdf [1.04 МБ Скачиваний: 253]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Готский Михаил Владимирович (1907 - 1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Январь 2013 19:33

 VS_Gatchina-011-3-1-15790-00000036.jpg
Готский Михаил Владимирович
год рождения __.__.1907
ст. лейтенант
в РККА с __.__.1943 года
место призыва: неизвестный РВК, г. Андырь
номер записи в базе данных: 50529453

Орден Красного Знамени
(Это представление на награждение.В приказе награда может быть изменена)

Наградной лист: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 1579
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Готский Михаил Владимирович (1907 - 1962)

Сообщение SVF » 21 Ноябрь 2014 14:20

Автограф М.В. Готского на книге "Опыт ледового плавания":
 Готский М.-(Опыт-1) автограф.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4459
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения