Атомный ледокол „Ленин“

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение polarpost.ru » 03 Октябрь 2008 17:26

Атомный ледокол "Ленин" в Библиотеке:

Атомный ледокол "Ленин". 20 лет / Мурманское книжное издательство, 1980
Стругацкий В. «Ленин» жив / Газета "Смена" 11.01—19.02.2010 г.

Как был построен атомный ледокол "Ленин" / Государственное союзное издательство судостроительной промышленности. Ленинград 1959 г.
polarpost.ru
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение gusev_evgen » 30 Ноябрь 2009 17:35

Иван, спасибо огромное за ответ!

1. Если появятся цифры, опубликуйте пожалуйста.
2. Я правильно понял, что на "Звёздочку" ледокол пришёл уже без реакторной установки, т.е. уже затопили?
3. Вы не знаете, почему отказались от статуса "музея"? Ведь изначально "музей" афишировался. Было или будет официальное мероприятие открытия "памятника"?
Спасибо
Аватара пользователя
gusev_evgen
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 13 Февраль 2009 13:14
Откуда: Кологрив, Костромская обл.

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Ноябрь 2009 21:52

gusev_evgen пишет:...почему отказались от статуса "музея"? Ведь изначально "музей" афишировался. Было или будет официальное мероприятие открытия "памятника"?


Насчет официального отркытия ничего точно сказать не могу, но вот про музей приведу цитату из переписки с капитаном "Ленина" в данный момент А.Н. Бариновым:

:": ... Ледокол не будет называться музеем официально. Хотя, в обиходе все так его называют. Из-за юридических нюансов нам это официальное название не подходит. Иначе придётся многое переделывать, чтобы подходить под требования к музеям. От ледокола ничего не останется. Скорее всего его обозначат как исторический памятник.
...
Ледокол поставлен у морского вокзала в 5 минутах хотьбы от железнодорожного, практически в центре города. За 4 месяца его посетило 13 тысяч человек. И "народная тропа" не зарастает.


gusev_evgen пишет:... Если появятся цифры, опубликуйте пожалуйста.


про ледовую обшивку пост в начале темы: viewtopic.php?f=4&t=838#p14128

Смирнов К.Д., Атомный ледокол „Ленин“ // Гангут 8/95

... После отработки биологической защиты АППУ приступили к проектированию корпусных конструкций ледокола. Был выполнен анализ прочности и работоспособности бортового набора и ледового пояса наружной обшивки существовавших в то время ледоколов. По его результатам расчетным путем определили размеры связей, толщины обшивки листов наружной обшивки, палуб, переборок, двойного дна. Размеры корпусных конструкций выбирались также исходя из случая возможной аварии. В итоге толщина наружной обшивки достигла 50 мм.


gusev_evgen пишет:... Я правильно понял, что на "Звёздочку" ледокол пришёл уже без реакторной установки, т.е. уже затопили?

Ну как "пришел". "Привели" буксиры
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11611
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение gusev_evgen » 30 Ноябрь 2009 23:56

Иван Кукушкин пишет:... Ледокол не будет называться музеем официально. Хотя, в обиходе все так его называют. Из-за юридических нюансов нам это официальное название не подходит. Иначе придётся многое переделывать, чтобы подходить под требования к музеям. От ледокола ничего не останется. Скорее всего его обозначат как исторический памятник.
...

Понятно.
Попутно: "Ленин" теперь памятник. За "пенсионное" время, если не ошибаюсь, Баринов А.Н. - третий капитан. Вопрос: зачем капитан памятнику? Если ледокол встал на вечную стоянку, значит у него всегда будет капитан? Это чем-то регламентировано?

Иван Кукушкин пишет:... про ледовую обшивку пост в начале темы: viewtopic.php?f=4&t=838#p14128...

Иван, именно после этой статьи у меня и возник вопрос про обшивку, точнее про "абсолютную максимальную толщину". :)


Иван Кукушкин пишет:... Ну как "пришел". "Привели" буксиры...

Ну эта тонкость, наверное, всем понятна. Вопрос был в другом.
Попутно, возможно, глупо: Поясните "на пальцах", как "хоронили" реактор? Вырезали дно или вытаскивали через верх? Если через дно, то как корабль держался на плаву? Если через верх, то неужели разбирали пол ледокола?

Все мои вопросы искренние. Не сочтите за навязчивость и домогательство.
Заранее спасибо
Аватара пользователя
gusev_evgen
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 13 Февраль 2009 13:14
Откуда: Кологрив, Костромская обл.

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Декабрь 2009 00:27

Вопрос: зачем капитан памятнику? Если ледокол встал на вечную стоянку, значит у него всегда будет капитан? Это чем-то регламентировано?

Памятнику капитан не нужен. А кораблю - нужен. Это свой уклад со своей спецификой.
Большинство кораблей-памятников, насколько я знаю, стараются поддерживать именно как корабль готовый к выходу.
К счастью, "Ленин" близок к этой традиции.
А кому управлять кораблем, если не капитану?

Поясните "на пальцах", как "хоронили" реактор? Вырезали дно или вытаскивали через верх? Если через дно, то как корабль держался на плаву? Если через верх, то неужели разбирали пол ледокола?

Если на пальцах - то подрезали обшивку, установили взрывпакеты (естественно по научному, а не абы как) и бабахнули. Реактор ухнул на дно, ледокол набрал воды - но "в пределах". Теория непотопляемости корабля и т.д.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11611
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение gusev_evgen » 03 Декабрь 2009 10:04

C Днём атомного ледокольного флота России!

Изображение
Аватара пользователя
gusev_evgen
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 13 Февраль 2009 13:14
Откуда: Кологрив, Костромская обл.

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение gusev_evgen » 06 Декабрь 2009 23:08

Иван Кукушкин пишет:... с капитаном "Ленина" в данный момент А.Н. Бариновым...


Скажите пожалуйста, когда А.Н.Баринов стал капитаном "Ленина"? Куда делся Кастерин?
Аватара пользователя
gusev_evgen
 
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 13 Февраль 2009 13:14
Откуда: Кологрив, Костромская обл.

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Большой » 06 Декабрь 2009 23:44

Так бывает в жизни, что люди меняют место работы. Это и произошло с А.Е.Кастериным. О причинах говорить не будем, что бы не быть похожими на сплетников. Точную дату назначения Баринова не назову, но это конец июля - начало августа. ИК должен знать точнее, если я не прав, поправит.
Аватара пользователя
Большой
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1248
Зарегистрирован: 22 Декабрь 2007 02:10

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Декабрь 2009 21:45

Корабельная сторона
Номер от 10 декабря 2009 г.

Фарватеры «Ленина»
Несколько полузабытых историй о нашем арктическом флагмане

Северодвинск, 1970-й. Обновленный «Ленин» у причала «Звездочки» - есть чем гордиться. Фото из архива Олега Химаныча : 1.jpg

В Мурманске на прошлой неделе отмечали День атомного ледокольного флота. Он совпал с 50-летием подъема Государственного флага на первом в мире атомном ледоколе «Ленин».

ДУМАЕТСЯ, это весьма характерно, что 50-летний юбилей ледокола «Ленин» отметили только в Мурманске, а не по всей стране. С некоторых пор Россия, такое впечатление, стала стесняться своих мировых рекордов, достигнутых в советское время, тем паче поименованных в честь одного из руководителей Октябрьской революции. А стесняться здесь нечего, напротив, есть повод гордиться трудом и творением отцов. К тому же наш Северодвинск в то созидательное время не стоял в стороне.

«Миру – мир!»

Самый популярный в нашей стране лозунг конца 50-х – «Миру – мир!». Это правда. Угроза ядерной войны витала, Отечественную в народе очень хорошо помнили, и в искренности этого призыва никто не сомневался. Его мы видели первым на всех демонстрациях и праздниках. Лозунг присутствовал не только на творениях агитпропа, но и на рисунках в учебниках, в иллюстрациях книг. Как правило, изображался шар нашей планеты, голубь росчерка Пикассо и обязательно - решительное сочетание из одного слова, но в разных падежах: «Миру – мир!»

Американцы уже обзавелись атомными подлодками. Наши строили свою – им вдогонку. Мало кто знал об этом, а если и знал в Северодвинске, то помалкивал. Зато вся страна знала: в Ленинграде строится первый атомный ледокол – «Ленин» - наш показательный ответ агрессивным США. Был даже документальный фильм, назывался просто - «Ледокол строится», его часто крутили перед сеансами художественных кинокартин. Видел его и я, хотя, признаться, с мальчишескими познаниями мало что понимал по кораблестроительной части. Но ведь легли на память кадры корпусных конструкций на стапеле, могучий форштевень, винты ледового богатыря!

«Ленина» решили строить 20 ноября 1953-го – в этот день вышло постановление правительства СССР. Проект атомохода разработали в ЦКБ-15, ныне «Айсберг». Главным конструктором был В.И. Неганов. Атомную установку проектировали под руководством И.И. Африкантова. Особую антикоррозийную сталь для корпуса придумали в институте «Прометей», который и по сей день творит чудеса металлургии. Турбины изготовил знаменитый Кировский завод, генераторы – не менее знаменитый Харьковский электромеханический, а гребные электродвигатели - «Электросила» (тоже у всех на слуху). Ледокол строила вся страна и самые лучшие в стране. Сам корабль заложили в 1956-м на заводе Андре Марти – так именовалось в ту пору нынешнее ЛАО. Ни одной гайки, ни метра труб или кабеля из-за рубежа, все свое!

12 сентября 1959 года «Ленин» вышел на ходовые испытания. Повел его капитан Павел Акимович Пономарев, между прочим уроженец Сумского Посада – помор. Помню цветную обложку первого номера «Огонька» за 1960 год (не было в стране более популярного журнала) – девочка мелом рисует на школьной доске ледокол «Ленин» и рядом знакомое – «Миру - мир!».

25 тысяч и еще один час

Из метрики «Ленина»: «Полностью обеспечивается радиационная безопасность личного состава ледокола и окружающей среды».
Никто из технических первопроходцев не застрахован от аварий. 25000 часов исправно билось ядерное сердце ледокола, когда в феврале 1965-го произошла авария - из-за ошибки операторов активная зона реактора на некоторое время была «обезвожена». В итоге разрушились 60% тепловыделяющих сборок. Из каналов удалось вытащить лишь 94 из них, остальные 125 извлечь не удалось. Их достали вместе с экранной сборкой, поместили в специальный контейнер, залили смесью на основе футурола и хранили на берегу пару лет. В 1966-м придумали, как быть дальше, решили заменить паропроизводящую установку на более совершенную. Хотели буксировать «Ленина» в Ленинград, но решили не будоражить общественность Скандинавии и поручили модернизацию северодвинцам. Но перед этим, в августе 1967 года, привели ледокол в мелководный новоземельский залив Цивольки, заложили тротиловые заряды по периметру и под днищем реакторного отсека. Отлично сработали подрывники. От взрыва «Ленин» лишь подпрыгнул из воды на полметра с небольшим, и загерметизированный реактор отправился на дно. Там и лежит по сей день.

Фото, марки и открытки с изображением «Ленина», да еще с автографом капитана, считались настоящей удачей для коллекционеров. Фото из архива Олега Химаныча : 2.jpg


Не «морковок» ради

«Звездочка» считалась молодым предприятием - было верфи 12 лет, но у министра судостроения Б.Е. Бутомы было правило - поднимать уровень предприятий, поручая тем ответственную работу. Так поступили и со «Звездочкой», где старой «сердцевины» ледокола никто не видел. «Ленин» к нам пришел 12 декабря 1967 года. Реакторный отсек пуст, лишь старые несущие конструкции. Требовалось, вдумайтесь в эти цифры, переоснастить 220 помещений из 678 имеющихся, установить 6200 единиц нового оборудования, проложить 200 километров кабеля, 50 километров труб...

6 января 1968 года на корабле начался монтаж отопителей временного теплоснабжения, через две недели закрыли реакторный отсек от атмосферных осадков и начали демонтаж. С 17 апреля работы на корабле велись уже в две, а потом и в три смены. Общее число работающих перевалило за 1000 человек. Но не числом брали северодвинцы!

- Ряд работ на ледоколе курировал один из главных строителей ЛАО, кстати друг Бутомы, - рассказывал ответственный сдатчик «Ленина» Вильям Тихонович Калганов. - Он все щепетильно добивался от нас: когда закроете построечные документы? где приказ? Потом мы раскусили: он во всем искал материальный, денежный стимул и пытался выяснить, когда же наступит момент так называемой «раздачи морковок»...

А главным-то было не это! Может, и прозвучит с пафосом, но так сегодня не работают. О деньгах никто не говорил - всех мобилизовала идея! За месяц до начала ходовых испытаний отставали от графика на три месяца и счет шел буквально на минуты. Но на «Звездочке» свой счет был! Новая АЭУ ледокола заработала-таки 21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут...

Сегодня можно раскрыть карты: чиновники в столице в успех не верили, иные, выслушав о намерениях ягринцев, называли их фантазерами... Напрасно не верили! Когда «Ленин» явился в Мурманск прямо с испытаний, их там никто и не ждал: подивившись умению и энтузиазму северодвинцев, ледокольщики только ахнули!

Рекорды и плеяда

А дальше «Ленин» возобновил трудовую эпопею. В метровом льду он ходил как трамвай – с грохотом, но ровно и плавно, двухметровый лед крушил ударами форштевня, а для особо заматерелого пака, случалось, не хватало ему 17200 тонн собственной массы – под ядерной мощью в 44 тысячи «лошадей» он «въезжал» на лед, а тот часами пыжился и держал корабль своей плотью. Лопасти винтов «Ленину» в схватках с Арктикой срезало по три раза в год. И так каждую навигацию, до 1989-го, когда реактор решили погасить…

Биография атомного «Ленина» - это не только строки легенд о полярной недоступности, рекорды мирового судоходства, вписанные в Книгу Гиннесса, орден Ленина на рубке, но и сотни тысяч ледовых миль, проводка тысяч судов в Арктике, а также плеяда наших знаменитых российских моряков, среди них – Павел Пономарев, Юрий Кучиев, Владимир Кондратьев, Герман Драницын, Борис Соколов. С годами мечтой и трудами Бориса Макаровича стала идея почетной пожизненной стоянки для «Ленина»…

Стоит нынче «Ленин» в Мурманске у почетного причала.

***
Всего Советский Союз построил восемь атомных ледоколов, а также единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». Ни одна страна не имела таких кораблей в Ледовитом океане! Последний, девятый по счету из наших атомных ледоколов - «50 лет Победы» - строили мучительно и постыдно долго, уже в условиях ельцинского развала. Сейчас он трудится в западном секторе Арктики. Говорят, он не последний в семействе и разрабатывается проект универсального атомного ледокола, который якобы обеспечит проводку крупнотоннажных судов и сможет работать на относительно мелководных участках Енисейского устья и Обской губы. Он действительно будет первым атомным ледоколом постсоветской России. Но ходить ему в Арктике все равно теми фарватерами, которые проложил «Ленин».


Олег ХИМАНЫЧ (тел. 50-80-12)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Август 2010 17:48

Фоторепортаж по экскурсии на атомный ледокол "Ленин", 80 фотографий.
в сообществе "Русский Север" : http://community.livejournal.com/russki ... tml#cutid1
в LJ автора (Vostokin) : http://vostokin.livejournal.com/53782.html#cutid1

 002khcx2.jpg
:": 53 Рабочий кабинет капитана. Сюда входить не разрешили, потому как капитан на ледоколе есть, и это его рабочий кабинет, и негоже сюда толпы водить. Хотя один из моих коллег все же ввалился в каюту под номером 2 с табличкой "капитан". Нужно отметить, что несмотря на продолжительное время эксплуатации ледокола, капитанов было всего три: П. А. Пономарев, с 1961 Б.М. Соколов, и Александр Баринов, являющийся капитаном в настоящее время.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11611
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Большой » 05 Август 2010 22:41

Следует уточнить, что капитанов на "Ленине" было не 3, а 4. После кончины в 2001 году Б.М.Соколова до июня 2009 капитаном был Александр Епифанович Кастерин. Его вклад в сохранность ледокола весьма и весьма значителен, хоть и известно об этом человеке мало, ведь он совсем не "раскручен". Дело в том, что АЕ человек совершенно не публичный и очень скромный. Предпочитает говорить не о себе, а о своих великих предшественниках и оставаться в их тени.
Поэтому-то и фамилия его не звучит.
Сейчас А.Е.Кастерин продолжает трудиться в системе морского транспорта. Не могу сказать где и кем.
Но в любом случае передать слова благодарности Капитану (именно с большой буквы) необходимо.
Аватара пользователя
Большой
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1248
Зарегистрирован: 22 Декабрь 2007 02:10

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Макарова Н.Е. » 17 Август 2010 16:23

 Image0063.JPG
Два конверта по тематике.
Макарова Н.Е.
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 14 Август 2008 20:51

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Макарова Н.Е. » 17 Август 2010 16:57

Большой пишет:Следует уточнить, что капитанов на "Ленине" было не 3, а 4. После кончины в 2001 году Б.М.Соколова до июня 2009 капитаном был Александр Епифанович Кастерин. Его вклад в сохранность ледокола весьма и весьма значителен, хоть и известно об этом человеке мало, ведь он совсем не "раскручен". Дело в том, что АЕ человек совершенно не публичный и очень скромный. Предпочитает говорить не о себе, а о своих великих предшественниках и оставаться в их тени.
Поэтому-то и фамилия его не звучит.
Сейчас А.Е.Кастерин продолжает трудиться в системе морского транспорта. Не могу сказать где и кем.
Но в любом случае передать слова благодарности Капитану (именно с большой буквы) необходимо.

 Image0064.JPG

Хочется восстановить историческую справедливость. Ещё одним капитаном на атомоходе "Ленин" был известный судоводитель, впоследствии капитан а/л "Арктика", совершившего поход на Северный полюс, и Герой Социалистического Труда Юрий Сергеевич КУЧИЕВ. В частности, он командовал а/л "Ленин" в мае - июне 1971 года во время первого раннего высокоширотного перехода с ледоколом "Владивосток" из Мурманска в Певек и в период продленной навигации "Арктика -71". Дублером капитана был мой отец - Вавилов Евгений Анисимович.
Прилагаю фото из семейного архива - а/л "Ленин", море Лаптевых, Вавилов и Кучиев.
С уважением, Макарова (Вавилова) Нина Евгеньевна.
Макарова Н.Е.
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 14 Август 2008 20:51

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Макарова Н.Е. » 18 Август 2010 14:40

Полагаю необходимым добавить к предыдущему моему сообщению, что Кучиев Ю.С. также был капитаном а/л "Ленин" в навигации "Арктика-64" и "Арктика-65". Мой папа Вавилов Е.А. в эти арктические навигации был также дублером капитана атомохода. Вообще, Евгений Анисимович был назначен дублером капитана "Ленина" 1 июля 1963 года, имея значительный опыт (более 17 лет) старшего помощника капитана ледоколов "И. Сталин", ""Капитан Белоусов" и "Ермак", прошел "школу" знаменитого ледового капитана Владимира Ивановича Воронина. Дублером капитана атомного ледокола он был в арктических навигациях 1963 - 65 г.г. и 1971-72г.г. Подробней о нем можно узнать на моем блоге http://blog.kp.ru/users/2508898/
С уважением, Макарова (Вавилова) Н.Е.
Макарова Н.Е.
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 14 Август 2008 20:51

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Макарова Н.Е. » 20 Август 2010 21:23

 5 навигаций.jpg
 5 навигаций1.jpg
Предлагаю статью Кучиева из журнала "Морской флот", № 2, 1965г., а также фото из семейного архива.
Мой папа - Вавилов Евгений Анисимович, 1920 г.р., почетный полярник и почетный работник морского флота, капитан дальнего плавания, был назначен дублером капитана на а/л "Ленин" 01.07.1963г. До этого он с 1946г. ходил старпомом на ледоколах "И. Сталин" (прошел школу знаменитого ледового капитана Владимира Ивановича Воронина), "Капитан Белоусов" и "Ермак". Участник Великой Отечественной войны, воевал дублером штурмана на подводных лодках Северного флота, награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени и медалью "За отвагу". Умер в 1975г.
Дублером капитана а/л "Ленин" был в 1963-66гг.. и 1971-73гг.
 5 навигаций2.jpg
"Навигация "Арктика-63". Капитан Соколов Борис Макарович, дублер капитана Вавилов Е.А., ст. штурман Кочетков В.К., 2 штурман Чупыра А.Л., 3 штурман Бабинцев В.И., 4 штурман Филатов Э.А. (справа налево) : Капитан1.jpg
Макарова Н.Е.
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 14 Август 2008 20:51

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Макарова Н.Е. » 22 Август 2010 20:13

Еще о капитанах а/л "Ленин. Так, в навигацию 1961 года капитаном-наставником на атомоходе ходил Георгий Осипович Кононович. В середине семидесятых годов капитаном был Владимир Константинович Кочетков, с 1982г. - Зигфрид Адольфович Вибах, а также Валерий Иванович Шестопалов и Андрей Алексеевич Смирнов (1989г.).
С уважением, Макарова.
Макарова Н.Е.
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 14 Август 2008 20:51

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения