Атомный ледокол «Сибирь»

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июнь 2008 20:26

«СИБИРЬ»

Ледокол проекта «Арктика» (проект 10520). Заложен в сент. 1974 г. на Балтийском судостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе (№189) в Ленинграде. Спущен на воду 23.02.1976 г., вступил в строй 28.12.1977 г. Приписан к Мурманскому морскому пароходству. Порт приписки - Мурманск.
В мае-июне 1978 г. осуществил высокоширотную трансарктическую проводку дизель-электрохода «Капитан Мышевский». 8.05.1987 г. вместе со спасательной экспедицией вышел из Мурманска с задачей снять участников станции «СП-27» и доставить в море Лаптевых группу полярников для создаваемой станции «СП-29» и оказать помощь в устройстве станции. Плавание проходило в тяжелых ледовых условиях Центрального бассейна Арктики. 18.05.1987 г. подошел к станции, находившейся в 120 милях от Северного полюса. Сняв полярников, ледокол пошел на Северный полюс, достиг его 25.05. и водрузил на нем Государственный флаг СССР. Затем взял на о-ве Диксон партию зимовщиков и направился для организации станции «СП-29».
В 1992 г. выведен из эксплуатации по причине большого количества негерметичных секций парогенераторов и невозможности эксплуатации реакторной установки №2 без замены внутренних парогенераторов. В 1993 г. законсервирован. В 1995-96 гг. выгружены активные зоны из реакторов №1 и №2. В настоящее время не эксплуатируется.

Водоизмещение 21120 т, длина 147,9 м, ширина 29,9 м, высота борта 17,2 м, осадка 11 м, мощность АЭУ 75000 л.с, скорость 20,8 узел. На носу имел артиллерийскую установку; Жилые помещения установлены на эластичных опорах и амортизаторах и изолированы от корпуса. Экипаж 149 чел.

Капитаны: В.К. Кочетков (1976-?), З.А. Вибах (-1987-), В. Шаповалов (-2010-)и др.

источники:
Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Ноябрь 2008 01:19

пятница, 31 октября 13:05 Murman.Ru http://www.murman.ru/news/?d=31-10-2008_13:05

Ледоколу "Сибирь" надлежит превратиться в металлолом

Атомный ледокол ФГУП "Атомфлот" "Сибирь" подлежит утилизации, средства от которой будут направлены на содержание других, более новых ледоколов.

Он был выведен из эксплуатации более 10 лет назад из-за неисправности парогенератора,
произведен Балтийским заводом Санкт-Петербурга в сентябре 1974 года, в декабре 1977 года вошло в состав ледокольного флота СССР. Осуществил первый в истории освоения Северного морского пути сверхранний высокоширотный рейс, обеспечив при этом проводку по неизведанному пути из Мурманска на Дальний Восток транспортного судна "Капитан Мышевский".

После выявления дефекта парогенератора денег на замену у государства не нашлось, а теперь принято решение превратить историю в металлолом.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Oleg Mironov » 23 Февраль 2009 23:37

Oleg Mironov
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 01 Февраль 2009 19:41

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Александр Андреев » 24 Февраль 2009 09:48

Oleg Mironov пишет:Подпись капитана. кто?
http://www.auction-faleristika.info/auction_details.php?name=----&auction_id=168983


Владимир Николаевич Красовский - в навигацию 1978 г. капитан-дублер "Сибири". Капитан - знаменитый Владимир Константинович Кочетков.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3079
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Oleg Mironov » 24 Февраль 2009 10:50

У дублёра было больше времени подписывать, собственноручно всю почту? Или это делалось только по просьбе заинтерессованных лиц? :|
Oleg Mironov
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 01 Февраль 2009 19:41

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Александр Андреев » 24 Февраль 2009 10:56

Oleg Mironov пишет:У дублёра было больше времени подписывать, собственноручно всю почту? Или это делалось только по просьбе заинтерессованных лиц?:|


Штемпель поставлен в октябре 1978 г. В. К. Кочетков, по-видимому, ушел в отпуск, его место занял В. Н. Красовский.
Кстати, позже Красовский был капитаном "Сибири", напр. в навигацию 1984 г.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3079
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

«Сибирь — начало арктической биографии

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Июль 2009 23:03

 sibir-5-1979.jpg
А. Ефремов
«Филателия СССР» 5/1979

Балтийский завод второй раз в его истории построил ледокол, получивший имя «Сибирь». Первый был спущен на воду в 1938 году.

Этому судну посвящена одна из марок серии 1977 года (№ 4722). Первая «Сибирь» прославилась тем, что в течение одной навигации прошла по всей трассе Северного морского пути в прямом (от Мурманска до бухты Провидения) и обратном направлениях. В 1940 году ледокол вывел «Георгия Седова» изо льдов после его героического дрейфа (№ 729—732) и был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны «Сибирь» обеспечивала проводку судов и кораблей по арктическим трассам.

22 октября 1977 года новый атомоход «Сибирь» вышел на ходовые испытания, целью которых являлась всесторонняя проверка надежности всех систем и их взаимодействия в рабочих режимах. Накануне 60-летия Великого Октября после успешного завершения испытаний атомоход вернулся в Ленинград. 28 декабря Государственная комиссия подписала акт о приемке и передаче «Сибири» арктическому флоту. 5 января 1978 года на ледоколе состоялась торжественная церемония подъема Государственного флага СССР, после чего «Сибирь» отправилась в порт приписки — Мурманск, а вскоре началась ее полярная служба.

16 февраля атомоход вышел в свой первый рабочий рейс, обеспечив тем самым, впервые в истории мореплавания, круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути. Продолжая трудовую эстафету атомных ледоколов «Ленин» и «Арктика», «Сибирь» приняла участие в ямальской операции: с помощью взятых под проводку (совместно с ледоколом «Капитан Сорокин») транспортных судов на мыс Харасавэй было доставлено свыше 70 тысяч тонн грузов для газопромысловиков, нефтяников и геологов.

Свой первый рейс экипаж посвятил 60-летию Вооруженных Сил СССР.

После этого — новое достижение: на два месяца раньше, чем обычно, «Сибирь» и «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван судов (дизель — электроходы «Павел Пономарев» и «Гижига»), доставивших почти 12 тысяч тонн грузов для Норильского горно-металлургического комбината.

30 апреля атомоход вернулся в Мурманск, и сразу началась подготовка к выполнению нового ответственного задания — обеспечению высокоширотной проводки транспортного судна из Мурманска в Магадан. Оценивая значение нового арктического эксперимента, министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко сказал: «Поход «Арктики» был задуман и осуществлен как генеральная проба сил. Он подтвердил, что ледоколы подобного класса в летнее время могут сокрушать мощные льды высоких широт. Однако, чтобы твердо сказать о возможности преодоления этих льдов транспортными судами и отнюдь не любой ценой,— такие рейсы должны быть экономически выгодны,— необходимо выполнить экспериментальные походы в разное время года по различным трассам». Освоение высоких широт, таким образом, имеет своей целью не установление рекордов, а решение важнейшей народнохозяйственной задачи, поставленной XXV съездом КПСС,— продление арктической навигации, ускорение перевозок по нашей национальной магистрали — Северному морскому пути.

Эксперимент начался 25 мая: в этот день из Мурманска вышел дизель-электроход «Капитан Мышевский», а через сутки— и «Сибирь». Рейс ей предстоял исключительно тяжелый, и при подготовке к нему были учтены любые неожиданности, вплоть до вынужденного схода на лед. На борт было взято все необходимое, в том числе запас продуктов на 8 месяцев. Экипаж посвятил высокоширотный рейс 60-летию ВЛКСМ, и это не случайно: комсомольцы Балтийского завода шефствовали над строительством атомохода. Ледовая проводка «Капитана Мышевского» началась 29 мая.

«Сибирь» явилась первым ледоколом, который ориентировался с помощью навигационного спутника Земли «Космос-1000», запущенного 31 марта. Ледовая разведка производилась с помощью полярной авиации и спутника серии «Метеор». Полученные из космоса снимки полярных льдов позволяли выбирать оптимальный путь ледоколу. Но легких путей не было. Ведь никогда в истории мореплавания так рано не прокладывали свои трассы суда в мощных арктических льдах. Однако преодолев все трудности, 13 июня «Сибирь» вывела «Капитана Мышевского» на воду, свободную ото льдов. Позади осталась трасса длиной около 3,5 тысяч миль, из которых примерно 3 тысяч миль — во льдах. В Чукотском море, у мыса Сердце-Камень, отсалютовав погибшему в этом районе «Челюскину», суда расстались. «Капитан Мышевский», пройдя в одиночном плавании еще 2100 миль, 22 июня бросил якорь в бухте Нагаева. В Магадан было доставлено 6 тысяч тонн грузов для строек далекой области. Произошло это за полтора месяца до начала обычной летней навигации по Северному морскому пути.

«Сибирь» же вновь взяла курс в высокие широты. Она шла на встречу с полярниками дрейфующей станции СП-24. А затем атомоход вместе с ледоколом «Киев» взял под проводку в Баренцевом море караван из 9 судов, шедших в Игарку за сибирским лесов. Нелегкая полярная служба нового атомного богатыря продолжается...

Начало биографии «Сибири» уже нашло отражение в филателии. На борту ледокола с 27 января 1978 года применяется постоянный специальный штемпель, в центре которого плашка с переводной датой, вписанная в символическое изображение атома. В верхней части — самолет полярной авиации, а в нижней — атомоход во льдах. По окружности — надпись «Атомный ледокол «Сибирь». На рисунке 1 показан конверт, который был отправлен из Мурманска 15 февраля 1978 года накануне начала первого рабочего рейса «Сибири». На нем есть подпись капитана Владимира Константиновича Кочеткова.

Имела филателистическое «обрамление» и высокоширотная проводка. Мурманскими коллекционерами был изготовлен штемпель, отметивший начало эксперимента. Он круглой формы, в центре — изображение ледокола и дата 25.V.78, а по окружности — надпись «Высокоширотный рейс а/л «Сибирь». Любопытные для филателиста сведения можно было найти в репортажах Валерия Выжутовича, корреспондента «Комсомольской правды», с борта «Сибири» во время рейса. Он сообщил, в частности, что у входа в кают-компанию было вывешено следующее шутливое объявление: «Все, кто идет в рейс! Запасайтесь конвертами и марками. Белые медведи их не продают!» И далее: «Все есть на борту, все предусмотрено... Но согревает еще счастливая возможность, так мало ценимая на земле,— отправить и получить письмо... Пишите письма». И адрес: «Диксон, штаб морских операций, борт ледокола «Сибирь». Автор воспользовался этим советом, и спустя некоторое время почта доставила конверт, поистине бесценный для любителя полярной филателии и истории отечественного флота. Этот конверт (рис. 2) представляет интерес как первый знак почтовой оплаты, посвященный «Сибири» (4.I.78 г., художник — А. М. Аксамит). Марка на нем погашена уже знакомым читателю спецштемпелем, датированным 1 июля — в это время «Сибирь» вновь находилась во льдах, завершив высокоширотную проводку [На борт ледокола и в Мурманск (откуда оно было отправлено адресату 9.VII) письмо доставлено полярной авиацией.].

У «Сибири» впереди многие годы полярной службы. Однако героическое начало ее биографии это не только первая трасса, проложенная в высоких широтах, это и почтовые документы. А в историю покорения Арктики будут вписаны имена первопроходцев — атомного ледокола «Сибирь» и дизель-электрохода «Капитан Мышевский».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Сентябрь 2009 12:01

 0_6575_a3861578_orig.jpeg
ледокол Сибирь обкалывает суда застрявшие во льдах
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2009 20:03

 1_039.jpg
 1_031.jpg

English Russia http://englishrussia.com/?p=5232
Из альбома фотографий "The Arctic Job"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Май 2010 13:16

 196277.jpg
Государственное учреждение «Центральный музей связи имени А. С. Попова»
Оригинал почтовой марки, утвержденный. СССР. 1988. Высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе "Сибирь". 20 коп. Автор: Шмидштейн А.И.
http://www.di-imagetel.ru/catalog/list. ... _ID=216995
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение account-960 » 11 Август 2010 12:17

Здравсвтвуйте, ув. приисутствующие.
Очень хороший ресурс.

Жаль он не индексируется в поисковиках...
Можно с ход вопрос - датой закладки и спуска на воду ледокола "Сибирь" - не богаты?
Если богаты - поделитесь?
account-960
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Август 2010 17:11

На счет "не индексируется" - очстранно:

http://www.google.ru/search?hl=ru&newwi ... =&gs_rfai= - google отрабатывает все четко.
яндекс опять же: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A3 ... 8B.+&lr=47 - точная ссылка ведет в эту тему.

Касаемо темы: с разбегу закладка не нашлась, но поищем. Должно быть.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Февраль 2011 16:47

Романов И.П. "Арктика" и "Сибирь" в высоких широтах. Ленинград, Общество "Знание", 1980 г.
viewtopic.php?f=39&t=1339&p=18113#p18113

«СИБИРЬ» НА ВЫСОКОШИРОТНОЙ ТРАССЕ

В ААНИИ были составлены гидрометеорологические рекомендации выполнения высокоширотного рейса в мае — июне 1978 г. В них вошли расчеты скоростей проводки, выбор пути, движения каравана в зависимости от ледовых условий, прогнозы погоды, льда и его сжатий. Для рекомендаций использовались фактическая информация о состоянии ледяного покрова по наблюдениям ледовой авиационной разведки (февраль — март) и высокоширотной воздушной экспедиции «Север» (апрель).

В материалах, предшествовавших рейсу экспедиций, характеризовались ледовые условия, сложившиеся в арктических морях и прилегающих к ним районах Арктического бассейна.

Как и в 1977 г., экспедиция «Север» исследовала намеченный путь движения каравана, измеряла толщину льдов, высоту снега, размеры торосистых образований, полей.

Ледовая обстановка в Баренцевом и Карском морях по основным характеристикам льда (припай, возраст, торосистость, раздробленность.) соответствовала среднему многолетнему состоянию. В море Лаптевых (западная часть) мощные льды заблокировали восточное побережье Северной Земли. Частые нажимы льда на берег вызвали полное выторашивание молодых льдов. Высота гряд торосов достигала 7—10 м.

Однако в центральной и восточной частях моря Лаптевых к маю 1978 г. для похода сформировались хорошие ледовые условия. Великая Сибирская полынья расширилась (до 75 миль) и была покрыта молодым льдом.

В западной части Восточно-Сибирского моря сложились плохие ледовые условия, так как всю эту часть моря заполнили многолетние льды канадского происхождения.

Течением и ветром лед был вплотную прижат к припаю. В многолетних полях этого льда наблюдались холмы высотой 2—3 м (обтаявшие старые торосы), увеличивавшие мощность льда.

Восточные части Восточно-Сибирского и Чукотского морей были заполнены однолетним льдом толщиной, меньшей средне-многолетних значений.

В целом ледовая обстановка ранней весной оценивалась положительно для плавания судов ледового класса, проводимых мощным атомным ледоколом «Сибирь».

Общее распределение льдов в арктических морях сохранилось и в период проведения высокоширотного экспериментального рейса ледокола «Сибирь» с транспортным судном.

Для подготовки похода в г. Певеке и на о. Диксон были сформированы научно-оперативные группы при штабах морских операций из сотрудников ААНИИ и арктических территориальных управлении Госкомгидромета. Руководили этими группами сотрудники ААНИИ кандидаты географических наук A. И. Арикайнен и В. Н. Купецкий. Научно-оперативные группы обеспечивали руководство на ледоколе краткосрочными прогнозами погоды и информацией о ледовых и гидрометеорологических условиях.

По опыту обеспечения информативными материалами ледокола «Арктика» в ААНИИ вновь была создана научно-оперативная группа, в которую входили В. А. Шамонтьев, П. А. Гордиенко, А. А. Гире, Л. А. Тимохов, И. П. Романов, Н. А. Волков, B. Ф. Захаров, А. А. Зябкий, В. И. Каштелян, И. Н. Астахова, А. С. Томская.

Для участия в высокоширотном рейсе ААНИИ направил научную группу под руководством заместителя директора института кандидата географических наук Б. А. Крутских.

Кроме сотрудников ААНИИ, на ледоколе была научная группа, руководимая заместителем начальника экспедиции Ю. И. Паниным — директором Центрального научно-исследовательского института Морского флота (ЦНИИМФ).

Научная группа ААНИИ на атомном ледоколе «Сибирь» обобщала фактическую и прогностическую информацию о погоде и льдах, анализировала ледовую информацию, получаемую» с искусственных спутников Земли и радиолокационной станция бокового обзора (РЛС БО), установленной на самолете ледовой авиаразведки. Вся информация на ежедневных диспетчерских совещаниях докладывалась руководителю экспериментального рейса капитану дальнего плавания Б. С. Майнагашеву.

Заместитель начальника АСМП Б. С. Майнагашев в 1949 г. окончил ЛВИМУ, много лет плавал по арктическим трассам, руководил штабом морских операций в западном районе Арктики.

Личный состав научной группы на ледоколе «Сибирь» и дизель-электроходе «Капитан Мышевский» проводил наблюдения за погодой, льдами, прочностью корпуса и винта рулевого комплекса.

Визуальную ледовую разведку на бортовом вертолете осуществляли гидролог ледокола «Сибирь» Р. А. Борисов и сотрудник Мурманского филиала ЦНИИМФа Н. Бабич.25 мая 1978 г. дизель-электроход «Капитан Мышевский» вышел из Мурманска, а 26 мая вслед за ним в плавание отправился атомный ледокол «Сибирь».

Ледокол был спроектирован и построен в Ленинграде. По своим основным характеристикам он был однотипен атомному ледоколу «Арктика». Команда его состояла из опытных мореходов, прошедших многолетнюю практику плавания во льдах Арктики на дизельных ледоколах и атомном ледоколе «Ленин».

Капитан «Сибири» В. К. Кочетков, тоже питомец ЛВИМУ, много лет плавал на ледоколах, а в период строительства атомного ледокола формировал команду, находясь на верфи Балтийского завода. В 1977 г. после заводских испытаний «Сибири» капитан повел ее в Мурманск. И вот наступило время ответственных испытаний. «Сибири» было поручено впервые провести транспортное судно высокоширотной трассой в сверхранние сроки. Экспериментальный рейс должен был установить возможность использования высокоширотных трасс Северного Морского пути ледоколами с проводкой судна, выявить труднопроходимые участки во льдах, определить эффективность плавания, провести комплексные наблюдения за различными характеристиками ледового режима, измерить толщину льда и т. д.

К южной кромке льдов Баренцева моря корабли подошли 28 Мая. Преодолевая в основном тонкие однолетние ледяные поля с малой торосистостью и при отсутствии сжатий, караван двигался со средней скоростью 13 узлов.

29 мая в 14 час. 51 мин. суда вошли в Карское море.

Руководству рейса было представлено два варианта пути: первый — пройти от мыса Желания до о. Уединения с выходом на западную Североземельскую полынью и второй — кратчайший путь: от мыса Желания следовать на о. Визе — о. Пионер. Был выбран второй вариант. На пути атомного ледокола встретились сплоченные ледяные поля. Иногда толщина ровного льда превышала 200 см. Таяние льдов в этот период еще не началось. Треть пути ледокол проводил дизель-электроход «Капитан Мышевский» на буксире вплотную. Средняя скорость проводки была достаточно высокой.

Взаимодействие атмосферных полей в период плавания в Баренцевом и Карском морях обусловило северо-восточный ветер со скоростью 6—10 м/сек. Хорошая видимость позволяла выбирать относительно лучший путь движения. Для того чтобы пересечь Карское море в его северной части, каравану потребовалось 2,5 суток, и 1 июня в 00 час. 52 мин. он прошел мыс Арктический (северная оконечность Северной Земли).

В море Лаптевых весной каналы и разводья обычно имеют широтное направление, используя которые можно было бы следовать на восток кратчайшим путем. Однако весной 1978 г. каналов и разводий не было из-за постоянного сплочения и дрейфа льда под действием восточных ветров.

Следует отметить, что весной 1978 г. наблюдались одновременно как западная, так и восточная Североземельские полыньи, обычно же бывает либо одна полынья, либо другая.

Было принято решение следовать на восток по заприпайной полынье. Полынья была широкой, но часто прерывалась перемычками. Тем не менее караван шел через восточную полынью Северной Земли и, форсируя перемычки сплоченного льда, достиг восточных берегов Таймырского полуострова. Далее суда пересекли море Лаптевых в среднем по широте 75°30, преодолевая однолетние льды средней толщины. Хорошая видимость по-прежнему способствовала успешному плаванию и караван прошел море Лаптевых за четверо суток. Вертолетная разведка, пользуясь хорошей погодой, помогала выбирать наилучший путь следования.

Ледовые условия моря Лаптевых способствовали продвижению судов: отсутствовали старые льды, была хорошая видимость, устойчиво сохранялась восточная заприпайная полынья.

4 июня в 17 час. караван вошел в пределы Восточно-Сибирского моря. Как уже указывалось, вся западная часть моря была заполнена мощными полями канадского льда, прижатыми к припаю — неподвижному льду.

Однако, как показывали снимки искусственного спутника Земли, за припаем сохранялась полынья, которая местами прерывалась перемычками сплоченного льда. Эти перемычки вплотную примыкали к припаю. Движение каравана прерывалось при форсировании перемычек, в которых ледокол и транспорт сжимало льдами. Одну перемычку ледокол не смог одолеть. Почти половина суток была затрачена на ожидание улучшения ледовой обстановки.

Мелководное море часто преподносит сюрпризы. В восточной части моря лед нижней частью может касаться дна, а иногда прочно устанавливаться на грунте. Такие льдины называются стамухами. Пересекая перемычку сплоченного льда, ледокол «Сибирь» встретился с такой стамухой и был отброшен в сторону, настолько льдина прочно укрепилась на грунте. При таких ударах корпус ледокола испытывает особо высокие нагрузки.

В восточной части Восточно-Сибирского моря и в проливе Лонга располагался однолетний толстый лед. Путь каравана проходил в 15—25 милях от берега в сплоченных льдах, и ледокол «Сибирь» вел транспортное судно «Капитан Мышевский» на буксире.

13 июня в 13 час. 30 мин. плавание среди льдов дизель-электрохода «Капитан Мышевский» было закончено в Чукотском море, у мыса Неттан, откуда транспортное судно могло следовать в Магадан. Ледокол «Сибирь» отправился на запад для выполнения второй части задания — доставки грузов на организующуюся дрейфующую станцию «Северный полюс-24».

Возвращаясь на запад, ледокол шел вдоль берега до мыса Шелагский, оттуда он повернул на северо-запад, преодолевая однолетние льды. В районе островов Де-Лонга были встречены многолетние льды и движение ледокола замедлилось.

20 июня ледокол «Сибирь» подошел к ледяному плавучему острову-айсбергу, на который выгрузил лагерное оборудование, топливо, снаряжение, продовольствие для станции «Северный полюс-24». Для этого потребовалось трое суток, и 23 июня «Сибирь» покинула остров, взяв курс на мыс Арктический.

1 июля в 10 час. 30 мин. экспериментальный высокоширотный рейс был успешно завершен. Атомный ледокол «Сибирь» поступил в распоряжение штаба морских операций западного сектора Арктики и приступил к проводке судов на участке мыс Желания — о. Диксон.

Наличие мощной техники и тщательная подготовка моряков, океанографов, ледовых разведчиков, гидрографов, синоптиков, авиаторов, правильный выбор наилучших путей следования, повысившаяся теперь степень изученности Арктического бассейна и научно-оперативная организация системы обеспечения походов способствовали успешному завершению за очень короткое время экспериментальных рейсов атомных ледоколов «Арктика» летом 1977 г. и «Сибирь» с дизель-электроходом «Капитан Мышевский» весной 1978 г. Аналогов подобного морского судоходства во льдах в условиях высокоширотной Арктики мировая история не знала. Эти плавания стали свидетельством новых достижений научно-технического прогресса — постройки ленинградскими рабочими и инженерами мощнейших атомоходов, проникших в самые суровые морские районы Земли.

Осуществляя круглогодичную навигацию по проводке судов в арктические порты, флагманы ледокольного флота «Арктика» и «Сибирь» способствуют выполнению программы партии по народнохозяйственному освоению природных богатств Арктики, Сибири и Дальнего Востока.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2011 20:42

"Арктическая Звезда" № 12 (7561) Декабрь 2004 года

«Сибирь» нужна Арктике

В Управлении атомного флота Мурманского морского пароходства прошло совещание, на котором речь шла о перспективах восстановления атомного ледокола "Сибирь» после длительного отстоя.

Эксплуатация ледокола была приостановлена в 1992 году главным проектантом атомной паропроизво-дящей установки (АППУ) ОКБМ имени И.И. Африкантова из-за неисправности внутренних устройств парогенераторов АППУ. Тогда еще не были разработаны технологии по замене внутренних устройств парогенераторов. В настоящее время такие технологии разработаны специалистами Мурманского морского пароходства совместно с ФГУП «Атомфлот» и прошли апробацию на атомоходе «Вайгач».

На совещание в Мурманск приехали специалисты из ведущих научно-исследовательских, проектных организаций и ремонтных предприятий страны, имеющих отношение к гражданскому атомному флоту. Среди них - ОАО «ЦКБ «Айсберг», ОКБМ имени ИИ. Африкантова, НПО «Аврора», СКБК, СНИИП-сервис, ЦНИИМФ. Участники встречи обсудили возможности продления срока эксплуатации атомохода на 15 лет и выполнения требований новых нормативных документов по ядерной и радиационной безопасности.

Основные вопросы, вокруг которых развернулась дискуссия на совещании - сроки, последовательность выполнения работ, необходимые объемы судоремонта. Первым слово взял представитель генерального проектировщика ледокола ЦКБ «Айсберг» Рувим Фрейман и попытался сразу рационально очертить круг задач, которые необходимо решить. Лейтмотив его выступления был таков: надо сделать на «Сибири» не то, что хочется, а то, что нужно, ведь до намечаемого срока ввода в строй ледокола (вторая половина 2008 года) осталось всего 4 года. А потому не до излишеств. И строго следовать графику организации судоремонта. Сейчас, по мнению Фреймана, надо определить заказчика работ и его нормативные требования, разработать проект нулевого этапа работ и выйти на техническое задание по реновации атомохода. Первоочередная задача, на которую генпроектировщик предложил отвести всего один квартал, освидетельствование оборудования «Сибири». Еще квартал - на обсуждение с контрагентами объемов и стоимости работ. И на основе этого - утверждение технического задания на восстановление «Сибири».

Еще один принципиальный вопрос, поднятый на совещании, - где проводить восстановительные работы, включая докование. По мнению Регистра РФ, которое выразил Валерий Злыгостев, судно надо оставлять в Мурманске и привязывать все цены за работы к местным условиям.

Выступили на совещании и люди, непосредственно ответственные за техническое состояние «Сибири». Бывший главный механик Сергей Луценко высоко оценил сохраненную экипажем готовность ледокола к дальнейшей эксплуатации, но при этом подчеркнул, что нереально в предлагаемые сжатые сроки всесторонне оценить состояние механизмов и оборудования. А старший мехамик «Сибири» Владимир Пак отметил два крупных вопроса, которые надо решить на борту: это создание хороших жилищно-бытовых условий для экипажа и достаточное обеспечение ледокола конвенционным оборудованием. При нынешнем штатном расписании (в экипаже сегодня 27 человек, которые обеспечивают безопасный отстой судна) задачу своевременного ввода в строй ледокола «Сибирь» на замену предшественницы - «Арктики» решить нереально. Надо доукомплектовывать экипаж.

Конечно, за одно совещание было невозможно обсудить обширнейший круг вопросов, связанных с возобновлением эксплуатации «Сибири», тем более, что и сама подобная задача на атомфлоте, по сути дела, решается впервые. Но лед тронулся...

В пользу восстановления атомохода «Сибирь» говорит тот факт, что с момента ввода судна в эксплуатацию его реакторная установка отработала около 100 тысяч часов, что соответствовало заданному ресурсу. В настоящее время для данного типа ледоколов разработаны технологии, позволяющие продлять ресурс до 175 тысяч часов. Согласно экспертной оценке, стоимость восстановительных работ на «Сибири» не превышает 20 процентов от стоимости постройки нового атомного ледокола. Обновление ядерной энергетической установки атомохода «Сибирь» обеспечит надежное судоходство на трассах Северного морского пути при возрастающем с каждым годом грузопотоке.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол «Сибирь»

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2011 21:28

"Арктическая Звезда" № 1 (7562) Январь 2005 года http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml

Зимние походы в Арктике
Леонид СЕЛИВЕРСТОВ. Капитан дальнего плавания.

Был декабрь 1981 года. На суровом безбрежье Ледовитого океана уже вовсю господствовала арктическая зима. Непроглядная тьма Полярной ночи, снежные бураны, морозы под минус 30 градусов и бесконечные нагромождения льдов. Очередная арктическая навигация-81 закончилась, весь транспортный флот уже выведен на Запад, а атомоходы завершают «контрольную зачистку» в средней части Севморпути. «Сибирь» выводит танкер «Ленинск-Кузнецкий», подзастрявший у архипелага Седова. И еще одна небольшая «заноза» для штаба моропераций — теплоход «Пионер Литвы» неожиданно задержался и прочно вмерз в припай бухты Солнечной, что на южной оконечности Северной Земли.

А штаб в Диксоне уже запланировал первый зимний экспериментальный рейс в высокие широты Арктики. Дизель-электроход «Гижига» с генеральным грузом готов стартовать от Диксона к побережью архипелага Северная Земля. Да, рейс предстоял трудный и ответственный — выгрузка зимой на ледовый припай в центре Арктики. Но это пока дело будущего, а теперь новое задание. Штаб морских операций поручил атомоходам «Сибирь» и «Ленин» вывести из бухты Солнечной застрявший там транспорт. Кстати, автор этих строк был капитаном-наставником в тех плаваниях. Получили распоряжение и пошли. Это был незабываемый, блистательный поход атомных ледоколов по зимней трассе Севморпути.

В освещенной луной и припорошенной снегом сумеречной дымке словно гигантские призраки стремительно идут два атомных исполина, легко, будто играючи вспарывая белый ледовый панцирь. Мощные ледокольные прожекторы голубоватыми лучами скользят по горизонту, выхватывая из тьмы причудливые ледовые торошения. Очень жаль, что не было возможности заснять, запечатлеть на память это великолепное зрелище — стремительный и изящный ход атомоходов. Порою все это зимнее арктическое великолепие кажется фантастическим и нереальным.

Капитан «Сибири» Валерий Иванович Шестопалов постоянно на мостике: нужно поспешать - «Гижига» уже ждет в устье Енисея. Вот атомоходы на большой скорости миновали первый участок пути от Диксона до архипелага Норденшельда. Немного сбросив мощности, атомоходы «скользнули» в пролив Матисена и через несколько часов вышли к западному побережью полуострова Челюскин. Снова увеличили ход до полного и устремились на северо-восток к проливу Вилькицкого. А мороз все крепчает, уже минус 32 градуса. Атомоходы идут в сплошной морозной дымке. Лед молодой, ровный — влияние южных ветров. Прозрачные, словно крупный хрусталь, ледовые обломки каскадами рассыпаются по бортам. Капитан «Ленина» — ныне покойный Григорий Абрамович Энтин - замечательный профессионал-ледоколыщик и великий острослов будто в раздумье, полушутя проговаривает на УКВ: «Главное ты, Валерий Иванович, в пролив Вилькицкого не промахнись — ну, ничего же не видно!» «Это у тебя, Григорий Абрамович парение от канала все впереди застилает, у нас чуть получше, не промахнемся!» роняет Шестопалов.

Капитаны-ледокольщики великие мастера вести умные, легкие и приятные разговоры «без отрыва от дела» даже при самых тяжелых условиях плавания. Между ними всегда ровные, взаимно доброжелательные отношения. На исходе «Сибирь» и «Ленин» пересекли по диагонали ледовый покров пролива Вилькицкого и подошли к входу в бухту с очаровательным названием Солнечная. Короткое совещание с капитаном «Пионера Литвы» В. Л. Петровым и все дружно принялись за дело. «Ленин» вошел в припай и выгрузил небольшую партию бензина для полярной станции. А «Сибирь» ходом, будто «разминаясь», околола транспорт и тут же задвинула его в канал, носом на выход из бухты.

Да, когда за дело берутся капитаны атомоходов, в Арктике все становится несложным и вполне возможным. Вот пожалуйста: не прошло 4-х часов на все про все, а караван, попрощавшись гудками с полярниками станции Солнечная, двинулся по ледовому каналу на юго-запад, на выход из пролива Вилькицкого. Из того самого грозного пролива, к которому всего лишь лет двадцать назад знаменитые ветераны Арктики «Ермак», «Красин» и другие отваживались подступаться не ранее половины августа и в начале октября уже дружно поворачивали на Запад. А вот нынче, во второй половине декабря, атомоходы на траверзе мыса Челюскин лихо отсчитывают ледовые мили. Все говорит о начале круглогодичной навигации и на среднем участке Севморпути. Спустя двое суток караван уже входил на внешний рейд Диксона. «Ну, братцы, и ходите же вы! — шутя ворчит на атомоходцев капитан Петров, — не «остыли» от Солнечной, а тут на тебе -Енисей!»

А у атомоходов! время-деньги, уже новое задание. «Сибирь» после получения продуктов и снабжения с подошедшего из Мурманска ледокола «Капитан Драницын» направляется к стоящей в сторонке «Гижиге». Пользуясь случаем, я перехожу с ледокола на транспорт. Капитан Шестопалов быстро, искусно «подсунул» корму ледокола вплотную под нос дизель-электрохода. Моряки подают и крепят буксирные «усы» — все готово, пошли! Начался новый, очень важный зимний арктический рейс. И в самом деле, если зимние плавания к побережью Ямала и на Дудинку уже стали как бы обычной морской практикой, то грузовой рейс к Северной Земле под Новый год это реальное проникновение в центральную Арктику. Там зимой на ледовый припай еще никто не пробовал выгружаться.

После четырех суток жесткой упорной борьбы могучего атомохода с тяжелыми многолетними льдами караван прибыл к месту назначения и «Гижига» встала к ледовому припаю острова Средний, что у западного побережья Северной Земли. Погода зимняя, арктическая — беспросветная полярная ночь, свежий ветер, мороз минус 32 градуса. «Причал» с виду хорош — обширная, ровная ледовая площадка, прилично освещенная судовыми прожекторами.

Да, великое дело — опыт. Вот подошел к припаю транспорт. Спустили трап, моряки сошли на лед, огляделись, поздоровались с «местным» населением — полярниками и пограничниками. Прошлись туда, сюда — проверили прочность припая. Очень короткое совещание (долго не посовещаешься — уже минус 36

«Пошли трактор и вездеход». Началась выгрузка энергично, ухватисто. Только отдали грузовые гини тяжеловесных стрел, а трактор уже рокочет мотором его предварительно долго грели на судне. Вездеход пока только чихает — холодно. Ну, ничего, тоже пойдешь — в Арктике все ходят!

И все же выгрузка идет трудно, рывками — зимняя Арктика показывает свой нрав. Мороз уже минус 39 градусов, все как бы цепенеет. Не запускаются моторы — топливо не поступает, отказывают судовые лебедки, рвутся стальные тросы. Уголь в трюме смерзся в один сплошной монолит. Трудно людям, механизмам, транспортным средствам. Но вот, наконец, мороз резко пошел на убыль до минус 24 градусов, и работы снова активизировались.

Утром 26 декабря закончили выгрузку на Среднем и начали собираться в дальнейший путь. Прощание со старожилами Северной Земли было по-братски теплым — отважные люди! Они грустно шутят: «Ну, сами-то уходите, так хоть прожекторы нам оставили бы — очень темно будет после вас — привыкли к свету!» Простите, друзья, но нам без прожекторов тоже крышка! Вот «Сибирь» слегка вздрогнула корпусом и легко, плавно «покатила» от ледового причала. «Гижига» тоже тронулась по свежему каналу. Пошли к острову Визе, затерявшемуся где-то в сумеречных просторах Ледовитого океана. А над Арктикой плывет бесконечная, морозная полярная ночь. Далеко в северные широты забрались моряки: тут зимой в свободном плавании, кажется, никто никогда не ходил

- мы, вероятно, первые.

Капитан «Сибири» Валерий Шестопалов и его дублер Олег Березин мастерски ведут могучий атомоход. Оба, сдержанно немногословные, решительно рубят ледовые сморози, используют каждую трещину и разрыв во льдах. «Гижига» на буксире вплотную за кормой ледокола: «Словно у Христа за пазухой!»

- балагурит капитан Александр Маяцкий — весельчак и говорун. За последние пять декабрьских дней моряки обслужили полярные станции на островах Визе и Уединения. Грузов было не много, да и погода выдалась более-менее сносной. 31 декабря в припае у полярной станции Уединения закончили выгрузку, чем несказанно порадовали полярников. И то сказать, у этих славных, отважных парней к нашему приходу даже картошки свежей не было.

Итак, закончился наш экспериментальный зимний высокоширотный рейс. Шел к завершению и очередной 1981 год. После полудня отошли от островного припая и направились в сторону Диксона. А под вечер, около 18 часов «Сибирь» неожиданно «воткнулась» сходу в тяжелую, старую сморозь и... застряла!. Судьба, сказали некоторые «православные»... Да, возможно и так. Во всяком случае, вот здесь, за семьдесят седьмой параллелью северной широты и встретили моряки «Сибири» и «Гижиги» Новый, 1982 год. Новогодний вечер прошел организованно, достойно и весело. Оно и понятно: Новый год — они в Арктике Новый!

А утром первое января атомоход, отдав буксир на транспорт, развернулся, двинул полным ходом вперед и вдребезги разворотил торосистую льдину вчерашнюю супостатку — знай наших! Затем снова ухватил подопечного на «усы» и устремился в сторону Енисейского залива. Могучие атомные ледоколы начинали прокладывать новые ледовые пути на зимних арктических трассах. В наступившем году в состав флота вступали вновь построенные атомные ледоколы и современные ледокольные транспорты. Мурманское пароходство становилось мореходной компанией с самым молодым и самым могучим в мире ледокольно-транспортным флотом.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11608
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения