Дирижабль "Италия"Пишет Михаил Плец (
michail_tz)
http://michail-tz.livejournal.com/11359.html(
Курсивом я писал то, что происходило на самом деле.
Прямым шрифтом - газетные сообщения.)
5 мая
"Труд", стр. 2, рубрика "Разные известия".
По сообщению норвежского телеграфного агентства, "Италия", совершающая полет на Северный полюс, БЕЗ ЗАТРУДНЕНИЙ СНИЗИЛАСЬ в 9 ч. 10 МИН. В ВАДСО (в северо-восточном углу Норвегии).
8 мая "Италия" прибыла в Кингсбей, ставший базовым лагерем экспедиции.
В период с 8 по 23 мая "Италия" совершила два полета: первый был прерван из-за обнаружившихся неполадок в рулевом управлении и плохой погоды, второй же, продолжительностью в 69 часов и протяженностью в четыре тысячи километров, позволил добыть важные географические данные о территории между ЗФИ и Северной землей.
Подробных сведений об этих полетах, за исключением приводимых в воспоминаниях Нобиле, обнаружить пока не удалось. Неизвестны в частности даты вылетов, известно только, что охотники на тюленей, жившие на Шпицбергене, видели "Италию" 11 и 15 мая.
Освещения в имеющейся у нас прессе эти полеты также не получили.
23 мая в 4.28 утра "Италия" вылетела из Кингсбея в сторону полюса. Это был третий, последний по плану экспедиции, полет. "Достигнув мыса Бриджмена на севере Гренландии, мы должны были взять курс на полюс, следуя примерно вдоль двадцать седьмого меридиана к западу от Гринвича. Предполагалось обследовать неизвестный район к северу от Гренландии." (Нобиле, "Крылья над полюсом"). Погода благоприятствовала полету практически до самого полюса, когда перед дирижаблем вырос "заслон из темных туч; казалось, будто это стена гигантской крепости". В полночь с 23 на 24 мая дирижабль достиг полюса, но испортившаяся погода не позволила снизиться. Вниз был сброшен деревянный крест, переданный экипажу "Италии" Папой Римским, а также итальянский флаг. В 2.20 24 мая "Италия" взяла курс на Шпицберген.
24 мая
"Труд", стр.2, рубрика "Разные известия".
В 4 ч. 40 мин. утра 23 мая "Италия" ВЫЛЕТЕЛА ИЗ КИНГСБЕЯ НА ШПИЦБЕРГЕНЕ; погода хорошая. Дирижабль полетит прямо на север до 83 градуса широты, а затем к полюсу.
Весь день и всю ночь 24 мая "Италия" боролась с сильным встречным ветром в условиях недостаточной видимости. Началось обледенение дирижабля, усилившееся ночью с 24 на 25 мая. К утру 25 мая погода не улучшилась.
"Ветер дул со скоростью сорок — пятьдесят километров в час, яростно ударяя в нос корабля. Мы летели вслепую, при сильной качке, кренясь то на один, то на другой борт. Часто порывы ветра оказывались столь сильными, что вызывали отклонения руля на двадцать — тридцать градусов.
Ветер и туман. Туман и ветер. Беспрерывно. И время от времени налетающие снежные вихри.
Люди выглядели усталыми. Обстановка за бортом, сырой холодный воздух действовали удручающе. Уже более суток мы летели в таких условиях. Ни одного луча света в тумане, который целиком поглотил нас. Кругом туман и тучи. А внизу, под нами, паковый лед, бесцветный и однообразный." (Нобиле, "Крылья над полюсом")
25 мая в 10.30 дирижабль неожиданно начал быстрое и неконтролируемое снижение. После трех минут безуспешных попыток восстановить управление в 10.33 гондола дирижабля ударилась об лед и раскололась. Часть гондолы осталась на льду вместе с десятью членами экипажа. Еще пять человек остались в другой части, оставшейся прикрепленной к дирижаблю. лишившись значительной части веса, дирижабль с половиной гондолы набрал высоту и был унесен ветром на северо-восток.
Из оставшихся на льду членов экспедиции трое, включая Нобиле, были ранены; один человек при ударе об лед был выброшен из гондолы и погиб. Его труп нашли через несколько часов.
Среди обломков удалось обнаружить коротковолновую радиостанцию и запустить ее; станция принимала сигналы "Читта ди Милано", но передач ее никто не слышал. Ближе к вечеру обнаружилась неисправность передатчика.
26 мая - передатчик отремонтирован. Начались регулярные передачи сигнала бедствия, но "Читта ди Милано" их не слышит.
Капитан "Читта ди Милано" Романья телеграфирует итальянскому посланнику в Норвегии графу Сенни с просьбой срочно зафрахтовать китобойное судно "Хобби", а также организовать авиационную спасательную экспедицию. Романья предполагал, что место аварии находится неподалеку от мыса Вергелен.
Вечером того же дня граф Сенни обращается к Министерству Обороны Норвегии с просьбой о помощи и созывает совещание, в котором участвуют Амундсен, Свердруп, Исахсен и Рисер-Ларсен (по другой версии, совещание созвал Министр обороны Норвегии после ухода графа Сенни). Решено направить на Шпицберген два самолета военно-морского флота, которые используют «Хобби» как корабль-базу.
27 мая
"Труд", стр.2 рубрика "Разные известия".
ДИРИЖАБЛЬ "ИTAЛИЯ" под командой ген. Нобиле, достигший Северного полюса, на обратном пути ПОПАЛ В ПОЛОСУ СИЛЬНЫХ ВЕТРОВ. Радиосвязь дирижабля с базой прервана. О местонахождении дирижабля нет пока никаких сведений.
27 мая.
Весь день лагерь Нобиле ведет регулярные передачи SOS. На «Читта ди Милано» сигналов не слышат, и передают в эфир, что собираются выслать спасательный отряд к северному побережью Шпицбергена, где, как полагают на судне, и находится место аварии.
Судно снимается с якоря и берет курс на север, дабы продвинуться возможно ближе к предполагаемому району аварии. К побережью Шпицбергена направляются первые спасательные группы с целью пройти вдоль побережья.
Норвежское правительство уведомляет итальянское, что готово на условии возмещения расходов подготовить спасательную экспедицию под командованием Руала Амундсена. Вечером того же дня итальянское правительство отвечает, что пока не видит смысла в организации этой экспедиции.
28 мая.
Безответные передачи SOS из лагеря Нобиле продолжаются.
Поскольку вся группа Нобиле целиком нетранспортабельна из-за отсутствия саней и наличия в лагере раненых, Цаппи, Мальмгрен и Мариано предлагают выйти мобильной группой к мысу Северный, к которому планировалась высылка спасательного отряда с "Читта ди Милано". Решение этого вопроса отложено на несколько дней. Радиостанция в лагере принимает передачи станции Сан-Паоло (Рим), они слышны лучше, чем передачи с "Читта ди Милано".
Вечером "Читта ди Милано" бросает якорь в проливе Сёргатет, где встречает охотника на тюленей Крамера, который прекрасно знает местность и готов принять участие в работе спасательной группы в качестве проводника.
Р.Л. Самойлович (Ленинград) встречается с итальянским консулом Спано. В Ленинграде при советской группе международного общества «Аэроарктика» создается Комиссия по оказанию помощи дирижаблю «Италия», председателем которой становится Самойлович.
29 мая.
Утром президиум Осоавиахима обращается по радио к населению Европейского и Азиатского Севера СССР с просьбой «войти в связь с экипажем дирижабля «Италия» и, если это будет возможным, оказать ему содействие и помощь» (Р.Л. Самойлович, «На спасение экспедиции Нобиле»).
Днем того же дня комиссия по большим перелетам Осоавиахима СССР созывает экстренное совещание, на котором в том числе принимается решение об организации в Москве при Осоавиахиме Комитета помощи дирижаблю «Италия».
В 17.55 на "Читта ди Милано" принимают сигналы с "Италии", но принимают их за передачу из Могадишо (северная Африка). Слово «Италия» в записи радиограммы оказывается пропущенным (Нобиле, Крылья над полюсом).
В лагере Нобиле Цаппи, Мариано и Мальмгрен возвращаются к разговору о выходе мобильной группы.
Спасательная группа в составе 5 человек, включая Крамера, и одной собаки, высаживается с "Читта ди Милано" на берег. Группа намеревается обследовать северное побережье Шпицбергена, само судно возвращается в Кингсбей; попытка пройти севернее не удается из-за неблагоприятной ледовой обстановки.
Лютцов-Хольм и его самолет «Юнкерс-Мерседес» погружены на борт судна «Хобби» в Тромсё.
"Хобби" с самолетами на борту берет курс на Шпицберген с заходом в бухту Авенго для взятия собачьей упряжки с каюром и проводником - охотником.
30 мая.
Торгово-промышленная газета. Стр. 2
К СУДЬБЕ «ИТАЛИИ»
ЛОНДОН, 29. - По полученным здесь из Кингсбея (Шпицберген) сведениям, пловучая база «Италии» «Читта ди Милано» получила радио от команды китобойного судна, из которого можно вывести заключение, что «Италия» снизилась на острове Амстердам (остров, расположенный поблизости от Шпицбергена, к северо-западу от него). «Читта ди Милано» не в состоянии продвигаться из-за льдов; поэтому команда судна решила направить спасательный отряд на санях на остров Амстердам.
Цаппи, Мариано и Мальмгрен выходят из лагеря Нобиле к мысу Северный в надежде встретить наземные поисковые отряды.
В Милане Артуро Мерканти собирает совещание с целью организации авиационной спасательной экспедиции. Для организации экспедиции совещание отправляет телеграмму министру авиации с просьбой выделить двух летчиков, моториста и радиста для имеющегося гидросамолета "S-55".
В Москве при Осоавиахиме создан Комитет по оказанию помощи дирижаблю «Италия» (название различается в зависимости от источников)
31 мая.
Труд, 31 мая 1928, стр.2, раздел "Разные известия"
До сих пор НЕТ НИКАКИХ СВЕДЕНИЙ О СУДЬБЕ ДИРИЖАБЛЯ "ИТАЛИЯ".
Торгово-промышленная газета
К СУДЬБЕ «ИТАЛИИ»
ОСЛО, 30. - По сообщению норвежского телеграфного агенства из Кингсбея (Шпицберген), пловучая база экспедиции Нобиле «Читта ди Милано» прибыла в 12 часов в Кингсбей. До полуночи не было получено никаких сообщений о судьбе «Италии». В арктической области свирепствуют снежные бури. Температура понизилась.
Командующий шведской военной авиацией организует авиационную экспедицию: командиром ее назначается капитан Торнберг. Одним из летчиков - Эйнар Лундборг.
1 июня.
«Труд», стр.5. раздел "По Советскому Союзу"
Помощь дирижаблю Нобиле
ДЛЯ ПОИСКОВ "ИТАЛИИ" ОРГАНИЗУЕТСЯ СОВЕТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ.
ЛЕНИНГРАД, 31/V. (РОСТА). Сегодня состоялось первое заседание организованной комиссии по оказанию помощи пропавшему без вести дирижаблю "Италия"
Комиссия признала необходимым отправить экспедицию в составе одного ледокола и двух самолетов. Экспедиция будет снабжена топливом на два месяца, а продовольствием — на три месяца.
Экспедиция направится под руководством русских полярных исследователей из Архангельска к западным берегам Новой Зеландии и в район Баренцева моря.
Торгово-промышленная газета
Помощь дирижаблю Нобиле для поисков «Италии» организует советская экспедиция
ЛЕНИНГРАД, 31. - Сегодня состоялось первое заседание организованной комиссии по оказанию помощи пропавшему без вести дирижаблю "Италия". В состав комиссии вошли проф. Самойлович - председатель (директор института Севера), Визе (главная геофизическая обсерватория), Воробьев (Авиахим) и Лавров (гидрографическое управление).
Комиссия признала необходимым отправить экспедицию в составе одного ледокола и двух самолетов. Экспедиция будет снабжена топливом на два месяца, а продовольствием — на три месяца.
Экспедиция направится под руководством русских полярных исследователей из Архангельска к западным берегам Новой Земли и в район Берингова моря.
Состоялось первое заседание "Комитета по оказанию помощи пропавшему без вести дирижаблю "Италия" при Осоавиахиме (Москва).
2 июня.
Труд, 2 июня 1928, стр.2, раздел "Разные известия"
В ночь на 2 июня НИКАКИХ СООБЩЕНИЙ О СУДЬБЕ "ИТАЛИИ" НЕ ПОСТУПАЛО.
Спасательная группа с проводником Крамером выходит к мысу Флат, где встречает охотника Оксада, который ничего не знает про дирижабль.
Второе зафрахтованное графом Сенни китобойное судно "Браганца" прибывает в Кингсбей.
В Москве состоялось второе заседание Комитета. Установлена связь с «Читта ди Милано», установлена длина волны, на которой работают радиостанции «Читта ди Милано» и «Италии»: 30 — 35 метров.
3 июня.
Труд, 3 июня 1928, стр.2, раздел "Разные известия"
О ДИРИЖАБЛЯ НОБИЛЕ НИКАКИХ СВЕДЕНИЙ пока не поступало.
"Браганца" покидает Кингсбей и берет курс на бухту Мозель.
Русский радиолюбитель Николай Шмидт в селе Вознесение-Вохма Северо-Двинской области с помощью самодельного приемника принимает сигнал бедствия с "Италии": первое принятое сообщение гласило «ITALI... NOBILI... FRAN... SOS SOS SOS... TERRI TENO EHH» (по другим источникам, «ITALI...NOBILE... FRAN JOSEL...SOS SOS SOS TERRITENO EHH»
4 июня.
Спасательная группа с проводником Крамером выходит к мысу Бискайер и встречает охотника Ольссона, который говорит, что 24 мая видел дирижабль, летящий на север. Эта информация, по всей видимости, ошибочна, т.к. "Италия" в это время была довольно далеко, и летела на юг.
"Хобби" прибывает в Кингсбей, на борт устанавливается КВ радиостанция, после чего судно движется далее на север.
"Браганца" прибывает в бухту Мозель: трое живущих там охотников видели "Италию" 11 и 15 мая. С борта "Браганцы" высаживается поисковая группа под командованием капитана Дженнаро Сора; судно берет курс на восток.
Министр авиации Италии разрешает двум летчикам, мотористу и радисту участвовать в экспедиции, организованной Артуро Мерканти.
"Фоккер" Лундборга в разобранном виде отправлен по железной дороге в Готенбург для погрузки на судно "Таня". Туда же должны прибыть два гидросамолета.
5 июня
"Хобби" берет на борт группу Крамера в Брейдбогене, восточнее мыса Бискайер. Вечером с борта "Хобби" Лютцов-Хольм совершает первый поисковый полет.
"Браганца" входит в пролив Хинлопен, после чего берет курс на мыс Северный, но оказывается блокированной льдами.
В СССР расширенное заседание Комитета по оказанию помощи Нобиле принимает решение о снаряжении экспедиции на ледоколе "Малыгин".
6 июня
Труд, 6 июня 1928, стр.2, раздел "Разные известия"
ШВЕДСКИЕ РАДИОЛЮБИТЕЛИ ПРИ-ЛИ РАДИО ОТ НОБИЛЕ С ДИРИЖАБЛЯ "ИТАЛИЯ". Не исключена возможность мистификации.
"Хобби" бросает якорь у границы паковых льдов. Летчик Лютцов-Хольм вылетает вторично, но не возвращается на судно. Предполагая, что он совершил вынужденную посадку и, с учетом его огромного опыта, наличия запасов пищи и теплых вещей в самолете, не особо беспокоясь, "Хобби" продолжает движение вдоль границы льдов на восток.
Комитет по помощи "Италии" при Осоавиахиме официально подтверждает факт приема сигналов бедствия с "Италии".
На "Читта ди Милано" приказом запрещены личные радиограммы с целью не создавать помех приему сигналов бедствия.
7 июня.
Труд, 7 июня 1928, стр.6, заметка
Новых сведений о местонахождении Нобиле нет
За вчерашний день в комитет по оказанию помощи Нобиле новых сведений о его местонахождении не поступало.
Вчера вышел бюллетень №5 комитета Осоавиахима СССР по оказанию помощи Нобиле, в котором сообщается, что комитетом выполнен целый ряд практических мероприятий по подготовке экспедиции, выходящей через 2—3 дня на поиски экипажа "Италии".
Торгово-промышленная газета
Новые предположения о местонахождении Нобиле
При комитете Осоавиахима СССР по оказанию помощи Нобиле работает специальная комиссия по определению направления поисков «Италии». Комиссия тщательно проанализировала второе сообщение радиолюбителя Шмидта от 4 июня. Не придавая этому сообщению значения достоверного факта, но, пытаясь уточнить возможное местонахождение экипажа Нобиле, комиссия натолкнулась в старых английских лоциях (мореходных книгах) на упоминание земли Петермана в северной части земли Франца Иосифа. Таким образом, упоминание слова «Петерман» в принятой тов. Шмидтом радиограмме указывает на возможность нахождения «Италии» именно в этом месте, что также согласуется с ранее определенным комиссией курсом полета мощного гидросамолета, направляемого на архипелаг земли Франца Иосифа.
Поиски самолета будут совершаться следующим образом. Вылетая со своей базы на северной конечности Новой Земли, самолет будет направляться на какой-нибудь один пункт земли Франца Иосифа и от него уже будет совершать круговые полеты в радиусе 100-150 клм., в пределах запасов горючего.
За вчерашний день в комитет по оказанию помощи Нобиле новых сведений о его местонахождении не поступало.
Информация о приеме сигналов бедствия с "Италии" выходит в газетах.
В СССР принято решение о посылке двух экспедиций: на ледоколе "Малыгин" и на ледоколе "Красин".
8 июня.
Участники шведской авиационной экспедиции отбывают в Готенбург.
На "Читта ди Милано" принимают сигналы бедствия с "Италии" и устанавливают точные координаты лагеря.
Лютцов-Хольм после нескольких вынужденных посадок по метеоусловиям приземляется возле лагеря группы Сора. Недостаток горючего не позволяет лететь далее.
9 июня.
Труд, 9 июня 1928, стр.1, заметка
ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ
РАДИОГРАММА с "ИТАЛИИ"?
НЬЮ-ЙОРК, 8/VI. Один из радиолюбителей в Альтуне, в штате Пенсильвания, работающий с мощным приемником, сообщает, что принял вчера вечером следующее радио:
"SOS. Нобиле. Никакого крова, кроме остатков "Италии", которая потерпела крушение, натолкнувшись на гору. Находимся на 84° 15'10" северной широты и 15° 20'40" восточной долготы. Температура замораживает и портит с'естные припасы. Все живы. Несколько человек ранено. Не слышали никаких позывных сигналов. Будем на воздухе опять. 0600. GNT. SOS. RAO. RAO. ZRTO. Нобиле"
Факт принятия этого радио от Нобиле еще не проверен.
Труд, 9 июня 1928, стр.3, заметка
Новая радиограмма с "Италии"
8 нюня, в 12 час. дня, комитет по оказанию помощи Нобиле получил из с. Вознесения-Болмы, Северо-Двинской губ., от радиолюбителя тов. Шмидта телеграмму с сообщением о том, что ему снова удалось получить радио с "Италии".
Радиограмма содержит знаки о бедствии и вторично указывается слово "Петерманн".
Под этим наименованием значится ряд островов и заливов как на Новой Земле, так и на Земле Франца-Иосифа, Шпицбергене и Гренландии.
В комитете по оказанию помощи Нобиле состоялось совещание специалистов моряков и гидрографов для определения пункта" "Петерманн", упоминаемого в радиограмме с "Италии".
Торгово-промышленная газета.
Поиски экспедиции Нобиле
Радиограмма с «Италии»
НЬЮ-ЙОРК, 8. - Один из радиолюбителей в Альтуне, в штате Пенсильвания, работающий с мощным приемником, сообщает, что принял вчера вечером следующее радио: «SOS, Нобиле. Никакого крова, кроме остатков "Италии", которая потерпела крушение, натолкнувшись на гору. Находимся на 84° 15'10" северной широты и 15° 20'40" восточной долготы. Температура замораживает и портит с'естные припасы. Все живы. Несколько человек ранено. Не слышали никаких позывных сигналов. Будем на воздухе опять. 0600. GNT. SOS. RAO. RAO. ZRTO. Нобиле» Факт принятия этого радио от Нобиле еще не проверен.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАДИОГРАММЫ С «ИТАЛИИ».
Вчера вечером комитет помощи Нобиле получил сообщение о том, что 3-го июня, в 23 часа, один из радиолюбителей в г. Кривом Роге (Украина) слышал на волне 34 метра сигналы о спасении с упоминанием земли Франца Иосифа. Таким образом, подтверждается достоверность радиограммы, полученной в то же время радиолюбителем Шмидтом и опубликованной в печати.
"Хобби" и "Браганца" встречаются и принимают решение о совместном плавании. Выполнение решения откладывается из-за тяжелой ледовой обстановки.
10 июня.
Труд, 10 июня 1928, стр.2, заметка
Радио с "Италии"
ОСЛО, 9/VI. По сообщениям из Кингсбея (Шпицберген), на "Читта ди Милано" (судно, служащее базой экспедиции Нобиле) сегодня в 11 часов 15 минут принята радио-телеграмма с "Италии", сообщающая, что экспедиция Нобиле находится на 80°15' сев. широты и 22° зап. долготы.
Торгово-промышленная газета
РАДИО С «ИТАЛИИ»
ОСЛО, 9. - По сообщениям из Кингсбея (Шпицберген), на «Читта ди Милано» (судно, служащее базой экспедиции Нобиле) сегодня в 11 часов 15 минут принята радио-телеграмма с «Италии», сообщающая, что экспедиция Нобиле находится на 80°15' сев. широты и 22° вост. долготы.
По сообщениям из Кингсбея установлено, что все участники экспедиции живы.
"Хобби" и "Браганца" получают радиограмму с "Читта ди Милано" с точными координатами лагеря.
Члены Шведской экспедиции выходят в море из Нарвика на китобойном судне "Квест".
Из Италии вылетел гидросамолет S-55.
11 июня.
"Квест" прибывает в Тромсё.
"Браганца" берет курс на Кингсбей по приказу с "Читта ди Милано". "Хобби" продолжает движение на восток.
В лагере Нобиле получают известие об организации двух советских экспедиций.
12 июня.
Труд, 12 июня 1928, стр.1, заметка
Ha помощь Нобиле
ПРОСЬБА ИТАЛЬЯНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Вчера днем итальянский поверенный в делах в Москве г. Кварони посетил зав. англо-романским отделом НКИД тов. Кагана, которому передал официальную просьбу итальянского правительства о посылке мощного ледокола на Шпицберген, в Кингсбей и дальше — в районе местонахождения Нобиле для оказания помощи экипажу "Италии".
Г-н Кварони выразил также благодарность за содействие и внимание, проявленное советским правительством к делу оказания помощи Нобиле.
Полномочный представитель СССР в Риме тов. Курский телеграфно сообщил НКИД, что в беседе с итальянским морским министром Сириани последний подтвердил просьбу итальянского правительства о необходимости экстренной помощи Нобиле и просил о посылке одного ледокола на Шпицберген, что является крайне необходимым. Министр выразил также благодарность советскому правительству за оказание помощи Нобиле.
Сириани возлагает все надежды на наш ледокол, высылку которого просит ускорить, так как имеющиеся в Кингсбее норвежские ледоколы недостаточной мощности.
Тов. Курский от имени советского правительства заверил Сириани, что помощь Нобиле будет срочно оказана.
Вчера в три часа комитет помощи Нобиле заслушал в экстренном заседании ходатайство итальянского правительства о посылке советской экспедиции на помощь Нобиле, находящемуся на мысе Ли-Смит. Комитет постановил удовлетворить просьбу итальянского правительства и приказал ледоколу "Малыгин" выйти в море с самолетом на борту, держа курс на остров Надежды.
Одновременно Ленинградскому порту отдан приказ в двухнедельный срок приготовить к выходу в море ледокол "Красин" с мощным трехмоторным
самолетом на борту с заходом в Кингсбей и далее к местоположению Нобиле.
"Торгово-промышленная газета", стр. 2, рубрика "За границей".
К розыскам Нобиле
ПРОСЬБА ИТАЛЬЯНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА О ПОМОЩИ НОБИЛЕ
Полпред СССР в Риме т. Курский телеграфно сообщил НКИД, что в беседе с итальянским морским министром Сириани последний подтвердил просьбу итальянского правительства о необходимости экстренной помощи Нобиле и просил о посылке одного ледокола на Шпицберген, что является крайне необходимым. Министр выразил также благодарность советскому правительству за оказание помощи Нобиле.
Далее министр сообщил, что географическое местонахождение Нобиле — 80 град. 80 мин. северной широты и 28 град. 04 мин. восточной долготы. Согласно радиограммы Нобиле, в указанном пункте находится часть экипажа в числе 9 чел., из которых 3 направились на Капо Норд. 7 чел. и оболочка дирижабля находятся в 30 километрах восточное стоящей Нобиле. Нобиле имеет продовольствия на 50 дней, но нуждается в обуви, теплых вещах, медикаментах и оружии. 10 июня из Италии вылетел самолет под управлением пилота Маддалена, 12 июня вылетает второй самолет Дорнье.
Сириани возлагает все надежды на наш ледокол, высылку которого просит ускорить, так как имеющиеся в Кингсбее норвежские ледоколы недостаточной мощности.
Тов. Курский от имени советского правительства заверил Сириани, что помощь Нобиле будет срочно оказана.
СОВЕТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ВЫШЛА В МОРЕ
Вчера в три часа дня комитет помощи Нобиле заслушал в экстренном заседании ходатайство итальянского правительства о посылке советской экспедиции на помощь Нобиле, находящемуся на мысе Ли-Смит. Комитет постановил удовлетворить просьбу итальянского правительства, и приказал ледоколу «Малыгин» выйти в море с самолетом на борту, держа курс на остров Надежды.
Одновременно Ленинградскому порту отдан приказ в двухдневный срок приготовить к выходу в море ледокол "Красин" с мощным трехмоторным самолетом на борту с заходом в Кингсбей и далее к местоположению Нобиле.
Экспедиция могла бы выйти ранее, если бы не произошло довольно длительной задержки официального уведомления комитета Осоавиахима о точном местонахождении экспедиции Нобиле.
Обе советские экспедиции как восточная, так и западная будут выполнять свои задания вполне самостоятельно и будут лишь координировать свои действия с экспедициями помощи Нобиле, снаряжаемыми из других стран.
"Квест" берет курс на Шпицберген.
"Малыгин" с самолетом «Юнкерс-13» на борту (летчик М.С. Бабушкин) вышел из Архангельска курсом на Шпицберген с коротким заходом в Мурманск.
Самойлович назначен руководителем экспедиции на «Красине».
13 июня.
Труд, 13 июня 1928, стр.1, заметка
НА ПОМОЩЬ НОБИЛЕ
12 ИЮНЯ "ПЕРСЕЙ" ВЫШЕЛ В ОКЕАН.
МУРМАНСК, 12/VI. (РОСТА). Задержавшийся в Александровске из-за позднего прибытия коротковолной станции и нижегородского радиолюбителя Гржибовского "Персей" 12 июня в 6 часов вьшел в океан под командой капитана Замятина, имея на борту руководителя экспедиции Яшнова.
"КРАСИН" ДОЛЖЕН ВЫЙТИ 13 ИЮНЯ.
АРХАНГЕЛЬСК, 11/VI. (РОСТА). Местными организациями выделен представителем в состав тройки, руководящей экспедицией, отправляющейся на пoиcки Нобиле на "Малыгине", взамен Чухновского (который отправляется на поиски Нобиле на ледоколе "Красин") Стрелков — участник северных экспедиций и бывш. член Центробалта, 18 лет проплававший по морям.
"Малыгин" выйдет в океан 12 июня.
От Осоавиахима получена телеграмма об обязательном участии в экспедиции Бабушкина, который встретит экспедицию в море около Мурманска.
"Красин" отправится из Ленинграда прямо в Кингсбей немедленно по окончании оборудования и погрузки запасов. Комитетом помощи Нобиле приняты экстренные меры к тому, чтобы "Красин" вышел 13 июня.
"Торгово-промышленная газета", стр. 2, рубрика "За границей".
Помощь экспедиции Нобиле.
ЛЕТЧИК БАБУШКИН 20 ИЮНЯ ДОСТИГНЕТ НОБИЛЕ
Главный инспектор гражданской авиации СССР тов. В.А. Зарзар дал следующую оценку положения экспедиции Нобиле:
Несмотря на тяжелое положение Нобиле и его спутников, мы считаем, что спасение Нобиле вполне вероятно.
Первая экспедиция, находящаяся на ледоколе "Малыгин", подойдет к Шпицбергену с востока. Выйдя из Архангельска, "Малыгин" должен будет на короткое время зайти в Мурманск, затем, минуя остров Медвежий, достичь острова "Надежды". У острова "Надежды" летчик отв. бабушкин совершит на самолете несколько рейдов к мысу "Лайг Омит" на юго-восточном острове Шпицбергена. Этот мыс как раз соответствует переданному по радио местоположению Нобиле.
Работа Бабушкина может начаться уже на седьмой. восьмой день после выхода "Малыгина" в море, т.-е. 20 июня. Тов. Бабушкин сможет оказать первую помощь медикаментами, вещами и продуктами, и. в случае посадки, даже забрать с собой в несколько приемов людей.
Вторая экспедиция - на ледоколе "Красин" из Ленинграда направится в Кингсбей и далее к северной части архипелага Шпицбергена - с запада.
Особенность этой экспедиции заключается в том, что ледокол сможет подойти к самому месту аварии Нобиле и подобрать его экипаж.
* * *
УХОД ЛЕДОКОЛА "МАЛЫГИН" К ШПИЦБЕРГЕНУ
АРХАНГЕЛЬСК, 12. В полночь, двенадцатого июня "Малыгин" уходит к Шпицбергену.
* * *
ПЕРСЕЙ ВЫШЕЛ ИЗ АЛЕКСАНДРОВСКА В ОКЕАН.
МУРМАНСК, 12. "Персей" 12 июня в 6 часов вышел в океан под командой капитана Замятина.
С "Хобби" высаживаются спасательные группы с целью обследования территории и создания складов провизии для группы Мариано.
"Браганца" прибывает в Кингсбей, берет на борт собачью упряжку и выходит в море.
Из Италии вылетает гидросамолет "Марина-II", типа "Дорнье-Валь".
14 июня.
Труд, стр.1, заметка
Розыски Нобиле
Погрузка ледокола "Красин" углем закончится 15 июня, после чего ледокол выйдет прямо из Угольной гавани в плавание.
13 июня около часу ночи "Малыгин" отошел из Архангельска в океан. Ледокол провожали тысячные толпы.
Радиосвязь решено установить cо всеми полярными станциями СССР.
Вчера утром комитет помощи Нобиле получил радиограмму с "Малыгина", который вышел из Архангельска 12 июня в 24 часа и держит курс на Мурманск.
Вчера утром комитет помощи Нобиле получил от пловучей базы "Читта ди Милане" и радиостанции на Кингсбее точные координаты места нахождения экспедиции Нобиле — 80 градусов 37 м. северной широты и 27 градус. 10 мин. восточной долготы.
Торгово-промышленная газета, стр. 2, заметка
Поиски экспедиции Нобиле
Получены последние сведения о положении экипажа «Италии». Группа, в которой находится Нобиле, продвигается по льду вдоль северного берега острова Нордост на запад. За трое суток группа прошла расстояние около 18 километров.
О судьбе второй группы, оторвавшейся на льдине, никаких сведений нет так же, как и о трех членах экспедиции, вышедших к мысу Северному.
* * *
Вчера yтpом комитет помощи Нобиле получил от пловучей базы «Читта ди Милано» и радиостанции на Кингсбее точные координаты места нахождения экспедиции Нобиле — 80 градусов 37 мин. северной широты и 27 градус. 10 мин. восточной долготы вместо прежде известных 80 градус. 30 мин. сев. шир. и 28 гр. 0,4 мин. восточной долготы.
* * *
Вчера вечером комитет помощи Нобиле получил через Сокольническую радиостанцию первую радиограмму от находящегося в океане «Персея».
* * *
ЛЕНИНГРАД, 13. Приготовления к отплытию «Красина» заканчиваются. Погрузка угля будет производиться в течение всей ночи.
В экспедиции принимают участие два ленинградских научных работника — гидрограф Березкин и геолог Иванов.
На ледоколе установлена передаточная радиостанция секции коротковолновиков, которая будет держать непрерывную связь с «Читта ди Милано», «Малыгиным», Ленинградом и
Москвой.
* * *
Радио с «Малыгина», 13. Погода благоприятствует плаванию. Дует попутный ветер. 14 июня должны быть в Мурманске. Радиосвязь решено установить со всеми полярными станциями СССР. Геофизическая обсерватория начала передавать метеорологические сводки. Слышимость отличная.
Гидросамолет S-55 прибыл в Вадсё.
15 июня.
Труд, 15 июня 1928, стр.1, заметка
НА ПОМОЩЬ НОБИЛЕ
"МАЛЫГИН" МИНОВАЛ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ.
АРХАНГЕЛЬСК, 14/VI. (РОСТА). Получено первое радио с "Малыгина". "Малыгин" со скоростью 11 узлов идет горлом Белого моря вдоль Терского берега. В 15 часов 13 июня он миновал Полярный круг. Погода благоприятная.
"Хобби" встречается с "Браганцей".
Норвежский коммерсант Фредерик Петерсен, глава франко-норвежской торговой палаты в Париже, сообщает Амундсену, что французский ВМФ предоставляет в его распоряжение недавно построенный гидросамолет "Латам-47".
16 июня.
Труд, 16 июня 1928, стр.1, заметка
НА ПОМОЩЬ НОБИЛЕ
"КРАСИН" ВЫШЕЛ В МОРЕ.
ЛЕНИНГРАД, 15/VI. (РОСТА). Ледокол "Красин" 15 июня, в 15 ч. 20 м. вышел в море и держит курс на Кингсбей (Шпицберген).
Палуба ледокола загружена углем, бочками, мешками, ящиками, в центре громоздится самолет.
Погода отличная, море спокойно. Радио "Красина" работает на волне 450, 600, 800 метров. Коротковолнная станция работает на волне от 30 до 40 метров. Позывные: "РКК" для длинной волны и "КС" - для короткой.
* * *
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ НОБИЛЕ.
ОСЛО, 15/VI. Норвежское телеграфное агентство сообщает: "Последние сведения из Кингсбея о местонахождении Нобиле гласят, что он находится на 80 гр. 36 м. северной широты и 27 гр. 49 м. Восточной долготы.
До сих пор нет никаких сведений ни о положении группы в 3 человека, пробивающихся к Северному мысу, ни о положении остальных 7 оставшихся с остатками дирижабля".
Торгово-промышленная газета, стр. 2, заметка
Поиски Нобиле
«КРАСИН» ВЫШЕЛ В МОРЕ.
ЛЕНИНГРАД, 15. Ледокол «Красин» 15 июня в 15 час. 20 мин. вьшел в море и держит курс на Кингсбей (Шпицберген).
Палуба ледокола загружена углем, бочками, мешками, ящиками; в центре громоздится самолет.
Погода отличная, море спокойно.
Радио «Красина» работает на волне 450, 600, 800 метров. Коротковолная станция работает на волне от 30 до 40 метров. Позывные: ВКК для длинной волны и КС — для короткой.
* * *
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ НОБИЛЕ.
ОСЛО, 15. — Норвежское телеграфное агентство сообщает: «Последние сведения из Кингсбея о местонахождении Нобиле гласят, что он находится на 80 гр. 36 м. северной широты и 27 гр. 49 м. восточной долготы.
До сих пор нет «никаких сведений ни о положении группы в 3 человека, пробивающихся к Северному мысу, ни о положении остальных 7, оставшихся с остатками дирижабля.
"Хобби" и "Браганца" приходят к мысу Северный, после чего "Хобби" прекращает участие в поисках за истечением срока контракта. Судно возвращается в Норвегию, чтобы взять американку мисс Луиз Бойд, зафрахтовавшую его для туристического рейса.
"Латам-47" c французским экипажем под командованием Амундсена прибывает в Берген.
"Красин", имея на борту самолет «ЮГ-1» (летчик Б.Г. Чухновский), вышел из Ленинграда.