http://yakutsk.bezformata.ru/listnews/n ... /14703126/ руководитель Отдела водного транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Николай Александров.
НАВИГАЦИЯ ЭТОГО ГОДА СЛОЖИЛАСЬ НЕОДНОЗНАЧНО............ Однако трудности возникли на реке Индигирка.
После полуторамесячного простоя флота на морском участке из плановых 49,0 тыс. тн. доставлено до пунктов назначения Индигирской группы улусов 17 тыс. тн. жизнеобеспечивающих грузов (35% от плана).
Данная ситуация, по словам руководителя профильного отдела,
обусловлена срывом гарантированных глубин и габаритов судового хода на баре реки Индигирка. В настоящее время часть отгруженных грузов переадресована через п. Нижнеянск и будет перевезена до пунктов назначения на автозимнике. В данный пункт перенаправлено 19 тыс. тн. грузов.
На сегодня ведутся работы по детализации объемов грузов, которые будут переадресованы, делается разметка трассы автозимника с определением перевалочных пунктов, где будут обеспечены места стоянок, отдыха и приема пищи водителей.
Кроме того, детализируются маршруты автозимника по маршруту Нижнеянск – Усть – Куйга – Депутатский – Белая Гора — Чокурдах общей протяженностью 1400 км. По этому же маршруту будут осуществлены перевозки депонационного запаса грузов для Момского улуса до Хонуу, протяженностью 1412 км. Кроме этого, планируются перевозки до Хонуу по маршруту Хандыга – Усть-Нера – Хонуу.
Что касается работы земснаряда, Николай Павлович уточнил, что после очищения бара р. Индигирка ото льда с 28 по 30 июня в течение двух суток землесос «Индигирка» приступил к разработке новой западной прорези, которая короче основной (существующей) на 5,5 км. Из-за малых глубин - менее 1,5 м и наличия мерзлого грунта (линзы) землесос прошел 3 км и вынужден был вернуться на основную (восточную) прорезь.
Из-за сильного ветра до 20 м/сек и высоты волны 1,8-2,8 м к работе смог приступить только с 7 июля с речной стороны в сторону моря, и до 22.07 была пройдена траншея по всей длине прорези (от -12,5 км до -27 км).
Учитывая неблагоприятные гидрометеорологические условия, которые могли привести к посадке судна на грунт с повреждением винто-рулевого комплекса, было принято решение вывести земснаряд с мелководного участка прорези и работать только с морской стороны. С помощью лебедок и движителей данная работа была выполнена в течение 15 суток. Участок прорези от -27 до -22 км разработан на заданные габариты. Впоследствие из-за сгонного ветра и уменьшения глубин, ниже возможных для работы земснаряда, дальнейшее дноуглубление было остановлено.
Между тем, вопрос о проведении дноуглубительных работ обсуждается и решается на уровне Полпреда по ДВФО и Минтранса РФ. Правительством РС(Я) представлены конкретные предложения по улучшению качества выполнения работ путейцев по дноуглублению и обеспечению безопасности судоходства путем обновления технического флота путейцев. Так, к примеру, в настоящее время Минтрансом России совместно с Росморречфлотом отрабатывается вопрос строительства концептуального проекта земснаряда для работы по дноуглублению прорезей баровых участков Арктических рек Якутии. Указанный проект представляет собой земснаряд, который при малой осадке готов переработать 4000 кубометров подводного грунта, и с атакующим, фрезерным наконечником.
Добавим, что как раз таки эти вопросы будут обсуждены в Росморречфлоте 22 октября на совещании по вопросу обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов на барах арктических рек Яна и Индигирка с целью доставки грузов в навигацию 2014 года.
http://yktnews.ru/ekonomika/5397-severn ... is-na-avosСЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ НА ИНДИГИРКУ: ПОНАДЕЯЛИСЬ НА АВОСЬ... Сложнейшая ситуация, сложившаяся с северным завозом грузов на Индигирку в навигацию 2013 года, обратила на себя внимание не только жителей отдаленных районов Якутии, но получила широкое освещение, как в республиканских, так и федеральных СМИ.
Как это часто бывает, СМИ доводят до сведения читателей либо зрителей лишь ограниченный информационный поток, а также умалчивают о таких нюансах, которые не только имеют важнейшее значение, но и свидетельствуют об ошибках тех, кому они (СМИ – ред.) симпатизируют. Ситуация с завозом на Индигирку в этом году не стала исключением.
Несмотря на значимость и важность северного завоза, лица, обеспечивающие выполнение поставленной задачи, продолжали до последнего надеяться исключительно на удачу и с упорством, достойным лучшего применения, игнорировали рекомендации по его выполнению, и, как видно, не извлекли уроков из опыта прошлых навигаций.
В своих же неудачах они продолжают винить исключительно других, не имея смелости признать собственные ошибки.
Профессиональные ошибки менеджмента крупнейшего грузоперевозчика Республики Саха (Якутия) вынуждают руководителя и иных должностных лиц ОАО «ЛОРП» в своих выступлениях допускать популистские высказывания, а к фразам о самоотверженном труде речников примешивать нерадивую работу путейцев. В массовом сознании людей закрепилось то, что дноуглубительные работы на баре Индигирки не проводились не только в этом, но и предыдущих годах.
Долгие годы работы в сфере путевых работ и знание «кухни» изнутри вынуждают встать на защиту сотен тех, кто приложил все силы для обеспечения судоходства и обратиться к неопровержимым фактам.
Анализ гидрологического состояния р.Индигирка в прошлые годы вынудил руководство Администрации Ленского бассейна по окончании навигации 2012 года поставить на зимний отстой земснаряд «Индигирка» в селе Белая Гора, для того, чтобы с начала арктической навигации приступить к работе на прорези бара. В сложнейших условиях в зимний период 2012-2013 года был проведен ремонт землесоса, и 27 июня текущего года земснарядом, носящим одноименное с рекой название, начались работы на баре.
Причем работы по дноуглублению начались на пять дней ранее намеченного срока и продолжались 66 суток, вместо 36 запланированных. Падение уровня воды на баре под действием сгонных ветров позволило выполнить план на 86,7% и для дальнейшей работы с бара р.Яна был направлен земснаряд «Ленский -1021». Тот самый земснаряд, который технически неграмотные журналисты обозвали «черпаком». Напомню, з/с «Ленский -1021» – это единственный землесос с механическим разрыхрытелем-фрезой, способный работать на тяжелых грунтах, таких, какие на баре реки Индигирка. Специально для работы на барах Яны и Индигирки этот дноуглубительный снаряд был в 2011 году восстановлен, можно сказать, из груды металлолома.
С 5 по 10 сентября з/с Ленский-1021 вместе с морским буксиром «Капитан Бородкин», принадлежащим ОАО «ЛОРП», стояли в ожидании благоприятного ветро-волнового режима на трассе перехода, и только 13 сентября буксировщик доставил земснаряд на бар р.Индигирка. С 13 сентября по 20 сентября ветры восточного направления с силой от 12-17 м/сек и высотой волны до трех метров не позволили производить дноуглубительные работы. И только после 21 сентября, с уменьшением высоты волны, земснаряд приступил к работе.
Все необходимые документы о подготовке к выполнению и непосредственном выполнении дноуглубительных работ на баре р.Индигирка были предоставлены как в прокуратуру РС(Я) так и Якутскую транспортную прокуратуру.
Нельзя умолчать о том, что, обладая накопленным опытом и многолетней информацией о гидрологическом состоянии бара реки Индигирка, администрация Ленского бассейна неоднократно – и в ходе заседания Общественного совета Ленского бассейна, который проходил в марте 2013 года с участием представителей Министерства транспорта РС(Я), крупнейших судовладельцев Якутии, руководителей государственных органов, и на совещаниях в Правительстве РС(Я) – рекомендовало организаторам и ответственным за северный завоз структурам более тщательно подойти к планированию этого ответственного мероприятия.
Рекомендовало, учитывая крайнюю важность доставки ресурсов в северные регионы Якутии, учесть многовариантность поставленной задачи. И самое главное, указывало на необходимость организации отгрузки и доставки грузов направлением на р.Индигирку в начальный период навигации, т.е. в августе 2013 года.
Однако неспособность или нежелание слышать привело в настоящее время к тому, что из запланированных 49 тысяч тонн груза на Индигирку завезено всего 30,6 тысячи.
А ведь этого можно было избежать. Достаточно ознакомиться с динамикой подачи флота для распаузки на баре р.Индигирка. В августе в период с 5-го по 28 число на баре р.Индигирка находилось более 32 тысяч тонн груза, но,
несмотря на наличие гарантированных и достаточных для выгрузки глубин, было выгружено только около пяти тысяч тонн. Остальной тоннаж был переадресован. И вовсе не по причине отсутствия габаритов судового хода, как утверждает пресс-служба ОАО «ЛОРП» в статье от 27.09.2013г. на информационном портале Sakhalife. Как раз габариты пути на Индигирке благодаря проведенным дноуглубительным работам
позволяли проходить груженым судам вплоть до 27 августа.
Дело в том, что при отсутствии нормального планирования, суда пришли с моря на бар Индигирки, не учитывая то, что необходимый флот, который должен был принять на себя этот груз, в это время находился за тысячу километров – на Моме. В итоге груз не завезен, поселки под угрозой замерзания, в магазинах пустые прилавки, а предприниматели под угрозой банкротства.
Возникают вопросы: почему нельзя было завезти грузы на Мому до августа, зачем весь флот с моря шел на бар Индигирки? Они что, не знали, что их некому выгружать? Как всегда, понадеялись на авось. А сейчас истерика…
Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с завозом в Абыйском и Аллаиховском районах Республики Саха (Якутия) свидетельствуют обращения ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)», датированные августом 2013 года, в адрес руководства ОАО «ЛОРП. В своих письмах ГУП «ЖКХ РС(Я)» неоднократно указывало на ненадлежащую подачу флота под загрузку нефтепродуктами и каменным углем, обращало внимание на отсутствие графиков подачи флота и предлагало вместо одного судна, задействованного на перевалке сырой нефти в с.Белая Гора, привлечь дополнительно судно СПН-715. Обращалось ли ГУП «ЖКХ РС(Я)» в Правительство и Минтранс РС(Я) с целью повлиять на данную ситуацию, нам неизвестно.
Отсутствие элементарных расчетов и стратегии в планомерном выполнении программы по Северному завозу грузов на Индигирку, привело к параличу и возникновению чрезвычайной ситуации.
Повторится ли подобная ситуация в следующем году? Посмотрим…
Владимир БРОНИЦКИЙ,
главный инженер ФБУ «Администрация Ленского бассейна».