Пинежанинов Андрей Фёдорович (14.09.1910 - 22.06.1996)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Пинежанинов Андрей Фёдорович (14.09.1910 - 22.06.1996)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Сентябрь 2010 19:57

100 лет назад, 14 сентября 1910 года, родился Андрей Федорович Пинежанинов, моряк, капитан дальнего плавания, Герой Социалистического труда.

 PinezhaninovAndreyFyodorovich.jpg
Пинежанинов Андрей Фёдорович – советский капитан дальнего плавания, капитан дизель-электрохода «Индигирка».
Родился 1 (14) сентября 1910 году в деревне Насадниково ныне Котласского района Архангельской области. Русский. Приехал в Архангельск в апреле 1930 года, устроился матросом на гидрографическое судно «Азимут». Плавал штурманом на гидрографическом судне «Мгла» Северной гидрографической экспедиции. В 1934 году заочно окончил судоводительское отделение Архангельского морского техникума (ныне – Арктический морской институт имени В.И.Воронина).

В 1934-1936 годах проходил военную службу на Балтийском флоте, служил радистом на подводной лодке. После демобилизации вернулся в Архангельск и поступил работать на ледокол «Ленин», а затем перешёл на ледокольный пароход «Садко», на котором плавал старшим помощником капитана (стал им накануне Великой Отечественной войны).

Первая же арктическая военная навигация стала для «Садко» и последней. Из Архангельска в Арктику судно вышло 1 июля 1941 года. Выполнив рейс по снабжению полярных станций Карского моря, ледокольный пароход осуществлял проводку транспортных судов к проливу Вилькицкого, так как линейные ледоколы «И.Сталин» и «Ленин» находились ещё в Мурманске. В августе 1941 года «Садко» совершил поход на мыс Арктический, откуда снял группу зимовщиков местной полярной станции. Во время перехода с Диксона на Землю Франца-Иосифа 11 сентября 1941 года ночью, наскочил на мелководье в малоисследованном районе острова Известий ЦИК (Карское море), и через двое суток затонул. Экипаж был снят ледоколом «Ленин», погиб один человек.

После гибели «Садко» А.Ф.Пинежанинов был назначен капитаном ледокольного парохода «Мурман», а в мае 1942 года – вторым штурманом ледокольного парохода «Монткальм». На нём он плавал до ноября 1945 года, а затем был переведён на пароход «Верещагин» на должность старшего штурмана. А.Ф.Пинежанинов был капитаном пароходов «Пинега», «Казахстан», ледокольного парохода «Георгий Седов». На них он ходил за границу и совершал рейсы в Арктику. Несколько месяцев в 1951 году работал капитаном-наставником Арктического морского пароходства в Архангельске, а затем уехал в Ленинградское высшее мореходное училище. Окончив его, он снова работал капитаном-наставником в Арктическом морском пароходстве, переведённом в Мурманск.

В феврале 1954 года он был назначен капитаном дизель-электрохода «Обь». На нём он совершал рейсы в труднодоступные районы Арктики. А в ноябре следующего года А.Ф.Пинежанинов принял участие первой советской антарктической экспедиции (1955-1956) под руководством Героя Советского Союза М.М.Сомова. Кроме «Оби» в ней участвовал дизель-электроход «Лена». Экспедиции поручалось основать обсерваторию в совершенно ещё не исследованном районе Антарктиды – на берегу моря Дейвиса, после чего «Оби» надлежало выполнить целый ряд наблюдений в водах Антарктики. 5 января 1956 года корабль первым подошёл к побережью Антарктиды, а 13 февраля на побережье моря Дейвиса начала работать первая в Антарктиде постоянная советская научная станция «Мирный».

После возвращения из Антарктики, в 1957 году был назначен капитаном дизель-электрохода «Индигирка» (проработал в этой должности до 1968 года). На нём ходил в Арктику и за границу, в том числе на Кубу. В 1961 году США предпринимали экономическую блокаду и вооружённую интервенцию против кубинского народа, пытались сделать Кубу своим марионеточным государством. Наибольшего напряжения эти попытки достигли в 1962 году и получили название «карибского кризиса». Мир тогда был поставлен на грань войны. 15 сентября, загрузившись в Североморске, «Индигирка» направилась в рейс к берегам Кубы. Перед выходом в море капитан получил пакет с секретным приказом, который требовал в случае ареста судна, других «чрезвычайных обстоятельств», немедленно уничтожить груз, то есть затопить судно. В трюмах «Индигирки» находились баллистические ракеты, которые тайно перебрасывались на Кубу. Во время этого перехода американская подводная лодка четыре часа преследовала судно, а боевые самолёты облетали его постоянно. Но экипаж не проявил никакой обеспокоенности: шли уверенно, спокойно и выполнили поставленную задачу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 года Пинежанинову Андрею Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В ноябре 1957 года моряки «Индигирки» обратились ко всем экипажам судов Министерства морского флота СССР с почином поддержать борьбу за право называться «Экипажем коммунистического труда». И в августе 1959 года экипажу дизель-электрохода «Индигирка» – первому в стране – было присвоено это высокое звание. И именно в 1959 году экипажи «Индигирки» и теплохода «Леонид Леонидов» под проводкой ледоколов «Капитан Мелехов» и «Капитан Белоусов» впервые в истории арктических плаваний использовали малоизученный пролив Красной Армии для прохода с востока на запад и обратно. Были доставлены грузы для полярников высокоширотных станций архипелага Седова, доказана способность экипажа осуществлять сложные арктические перевозки.

В 1964 году была открыта регулярная грузовая линия из Европы в Канаду «Арктик Лайн». Наши моряки осваивали зимнюю навигацию на порт Монреаль (Канада), опираясь на свой опыт ледовых плаваний в Арктике. И участвовали в необычном международном состязании за почётный приз «Золотая трость», который присуждался судну, первому в новом году достигшему порта Монреаль. В 1966 году на него претендовали два капитана – датского судна «Тора Дан» и советской «Индигирки». Они опередили других, придя к устью реки Святой Лаврентий. Датский капитан не раз ходил этим маршрутом, уже владел «Золотой тростью» и потому был уверен в победе.

На одном из последних поворотов реки капитан «Индигирки» А.Ф.Пинежанинов попросил механиков прибавить оборотов и, удачно сманеврировав, обошёл соперника. Тысячи канадцев, наблюдавших с берега за событиями, с восторгом встретили судно-победитель. А через пару недель экипаж «Индигирки» ещё раз удивил канадцев. Он сумел пройти через льды, которые, по заявлению специалистов транспортного департамента Монреаля «спрессованы бешеными ветрами и морозом так, что их не пробить и пятьюдесятью ледоколам». «Индигирка» и пробила, и вывела из ледового плена на чистую воду канадское судно «Форт Рамсей». В знак уважения и признания мастерства капитану А.Ф.Пинежанинову было присвоено звание почётного члена Арктического института Северной Америки.

С 1969 года капитан дальнего плавания А.Ф.Пинежанинов – на пенсии.

Не менее впечатляющими, хотя и не столь известными были рейсы «Индигирки» на внутренних ледовых трассах (и уже без капитана А.Ф.Пинежанинова). Газета «Красноярский рабочий» писала: «1 января 1973 года в Дудинке впервые за 300-летнюю историю порта открылась навигация нового года, а дизель-электроход «Индигирка» стал первым в истории освоения Арктики судном, пронесшим флаг навигации в порту из одного года в другой». Была в биографии экипажа «Индигирки» почётная миссия, не связанная с основной транспортной работой. В год 30-летия победы в Великой Отечественной войне (1975) экипажу «Индигирки» выпала высокая честь установить и открыть на арктическом острове Надежда памятник мужественному экипажу парохода «Декабрист», героически погибшему в 1942 году.

Жил в Архангельске. Скончался 22 июня 1996 года. Похоронен в Архангельске.
Награждён орденом Ленина (9.08.1963), орденом Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе «За трудовую доблесть».
В Архангельске в здании Арктического морского института имени В.И.Воронина установлен памятный стенд.


Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12807
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пинежанинов Андрей Фёдорович (14.09.1910 - 22.06.1996)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 23 Сентябрь 2010 20:06

 Пинежанинов-1950-е.jpg

Николаева А.Г., Хромцова М.С. Сквозь льды и штормы.
Архангельск, 2004.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пинежанинов Андрей Фёдорович (14.09.1910 - 22.06.1996)

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Март 2011 18:13

"Арктическая Звезда" №4 (7625) апрель 2010 http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml

 Андрей Пинежанинов.jpg
Капитан - герой труда, глава моряцкой династии
Леонид СЕЛИВЕРСТОВ, капитан дальнего плавания, член Мурманской ассоциации капитанов.

Это было весной теперь далекого, послевоенного 1946 года. Пароход «Георгий Седов» - легендарный ветеран арктического флота после завершения очередной промысловой экспедиции шел из Архангельска в Мурманск, попутно высаживая по становищам Белого моря промышленников-зверобоев. Море было спокойно, однако время от времени еще встречались небольшие полосы льдов, дрейфующих в северном направлении. На верхних открытых палубах судна было довольно прохладно: оно и понятно - первая половина мая на Белом море только начало реальной весны.

На капитанском мостике от борта к борту неспешно шагал вахтенный старший штурман - крепкий, хорошо сложенный, тридцатипятилетний моряк в черной морской шинели, застегнутой на все пуговицы, добротных кожаных сапогах и в каракулевой шапке-ушанке с кожаным верхом. Он внимательно вглядывался в морскую даль, время от времени отдавая команды рулевому и перебрасываясь короткими фразами с боцманом, руководившим работами на палубе.

Старший помощник капитана Андрей Пинежанинов недавно и временно вступил в должность, сменив штатного старпома Алексея Бурова, получившего травмы при тушении большого пожара, случившегося на борту судна в море два месяца назад. У нового старпома, естественно, было немало забот, поэтому и на вахте, и между ними он всегда выглядел несколько озабоченным. А вообще, по своему характеру этот старший командир был внешне всегда спокоен и вдумчив, в рассуждениях конкретен и немногословен - природный северянин из поморского сословия.

Андрей Пинежанинов уже имел диплом капитана дальнего плавания и был недавно определен на должность капитана одного из архангельских транспортов-лесовозов. Однако его судно задерживалось в дальнем рейсе, поэтому, учитывая очень сложную ситуацию в экипаже парохода «Г. Седов» после пожара и гибели многих моряков, кадровики временно послали туда опытного, мудрого по жизни человека и твердого распорядительного командира с важным напутствием - наладить организацию службы и быта на судне. Кстати, на «Седове» в том рейсе все старшие командиры: капитан, старпом, старший механик, первый помощник, да и большинство других командиров, оказались вновь назначенными, так уж получилось - страшный пожар в море унес много человеческих жизней.

Андрей Федорович родился в 1910 году (нынче славный юбилей - 100 лет!) в архангельской глубинке, а морскую службу начал в 1930 году матросом на одном из судов Северной Гидрографической экспедиции. И ко времени нашего непродолжительного совместного плавания уже имел за плечами более 15 лет морской практики. Работал матросом на судне, учился в Архангельском морском техникуме, а по окончании его получил диплом штурмана. С 1934 по 1936 год проходил действительную службу на подводных лодках Военно-Морского флота в качестве радиоспециалиста.

После демобилизации из рядов ВМФ штурман Пинежанинов поступил работать на суда Архангельского пароходства и на всю жизнь связал свою судьбу с морем и Арктикой. С 1937 по 1946 год работал последовательно четвертым, третьим и вторым помощником капитана на ледоколе «Ленин» (старый паровой ледокол). В начале 1941 года получил назначение старшим помощником капитана на ледокольный пароход «Садко» и работал на нем до трагического крушения этого славного корабля.

Дело в том, что в сентябре, уже военного, 1941 года пароход «Садко» на переходе из Диксона к одному из арктических островов во время вахты второго штурмана с полного хода налетел на необозначенную на морской карте каменистую банку в Карском море и погиб. Кстати, погиб вторично за свою краткую, но яркую арктическую жизнь. Экипаж гибнувшего судна спасли моряки подошедшего на помощь ледокола «Ленин». После этого трагического происшествия весь военный период штурман Пинежанинов продолжал работать в Арктике старшим помощником капитана на судах «Монткальм», «Мурман», «Верещагин», «Г. Седов», осуществлявших перевозки грузов как в составах арктических караванов, так и в самостоятельных одиночных плаваниях.

С 1945 года, получив диплом капитана дальнего плавания, Андрей Федорович работал подменным капитаном на перегоне судов с Балтики на Север, а с октября 1946-го уже стал штатным капитаном на судах Архангельского арктического пароходства «Севморпути». В 1953 году Пинежанинов окончил Академию Министерства Морского флота и был назначен капитаном на вновь построенный дизель-электроход «Обь». Он принимал участие в Первой антарктической экспедиции 1955 - 1956 годов. А в 1956-м принял из постройки и бессменно командовал дизель-электроходом «Индигирка». Под руководством капитана Пинежанинова экипаж этого корабля первым на Морском флоте был удостоен звания «Экипаж коммунистического труда». И по праву - много славных дел совершили моряки «Индигирки» под руководством своего опытного, заслуженного командира.

В капитанской биографии Андрея Пинежанинова было немало важнейших событий, к которым весьма уместны эпитеты - впервые, первый, передовой и т.д.

В период Карибского кризиса в начале 60-х годов д/э «Индигирка» под командой капитана Пинежанинова, смело прорывая блокаду кораблей США, совершил несколько рейсов на Кубу с важнейшими стратегическими грузами. По предложению и инициативе Андрея Федоровича в конце пятидесятых годов были открыты маршруты по доставке грузов в зимний период в порты Архангельск и Ленинград без ледокольных проводок, что значительно сократило эксплуатационные расходы флота.

В начале 1966 года в рейсе континент - Канада д/э «Индигирка» с успехом выиграл трудную ледовую гонку с датским ледокольно-транспортным судном по заливу и реке Святого Лаврентия и первым, в начале нового года, пришел в канадский порт Монреаль. Капитан Пинежанинов за эту победу был награжден почетным призом «Золотая трость». В том же рейсе уже ставшая в Канаде знаменитой «Индигирка» вызволила из тяжелых льдов несколько иностранных судов, застрявших вместе с канадскими ледоколами в заливе Святого Лаврентия. За этот выдающийся ледовый подвиг капитан Пинежанинов удостоился звания почетного члена Арктического института Северной Америки.

Экипаж дизель-электрохода «Индигирка» неоднократно награждался почетными званиями и денежными премиями Совета Министров СССР и ВЦСПС, а также руководством Мурманской области.

Многие члены экипажа были награждены орденами, медалями и нагрудными знаками «Почетный работник Морского флота». В 1958 году капитан Пинежанинов был представлен к награждению орденом Трудового Красного Знамени, а в 1963 году за многолетний самоотверженный моряцкий труд и неоднократно проявленный творческий героизм Президиум Верховного Совета СССР присвоил Андрею Федоровичу звание «Герой Социалистического Труда». Заместитель министра Морского флота Н. Долинский, выступая по этому поводу, сказал: «Есть люди, с которыми связана история важнейших открытий или которые непосредственно участвуют в событиях, создающих славу своему народу. К ним смело можно отнести капитана дизель-электрохода «Индигирка» Андрея Федоровича Пинежанинова».

Да, капитан Пинежанинов на протяжении всей своей жизни был бесконечно предан нелегкой, но блистательной моряцкой судьбе. Он был ярким примером для всех нас, молодых в те годы судоводителей. Заслуженными, достойными капитанами стали его бывшие помощники: Н.М. Свиридов, Е. В. Акивис-Шаумян, В. А. Куроптев и другие. Андрей Федорович стал также и счастливым родоначальником моряцкой династии в личном, семейном плане. В Северном морском пароходстве трудятся два достойных его преемника: сын - капитан Александр Андреевич Пинежанинов и внук - капитан Андрей Александрович Пинежанинов. Славная капитанская династия - достойный пример новым поколениям арктических моряков.

А в заключение хочется сказать, что мы, ветераны флота - капитаны Мурманского морского пароходства, надеемся, что в будущем одному из вновь построенных судов нашей судоходной компании дадут имя прославленного капитана Андрея Пинежанинова - потомству в пример!
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения