Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 29 Март 2025 18:32


Известия, 1977, № 7 (18462), 8 января.

 Известия 1977-007 (18462)_08.01.1977 НАВ-77.jpg
ОПЕРАЦИЯ «ЛЕД»

Это трудно, это теперь невозможно представить: на несколько месяцев вдруг замерла бы жизнь в портах Ленинграда, Таллина, Риги, Жданова, Ванино, Нагаево и не только в этих портах страны...

В ДРЕВНИЕ времена вам бы не поздоровилось: вы принесли плохие вести. Но мы благодарим вас за них, — серьезно, без намерения вызвать улыбку сказал заместитель начальника Администрации Северного морского пути Б. Майнагашев прибывшему на диспетчерское совещание представителю Гидрометслужбы СССР. — Итак, мы вас поняли: вдоль Приморского побережья началось интенсивное образование льда. Ну, а что на юге?
— Льдом уже забит Таганрогский залив. Если в ближайшие дни стихнет ветер, все Азовское море схватится льдом.
— Плохо... Что на Балтике?
Вдали от всех морей и океанов проходит это совещание: в Москве, в двухэтажном доме, в небольшой комнате, стены которой увешаны картами и десятками фотографий, запечатлевших героические страницы открытия и освоения величайшей нашей национальной воднотранспортной системы — Северного морского пути. Здесь же — копия постановления Совнаркома СССР от 17 декабря 1932 года о создании ставшего вскоре знаменитым Главного управления Северного морского пути. Нынешнюю Администрацию можно считать его наследницей, но лишь в какой-то мере.
По структуре и мощности Главсевморпуть представлял собой гигантскую организацию, в состав которой, помимо флота, входили сотни предприятий самых различных областей промышленности, включая горную, металлургическую, деревообрабатывающую. В 1953 году Главсевморпуть был расформирован. Широчайшие его функции отошли к различным министерствам и ведомствам. Корабли же и морская дорога через всю Арктику обрели одного хозяина — им стало Министерство морского флота. В 1970 году было признано целесообразным создать при нем специальную службу, которая занялась бы в основном вопросами безопасности и организации мореплавания в ледовых условиях. И хотя этой службе дали название «Администрация Северного морского пути» (АСМП), география ее деятельности выходит далеко за пределы Арктики, она охватывает все замерзающие бассейны страны и простирается до берегов Антарктиды. Профессиональная компетентность сотрудников этой небольшой организации ценится на флоте очень высоко. Среди них шесть капитанов дальнего плавания, имеющих многолетний опыт работы на ледовых широтах.
— ... На Балтике кое-где появился припайный лед до 20 сантиметров. Для начала января это выше средней многолетней нормы.
— В ближайшие дни сюда придут из Мурманска ледоколы «Красин» и «Капитан Воронин».
Сейчас ни одна из стран, чьи берега затягивает тяжелый белый панцирь, не имеет такой мощной, как в СССР, флотилии, способной надежно работать во льдах. Если еще в недавние годы на Севморпуть приходилось посылать обычные транспортные теплоходы, включая те, что курсируют через тропики, то теперь флот настолько обновлен качественно, что здесь перевозят грузы лишь специальные суда так называемого усиленного ледового класса — и рудовозы, и лесовозы, и танкеры.

БЫЛО время, когда Арктика только в июле—августе впускала в себя корабли, да и то без гарантии безопасности. Интересы освоения уникальных богатств Крайнего Севера выдвинули требование: продлить сроки навигации. Это стало возможным благодаря появлению новых, более мощных ледоколов, в том числе атомных. Не так быстро, как хотелось бы, но из года в год сроки навигации стали увеличиваться. В восьмой пятилетке Арктика уже на целых полгода была открыта для караванов судов. А если еще дольше?..
Так на повестку дня по инициативе АСМП встали проблемы уже не летнего, а зимнего судоходства на северных широтах. В 1970 году впервые в истории мореплавания дизель-электроход под командой капитана В. Макова пробился из Дудинки в Мурманск в ноябре. Год спустя пять судов прошли этой трассой уже в декабре. Зимой 1973 года флаг навигации удалось пронести до самого конца января. А в прошлом году он был поднят на три месяца раньше традиционных сроков — в марте. Этот экспериментальный рейс атомохода «Ленин» и транспортного судна «Павел Пономарев», доставивших тысячи тонн грузов на газовые месторождения Ямала, дал Администрации богатейший фактический материал для продления в будущем зимнего мореплавания.
Большие надежды при этом возлагаются на новую технику и науку. В Ленинграде близится к завершению строительство третьего атомного ледокола «Сибирь». Из Финляндии поступает целая серия гидрографических судов. Установленные на них автоматические приборы позволят более быстро и точно измерять глубины, составлять новые карты, а в конечном счете — повысить безопасность судоходства. Интереснейшую, очень нужную аппаратуру для ледовой разведки создали в Рижском институте инженеров гражданской авиации. С воздуха толщину льда сейчас можно определять только визуально — по его цвету, другим признакам, — и поэтому часто сведения неточны. Аппаратура рижан дает возможность выяснить толщину льда автоматически, без участия гидрологов и с высоты 300—600 метров.
В небе Арктики почти никогда не видно звезд — оно забито облаками, туманом и в полярный день, не говоря уже о долгой полярной ночи. Так что суда не могут ориентироваться по звездам. Одна из задач Администрации — обеспечивать весь Севморпуть надежными навигационными средствами, в том числе радио-световыми маяками, створными зна-
ками, буями. Взят решительный курс на такое оборудование трассы, которое не требовало бы постоянного присутствия людей — на приборы, имеющие автономные источники питания. Десять лет без перезарядки может работать в качестве маяка радиоизотопный элемент с генератором «Эфир».
... Несколько раз диспетчерское совещание прерывалось — на минуты, когда вносили радиограммы с ледоколов, следующих к местам работы. Вообще-то весь ледокольный флот распределен между пароходствами. Администрация — это штаб, где разрабатывают тактику и стратегию мореплавания на весь период ледовой навигации и откуда поступают команды в пароходства и непосредственно капитанам.

СЕЙЧАС зима снова повесила шлагбаум на морских дорогах Крайнего Севера. Но ледокольный флот не встал на отдых, он приступает к своей второй важнейшей операции — проводке судов в других замерзающих бассейнах страны. Вот уже много лет наши крупнейшие порты на Балтике, Черном, Азовском, Каспийском морях, на Дальнем Востоке не знают прежних сезонных перерывов.
— Как на Каспии?
— И здесь сильные морозы вызвали быстрое образование льда.
Принесли еще две радиограммы. С борта ледокола «Капитан Белоусов»: «Ведем в Азовском море теплоход «Горняк». Скорость 1, 5 узла». Из Одессы: в северо-западной части Черного моря объявлена ледовая кампания.
Я попросил Б. Майнагашева прокомментировать сообщение Гидрометслужбы и радиограммы с мест. Комментарий был коротким:
— Во всех бассейнах условия для судоходства заметно ухудшаются. Но в течение всей зимы порты будут работать почти с такой же интенсивностью, как и летом. Морской транспортный конвейер не внесет сбоев в деловой ритм страны.
В. ЗАХАРЬКО.
Последний раз редактировалось ББК-10 29 Март 2025 18:41, всего редактировалось 2 раз(а).

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 29 Март 2025 18:38

Известия, 1977, №48 (18503), 25 февраля.

 Известия 1977-048 (18503)_25.02.1977 НАВ-77.jpg
Следим за событием

КУРС-ВО ЛЬДЫ!
Министр морского флота СССР рассказывает об эксперименте, который начинается в Арктике

Мурманск. Отсюда возьмет курс на восток группа судов во главе с самым мощным в мире атомным ледоколом «Арктика». Куда они проследуют? С какой целью? И почему к этому переходу приковано внимание многих тысяч людей — моряков всего нашего флота, ученых, конструкторов и строителей кораблей, работников ряда министерств и ведомств, геологов, синоптиков, летчиков полярной авиации?..
На эти вопросы специального корреспондента «Известий» В. Захарько отвечает министр морского флота СССР Тимофей Борисович Гуженко:
— Известно, первым цивилизованным языком, прозвучавшим на Севере еще в древние времена, был русский язык. И с тех пор жила в нашем народе мечта о плавании в северных морях не только у самого берега, но и вдали от него, и не только в короткие летние недели, но и зимой — круглый год. Однако прошли многие века, потребовались мужество и дерзость многих поколений людей, прежде чем стал приоткрываться этот гигантский и трудный путь вдоль всего «фасада России» — от Мурманска через Берингов пролив до Владивостока.
В первые же годы Советской власти было уделено огромное внимание организации плавания по Севморпути. Ибо благодаря только судам, практически единственному на Севере виду транспорта, можно было вовлечь его природные богатства в общий механизм социалистических преобразований. И в скором времени этот путь стал важнейшей национальной магистралью. Но еще несколько десятилетий действовала она лишь. в летние месяцы. На остальное время тяжелые льды наглухо закрывали Арктику от Большой земли.
Широчайший комплекс научных исследований, выросшая в послевоенные годы мощь индустрии позволили создать технику, с помощью которой сроки навигации удалось продлить, к примеру, на линии Мурманск — Дудинка сначала по октябрь, а затем и по ноябрь — декабрь. Таким образом, наступила пора решения проблем уже не летнего, а зимнего мореплавания на ледовых широтах.
XXV съезд партии наметил большую программу дальнейшего освоения всех северных районов, в связи с чем было указано на необходимость продлить навигацию по Севморпути. Вскоре после окончания работы съезда в Арктике состоялся важный эксперимент: на три месяца раньше традиционных сроков — не в июле, а в апреле — вышли в рейс атомоход «Ленин» и дизель-электроход «Павел Пономарев». Они пробились через льды Карского моря и доставили на полуостров Ямал несколько тысяч тонн различных грузов и техники, необходимых для разработки запасов газа.
В скором времени сюда, на Ямал, потребуется завезти уже многие сотни тысяч тонн грузов и сложнейшей техники. И в основном только морем — ведь железной дороги здесь нет, в обозримом будущем ее не будет, а по воздуху всего не навозишься. Но летом из-за все еще коротких сроков навигации невозможно забросить сюда необходимое. Очень осложняет транспортную связь с Ямалом и то обстоятельство, что из-за мелководья суда вынуждены останавливаться далеко от берега и все грузы надо сначала перегружать на мелкие плавсредства, а потом уже их тянуть к берегу.
С учетом этих и других причин и было решено повторить прошлогодний опыт: доставить технику и грузы на припай — прибрежный неподвижный лед у Ямала, а точнее, у мыса Харасавэй. Только уже не в апреле — намного раньше. Начало нынешнего плавания намечается на конец февраля. Причем через ледовые поля пройдут не два судна, как в 1976 году, а уже целая экспедиция.
Ее поведет атомоход «Арктика», который почти вдвое сильнее первого в мире атомного ледокола «Ленин», его мощность — 75.000 лошадиных сил. Вместе с ним будет следовать дизель-электрический ледокол «Мурманск» мощностью 26.000 лошадиных сил. Они пробьют канал для транспортных дизель-электроходов усиленного ледового класса «Гижига», «Наварин» и «П. Пономарев», каждый из которых дважды пройдет из Мурманска к Харасавэю.
Плавание, повторяю, экспериментальное, оно даст новые фактические материалы, необходимые для работы в будущем и морякам, и кораблестроителям, ученым, специалистам Мингазпрома и других отраслей народного хозяйства, которые участвуют в освоении труднодоступных районов. Одна из главных его задач чисто экономическая — определить пути снижения транспортных расходов на Севере в ближайшие годы и на перспективу.
Мы верим в современную технику и, конечно, верим в людей, которым она доверена, в их опыт и талант мореплавателей. Желаем экипажам судов счастливого плавания! Оно будет интересным, но и сложным, в чем вы можете убедиться, став его участником. Приглашаю в этот переход.
Специальный корреспондент «Известий» отбыл на борт флагмана экспедиции — атомоход «Арктика».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 29 Март 2025 18:47

Известия, 1977, № 51 (18506), 1 марта.

 Известия 1977-051 (18506)_01.03.1977 НАВ-77 АРКТИКА.jpg
Следим за событием
Впереди—Ямал

«Задраить иллюминаторы! Ожидается штормовая погода». Эта команда прозвучала в каютах атомохода «Арктика» сразу же после того, как он поздно вечером 28 февраля снялся с мурманского рейда и взял курс на полуостров Ямал. Сейчас через штормящее Баренцево море следуют ледокол «Мурманск» и транспортный дизель-электроход «Гижига». На борту — тракторы, тягачи, автомобили, жилые домики, бетонные конструкции, топливо, трубы. Восемь тысяч тонн грузов — значительно больше, чем ранее намечалось. И намного больше людей, чем положено по штату, приняла на свой борт «Арктика». Помимо журналистов, в этом экспериментальном плавании участвуют специалисты, которым предстоит работать на атомоходе «Сибирь».
В истории мореплавания известны случаи, когда ледоколы пытались в столь раннее время года пробиться через Карское море, но каждый раз тяжелые льды затирали корабли, обрекая их на вынужденный дрейф. Современная же техника достаточно мощна и маневренна, ее можно направлять этим трудным, маршрутом, который сейчас тщательно изучают с берега и воздуха геологи, метеорологи, синоптики. На борт атомохода поступает информация и непосредственно с искусственных погодных спутников.
Участники экспедиции уверены, что она пройдет успешно, но вот когда суда достигнут Ямала — на этот вопрос здесь отвечают уклончиво: «Поживем — увидим». Пока мы видим только большие волны, но уже скоро покажется кромка льдов.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
Борт атомохода «Арктика»,1 марта.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 14:54

Известия, 1977, № 52 (18507), 2 марта.

Следим за событием
 Известия 1977-052 (18507)_02.03.1977 НАВ-77 КУЧИЕВ.jpg
ЛЕДОВЫЕ МИЛИ

«Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Капитану атомохода Юрию Сергеевичу Кучиеву, родившемуся в горах Осетии, приходится буквально следовать совету поговорки. Горы в Арктике — это тяжелые ледовые перемычки, их лучше обойти по разводьям, так безопаснее для транспортных судов. Идти по Арктике прямо — не значит быстро. Здесь сто миль бывают короче одной. Вскоре после захода в сплошные льды «Арктика» сделала резкий маневр: на двенадцать миль приняла в сторону от ранее намеченного маршрута. Обойдя сплошные поля двинулась заметно быстрее — со скоростью 16—18 узлов.
С наступлением темноты включили мощные прожекторы. Льды все тяжелей. Только что «Арктика» повернула обратно. Разведка показала, что второй ледокол здесь ке пройдет. Да, мы возвращаемся на 70 миль назад, чтобы встретиться с ледоколом «Мурманск» и «Гижигой». Вместе последуем дальше, к Ямалу.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
БОРТ ТЕПЛОХОДА «АРКТИКА».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 14:59

Известия, 1977, № 53 (18508), 3 марта.

Следим за событием
 Известия 1977-053 (18508)_03.03.1977 НАВ-77 АРКТИКА.jpg
КАРСКИЕ ВОРОТА РАСПАХНУТЫ

Минувшая ночь не останется забытой в истории мореплавания; этой ночью впервые в столь раннее время года караван судов прошел через льды Карского пролива. Накануне вечером с самолета Ил-14, который пилотировал А. Передерий, на борт «Арктики» была передана по фототелеграфу карта ледовой обстановки.
Изучив ее, проанализировав метеосводки, полученные по радио и телетайпу, а также показания локаторов, гидролог В. Лосев выдал рекомендации штурманам: идти ближе к острову Вайгач. Здесь льды оказались легче, чем у Новой Земли, где под действием ветров и течений образовалась довольно мощная перемычка.
Но и лучший маршрут — это ведь не чистая вода, а сплошной лед, который был бы непроходимой преградой на пути двух других судов, не иди вместе с ними «Арктика». Постоянно маневрируя, она уверенно прокладывает канал среди торосов, которые здесь все выше и выше и уже достигают и трех- и четырехметровой высоты. Ночью из-за одной такой ледовой башни вдруг выскочил на луч прожектора белый медведь и в то же мгновение на командном мостике прозвучала команда: Право на борт, надо обойти его, еще правее. Еще бы несколько секунд, и прозвучала бы команда: «Стоп, машина»! Но медведь лихо бросился влево, вызвав у вахтенных вздох облегчения.
В Карском море впервые за время рейса энергетические установки атомохода были включены на полную мощность. Скорость судна удерживалась на отметке тринадцать узлов в час. При таком ходе караван достигнет мыса Харасавей на двое суток раньше намеченного срока, Впереди самое трудное: выгрузка на припайный лед.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
БОРТ АТОМОХОДА «АРКТИКА».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 15:03

Известия, 1977, № 54 (18509), 4 марта.

Следим за событием
 Известия 1977-054 (18509)_04.03.1977 НАВ-77 АРКТИКА.jpg
ЗДРАВСТВУЙ, ЯМАЛ!

Считанные мили оставались до конечной цели — мыса Харасавэй, к которому мы накануне шли со скоростью 13 узлов. Уже был хорошо виден пылающий факел на берегу, и казалось: еще час-другой жуткого грохота, скрежета, стона выворачиваемых льдин, и рейс закончится. Так казалось многим в нашей экспедиции, но не всем. Ее штаб решил: чтобы, ломая лед, не наломать дров, надо остановиться на десять часов, до восхода солнца, когда снова можно будет поднять в небо вертолет и уточнить обстановку в этом районе.
Замерли многотонные винты судов, и над Карским морем повисла первозданная, прокаленная тридцатиградусным морозом тишина. И вдруг в этой тишине отчетливо прозвучал голос человека, назвавшего себя Петруком. «Кто вы? » — спросил начальник радиостанции «Арктики» Анатолий Васильевич Горшков, не слышавший этого имени ни на берегу, ни за 26 лет работы на судах и хорошо знающий многих абонентов Севера. «Как кто? — удивился голос. — Петрук с Харасавэй. Вы для нас, газовиков, привезли грузы. Так хочу доложить, что мы проутюжили среди торосов три семикилометровые дороги к точке, где будет выгрузка. Все тут в порядке. А у вас?»
И здесь, на трех судах, также все в порядке. Лед — сила страшная, но, противопоставив ей свои силы и знания, свою мощную технику, люди не то чтобы эту силу победили, растопили, а мастерски ее переиграли. И в этом их большой успех. Люди на три с половиной месяца раньше традиционных сроков вошли в Карское море. Первый этап эксперимента, идею которого выдвинули специалисты администрации Северного морского пути, показывает: и в это время года, если хорошо подготовиться, можно водить караваны из Мурманска к Ямалу. Наступает второй этап: выгрузка многих тысяч тонн грузов на лед, спаянный с берегом.
Чтобы не потревожить этот лед, не перемолоть его, не оторвать от берега, чтобы припай стал таким же надежным причалом, как железобетон в портах, и решено идти к нему не ночью, а в светлое время.
В пять часов утра поднялись сегодня на ноги буквально все участники экспедиции, хотя этого и не требовалось: проводка судов в любых условиях — дело тех, кто несет вахту у руля, пультов, машин, рации... Но каждому хотелось увидеть то, чего никто здесь не видел, — как будет прокладываться канал в многослойном ледовом барьере, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Десять метров!
На мостиках рядом со штурманами стали капитаны. На «Арктике» — Ю. Кучиев, на «Мурманске» — В. Смолягин, на «Гижиге» — В. Шестопалов. Едва первый луч солнца скользнул по не гладкому вовсе, а нашпигованному огромными торосами, покрытому сугробами гигантскому ледовому полю, с борта атомохода поднялся вертолет, а еще через 20 минут, учтя данные разведки, капитан «Арктики» отдал команду, которая была больше похожей на приглашение:
— Пошли, ребята!..
Итак, выгрузка началась: рейс закончился, но экспериментальное плавание продолжается. До середины апреля «Арктика» приведет к Ямалу еще несколько караванов. В апреле здесь весной даже и не пахнет.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».

ЯМАЛ, 4 марта.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 18:47

Известия, 1977, № 65 (18520), 18 марта.

Следим за событием
 Известия 1977-065 (18520)_18.03.1977 НАВ-77 АРКТИКА СМП.jpg
НУЖЕН МОРОЗ!

Сейчас, в разгар весны, для этих людей нет хуже прогноза: «ожидается повышение температуры...». Организаторы и участники экспериментального плавания в Арктике мечтают и надеются, что еще с месяц, до середины апреля, у полуострова Ямал не подуют очень теплые ветры! Сильные морозы здесь нужны, как нужна арматура в железобетоне, — для мощного крепления льда с берегом. Ведь на этот лед необходимо выгрузить десятки тысяч тонн строительных материалов, техники, топлива, а затем все это перевезти автомобилями и тракторами на землю, на мыс Харасавэй, где развертывается подготовка к освоению газовых месторождений.
Первый этап эксперимента прошел успешно. Погода благоприятствовала быстрой, выгрузке транспортного судна «Гижига».
После окончания этой работы — четкой, хорошо организованной, — ледоколы «Арктика» и «Мурманск» вывели «Гижигу» из Карского моря в Баренцево, откуда она своим ходом направилась в Мурманск. Здесь же, на траверзе острова Колгуев, ледоколы взяли под свою опеку второй наполненный грузами транспорт «Наварин» и вскоре вошли в Карские Ворота. Минуя серьезные ледовые барьеры, в ночь на 17 марта караван прибыл к ранее намеченной точке в районе Харасавэя. Но разыгравшаяся накануне сильная пурга замела дороги, проложенные среди торосов. и только после многочасовой их расчистки началась выгрузка «Наварина».
По Данным гидрологов, ледовый припай в этом месте сейчас надежен. Через несколько дней «Арктика» и «Мурманск» должны привести сюда уже третье транспортное судно — «Павел Пономарев». Очень нужен здесь мороз!
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
НА СНИМКЕ: по многу раз на день с борта атомохода поднимается в ледовую разведку вертолет Ми-2.
Фото автора.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 18:50

Известия, 1977, № 92 (18547), 19 апреля.

Послесловие к событию
 Известия 1977-092 (18547)_19.04.1977 НАВ-77 АРКТИКА.jpg
ИСПЫТАНЫ ЛЬДАМИ
АРКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ УСПЕШНО ЗАВЕРШЕН

Об этом русские мореплаватели мечтали давно, еще многие столетия назад — ходить через Арктику не только летом, но и зимой. Но лишь в наше время, время очень мощной техники и богатых разносторонних знаний о Севере, эта мечта обретает реальные очертания. Новый этап в освоении Северного морского пути знаменует собой только что завершившийся эксперимент.
Как сообщали «Известия», 28 февраля вышла из Мурманска и взяла курс на восток группа судов во главе с самым сильным в мире атомным ледоколом «Арктика» (75.000 лошадиных сил). Перед экспедицией была поставлена задача большого народнохозяйственного значения и исключительной сложности: в самое суровое время года на три месяца раньше традиционных сроков навигации пройти через сплошные льды Карского моря и доставить строительные материалы, технику, топливо, другие грузы на полуостров Ямал, где сейчас идет подготовка к освоению газовых месторождений.
Несмотря на сложнейшие погодные и ледовые условия, эта задача успешно выполнена. «Арктика» и дизель-электрический ледокол «Мурманск» пять раз прошли к Ямалу, прокладывая путь транспортным судам.
Как и намечалось, на припайный лед у мыса Харасавэй доставлено 36.000 тонн различных грузов, которые тут же с помощью тракторов, бульдозеров, автомобилей вывозились по семикилометровым дорогам сквозь торосы на берег. Четко сработали все службы и организации, причастные к этому плаванию, — Администрация Северного морского пути, Мурманское пароходство, Амдерминское управление гидрометеослужбы, летчики, гидрографы, ученые, специалисты всесоюзного объединения «Комигазпром». Высокий профессиональный класс, опыт и настойчивость проявили капитаны и экипажи всех судов — двух ледоколов и трех транспортов: «Гижиги», «Наварина», «Павла Пономарева».
Еще предстоит всесторонний анализ этого эксперимента, но уже сейчас с уверенностью можно говорить о том, что «Арктика» и ее собрат, строящийся в Ленинграде атомный ледокол «Сибирь», способны обеспечить круглогодичную навигацию на Карском море. Пройдет время, и зимой корабли смогут курсировать вдоль всего «фасада России» — от Мурманска до Владивостока. Когда откроется такая возможность, сказать пока трудно. Конечно, не через пару лет, но, судя по темпам освоения Севера, развития науки и техники, уже в этом столетии.
В. ЗАХАРЬКО, спец. корр. «Известий».
МУРМАНСК — ЯМАЛ — МОСКВА.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 19:18

Известия, 1977, № 90 (18545), 16 апреля.

Навигация везде есть :)

Репортаж с борта самолета гидрологической разведки
 Известия 1977-090 (18545)_16.04.1977 ЛР ВОЛГА.jpg
За большой водой

Апрельское утро выдалось таким солнечным, что пилот наш не скрыл своей, радости. Приглашая к самолету, В. Зайцев удовлетворенно отметил: «Погодка — миллион на миллион! ». Старое летное присловье в устах бывалого воздушного аса, кавалера Золотой Звезды, означало идеальную видимость по вертикали и горизонтали.
Такая погода и была нужна для работы в воздухе двум моим спутникам — старшему научному сотруднику Гидрометцентра СССР Ю. Горбунову и начальнику зон санитарной охраны Мосгорводопровода В. Степанову. Сразу после 11 часов утра двухмоторная «Морава» стартовала из Быкова.
— Нам предстоит окинуть как бы единым взглядом большую территорию водосбора и уточнить предварительный прогноз. — объяснил задачу Горбунов. — Наш отдел в Гидрометцентре СССР сейчас похож на растревоженный улей: по телефону и телеграфу поступают сотни сообщений о таянии снега и о ледоходе.
Все эти данные немедленно обрабатываются, и выводы направляются в паводковую комиссию, доводятся до сведения речников, эксплуатационников ГЭС, работников лесного хозяйства, занимающихся сплавом древесины. Ждут этих сводок и земледельцы.
— Не забудьте и нас, службу столичного водопровода. — добавил Степанов. — Нынешняя весна — время ввода в действие первой очереди Вазузской гидросистемы, нового источника водоснабжения Москвы. Мы увидим эти сооружения на второй половине маршрута.
... Лихо пилотирует «Мораву» В. Зайцев (спутники мои, давние знакомые летчика, уважительно называют его «дядя Вася»). Стрелка высотомера замерла у отметки «50 метров», скорость — две с лишним сотни километров в час. Небольшая юркая машина прямо-таки стелется над посеревшим ледовым панцирем, уже прорезанным глубокими трещинами.
Внизу мелькают буксиры и самоходные баржи, первые вестники начавшейся навигации. Суда снуют по широкой полынье, пробитой накануне ледоколом. Рев наших двигателей вспугивает стаи чаек и уток, плещущихся у ледяной кромки. Чувствуется по всему — весна в Подмосковье вступила в полную силу.
— А вот и ледоход! — Горбунов отмечает на карте место где-то на подлете к г. Калинину.
Клокочут, бурлят, пенятся струи, рвущиеся через открытые донные отверстия гидроузла близ старинного городка Зубцова. У острого берегового «зубца» Волга принимает Вазузу и Шешму. Тут разливается рукотворный водоем, над которым мы делаем несколько виражей. По безошибочным признакам Степанов определяет; уровень воды достиг проектной отметки.
На обратном пути проносимся над новыми благоустроенными поселками, возведенными вместо затопляемых деревушек. Старые мосты заменены железобетонными красавцами. Многокилометровые ленты шоссейных дорог пролегли вдоль трассы Вазузской гидросистемы, соединяющей водоводами и каналами, насосными станциями и плотинами цепочку рек к западу от Москвы. Вся электроэнергия, затраченная на перекачку воды, будет возвращаться агрегатами ГЭС системы.
С небольшой высоты полета отчетливо видны на еще глубоком снегу ленточки следов всевозможного зверья — лосей, кабанов, привольно расселившихся в этих заповедных местах. В будущем году, когда с трассы уйдут шагающие экскаваторы и бульдозеры, здесь воцарится тишина, нарушаемая только шорохом трав и шумом ветра в лесных чащобах. Родниковой чистоты влага будет поить отсюда Москву...
— Относительно высокий паводок уже идет на спад, — подытожил свои наблюдения гидролог Горбунов, складывая карту. — Речные поймы с овощеводческими хозяйствами, заливные луга для сенокоса хорошо увлажнились, хотя больших затоплений и не предвидится...
В западной части неба начали сгущаться облака, когда воздушные диспетчеры стали заводить самолет на посадку. Полет продолжался четыре часа.
В. БЕЛИКОВ,
спец. корр. «Известий».
ПОДМОСКОВЬЕ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 19:21

Известия, 1977, № 112 (18567), 12 мая.

К БЕРЕГАМ ЧУКОТКИ
 Известия 1977-112 (18567)_12.05.1977 НАВ-77 ВЛАДИК.jpg
ВЛАДИВОСТОК. Бухту Золотой Рог первым покинул ледокол «Ленинград». Он взял курс к берегам Чукотки. Около пяти месяцев моряки-дальневосточники будут проводить суда в ее порты, а затем начнут работать в Восточной Арктике.
Отлично подготовились к навигации и портовики. В нынешнюю навигацию строителям, геологам, рыбакам, оленеводам Севера намечено доставить грузов значительно больше, чем в прошлом году.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 19:25

Известия, 1977, № 147 (18602), 22 июня.

 Известия 1977-147 (18602)_22.06.1977 НАВ-77 ИГАРКА.jpg
НАВИГАЦИЯ ВО ЛЬДАХ

ИГАРКА. После семимесячного зимнего перерыва портовики Игарки включились в арктическую навигацию. 22 июня, раньше, чем в предыдущие годы, по Северному морскому пути сюда пришли за лесом первые суда — «Пионер Онеги», «Парголово» и «Пушлахта».

В. ЗАХАРЬКО.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 19:27

Известия, 1977, № 152 (18607), 29 июня.

 Известия 1977-152 (18607)_29.06.1977 НАВ-77 ПРОВИДЕНИЯ.jpg
ВЛАДИВОСТОК.

Началась навигация в восточном секторе Арктики. Ледоколы «Ленинград» и «Василий Поярков» провели первые суда в Провидения и другие порты Чукотки. Покинув Владивосток, взял курс на север ледокол «Адмирал Макаров».
А. ПУШКАРЬ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 06 Апрель 2025 19:42

Известия, 1977, № 164 (18619), 13 июля.

 Известия 1977-164 (18619)_13.07.1977 ПЕВЕК.jpg
ВЕСТИ ОТОВСЮДУ
ОТ КОРРЕСПОНДЕНТОВ «ИЗВЕСТИЙ» и ТАСС

ВЛАДИВОСТОК. На неделю раньше, чем обычно, прозвучал первый гудок, обозначивший начало навигации в арктическом порту Певек. Ледокол «Адмирал Макаров» провел сюда первый караван.
А. ПУШКАРЬ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 10:51

Известия, 1977, № 191 (18646), 13 августа.

 Известия 1977-191 (18646)_13.08.1977 НАВ-77 АРКТИКА-ЛЕНИН.jpg
Репортаж с места, события
КАК ВСТРЕЧАЮТСЯ АТОМОХОДЫ

ИХ ЕЩЕ разделяли многие десятки миль, но они уже оживленно переговаривались — первый в мире атомный ледокол «Ленин» и самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Говорили по радио их капитаны: Борис Макарович Соколов и Юрий Сергеевич Кучиев. А спустя несколько часов, вечером 12 августа, тяжелые корабли подошли друг к другу.
Эта встреча на самом востоке Карского моря, на подступах к проливу Вилькицкого, не войдет в историю мореплавания. Но именно тем, что она не первая и даже не двадцатая, она и знаменательна. Давно канули в Лету времена, когда событием считался благополучный рейс по самой суровой на планете трассе — Северному морскому пути. Сегодня же это отлично изученная и освоенная, важнейшая национальная транспортная магистраль, по которой суда курсируют если и не с такой частотой, как пассажирские лайнеры по Волге, то и ненамного реже.
— Сегодня пятьдесят третий день традиционной арктической навигации, — говорит находящийся на борту «Арктики» начальник администрации Северного морского пути Кирилл Николаевич Чубаков. — Традиционной —значит начавшейся в июне. Но еще ранней весной, в марте и апреле, а для Арктики это настоящая зима, были доставлены десятки тысяч грузов из Мурманска на Ямал. Рейсы к Ямалу носили экспериментальный характер, в скором же времени подобные эксперименты станут повседневной практикой, и тогда навсегда устареет понятие «традиционная навигация». Просто будут два периода плавания: летнее, более интенсивное — с июня по ноябрь, и зимнее, более сложное, с участием меньшего количества судов — с ноября по июнь. Но, конечно, еще очень долго, быть может, до конца нашей геологической эпохи, нужны будут в этих суровых краях ледоколы.
Мы стояли с Чубаковым на мостике, и, насколько мог видеть глаз, море было застывшим, белым. Лишь две темные полоски, два канала чистой воды вели от ледовых горизонтов и сливались воедино в той самой точке, где встретились атомоходы. У каждого из них свой курс, а приткнулись друг к другу не потому, что «соскучились». Просто надо было передать с борта на борт почту, ящики с какими-то деталями. На «Арктику» перешел стоматолог Валерий Перов, хотя здесь я что-то не слышал жалоб на боль зубов. Потому, наверное, и перешел, чтобы таких жалоб и впредь не было. Капитаны теперь уже- не по радио обсудили ледовую обстановку. Она же на этом участке Севморпути тяжелая. Вот-вот сюда может сдвинуться огромный северо-земельский ледовый массив, и тогда уже надо будет не просто идти по проливу Вилькицкого, — пробиваться. Встреча длилась недолго, с полчаса. Атомоход «Ленин» еще был хорошо виден с кормы, когда впереди нас показался еще один ледокол — «Капитан Сорокин», а за ним — караван...
Не на Волге мы, но и не в том царстве, которое столетиями называлось царством белого безмолвия. Здесь, в Арктике, работают люди, унаследовавшие стойкий характер своих предшественников — покорителей Севера, но вооруженные мощной современной техникой, которая позволяет советскому человеку уверенно осваивать самые высокие широты нашей планеты.
В. ЗАХАРЬКО,
спец. корр. «Известий».
Борт атомохода «Арктика»,
13 августа.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Навигация 1977 года

Сообщение ББК-10 12 Апрель 2025 10:56

Известия, 1977, № 196 (18651), 19 августа.

 Известия 1977-195 (18650)_18.08.1977 НАВ-77 АРКТИКА-СП.jpg
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «АРКТИКА» НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ!
Выдающаяся победа советской науки и техники


Северный полюс, борт атомного ледокола «Арктика», 18 августа. (Спец. корр. ТАСС). 17 августа в 04 часа 00 минут по московскому времени атомный ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Впервые за всю историю мореплавания корабль преодолел мощный ледовый покров Центрального полярного бассейна и в активном плавании поднялся к самой вершине земного шара. Исполнена вековая мечта многих поколений моряков и полярных исследователей!
Высокоширотный поход на Северный полюс самого мощного в мире ледокольного корабля под флагом СССР — новая выдающаяся победа советской науки и техники. Это — свидетельство технической мощи и совершенства советского кораблестроения и морского флота, высокой степени научного, тактического и навигационного обеспечения ледовых плаваний, опыта, мастерства и мужества экипажа атомохода.
Моряки, ученые, летчики — участники плавания посвящают свою победу 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Об этом руководители высокоширотного похода — министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко и капитан атомного ледокола «Арктика» Ю. С. Кучиев направили с борта корабля рапорт Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу Л. И. Брежневу. В память об историческом событии на грунт в географической точке Северного полюса опущена памятная металлическая доска с изображением Государственного герба СССР, названием корабля, координатами и датой покорения полюса надводным кораблем — 17 августа 1977 года.
Атомный ледокол «Арктика» продолжает плавание по намеченному курсу.
На снимке: атомный ледокол «Арктика» в Северном Ледовитом океане.
Телефото С. Майстермана (ТАСС).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11485
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Навигации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения