/ / Спортсмен-подводник. 1978.
Вып. 52. С. 46-
Из Большой советской энциклопедии.«Русанов Владимир Александрович
(1875—1913) — русский полярный исследователь. В 1907 году посетил
Новую Землю, прошел пролив Маточкин Шар. В 1908 Русанов принял
участие во французской экспедиции на Новую Землю, один впервые су-
хопутно пересек ее (от залива Незнаемого до Крестовой губы).
В 1909, 1910 и 1911 участвовал в русских экспедициях на Новую Землю;
в 1910 совершил обход северного,а в 1911 — южного островов.
В 1912 Русанов возглавил экспедицию на судне «Геркулес», целью которой
было обследование месторождений каменного угля на Шпицбергене
и установление над ними контроля России. Русанов предполагал пройти
северным морским путем к Берингову проливу. В том же году экспеди-
ция пропала без вести».
1912 год. 8 (31) августа на Новой Земле, в самоедской колонии Ма-
точкин Шар, В. А. Русанов оставляетс просьбой отправить телеграмму:
«Петербург, Ждановка, 9. Стюнкель.Юг Шпицбергена, остров Надежды.
Окружены льдами, занимаюсь гидрографией. Штормом отнесены
южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой
Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим
по пути островам: Уединения, Ново-Сибирским, Врангеля. Запасов на год.
Все здоровы. Русанов».
Это последняя весточка пропавшей экспедиции.
Состав экспедиции — 14 человек.
Судно «Геркулес», которым она располагала, было небольшим: водоизмещение 63, 42 регистровые тонны(нетто — 27,31); длина — 73,6 фута;
ширина — 19,6 фута; осадка — 8,6 фута. Мотор «Альфа» мощностью
около 15 лошадиных сил. На борту две шлюпки и один моторный фанг-
сбот (мощность его мотора около 3 лошадиных сил). 1913 год. Никаких серьезных попы-
ток прийти на помощь пропавшей экспедиции не предпринимается.
1914—1915 годы. Экспедиции В. А.Русанова и Г. Л. Брусилова разыски-
Вает арендованное в Норвегии судно «Эклипс». Его возглавляет знаменитый норвежский полярный мореплаватель и исследователь Отто Свердруп. Но лед не позволяет обследо-
вать район острова Диксона и мыс Вильда.
1934 год. Возле западного побережья Таймыра, на острове Вейзеля
(ныне остров Геркулес), находят столб с очень аккуратно вырезанной
надписью «Гуркулесъ 1913».
1936 год. На шхерах Минина, приблизительно в 100 километрах юго-за-
паднее острова Гуркулес, на острове,носящем ныне имя Попова-Чухчина,
найдены вещи, часы, патроны, документы матроса В. Г. Попова, фотоап-
парат «Кодак», обрывки документов,визитных карточек, писем и т. д.
1974 год. Полярная экспедиция«Комсомольской правды» находит
третью стоянку русановцев — на безымянном мысу к западу от полуост-
рова Михайлова. Нужно обмолвиться,что эта стоянка была открыта совет-
ско-норвежской экспедицией, разыскивающей двух пропавших без вести
спутников Р. Амудсена еще в 1921 году, и долгое время считалась стоян-
кой норвежцев. Но это не значит,что разыскать стоянку вновь было
легко. Карты, которыми пользовалась экспедиция Бегичева — Якобсена,
были не точны, маршрут спасателей не ясен.
1975 год. Полярная экспедиция«Комсомольской правды» обнаружи-
вает на острове Песцовом (шхеры Минина) с помощью охотника П. Г.
Колотова обломок киля, часть обшивки борта. Из воды с мелкого места
подняты муфта, вал и другие детали машины, инструменты, тиски и пр.
1977 год. По следам Русанова отправляется очередная экспедиция
«Комсомольской правды». В ее составе двадцать три человека — четыре
группы. У каждой из них своя цель,своя точка старта. Забегая вперед,
скажу, что в результате экспедиции полностью закончен осмотр побе-
режья от Диксона до залива Миддендорфа, осмотрены все острова
Пясинского залива, шхеры Минина,архипелаг Моно (всего 150 островов).
Общая протяженность маршрутов составила 5000 километров
Наша центральная группа экспедиции была самой многочисленной.
И оборудование у нас было самое тяжелое. Вертолет сделал три рейса,
чтобы доставить на шхеры Минина ящики с продуктами, аквалангами,
радиоаппаратуру, компрессор.В группу входили: аквалангисты
Московского городского клуба подводного спорта «Дельфин» Алексей
Курманенко, Михаил Сафаров, Ярослав Малышев и автор статьи, радисты
Александр Тенякшев и Георгий Иванов, специальный корреспондент
«Комсомольской правды» Владимир Снегирев и Василий Шишкарев.
Мы должны были обеспечить радиосвязь с остальными участниками
экспедиции, изучить подводные бан ки и резкие понижения дна (до 25
метров), провести поиск остатков судна у береговой полосы, а также
обследовать берега у островов Песцового и Кастерина.
Море не любит открывать своих тайн. И особенно, если это море се-
верное. Прав и тысячу раз прав Роберт Пири, американский полярный
путешественник, который писал:«В Арктике шансы всегда против
исследователя. Незримые хранители тайны обладают неисчерпаемым ко-
личеством козырей, которые они предъявляют смельчаку, дерзнувше-
му вступить с ним в игру. Жизнь там — собачья. Но работа достойна
настоящего человека».
При транспортировке вертолетом сорвался фангсбот, наше единствен-
ное судно (типа ЯЛ-6 с мотором).
Два дня на острове стучали топоры.Все мы стали кораблестроителями.
Наконец ремонт закончен. Делаем робкую попытку выйти в залив.
Но из этого ничего не вышло.Утром изменился ветер, и всю бухту
забило льдом. Чтобы не терять времени, совершили два пеших похода:
один вокруг нашего острова, другой на место предполагаемых погруже-
ний — к мысу Флаг. У мыса —невзломанный полутораметровый
лед. Попытались ломами и кирками разрушить его, но это оказалось
безнадежной затеей. Надо ждать.
Выходим на обследование банки на проливе Глубоком. Местами его
глубина достигает 25 метров, однако почти в центре выступает каменистая
гряда с глубиной до полутора метров.Волна довольно крутая, но наш
фангсбот отлично справляется. Одеты по-северному: в фуфайках, штор-
мовках, утепленных болотных сапогах, надувных жилетах. При подходе
к банке сбавляем ход. Глубина позволяет пройти нашей шлюпке,
но впереди внушительная льдина с подмытыми краями. Ледяные двух-
метровой толщины навесы приподнимаются над водой метра на полтора
и тянутся на десятки метров. По нашим расчетам льдина стоит как раз
на банке. Начинаем обходить ее с подветренной стороны. И тут, то ли
лед сам по себе должен был рухнуть, то ли волна от нашего фангсбота
нарушила хрупкое равновесие, но один край обломился и с оглуши-
тельным грохотом рухнул в море.
Гидравлический удар был такой силы, что нас подбросило в лодке, а ребята
на берегу подумали, что у нас взорвался мотор.
Первое погружение в Карском море. Под водой видимость не боль-
ше 30 сантиметров. Аквалангист на сигнальном конце начинает круговой
поиск. После завершения полного круга страхующий подает ему сигнал
и отпускает сигнальный конец на 3 метра. Аквалангист идет на сле-
дующий круг. И так до диаметра 50 метров.
У нас гидрокостюмы «Садко» и гидрокомбинезон. Для работы на
мелком месте гидрокомбинезон очень громоздок, да и перчатки толстые,
сложно взять мелкий предмет. Зато на глубинах более 10 метров в
условиях Арктики — лучше.
Дно в бухте покрыто множеством крупных и мелких каменных глыб
и щебнем. Но стоит только выйти из нее, картина резко меняется. Голое,
очень плотное дно, словно по дну прошел огромный каток. Это сделал
лед. Огромные ледяные поля, двигаясь под воздействием ветров и те-
чений истирают щебень и глыбы в порошок, трамбуют дно.
Стало ясно, что искать остатки корабля надо только в защищенных от
двигающихся льдов местах, то есть в бухтах. Все, что попало на открытую
часть пролива, погибло.
И вот первые находки. По сравнению с последующими они достались
нам довольно легко, так как лежали на поверхности дна среди камней.
Но затем началась поистине каторжная работа. Аквалангист осторожно
перекладывал крупные камни, а затем, подождав, когда течение унесет
поднятый ил, внимательно осматривал участок. Иногда из-под очередно-
го валуна он видел тонкую струйку желтоватой воды. Это ржавчина.
Чтобы добраться до металлического предмета, опять нужно было разби-
рать камни и щебень. Часто подобные «раскопки» оканчивались безре-
зультатно, и тогда нам помогал подводный металлоискатель. Опера-
тор, а им чаще всего был Александр Тенякшев, очень точно указывал, что
предмет есть. Опять поиск, нудный, однообразный, но обязательно окан-
чивающийся находкой. А руки и ноги мерзли очень быстро — темпера-
тура воды всего 2—3 градуса, да и работа почти на одном месте, не ра-
зогреешься.
Найден патрон с разрывной пулей, затем второй. На цокольной части —
иностранная марка «L.V.Kr.12м».Таких не было среди найденных ра-
нее русаковских патронов, но из архивных данных известно, что у экс-
педиции были дробовое ружье 12-го калибра и винтовка «Франкотт».
Не к ним ли найденные патроны?
Через день «вылавливаем» воздушную заслонку мотора. На ней четкая
надпись «PAT ОСТ 14-1902». Заслонка запатентована 14 октября 1902 года.
Сделана она за границей. Теперь в патентной библиотеке можно уста-
новить, к какому типу мотора она принадлежала. Еще более существен-
ной находкой оказались две лопасти винта. Сломаны они на обратном
ходу, что хорошо видно по зазубринам на краях. По их размеру почти
точно можно вычислить мощность мотора, а химический состав даст
ответ, в какой стране они отливались.
Найдены восемь свечей от мотора. Если на одной из них под слоем
ржавчины удается найти надпись «alpha»,— это будет большая удача.
В Москву доставлена часть киля.
Как утверждают специалисты, подобный киль мог принадлежать и судну
«Геркулес».
Проводим выборочные обследования самых глубоких мест пролива.
Но увы, даже на глубине 25 метров, картина такая же, как и на открытых
местах вдоль берега, — ни крупных глыб, ни растительности. Возможно,
что течения вымывают дно и препятствуют зарастанию. А может быть,
и здесь проходят льды, хотя в это трудно поверить.
Но вот работы закончены. Наш аквалангист, кинооператор и шеф-
повар Ярослав Малышев делает последние съемки. Консервируем
на зиму приютившую нас избу Колотова. Оставляем дрова, продукты.
Когда сюда попадет снова человек?
Трудно сказать. А вдруг! Прощайте, шхеры Минина. Поиск будет продол-
жаться в других местах.