К истории одного больного вопроса.(О положении охотничьих племен Севера).После революции наши бродячие и кочевые инородческие племена, для которых охота составляет одно из главных занятий, попали в очень тяжелое положение. Торговля прекратилась, снабжение охотников „благодетелем" кулаком прервалось. Кончилась, правда, вековая кабала и задолженность охотника инородца, но за то кончилось хоть и дорогой ценой доставшееся, снабжение его жизненными припасами и орудиями промысла. Во многих местах инородцы промышленники голодали и умирали. Местами делались попытки снабжения этих племен, но попытки эти делались крайне, неумело без учета особенностей быта снабжаемых. Власти на местах, составившиеся в большинстве из пришлых людей, не понимали инородческих нужд, подходили к этим племенам с понятиями и навыками, вынесенными из Средне-Русской деревни, и потому в большинстве ничего нужного сделать не могли. Бродячему инородцу, раза два в год подходящему к оседлым местам, давали карточку и предлагали месячную получку пайка; собственника сотни другой оленей считали буржуем — помилуйте — владелец сотни голов рогатого скота! Образовавшийся специальный комиссариат по делам национальностей занимался организацией автономных республик и не мог, да и не умел придти на помощь мелким племенам северных инородцев. Выступали отдельные лица с докладами на разных съездах, выносились резолюции, но дело не двигалось. Инородцы голодали и вымирали. В настоящее время Нэп властно вторгался в
жизнь Республики. Государственные органы, общественные организации и бесчисленные рои мелких скупщиков ринулись за пушниной. Все при этот старались побольше урвать, не заботясь и не думая о положении бродячих охотничьих племен. По доходящим слухам эксплуатация началась горшая, чем была прежде. Там, где даже организовались кой-какие специальные органы, ведающие делами промышленников инородцев, положение их не многим лучше. Эксперименты диковинного характера не прекращаются. В № 71 газеты „Волна" от 1 апреля 1923 г. сообщается например, что Островное управление Архангельской губернии задалось целью насадить просвещение среди самоедских детей на Новой Земле, но так как в отдельных становищах детей слишком мало для открытия школы, то детей везут в одно становище, где и будет открыта школа. По словам Щедрина—Пошехонцы корову на крышу бани таскали, чтобы накормить ее травой,—ну, а чем это не пошехонцы? Какие еще эксперименты производятся в других безбрежных таежных и тундряных местах нашего Севера я не знаю. Известие о проекте Архангельского Островного управления попало в мои руки случайно, но ведь свет не клином сошелся на Островном Управлении мудрецов довольно и в других укромных уголках Севера. Налоговое обложение во многих случаях совершенно не учитывает особенностей хозяйственного уклада и не только является не посильным, но и дает почву для злоупотреблений. При
[6]
взимании трудгуж-налога с оленщиков 4 оленя приравниваются к одной лошади—таков порядок, принятый в Мурманской губернии—причем в счет идут не только ездовые быки, но и нерабочие самки-важенки. Благодаря этому получаются такие факты, что в Каменском погосте (Лопарская деревня) бедный лопарь владелец стада меньшего сотни оленей должен был заплатить 329 милл. р. (в дензнаках 21 года). При взыскании с него этой суммы в марте настоящего года, он внес гужевому инспектору в виду отсутствия денег—4 лисиных шкуры, 2 куницы и 1 1/2 пуда мяса. Любопытно по каким ценам исчислял почтенный инспектор принимаемые в уплату продукты, когда в Мурманске мясо (оленина) еще в январе стоило около 120 милл. руб. пуд, а лисиная шкура около 90 милл, руб.—во что же оценены куницы, Эксплуатация, нелепые эксперименты, хищничество и обирание инородцев продолжаются. Инородцы, как это, было засвидетельствовано всеми беспристрастными исследователями Севера, нищали и вымирали—с неменьшим успехом продолжают они эти занятия и теперь. Необходимо этому положить конец, нельзя забывать, отбрасывая в сторону даже всякие гуманитарные основания, что самое использование в общегосударственных целях естественных производительных сил тундряной и таежной полосы Севера, если и не станет невозможным, то будет до нельзя затруднено, если мы в этой полосе не будем иметь достаточно многочисленного и экономически сильного, постоянного населения.
Развитие-же Севера властно диктуется всеми политико-экономическими интересами Республики. Эту мысль я настойчиво проводил в разных докладах и заметках с самого начала Революции, доказывая необходимость создания особого специального управления для бродячих охотничьих и оленеводных племен Севера и Сибири*).
*)
Примечание: Впервые этот вопрос был мною поставлен в конце 18-го или начале 19-го года в Постоянной Полярной Комиссии при Акад. Наук., Комиссия одобрила мои предположения, но в виду отсутствия в то время средств, не представилось возможным приступить к определенным, конкретным мерам проведения этих предположений в жизнь.
По докладу моему на первом съезде Всероссийского Союза Охотников в 1920 году, Съезд в резолюции по охотничьему хозяйству в пункте 9-ом этой резолюции признал, что необходимо: „скорейшая выработка специального положения для кочевых племен, которая должна быть поручена компетентному научному органу Республики". Для осуществления этой резолюции я воспользовался своей работой в Северной Научнопромысловой Экспедиции и на заседании Ученого Совета названной экспедиции выступил с докладом о необходимости создания при Экспедиции специальной комиссии для выработки положения об управлении инородческими охотничьими и оленеводными племенами Ученый Совет Экспедиции отнеся к моему предложению вполне сочувственно и поручил мне немедленно созвать такую комиссию, одобрив и состав ее. Комиссия была составлена из ученых Этнографического Музея Академии Наук — Л. Я. Штенберга, В. Т. Богораза, В. И.
Иохельсона и меня. В течении нескольких заседаний были намечены основные черты предлагаемого проекта декрета, после чего мне было поручено выработать декрет, а В. Т. Богоразу написать к нему объяснительную записку. Два или три заседания после этого были еще употреблены на окончательную редакцию как законопроекта, так и объяснительной записки. По утверждении всего материала Ученым Советом Северной Научно-Промысловой Экспедиции в мае месяце 1921 года проэкт декрета с объяснительной запиской был мною внесен в комиссариат национальностей с соответствующим препроводительным докладом. В июне был получен ответ Наркомнаца настолько неожиданный, что я считаю не лишним привести его здесь в копии.
Выписка из протокола заседания Коллегии Наркомнаца от 9 июня 1921 г.
Слушали:
12) Проект Северной Экспедиции об организации Управления Северными инородцами.
Постановили: Управление различных племенных образований происходит в порядке самоуправления трудящихся этих народностей и НКН полагает необходимым принять меры к организации их через посредство соответствующих советских и партийных органов.
Поручить Отделу Национ-Меньшинств установить связь с северными народами (лопари, самоеды) и вызвать представителей их на совещание. Настоящий проект, а равно и конструкцию промыслово-научной экспедиции с административными функциями считать совершенно не соответствующими советской политике.
Подписи.
Комиссариат национальностей совершено не сумел разобраться в проекте и вообразил, что Северная Научно-Промысловая Экспедиция хочет взять управление инородцами в свои руки. После этой неудачи делались попытки продвинуть проект через ЦК Союза Охотников и Центроохоту, но и эти попытки цели не достигли (так как ни первое, ни второе из этих учреждений не интересовались настолько этими вопросами, чтобы приложить к его благополучному продвижению достаточно энергии). В настоящее время, как мы слышали, вопрос об инородцах Севера снова поднят на последнем Ученом Совещании в Москве. Несомненно вопрос об участи Северных охотничьих племен имеет громадное значение для всей Республики, но особенно важное значение он имеет для всех охотников России. Я не считаю нужным развивать здесь те соображения гуманитарного и профессионального характера, которые заставляют нас, охотников, особенно чутко относиться к нуждам наших инородцев Севера, являющихся для нас не просто нуждающимися, а нуждающимися охотниками, а остановлюсь на мотивах чисто утили-
[7]
тарных—значения надлежащего устройства быта этих инородцев для охотничьего хозяйства Республики.
Не говоря о том, что правильная постановка промысловой охоты на Севере не возможна без разрешения этого вопроса, надо помнить, что он имеет неменьшее значение и для всех непромысловых местностей Республики. Территории, занятые северными охотничьими племенами, являются на всем своем пространстве местами гнездования громадных количеств водоплавающей дичи и охрана ее, устройство соответствующих заповедников тесно связаны с тем или иным решением вопроса о быте этих племен. При выработке охотничьего закона пришлось с этим вопросом сильно считаться и ввиду невозможности издания охотничьих норм вне общего плана организации быта северных племен неизбежным оказалось охотничий закон не распространять на эти народы или вернее территории, занятые этими народами. Таким образом становится ясным, что охотники Республики не могут относиться безразлично к вопросу о законодательстве, регулирующем жизнь кочевых охотничьих племен и должны принять посильное участие в выработке подобного законодательства. Если мы, охотники, и не будем непосредственно привлечены к разработке самого законопроекта, то во всяком случае мы можем и должны в печати обсудить этот вопрос, дать ему известное освещение и решение, с которым трудно будет не считаться лицам, непосредственно участвующим в разработке проекта. Объяснительная записка к проекту декрета об управлении Инородцами севера, разработанного в комиссии Севэкспедиции была уже напечатана В. Т. Богоразом (в редакции принятой в комиссии и с соответствующими дополнениями) в „Известиях ЦК Союза Охотников", но самый проект декрета и препроводительный доклад до сих пор в печати не появлялись. Я считаю, ввиду возбуждения этого вопроса в Москве, необходимым напечатать этот материал, чтобы подвергнуть его обсуждению компетентных товарищей на страницах „Северного Охотника" с тем, чтобы в подходящий момент результаты этого обсуждения представить в ту комиссию, которая, будем надеяться, займется этим больным вопросом.
Препроводительная записка.Скорейшее утверждение представленного проекта особенно настоятельно диктуется тем обстоятельством, что в настоящее время в северных районах Р.С.Ф.С.Р. уже образованы две автономные Республики: Зырянская и Якутская, в пределы которых вошли многие мелкие народности, как например: самоеды, остяки, тунгусы, ламуты, юкагиры и другие мелкие бродячие оленеводные и охотничьи племена Севера—наиболее приспособленные к условиям жизни в тундре, но и в то же время наиболее первобытные, наиболее сохранившие свои первобытные родовые особенности. Эти мелкие народы представляют особенную ценность для возможной эксплоатации беспредельных тундр Севера, но в то же время они требуют и наиболее бережного к себе отношения, ибо по условиям своего патриархального быта и первобытной прямоте и честности являются удобнейшими объектами эксплоатации. Экономически сильные, привыкшие к торговле зыряне и якуты могут совершенно легко эксплоатировать этих детей природы, к чему национальная автономия этих народов даст им полную возможность, тем более, что в настоящее время организованной кооперации открывается широкое поле торговой деятельности.
В пустынях Севера, вне контроля центральных властей, кооперация станет в руках торговых зырян и якутов мощным орудием эксплоатации экономически слабых, первобытных самоедов, остяков, ламутов, тунгусов и других инородцев, населяющих земли этих автономных Республик, и для них таким образом Советская власть не станет освободителем, а только сильнее закрепит ту эксплоатацию, которой они до сих пор подвергались со стороны своих соседей зырян и якутов —главных торговцев в тундрах Севера.
Вымирание и вырождение этих в общем способных, даровитых и вполне восприимчивых к культуре народцев будет продолжаться в прежнем размере. Поэтому создание в центре специального органа, который мог бы охранить эти мелкие народности от гибели не только не стоит в противоречии с организацией автономных зырянской и якутской Республик, но особенно властно диктуется созданием последних.
Проект декрета общего положения об управлении Северными инородцами.1. Для управления бродячими, кочевыми, оленеводными, охотничьими и рыболовными инородческими племенами Северной Европейской России и Сибири при центральных правительственных органах создается специальный орган под управлением: "Управление по делам бродячих и кочевых охотничьих, оленеводных и рыболовных инородческих племен Севера Европейской России и Сибири (Упринорплемсев)“.
2. В задачи (этого Управления) — Упринорплемсева — входит: охрана инородцев от всякой эксплоатации, предохранение их от вымирания урегулирование пользования охотничьими и рыболовными участками, а также местами выпаса оленей, планомерная охрана инородческих промыслов и промысловой фауны, улучшение экономической жизни инородцев и внесение в нее соответствующих элементов, дающих возможность безболезненного прогресса инородцев и приобщения их к социалистической (культуре), жизни Советской России в соответствии с своеобразными условиями их современной жизни и особенностями вытекающей отсюда психологии.
3. Управление инородческими племенами Севера (Упринорплемсева) состоит из Коллегии, руководящей делами Управления и ряда отделов. Руководящая коллегия составляется из Ученых специалистов, хорошо осведомленных с инородческими племенами, представителями от Совнаркома и делегатов от инородческих племен.
Примечание: Представители от инородческих племен избираются на специальных съездах из числа тех, которые по своему развитию способны участвовать в делах Управления.
4. В состав Управления инородческими племенами Севера (Упринорплемсев) входят следующие отделы:
[8]
1) Хозяйственно-Экономический, 2) Врачебно-Ветеринарный, 3) Административно-Судебный, 4) Учебно-Просветительный.
Примечание: Во главе каждого отдела стоит особый Заведующий Отделом. Члены руководящей Коллегии распределяют между собою непосредственный надзор и руководство по отдельным отделам.
Примечание: Управление формирует для своих нужд канцелярию на общих основаниях.
5. Все снабжение инородцев, как продуктами питания, так и частями, оружием, одеждой и прочим производится по соглашению Упринорплемсева с соответствующими снабжающими органами, при чем все предметы передаются непосредственно в ведение Уприноплемсеву и сметы на эти предметы вырабатываются этим Управлением.
6. Всякие заготовки у инородцев, привлечение их к общегосударственным повинностям и проведение в их жизнь всяких распоряжений Советской власти производится только через Упринорплемсев и его местные органы.
7. При Упринорплемсеве состоит постоянный штат инструкторов и консультантов по разным специальностям, как-то: оленеводству, рыболовству, охоте, медицине, ветеринарии и другим, которые по мере надобности командируются на места.
8. В состав Упринорплемсева входят особые инспектора, командируемые на. места для производства ревизий и организации местных управлений по делам инородцев.
9. Инспектора, командированные на места, формируют при помощи соответствующих инструкторов и представителей от самих инородцев местные губернские, уездные и волостные Управления по делам инородцев.
Примечание: Организация местных Управлений может быть в зависимости от условий и не губернская, а или волостная, или уездная, или губернская и волостная, или уездная и волостная.
10. Местные Управления по делам инородцев проводят непосредственно в жизнь все директивы и указания Центрального Упринорплемсева и ведут сношения с местными губернскими и уездными органами Советской власти по всем вопросам, касающимся инородцев.
Примечание: Губернские, уездные и волостные общесоветские органы власти, всякие сношения с инородческими племенами, находящимися на подведомственной им территории, ведут только через местные инородческие Управления и не имеют права самостоятельно вмешиваться в жизнь этих племен.
11. Центральное Управление инородческими племенами Севера и его местные органы созывают периодические инородческие съезды. Для выбора делегатов в органы инородческого Управления, для выяснения всех нужд и потребностей инородцев, а также для ознакомления последних со всеми мероприятиями затрагивающими их жизнь.
12. Список племен, подведомственных Упринорплемсеву и размеры занимаемых ими территорий, утверждаются Совнаркомом по представлениям Упринорплемсева.
13. Организация Центрального Управления инородческими племенами Севера возлагается на Северную Научно-Промысловую Экспедицию, которая должна для этого в ближайшее время с помощью соответствующих Губисполкомов и Ревкомов созвать в Петрограде съезд представителей инородческих племен.
14. В течение 6 месяцев со дня опубликования настоящего декрета Севэкспедиция по соглашению с соответствующими заинтересованными органами Советской власти должна представить подробный закон для Управления инородцами.
15. Для созыва съезда инородческих племен Севера и на организации Центр. Упринорплемсева денежные суммы отпускаются в общем сметном порядке.
16. Настоящий декрет входит в силу со дня опубликования:
В § 13 и 14 созыв съезда представителей Северных племен и выработка подробного закона возлагается на Северную Научно-Промысловую Экспедицию. Ясно, что так как в настоящее время какой-то другой орган займется разработкой этого вопроса, то он и будет выполнять эти функции—эта деталь проекта, не имеющая принципиального значения.
С. Керцелли.Петроград,
11 мая 1923 г.
Примечание Редакции: С удовольствием печатая статью многоуважаемого Сергея Васильевича Керцелли и вполне разделяя мнение этого выдающегося знатока наших Европейских Окраин о необходимости обсудить такой глубоко* важный и интересный для нас вопрос, каким является вопрос о необходимости упорядочения условий жизни и быта наших инородческих охотничьих племен, о нашем — охотников — долге прийти на помощь нашим младшим братьям Северным инородцам-охотникам в деле раскрепощения их от все еще не оставившей их эксплоатации, Редакция широко открывает страницы журнала для полного и всестороннего обсуждения затронутых автором вопросов на страницах «Северного Охотника».