ОПЕРАЦИЯ «ЛЕД»
Это трудно, это теперь невозможно представить: на несколько месяцев вдруг замерла бы жизнь в портах Ленинграда, Таллина, Риги, Жданова, Ванино, Нагаево и не только в этих портах страны...
В ДРЕВНИЕ времена вам бы не поздоровилось: вы принесли плохие вести. Но мы благодарим вас за них, — серьезно, без намерения вызвать улыбку сказал заместитель начальника Администрации Северного морского пути Б. Майнагашев прибывшему на диспетчерское совещание представителю Гидрометслужбы СССР. — Итак, мы вас поняли: вдоль Приморского побережья началось интенсивное образование льда. Ну, а что на юге?
— Льдом уже забит Таганрогский залив. Если в ближайшие дни стихнет ветер, все Азовское море схватится льдом.
— Плохо... Что на Балтике?
Вдали от всех морей и океанов проходит это совещание: в Москве, в двухэтажном доме, в небольшой комнате, стены которой увешаны картами и десятками фотографий, запечатлевших героические страницы открытия и освоения величайшей нашей национальной воднотранспортной системы — Северного морского пути. Здесь же — копия постановления Совнаркома СССР от 17 декабря 1932 года о создании ставшего вскоре знаменитым Главного управления Северного морского пути. Нынешнюю Администрацию можно считать его наследницей, но лишь в какой-то мере.
По структуре и мощности Главсевморпуть представлял собой гигантскую организацию, в состав которой, помимо флота, входили сотни предприятий самых различных областей промышленности, включая горную, металлургическую, деревообрабатывающую. В 1953 году Главсевморпуть был расформирован. Широчайшие его функции отошли к различным министерствам и ведомствам. Корабли же и морская дорога через всю Арктику обрели одного хозяина — им стало Министерство морского флота. В 1970 году было признано целесообразным создать при нем специальную службу, которая занялась бы в основном вопросами безопасности и организации мореплавания в ледовых условиях. И хотя этой службе дали название «Администрация Северного морского пути» (АСМП), география ее деятельности выходит далеко за пределы Арктики, она охватывает все замерзающие бассейны страны и простирается до берегов Антарктиды. Профессиональная компетентность сотрудников этой небольшой организации ценится на флоте очень высоко. Среди них шесть капитанов дальнего плавания, имеющих многолетний опыт работы на ледовых широтах.
— ... На Балтике кое-где появился припайный лед до 20 сантиметров. Для начала января это выше средней многолетней нормы.
— В ближайшие дни сюда придут из Мурманска ледоколы «Красин» и «Капитан Воронин».
Сейчас ни одна из стран, чьи берега затягивает тяжелый белый панцирь, не имеет такой мощной, как в СССР, флотилии, способной надежно работать во льдах. Если еще в недавние годы на Севморпуть приходилось посылать обычные транспортные теплоходы, включая те, что курсируют через тропики, то теперь флот настолько обновлен качественно, что здесь перевозят грузы лишь специальные суда так называемого усиленного ледового класса — и рудовозы, и лесовозы, и танкеры.
БЫЛО время, когда Арктика только в июле—августе впускала в себя корабли, да и то без гарантии безопасности. Интересы освоения уникальных богатств Крайнего Севера выдвинули требование: продлить сроки навигации. Это стало возможным благодаря появлению новых, более мощных ледоколов, в том числе атомных. Не так быстро, как хотелось бы, но из года в год сроки навигации стали увеличиваться. В восьмой пятилетке Арктика уже на целых полгода была открыта для караванов судов. А если еще дольше?..
Так на повестку дня по инициативе АСМП встали проблемы уже не летнего, а зимнего судоходства на северных широтах. В 1970 году впервые в истории мореплавания дизель-электроход под командой капитана В. Макова пробился из Дудинки в Мурманск в ноябре. Год спустя пять судов прошли этой трассой уже в декабре. Зимой 1973 года флаг навигации удалось пронести до самого конца января. А в прошлом году он был поднят на три месяца раньше традиционных сроков — в марте. Этот экспериментальный рейс атомохода «Ленин» и транспортного судна «Павел Пономарев», доставивших тысячи тонн грузов на газовые месторождения Ямала, дал Администрации богатейший фактический материал для продления в будущем зимнего мореплавания.
Большие надежды при этом возлагаются на новую технику и науку. В Ленинграде близится к завершению строительство третьего атомного ледокола «Сибирь». Из Финляндии поступает целая серия гидрографических судов. Установленные на них автоматические приборы позволят более быстро и точно измерять глубины, составлять новые карты, а в конечном счете — повысить безопасность судоходства. Интереснейшую, очень нужную аппаратуру для ледовой разведки создали в Рижском институте инженеров гражданской авиации. С воздуха толщину льда сейчас можно определять только визуально — по его цвету, другим признакам, — и поэтому часто сведения неточны. Аппаратура рижан дает возможность выяснить толщину льда автоматически, без участия гидрологов и с высоты 300—600 метров.
В небе Арктики почти никогда не видно звезд — оно забито облаками, туманом и в полярный день, не говоря уже о долгой полярной ночи. Так что суда не могут ориентироваться по звездам. Одна из задач Администрации — обеспечивать весь Севморпуть надежными навигационными средствами, в том числе радио-световыми маяками, створными зна-
ками, буями. Взят решительный курс на такое оборудование трассы, которое не требовало бы постоянного присутствия людей — на приборы, имеющие автономные источники питания. Десять лет без перезарядки может работать в качестве маяка радиоизотопный элемент с генератором «Эфир».
... Несколько раз диспетчерское совещание прерывалось — на минуты, когда вносили радиограммы с ледоколов, следующих к местам работы. Вообще-то весь ледокольный флот распределен между пароходствами. Администрация — это штаб, где разрабатывают тактику и стратегию мореплавания на весь период ледовой навигации и откуда поступают команды в пароходства и непосредственно капитанам.
СЕЙЧАС зима снова повесила шлагбаум на морских дорогах Крайнего Севера. Но ледокольный флот не встал на отдых, он приступает к своей второй важнейшей операции — проводке судов в других замерзающих бассейнах страны. Вот уже много лет наши крупнейшие порты на Балтике, Черном, Азовском, Каспийском морях, на Дальнем Востоке не знают прежних сезонных перерывов.
— Как на Каспии?
— И здесь сильные морозы вызвали быстрое образование льда.
Принесли еще две радиограммы. С борта ледокола «Капитан Белоусов»: «Ведем в Азовском море теплоход «Горняк». Скорость 1, 5 узла». Из Одессы: в северо-западной части Черного моря объявлена ледовая кампания.
Я попросил Б. Майнагашева прокомментировать сообщение Гидрометслужбы и радиограммы с мест. Комментарий был коротким:
— Во всех бассейнах условия для судоходства заметно ухудшаются. Но в течение всей зимы порты будут работать почти с такой же интенсивностью, как и летом. Морской транспортный конвейер не внесет сбоев в деловой ритм страны.
В. ЗАХАРЬКО.