Навигация:
: Вернутся к оглавлению книги
По следам полярных экспедиций

Белов М. И.

 

 

НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

От наскальных рисунков до каменных бастионов монастырей

Августовские дни выдались погожими. Ярко светило солнце, почти не было ветра. Эскадра без труда вошла в Соловецкий архипелаг, и царь Петр в окружении поморов появился на палубе флагманского корабля. Он расспрашивал их об островах, на которых виднелись деревянные кресты, и не только по берегам, но и на норгах и песчаных осередках. Поморы разъяснили, что каждый крест имеет навигационное значение, их поставили еще деды, а может быть, и прадеды, чтобы проводить свои деревянные суда в проливах. И еще одно привлекло внимание Петра: невысокие каменные сооружения. Их в Поморье называют вавилонами, или лабиринтами — каменными городками. Они тоже служили навигационными знаками. Эти каменные городки — вавилоны особо отмечались в поморских лоциях. О навигационных знаниях поморов Петр был самого высокого мнения. В 1694 г. "Св. Павел" попал в сильную бурю в близи Соловецких островов и избежал гибели только благодаря Антону Тимофееву. Опытный помор появился на палубе в самый критический момент: не считаясь с достоинством царя, он вырвал руль из царских рук и направил "Св. Павла" в устье реки Умбы, ориентируясь по знакам, ему одному известным.
Во второй свой поход в 1701 г. Петр в память о поморах, спасших ему жизнь, приказал соорудить на Соловецких островах несколько вавилонов. Об этом интересном факте сообщил через 130 лет видевший петровские сооружения архимандрит Досифей. В своем описании Соловецкого монастыря он писал, что Петр сам участвовал в строительстве каменных кладок на трех главных островах архипелага: Соловецком, где стоит монастырь, Анзер-ском и Муксалма. Городки эти — каменные кладки "в такой величине, чтобы... издали могли быть видимы". Городок на Заяцком острове состоял из двух рядов камней и "имел многие ходы".
Вряд ли царь мог знать, что он всего лишь поддержал древнейший обычай северных жителей.
Теперь каменные лабиринты, обнаруженные на берегах северных рек, на Кольском полуострове и в Норвегии, стали объектом изучения археологов. Эти очень древние каменные сооружения относят к эпохе "арктического палеолита". Обычно их создавали вблизи рыболовецких тонь как убежище на случай нападения.
До наших дней дошли и творения древних живописцев и графиков-петроглифы. Это наскальные рисунки, развернутые композиции сцен охоты и зверобойного промысла. Особенно впечатляющи петроглифы по берегам Белого моря. На каменных поверхностях изображены крупные морские животные, напоминающие китов, заходивших в Белое море в XVI-XVIII ее. Охотились на них артелями или даже несколькими артелями. В каждой насчитывалось 15-20 охотников, которые выходили в море на больших долбленых лодках с сильным высоким и вытянутым вперед форштевнем. Умение древних не только разом охватить и представить на сравнительно небольшой площади гранитной глыбы гигантские сцены охоты на зверя, но и придать им движение поражает и сегодня.
Каменные лабиринты и наскальные изображения — памятники древней культуры человека — открыли. ученым дорогу к познанию более ранних периодов жизни людей на Севере.
Небезынтересно отметить, что тогда же создавались и эллинские лабиринты с многочисленными ходами, конечно, более величественные, но напоминающие те, что найдены на Кольском полуострове и в Скандинавии.
Второй этап освоения Севера заполнили морские походы новгородцев и скандинавов, причем если последние продвигались в сторону Гренландии и даже, как уверяют ученые, проникали в Северную Америку, то новгородцы распространялись на восток и север. В XI в. они "проложили" сухопутную дорогу через онежские леса и систему рек к сказочному Белому морю. Эта дорога проходила через Каргополь, возникший в XIII в., и была длиннее и опаснее, чем "путь из варяг в греки". Тогда же появились крупные поселения — Сума, Шуя, Умба, Варзуга, Ненокеа, в нижнем течении Северной Двины вырос город Холмогоры, а в конце XV в. — Пустозерский острог. В эту схему крестьянских поселений органически вписывались сначала скиты и часовни, а затем монастыри, захватившие лучшие рыбные тони и земельные угодья. Правдами и неправдами монастыри оттеснили крестьян на побережье Белого моря, проникли на Кольский полуостров. В их владениях оказались лучшие морские становища, семужьи заборы, соляные варницы. Возникли сложные феодальные монастырские хозяйства, основанные на труде тысяч попавших в зависимость крестьян. В XVI в. эти хозяйства пришлось защищать сначала от морских разбойников -пиратов, а затем от шведских воиноких отрядов. Все это заставило настоятелей монастырей и государственные власти решиться на постройку деревянных юстрогов и каменных стен вокруг монастырей.
Особая опасность для промыслов сложилась на крайнем северо-западе Руси, в районе Кольского полуострова — мурманских и печенгских становищ Николо-Корельского и Соловецкого монастырей. По указу Ивана Грозного в середине XVI в. международная ярмарка, ранее располагавшаяся в устье реки Печенги в поселке Кегор и в Печеигском монастыре, была перенесена на берег сравнительно тихого и защищенного с моря Кольского залива. На реке Коле был заложен пятибашенный Кольский острог для охраны новой ярмарки и морского побережья.
В одном из хозяйственных документов беломорских монастырей уже в сентябре 1552 г., за год до прихода в устье Северной Двины первой английской экспедиции Уиллюуби и Чанслера, сделана такая запись: "Старец Игнатий привез из Кола 8 алтын и 4 московки молебных и рядных 2 гривны". Из этого явствует, что монах Игнатий побывал в Кольской часовне, где собрал деньги с прихожан, заключил договор, т.е. взял по договору две гривны денег. Через три года он сверх молебных денег поетавлл монастырю "рыбные деньги". В этом же году монахи "крутили участок на Мурманское на удьбу, продали кости и кожи моржовые", кроме того, они вступили в договорные связи с иностранными купцами, продав им мачтовый лес.
Поселок Кола превратился в центр освоения морского побережья. В восьмидесятых годах XVI в. в нем насчитывался 71 двор и проживало свыше 400 человек. Однако частые набеги пиратов грозили ему разорением. Поэтому воевода Максак Судимантов по приказу Ивана Грозного поставил частокол вокруг Колы "для защиты от морских разбойников". Судим-антов соорудил еще на подступах к острогу две башни, от одной из которых был прорыт тайный ход к реке.
Вскоре, в 1590 г., новое крепостное сооружение попало в осаду шведских войск. Осада закончилась поражением шведов, причем военачальник Кавпий попал в плен.
Кольский острог, укрепленный в конце XVI в., существовал долго и в начале XVIII в. был положен на план. В современной реставрации он представлен в экспозиции Мурманского областного музея. На месте Кольского острога сейчас стоит современный город Кола.
Памятником северо-западной Руси являлся Печенгский монастырь. Считают, что его строил новгородец Трифон. К югу от того места, где стоял монастырь, на реке Печенге сохранилась старинная русская церквушка. С момента основания монастырь стал своеобразным центром организации промыслов в устье реки Печенги. Острог был обнесен деревянными сооружениями, но монахам не удалось отсидеться за их стенами. В 1589 г. шведский отряд, захватив монастырь и богатую казну, все строения предал огню.
Позднее на реке Паз возник монастырь, сейчас здесь известна церковь Бориса и Глеба.
На Кольском полуострове со времен освоения его сохранилось несколько памятных знаков и культовых строений. На мысе Орлов маяк, недалеко от Святого Носа, стоит деревянная часовня. Такая же часовня, окруженная староверческими крестами, есть и на острове Моржовец.
Одно древнее культовое сооружение расположено в поселке Варзуга. Здесь сохранилась Успенская церковь XVII в. Специалисты утверждают, что Варзугская церковь построена в 1674 г. Климентом Федоровым. Ее восьмигранный купол, вознесшийся над землей на 34 м, имеет кружевное обрамление бочек, пластинчатый набор шатра.
В середине XVI в. в беломорском бассейне исключительную роль стал играть Соловецкий монастырь, заложенный в 1429 г. К постройке двух каменных церквей вместо деревянных на Соловецком острове приступили только в середине XVI в. В связи с опасностью нападения на монастырь церковные власти не раз ставили перед Москвой вопрос о каменных крепостных укреплениях. Нападения учащались. И когда в 1571 г. из "голомяни" пожаловали неприятельские корабли, монастырская братия совсем всполошилась. Из Москвы царь выслал отряд стрельцов во главе с Михаилом Озеровым, придав ему 4 пушкарей и 9 пушек, чтобы возвести деревянный острог вокруг монастырских строений. Одновременно им приказано было строить Сумской и Кемской остроги для охраны торговли и торговых путей на побережье, в частности, старинного торгового пути между Белым и Балтийским морями, проходившего через реку Онегу, Онежское и Ладожское озера.
Однако через несколько лет царь Иван Грозный вследствие того, что обстановка на Белом море осложнилась, приказал строить каменную Соловецкую крепость, или, как сказано в грамоте, соловецкий каменный город. Крепость строилась с 1584 по 1596 г. под руководством монаха Трифона из глыб дикого камня и песчаника. Она стояла на выгодном для обороны перешейке между глубоким Святым озером и морской губой. Периметр стен составлял 1091,4 м, высота их была 10-13 м, ширина превышала 6 м. Пять громадных внушительных башен, сложенных из дикого камня, имели верхний и нижний бой. Множество бойниц проделано было в самих стенах. Крепость невозможно было взять приступом.
Внутри крепости располагались здания монастыря — два главных собора, Преображенский и Троицкий, и другие церкви. В архитектурном плане интерес представляло сооружение 20-саженной колокольни, украшенной 35 колоколами, один из которых весил 1100 пудов.
Первыми испытали на себе мощь крепости и ее орудий шведские военачальники Магрус и Иверсон, которые в 1582 г. привели под ее стены громадное войско и с позором отступили. Потерпели поражение под Соловецкой крепостью шведы и в 1611 г. Еще большим позором закончилась осада Соловецкого монастыря англичанами, которые в 1854 г. безуспешно обстреляли его, предлагая игумену сдаться на милость победителя. Английская эскадра была разбита, а снятые е ее кораблей пушки выставлены в крепости на всеобщее обозрение.
Только один раз, в 1668 г., удалось овладеть крепостью, я то в результате измены. Это произошло во время антифеодального восстания Степана Разина. Монах Феоктист, перейдя на сторону царского воеводы И. Мещеринова, показал незащищенное окно Белой башни, через которое стрелецкие отряды проникли в крепость и открыли главные ворота.
Соловецкий монастырь и крепость — крупное и величественное архитектурное сооружение на Севере, памятник старины.
В 1701-1705 гг. в Корабельном устье, на западной стороне острова Липский Прилук, была построена Новодвинская крепость, уже в первый год предотвратившая нападение семи шведских военных кораблей, шедших под чужим, пиратским, флагом.
Если Новодвинская крепость имела оборонное значение для Поморья, то Пустозерской острог, расположенный в устье реки Печоры, обеспечивал продвижение землепроходцев через Урал в Сибирь.
В 1499 г. во время похода в Сибирь московский воевода Семен Курбский заложил в низовьях реки Печоры небольшой острог, из которого отправился через Уральский хребет. Как правило,
в Пустозерске формировались торговые караваны, отправлявшиеся в Мангазею. И позднее, когда Мангазейский морской ход был запрещен — это случилось в 1619 г., — Пустозерск как важный населенный пункт на пути продвижения людских масс через Урал на Березов и Обдорск отошел на задний план. Позже он стал "местом ссылки борцов против крепостнического гнета и царского самодержавия — участников восстаний Кондратия Булавина, Степана Разина, Емельяна Пугачева и др. Здесь в XVII в. находились в заключении писатель протопоп Аввакум Петров и дипломат Артамон Матвеев.
... Весной 1918 г. в Пустозерске состоялся первый волостной съезд Советов, провозгласивший. Советскую власть в низовьях Печоры". Так выгравировано на мраморной плите, укрепленной на памятном обелиске, сооруженном по решению Архангельского областного совета депутатов трудящихся на месте, где раньше стоял Пустозерск. Сейчас это заброшенное и во многих частях разрушенное оползнем городище на берегу реки Печоры.
На плане Пустозерска, изданном голландским этнографом Витсеном в 1692 г., острог разбросан на большой площади. В нем 91 жилое здание, 6 церквей и небольшая пятибашенная крепость, на северо-восточной окраине — кладбище. Пожалуй, это был единственный за всю историю Пустозерска план. В наше время художник Н. Иевлев представил старый Пустозерск на рисунке, на котором изобразил крест на месте сожжения протопопа Аввакума.

Заморская вотчина — Мангазейский город

Мангазея — это сравнительно молодой памятник, созданный, точнее — воссозданный археологами на Тюменском севере. Его не было еще в 1967 г., когда два энтузиаста и любителя старины писатель М. Е. Скороходов и зверопромышленник Д. А. Буторин на карбасе предприняли туристский поход от Архангельска до полуострова Ямал, а оттуда (через внутреннюю систему рек и озер) по древнему Мангазейскому морскому ходу в Обскую и Тазовскую губы к не нанесенному еще на карты реки Таз месту, где раньше стояла легендарная Мангазея. Через год-два редкий пароход, поравнявшись с городищем Мангазеей, не приветствовал его гудком или не высаживал здесь на песчаный пляж десант дотошных туристов, жаждущих своими глазами увидеть раскопанные руины некогда славного города.
А через четыре года на городище расчищены огромные площадки, освобождены от культурного полутораметрового слоя и изучены постройки мангазейцев, точнее окладные венцы.
На плане городище предстает в форме громадного треугольника, вершиной которого является намывная коса, расположенная при впадении реки Мангазейки в реку Таз, а основанием — Ратиловский ложок, уходящий от высокого берега в глубь материка.
В западной части городища раскопаны остатки тынообразното острога, внутри которого, в юго-западном углу, — большой воеводский дворец, или двор.
Руины подсказали план дворца. Он размещался на площади 800 кв. м и был развернут с юга на север, от реки Таз в тундру. Оба крыла его — южное и северное-состояли из трехкамерного дома и имели почти строго зеркальную планировку. Из большой клети с печкой через широкую дверь можно было попасть в сени, позади которых находился узкий коридор. К сеням и коридору, примыкала меньшая по размеру клеть, судя по вещам, обнаруженным там, для воеводской прислуги. Между крыльями дворца на второй этаж вела широкая лестница, задней стенкой которой служили вертикально забранные бревна. Здания были соединены висячими галереями, опиравшимися на массивные столбы.
Вокруг воеводского дворца была воздвигнута круговая ограда, хотя сам дворец находился под защитой двух крепостных башен и двух стен, на которых в течение суток несли караул мангазейские стрельцы.
Воеводский двор был готов для жилья примерно в конце 1601 г.
На воеводском дворе были обнаружены костяные и деревянные шахматы и шахматные доски, осколки стеклянных штофов, разрисованных эмалевыми красками по всем четырем граням.
Мангазейский город и пять башен — Спасская проезжая, Успенская, Ратиловская, Давыдовская, Зубцовская- были построены в 1607 г. В "Росписном списке города Мангазеи" перечислены длина, ширина и высота городских стен, размеры башен, число венцов в стенах, в башнях число венцов до обла ма и от об-лама до кровли.
Внутри кремля раскопаны съезжая изба, где вершились административные и судебные дела; тюрьма, стоявшая между Спасской и Зубцовской башнями; стрелецкие сторожки вдоль северной городовой стены; пятиглавая соборная церковь Троицы с двумя приделами. В подвальных помещениях церкви, в районе алтаря, было обнаружено пять захоронений, три детских и два взрослых.
В съезжей избе найдены шахматы и костяные игральные кости, которые в документах называются "игрой в зернь".
На посаде — там было сосредоточено не только торгово-промыс-ловое население, но и постоянное ремесленное — установлено местоположение церкви Успенья (северо-восточный угол городища). Эта культовая постройка играла значительную роль в жизни Мангазеи. Здесь хранилась посадская казна, находилась администрация посада и собирались сходки всего мира, особенно в дни, тяжелые для города. В 1626 г. на ее месте был построен другой храм, состоящий из трех частей: прихода, центральной части и алтаря. Стены этого храма в плане имели уступчатую форму.
Напротив Спасских ворот стояла церков Михаила Малеина и Макария Желтоводского- поморских "чудотворцев". Ее построили в конце 20-х годов XVII в., но она просуществовала недолго- была разрушена во время ссоры воевод Кокорева и Палицына. Впоследствии восстановленная, она стояла до конца Мангазеи и даже позднее. В ней хранилась икона Василия Мангазейского.
На городище была и четвертая культовая постройка — часовня Василия Мангазейского.
В 1672 г. по царскому приказу жители и стрелецкий гарнизон были переведены в Туруханское зимовье, в низовья реки Турухан, левого притока Енисея. На месте Туруханского зимовья в 1672 — 1674 гг, возник новый город, названный Новой Мангазеей.
Туруханский Троицкий монастырь — каменное здание с очень толстыми стенами — был построен в начале XVIII в. Сейчас он подведен под покатую железную крышу и используется как склад. Внутри здания на стенах сохранились сильно потемневшие фрески. Этот памятник церковной каменной архитектуры — единственный на Севере. Фрески и здание следовало бы восстановить, превратив собор в музей.
На территории Мангазейского посада были обнаружены мангазейский гостиный двор и таможня, через которые проходили основные финансовые операции города, прославившегося не только на Руси, но и за ее пределами как "царева златокипящая вотчина". Из Мангааейского уезда, раскинувшегося в тайге и тундре на миллионы квадратных километров, ежегодно вывозилось до 100-150 тысяч соболиных шкурок, ценившихся высоко. Самая дешевая шкурка стоила 5 рублей на деньги XVII в.
Гостиный двор, его два нижних венца, был раскопан в средней береговой части городища. В плане гостиный двор имел форму буквы "Е" в зеркальном изображении и был двухэтажным. Построили его в 1618 г., а уничтожили во время воеводской смуты. В центре гостиного двора, образуя как бы перекладину буквы "Е", стояло башенное помещение. Рядом были обнаружены части башенных часов.
Культурный слой гостиного двора дал в мангазейскую коллекцию, ставшую достоянием Музея Арктики и Антарктики в Ленинграде, немало интересных экспонатов.
Современный экскурсовод может рассказать о результатах раскопок таможенного комплекса. Это прежде всего сама таможня с жилым подклетом, т.е. избой с сенями и печкой, где помещалась, администрация — таможенный голова и целовальники. К избе примыкал большой амбар, в основание которого были положены, образуя длинный квадрат, четыре перерубленных на концах кочевых киля, восьмиметровой длины. Такой мощный фундамент создавался не случайно. На амбаре строители возвели избу, по крайней мере из двухкамерных делений. Второй этаж назван в документах "повалушей". От амбара и "повалуши" веерообразно располагались три жилых постройки. Весь комплекс был соединен отлично выполненной из кочевых сосновых досок вымосткой, сохранившейся в трех ярусах. Время постройки таможни- 1608 г.
В культурном слое таможенного комплекса найдены сермяжная одежда и кожаная обувь, топоры, ножи, остовы деревянных прялок, детские деревянные игрушки, изделия из железа, в том числе клубок корабельных скоб.
Мангазейская экспедиция 1968-1973 гг. оставила на песчаной косе, где стоял ее палаточный лагерь, восьмиметровую мачту с надписью о датах работы.
Здесь же стоит столб, на котором ножом вырезана надпись: ""Щелья" из Архангельска. 19-20/VIII 1967 г.". Его поставили в память о плавании Д. А. Буторян и М. Е. Скороходов.
В перерывах между раскопками городища Мангазеи были предприняты рекогносцировочные археологические работы на древних волоках, расположенных на Мангазейском морском ходе, как называют документы путь между Северной Двиной и рекой Таз, путь, связывавший в XVI-XVII ее. Русь с Северной Азией. В результате на карте был точно фиксирован маршрут древних судов через Ямальский волок.
Был обнаружен и запущенный старый Енисейский волок, о котором мангазейский воевода Роман Павлов писал: "А волока сухого с озера на озеро, куда носят всякий запас, верста есть или больше". Или, как писал другой мангазейский воевода, волок "от креста до креста", т.е. от конечных пунктов протяженность его 700 саженей. Обнаружили этот волок по необычным приметам. Вдоль него от речки Перевальной до Перевального озера "а протяжении полутора километров в старые лиственницы и кедры, которым самим-то лет по триста-четыреста, были вставлены небольшие иконки, а на затесах вырезаны годы, фамилии и надписи. Этот волок достоин тщательного изучения и охраны как памятник глубокой старины на том морском, озерном и волоковом пути, который называли Мангазейским морским ходом. По этому пути русские прошли в глубинные районы Сибири, а по реке Енисей снова вышли в Ледовитое море.
Конечной остановкой Мангазейского морского хода на востоке был город Новая Мангазея. В 1970 г. Мангазейской экспедиции удалось установить, что старый город опустился на двухметровую глубину. На поверхности до недавнего времени оставались лишь развалины церкви. Церковь приблизительно на том же месте отмечена и на плане XVII в., и на картах XVIII и XIX ее. К сожалению, незадолго до прибытия экспедиции остатки деревянной церкви, имеющей каменное основание, были снесены. На городище Новой Мангазеи — историческом памятном месте — еще предстоят обширные раскопки.

далее: Штурм Таймыра