slava_zz » 28 Апрель 2019 01:41
В связи с оживлением темы кригсмарине, великого и ужасного
просто скопировал сюда из ЖЖ текст двух последних ссылок -на всякий случай. ЖЖ тоже может прокиснуть
https://igor-ktb.livejournal.com/10363.html
"Базис Норд"
Вопрос об этом объекте время от времени возникает в разных местах сети, как у меня сложилось мнение - после того, как человек прочитает измышления на эту тему от г-на Ковалева. Хотя на самом деле даже на Википедии про БН написана вполне вменяемая статья, до конца убедить в неправоте сторонников наличия около Мурманска полноценной немецкой базы не всегда удается. Может, не для всех доказательством является книга на английском языке?
Для того, чтобы окончательно расставить все точки над Ё, возьмем немецкие документы из пленки 2913 (NARA T-1022, roll 2913), посвященной советско-германским отношениям.
"Базис Норд" там посвящено много всякой всячины, в основном не имеющей никакой ценности для рядового любителя истории (типа отчета о количестве прививок от болезней, посланных на север). Однако, несколько документов позволят забить в крышку гроба для конспирологических теорий последние гвозди.
Например, приказ Главного командования ВМС (ОКМ) 569/39 gKdos от 31.10.1939:
" а) Немецкие ВМС по предложению советского правительства получают в полное распоряжение бухту Западная Лица в координатах 69.25 с.ш. - 32.26 в.д. Предусматривается использовать ее в качестве "Базы Север" военными и торговыми кораблями для следующих целей: 1) база снабжения, 2) гавань-убежище, 3) место для ремонта (по готовности плавмастерских).
б) названия этой бухты в ведомственном обороте избегать, вместо него употреблять обозначение "База Север".
в) в данный момент возможно путем кратковременного перебазирования находящихся в Мурманске судов организовать временное снабжение топливом с танкеров и торговых судов, равно как и в ограниченном объеме провиантом и товарами, закупленными в Мурманске. Подготовка солярки и провианта для ПЛ будет выслано с родины, также, как и предоставление/оснащение судна снабжения для броненосца на 3 месяца, со снабжением водой в "Базе Север".
г) на самой "Базе Север" пока никаких природных или искусственных средств для ее будущего применения нет. По поводу подготовки снабжения см п. в). Подходящее под плавказарму судно (CORDILLERA) находится в Мурманске. Для проведения запланированных ремонтов в последующем нужна плавмастерская, ее подготовка запрошена.
д) BdU (командующему ПЛ) предложили использовать "Базу Север" для снабжения ПЛ, и дать ответ по виду и объемам обслуживания по таким вариантам: 1) для получения снабжения в самой "БС", 2) для получения снабжения в море с Базы - с предложением района моря, для этого предназначенного.
Из других документов можно выяснить, что вообще создание т.н. "Базы Север" вообще, и в бухте Западная Лица в частности - в основном инициатива советской стороны. Немцы хотели получить в свое распоряжение на севере настоящий пункт базирования, со всеми принадлежностями, но наши не хотели светиться перед англичанами. Поэтому в 1939 было отказано в базировании на Мурманск и Йоканьгу, а также Териберку (последняя была открыта для просмотра с моря). Немцам дали глухую бухту, подальше от глаз - и соответственно, ничем и никак не оборудованную. Мнение самих немцев по сравнению с первым приказом менялось. BdU, видимо не горел желанием использовать базу у черта на куличках и было решено для пробы послать туда одну лодку. Задачи будущей базы 3 ноября звучали уже так: снабжение и ремонт боевых кораблей, отдых экипажей, оснащение вспомогательных крейсеров. Задачи по снабжению становились актуальными только после прибытия судна, которое назначили для ее выполнения - PHOENICIA. А с ним имелись трудности по разгрузке в Мурманске. В дальнейшем велись долгие и нудные переговоры между Мурманском, Москвой и Берлином, в ходе которых постепенно выяснялось непригодность новой "базы" к нормальному функционированию. Круг возможных задач постоянно менялся, доходило даже до запросов к СССР по дозаправке в "Базис Норд" тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER. Наши не возражали, но крейсер так и не пришел. Немцев постоянно волновали разные вопросы - советско-финская война, ледовые условия, штормы, туманы... Постепенно зима 1939 г. превратилась в весну 1940 г., разговоры шли, планы менялись - только в бухте Западная Лица все было по-прежнему. Ни одного гостя, пришедшего за топливом/продовольствием. В пачке нет ни одного документа от BdU - U.38 приходила на разведку Кольской бухты 27/28.11.39, но чем она закончилась, неясно. Есть подозрение, что лодка искала английские пароходы, а не проход в "Базу Север". Краткий отчет о жизни "Базис Норд", так и не ставшей настоящей базой - в следующей записи.
https://igor-ktb.livejournal.com/10639.html
"Базис Норд" - жизнеописание.
Про то, как на самом деле жила "база", какие корабли и суда там побывали - все подробно рассказано в отчете немецкого посольства в Москве от 10.10.1940 г. (сильно сокращенный перевод):
На момент прибытия ответственного за устройство базы чиновника из посольства, в Мурманске находились 6 немецких судов - 2 танкера, пассажирский лайнер BREMEN, а также ST. LOUIS, CORDILLERA, PHOENICIA. Два последних были выбраны для службы на "Базе Север", остальные (кроме танкеров) признали непригодными. CORDILLERA к тому времени не имела груза вовсе, а PHOENICIA большую часть передала на ST. LOUIS, вскоре ушедший в Германию. Под командованием прибывшего вскоре капитан-лейтенанта Росса оба торговых судна ушли в бухту Западная Лица 2 декабря 1939 г. Вместе с ними туда отправился офицер связи от советских ВМС - ст. лейтенант Сысин.
Под охраной советского сторожевика и с советскими лоцманами на борту, "немцы" без происшествий прибыли на место на следующий день. Там их уже ждал прибывший из Германии траулер SACHSENWALD, имевший на борту оборудование для обоих судов - оно должно было превратить их в суда снабжения ПЛ. Имелось в виду, что уже вскоре после этого будет обслужена первая подлодка (кстати говоря, U.38 в этот момент уже ушла в район севернее Нордкапа). Как записано в отчете буквально: "это намерение, однако, не было осуществлено ни тогда, ни потом".
Буквально через день после прибытия на CORDILLERA штормом оборвало якоря и судно убежало обратно, встав в Териберке и вызвав этим недовольство советских властей. Капитан судна составил большой слезный отчет о том, как плохо там, в бухте Западная Лица. В результате CORDILLERA признали неподходящим для службы там и "комиссовали". Через некоторое время его вернули в Мурманск, нагрузили фосфатами и в конце января послали в Германию.
SACHSENWALD сначала планировали использовать как челнок для движения между Мурманском и "Базой Север". До середины января там даже не было никакой линии связи! Траулер все же решили отправить домой, для чего в конце декабря для него доставили провиант и топливо на советском пароходе СВИЯГА. В начале января траулер ушел.
Целый месяц после этого PHOENICIA одиноко и бесполезно торчала в бухте. Только раз туда доставляли свежий провиант на советском буксире 22-23 января. Но наконец, 4 февраля прибыло судно снабжения JAN WELLEM. Казалось, жизнь налаживается, сейчас закипит работа - но нет, просто они стали стоять там вдвоем. На JW прибыл командир базы, корветтен-капитан Нишлаг. 13 февраля оба "мурманских" танкера по приказу из Берлина отправились домой, так и не дождавшись никого на заправку. Советские ВМС выдали им 4 подрывных заряда, чтобы при плохом стечении обстоятельств немцы могли надежнее затопиться.
6 апреля JAN WELLEM ушел, зато через 4 дня прибыл траулер VIKING 5, предназначенный на роль челнока до Мурманска. PHOENICIA при выходе JW якобы получила повреждения руля и просила прислать водолаза. Только 25 апреля пришел катер ЭПРОН - но его водолаз никаких повреждений у руля не нашел. Все это имело тот смысл, что дни "базы" были сочтены. 1 мая 1940 PHOENICIA ушла, таща за собой на буксире траулер, у которого имелась поломка машины. Новым местом "Базис Норд" стал рейд Йоканьги, Как пишется в отчете, в мае настроения экипажа теплохода были удручающе плохими - в основном потому, что "существование "Базы Север" к сожалению не имело никакого видимого смысла". В конце мая ждали приход на смену судна снабжения NORDMARK, но оно не состоялось.
Примерно 20 мая на PHOENICIA тоже порвалась якорная цепь и на открытом рейде судно подвергалось большой опасности. В результате, его скитания в глухомани закончились 29 июня, когда теплоход прибыл в Мурманск на ремонт, а также для принятия провианта, воды и топлива. Видимо этот день следует считать полным окончанием существования хоть сколько-нибудь реальной "Базы Север". 16 июля прибыл траулер KEDHINGEN с провизией, Через 10 дней оба траулера ушли в Германию, имея на борту 10 сменившихся членов экипажа PHOENICIA. Как оказалось, изготовить барабан якорного шпиля в Мурманске невозможно - его доставили из самой Германии 14 августа. Еще 2 недели продолжался его монтаж. 13 сентября от морского атташе из Москвы пришел приказ теплоходу идти домой. К тому времени отношения с советской стороной были уже далеко не такие, как год назад. Разрешения на выход не дали - потому что на борт PHOENICIA прибыли таможенники, все обшарили, но Нишлаг не дал им осмотреть свой сейф. Как написано в отчете, это сделать было невозможно - там лежали шпионские материалы по наблюдению за портовыми сооружениями Мурманска и движениями советских судов. Немцы каким-то образом напугали местных НКВД-шников немалым скандалом из-за пустого сейфа, и выход теплохода все же разрешили. Так история "Базы Север" окончательно завершилась.
-------------------------------