"Арктическая Звезда" № 1 (7562) Январь 2005 года
http://press.msco.ru/newspaper/index.shtmlЗимние походы в Арктике
Леонид СЕЛИВЕРСТОВ. Капитан дальнего плавания.
Был декабрь 1981 года. На суровом безбрежье Ледовитого океана уже вовсю господствовала арктическая зима. Непроглядная тьма Полярной ночи, снежные бураны, морозы под минус 30 градусов и бесконечные нагромождения льдов. Очередная арктическая навигация-81 закончилась, весь транспортный флот уже выведен на Запад, а атомоходы завершают «контрольную зачистку» в средней части Севморпути. «Сибирь» выводит танкер «Ленинск-Кузнецкий», подзастрявший у архипелага Седова. И еще одна небольшая «заноза» для штаба моропераций — теплоход «Пионер Литвы» неожиданно задержался и прочно вмерз в припай бухты Солнечной, что на южной оконечности Северной Земли.
А штаб в Диксоне уже запланировал первый зимний экспериментальный рейс в высокие широты Арктики. Дизель-электроход «Гижига» с генеральным грузом готов стартовать от Диксона к побережью архипелага Северная Земля. Да, рейс предстоял трудный и ответственный — выгрузка зимой на ледовый припай в центре Арктики. Но это пока дело будущего, а теперь новое задание. Штаб морских операций поручил атомоходам «Сибирь» и «Ленин» вывести из бухты Солнечной застрявший там транспорт. Кстати, автор этих строк был капитаном-наставником в тех плаваниях. Получили распоряжение и пошли. Это был незабываемый, блистательный поход атомных ледоколов по зимней трассе Севморпути.
В освещенной луной и припорошенной снегом сумеречной дымке словно гигантские призраки стремительно идут два атомных исполина, легко, будто играючи вспарывая белый ледовый панцирь. Мощные ледокольные прожекторы голубоватыми лучами скользят по горизонту, выхватывая из тьмы причудливые ледовые торошения. Очень жаль, что не было возможности заснять, запечатлеть на память это великолепное зрелище — стремительный и изящный ход атомоходов. Порою все это зимнее арктическое великолепие кажется фантастическим и нереальным.
Капитан «Сибири» Валерий Иванович Шестопалов постоянно на мостике: нужно поспешать - «Гижига» уже ждет в устье Енисея. Вот атомоходы на большой скорости миновали первый участок пути от Диксона до архипелага Норденшельда. Немного сбросив мощности, атомоходы «скользнули» в пролив Матисена и через несколько часов вышли к западному побережью полуострова Челюскин. Снова увеличили ход до полного и устремились на северо-восток к проливу Вилькицкого. А мороз все крепчает, уже минус 32 градуса. Атомоходы идут в сплошной морозной дымке. Лед молодой, ровный — влияние южных ветров. Прозрачные, словно крупный хрусталь, ледовые обломки каскадами рассыпаются по бортам. Капитан «Ленина» — ныне покойный Григорий Абрамович Энтин - замечательный профессионал-ледоколыщик и великий острослов будто в раздумье, полушутя проговаривает на УКВ: «Главное ты, Валерий Иванович, в пролив Вилькицкого не промахнись — ну, ничего же не видно!» «Это у тебя, Григорий Абрамович парение от канала все впереди застилает, у нас чуть получше, не промахнемся!» роняет Шестопалов.
Капитаны-ледокольщики великие мастера вести умные, легкие и приятные разговоры «без отрыва от дела» даже при самых тяжелых условиях плавания. Между ними всегда ровные, взаимно доброжелательные отношения. На исходе «Сибирь» и «Ленин» пересекли по диагонали ледовый покров пролива Вилькицкого и подошли к входу в бухту с очаровательным названием Солнечная. Короткое совещание с капитаном «Пионера Литвы» В. Л. Петровым и все дружно принялись за дело. «Ленин» вошел в припай и выгрузил небольшую партию бензина для полярной станции. А «Сибирь» ходом, будто «разминаясь», околола транспорт и тут же задвинула его в канал, носом на выход из бухты.
Да, когда за дело берутся капитаны атомоходов, в Арктике все становится несложным и вполне возможным. Вот пожалуйста: не прошло 4-х часов на все про все, а караван, попрощавшись гудками с полярниками станции Солнечная, двинулся по ледовому каналу на юго-запад, на выход из пролива Вилькицкого. Из того самого грозного пролива, к которому всего лишь лет двадцать назад знаменитые ветераны Арктики «Ермак», «Красин» и другие отваживались подступаться не ранее половины августа и в начале октября уже дружно поворачивали на Запад. А вот нынче, во второй половине декабря, атомоходы на траверзе мыса Челюскин лихо отсчитывают ледовые мили. Все говорит о начале круглогодичной навигации и на среднем участке Севморпути. Спустя двое суток караван уже входил на внешний рейд Диксона. «Ну, братцы, и ходите же вы! — шутя ворчит на атомоходцев капитан Петров, — не «остыли» от Солнечной, а тут на тебе -Енисей!»
А у атомоходов! время-деньги, уже новое задание. «Сибирь» после получения продуктов и снабжения с подошедшего из Мурманска ледокола «Капитан Драницын» направляется к стоящей в сторонке «Гижиге». Пользуясь случаем, я перехожу с ледокола на транспорт. Капитан Шестопалов быстро, искусно «подсунул» корму ледокола вплотную под нос дизель-электрохода. Моряки подают и крепят буксирные «усы» — все готово, пошли! Начался новый, очень важный зимний арктический рейс. И в самом деле, если зимние плавания к побережью Ямала и на Дудинку уже стали как бы обычной морской практикой, то грузовой рейс к Северной Земле под Новый год это реальное проникновение в центральную Арктику. Там зимой на ледовый припай еще никто не пробовал выгружаться.
После четырех суток жесткой упорной борьбы могучего атомохода с тяжелыми многолетними льдами караван прибыл к месту назначения и «Гижига» встала к ледовому припаю острова Средний, что у западного побережья Северной Земли. Погода зимняя, арктическая — беспросветная полярная ночь, свежий ветер, мороз минус 32 градуса. «Причал» с виду хорош — обширная, ровная ледовая площадка, прилично освещенная судовыми прожекторами.
Да, великое дело — опыт. Вот подошел к припаю транспорт. Спустили трап, моряки сошли на лед, огляделись, поздоровались с «местным» населением — полярниками и пограничниками. Прошлись туда, сюда — проверили прочность припая. Очень короткое совещание (долго не посовещаешься — уже минус 36
«Пошли трактор и вездеход». Началась выгрузка энергично, ухватисто. Только отдали грузовые гини тяжеловесных стрел, а трактор уже рокочет мотором его предварительно долго грели на судне. Вездеход пока только чихает — холодно. Ну, ничего, тоже пойдешь — в Арктике все ходят!
И все же выгрузка идет трудно, рывками — зимняя Арктика показывает свой нрав. Мороз уже минус 39 градусов, все как бы цепенеет. Не запускаются моторы — топливо не поступает, отказывают судовые лебедки, рвутся стальные тросы. Уголь в трюме смерзся в один сплошной монолит. Трудно людям, механизмам, транспортным средствам. Но вот, наконец, мороз резко пошел на убыль до минус 24 градусов, и работы снова активизировались.
Утром 26 декабря закончили выгрузку на Среднем и начали собираться в дальнейший путь. Прощание со старожилами Северной Земли было по-братски теплым — отважные люди! Они грустно шутят: «Ну, сами-то уходите, так хоть прожекторы нам оставили бы — очень темно будет после вас — привыкли к свету!» Простите, друзья, но нам без прожекторов тоже крышка! Вот «Сибирь» слегка вздрогнула корпусом и легко, плавно «покатила» от ледового причала. «Гижига» тоже тронулась по свежему каналу. Пошли к острову Визе, затерявшемуся где-то в сумеречных просторах Ледовитого океана. А над Арктикой плывет бесконечная, морозная полярная ночь. Далеко в северные широты забрались моряки: тут зимой в свободном плавании, кажется, никто никогда не ходил
- мы, вероятно, первые.
Капитан «Сибири» Валерий Шестопалов и его дублер Олег Березин мастерски ведут могучий атомоход. Оба, сдержанно немногословные, решительно рубят ледовые сморози, используют каждую трещину и разрыв во льдах. «Гижига» на буксире вплотную за кормой ледокола: «Словно у Христа за пазухой!»
- балагурит капитан Александр Маяцкий — весельчак и говорун. За последние пять декабрьских дней моряки обслужили полярные станции на островах Визе и Уединения. Грузов было не много, да и погода выдалась более-менее сносной. 31 декабря в припае у полярной станции Уединения закончили выгрузку, чем несказанно порадовали полярников. И то сказать, у этих славных, отважных парней к нашему приходу даже картошки свежей не было.
Итак, закончился наш экспериментальный зимний высокоширотный рейс. Шел к завершению и очередной 1981 год. После полудня отошли от островного припая и направились в сторону Диксона. А под вечер, около 18 часов «Сибирь» неожиданно «воткнулась» сходу в тяжелую, старую сморозь и... застряла!. Судьба, сказали некоторые «православные»... Да, возможно и так. Во всяком случае, вот здесь, за семьдесят седьмой параллелью северной широты и встретили моряки «Сибири» и «Гижиги» Новый, 1982 год. Новогодний вечер прошел организованно, достойно и весело. Оно и понятно: Новый год — они в Арктике Новый!
А утром первое января атомоход, отдав буксир на транспорт, развернулся, двинул полным ходом вперед и вдребезги разворотил торосистую льдину вчерашнюю супостатку — знай наших! Затем снова ухватил подопечного на «усы» и устремился в сторону Енисейского залива. Могучие атомные ледоколы начинали прокладывать новые ледовые пути на зимних арктических трассах. В наступившем году в состав флота вступали вновь построенные атомные ледоколы и современные ледокольные транспорты. Мурманское пароходство становилось мореходной компанией с самым молодым и самым могучим в мире ледокольно-транспортным флотом.