Спуск клипера «Наездник» с верфи нового адмиралтейства, 14-го сентября -1878 г.Представляя рисунок спуска клипера «Наездник» с верфи нового адмиралтейства, заимствуем описание этой церемонии из «Кроншт. Вестн.»; спуск клипера «Наездник», происходивший 14-го сентября, в новом адмиралтействе, был вполне удачен и принадлежит к числу спусков, которые можно назвать блестящими. Спуск этот был произведен в присутствии: Государя Наследника Цесаревича, Великой Княгини Цесаревны, Великих Князей: Владимира Александровича, Константина Константиновича, Петра Николаевича, и Великих Княгинь: Марии Павловны н Александры Петровны. Погода в день спуска стояла великолепная, и площадка эллинга была наполнена массами отборной публики, допущенной в адмиралтейство по билетам. На правой площадке эллинга была устроена роскошно убранная Царская палатка, и тут-же стояли воспитанники морского училища, при хоре музыки. Обе набережные Невы были залиты толпами народа, а у пристаней стояли десятки пароходов и мелких паровых и гребных катеров, придававших картине оживленный и чисто морской характер. Набережная Васильевского острова, по обыкновению, красиво обрамлялась густыми рядами больших коммерческих пароходов и коммерческих кораблей, наполняющих Неву от ее устья до биржи.
У пристаней нового адмиралтейства также стояли мелкие военные пароходы и паровые яхты, в числе которых, между прочим, находилась новая прелестная паровая яхта «Зина», принадлежащая Его Императорскому Высочеству Герцогу Евгению Максимилиановичу Лейхтенбергскому, Князю Романовскому, и колесный пароход «Невка», прибывший из Кронштадта с офицерами флота, желавшими присутствовать на морском празднике спуска клипера «Наездник». Его Высочество, владетель паровой яхты «Зина», также находился на яхте.
Государь Наследник Цесаревич и Великая Княгиня Цесаревна прибыли в новое адмиралтейство в 2 ½ часа пополудни и были встречены у ворот управляющим морским министерством, генерал-адъютантом С. С. Лесовским, и главным командиром С.-Петербургского порта, вице-адмиралом А. Н. Андреевым, подавшим рапорт Его Императорскому Высочеству. Тут-же стояли, на правом фланге почетного караула, члены адмиралтейств-совета, главного военно-морского суда и все остальные адмиралы и генералы, штаб и обер-офицеры морского ведомства, присутствовавшие при спуске. Приняв рапорт и милостиво раскланявшись с адмиралами и офицерами, Государь Наследник Цесаревич изволил подойти к почетному караулу с знаменным флагом от 8-го флотского экипажа и поздороваться с ним, и затем обошел фронт в сопровождении директора инспекторского департамента морского министерства, генерал-адъютанта, барона В. Ф. Таубе, главного командира порта, вице-адмирала Андреева, и своей свиты. В это время Великая Княгиня Цесаревна, в сопровождении управляющего морским министерством, генерал-адъютанта С. С. Лесовского, и лиц, сопровождавших Ея Высочество, прямо направилась, по правой стороне эллинга, к правой площадке, где устроена была палатка. Между тем, Государь Наследник Цесаревич, обойдя фронт почетного караула, направился на левую сторону эллинга к лестницам, ведущим на палубу клипера, приготовленного к спуску.
На клипере Его Императорское Высочество изволил принять рапорт командира, капитан- лейтенанта Лаврова 2-го, и здороваться с караулом, офицерами и командой, построенной во фронт. Обойдя верхнюю палубу клипера, Государь Наследник Цесаревич изволил спуститься вниз, с правой стороны эллинга, и направился в Царскую палатку, куда к этому времени прибыли: Великий Князь Владимир Александрович, Великая Княгиня Мария Павловна и остальные члены Императорского дома, присутствовавшие на спуске; за ними следовали: свита Их Императорских Высочеств, члены адмиралтейств-совета и прочие адмиралы, штаб и обер-офицеры морского ведомства.
Обход клипера продолжался не более 10 минут, и в 2 часа 40 минут раздались першая командныя слова спуска, а в 2 часа 45 минут клипер медленно, плавно и величественно тронулся с места, при оглушительных «ура» громадной толпы в несколько тысяч человек и двух хорах музыки, гремевших на клипере и на площадке. Клипер двигался все быстрее и быстрее: по мере того, как он выходил из-под крыши эллинга, на нем подымались громадные флагштоки, вроде мачт фальшивого вооружения, и на них поочередно взвивались — сначала флаг Великого Князя Генерал-Адмирала, потом штандарт Государя Императора и, наконец, Флаг Государя Наследника Цесаревича. В этот момент клипер коснулся воды и легко рассекая ее своею красивою кормою, быстро опустился в воду, при нескончаемых криках «ура». Опустившись в воду и окончательно утвердившись в своем новом положении, клипер стал медленно поворачивать по течению. В это время раздалась команда «Отдать якорь». Найтов, удерживающий якорь, был перерублен, и он быстро полетел в воду, увлекая за собою цепь, которая как-то особенно эффектно травилась из правого клюза клипера.
По окончании спуска. Государь Наследник Цесаревич поздравил управляющего морским министерством и главного командира с новым приобретением нашего флота и изволил милостиво благодарить строителя корпуса корабельных инженеров, поручика Максимова, за прекрасный и вполне удавшийся спуск нового клипера. Вслед затем Их Императорские Высочества изволили направиться к выходу из адмиралтейства, проследовав через правую площадку большого эллинга и круглый эллинг, построенный для сбора частей поповки «Вице-адмирал Попов». В исходе 3-го часа Их Императорские Высочества выехали из адмиралтейства и направились на Английскую набережную к Царской пристани, где ожидала Императорская паровая яхта «Александрия». Ровно в 3 часа на Императорской яхте был поднят брейд-вымпел Государя Наследника Цесаревича, после чего яхта отвалила от пристани и направилась в Петергоф.
Новый клипер принадлежит к числу клиперов, так называемой, смешанной постройки, из железа, с деревянной подводной обшивкой. По своей величине он принадлежит к числу средних и имеет одинаковые размерения с двумя последними клиперами: «Крейсер» и «Джигит», меньше клиперов: «Яхонт», «Жемчуг» и «Алмаз» и несколько больше клиперов: «Гайдамак», «Всадник» и «Абрек». В самом деле, клипер «Наездник», также как «Джигит» и «Крейсер», имеет 1,334 тонн полного водоизмещения, 207 ½ фут. длины по ватер-линии, 32 фута 11 дюймов ширины, с обшивкой, и будет сидеть кормою 14 ½, а носом 13 ½ фут. Клипера тина «Алмаз» имеют 240 фут длины, 30 фут. ширины и 1,585 тонн водоизмещения, а клипера типа «Всадник» имеют 193 фута длины, 31 фут ширины и 1,069 тонн водоизмещения, из чего не трудно видеть, что новые клипера представляют нечто среднее между типами «Алмаз» и «Всадник».
Клипер «Наездник», также как и его прототипы: «Джигит» и «Крейсер», будет вооружен тремя 6-ти дюймовыми стальными нарезными орудиями на поворотных платформах и будет иметь, кроме того, четыре 4-х- фунтовых нарезных пушки по бортам и несколько пушек Энгстрема и Гатлинга, усовершенствованных Нобелем.
Известно, что машины двух первых клиперов «Крейсер» и «Джигит», этого нового типа, оказались не вполне удовлетворительными. Машины эти смешанной системы (Compound), имеют 250 нарицательных сил и изготовлялись на адмиралтейском ижорском заводе. Надеются, что на новом клипере машина будет более удовлетворительна, так как она заказана на известном английском заводе Джона Пенна. Также как и на предыдущих клиперах, машина эта будет иметь 250 нарицательных сил и должна развить на пробе до 1,500 индикаторных сил. Система машины смешанная (Compound).
Всемирная иллюстрация 1878, Т.20, стр. 316-318