http://www.pravdasevera.ru/?id=1051772720Интервью газеты "Првда Севера с руководителем СевУГМС Леонидом Васильевым:
О погоде, полярниках, белых медведях...
На этот раз к нам в редакцию на чашку чая заглянул Леонид Васильев - руководитель Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС), кандидат географических наук. Он рассказал о том, чем занимается его управление помимо составления прогнозов погоды, а также ответил на вопросы журналистов о работе полярных станций в Арктике.
Северное УГМС - это не только прогноз погоды?
- Название нашего управления, которое является подразделением Росгидромета, говорит за себя: оно занимается вопросами, связанными с окружающей средой. Это прогнозы погоды, гидрометеорологические характеристики атмосферы, мониторинг загрязнения природной среды (ее фоновое состояние).
Следующая задача - это накопление информации за весь период гидрометеорологических наблюдений, без которой невозможно заниматься изучением изменения климата. В нашем управлении хранится информация в целом за столетний период. Есть наблюдения по ряду станций, сделанные еще в 19 веке. Это солидный архив информации.
В составе Росгидромета есть специальные противоградовые снеголавинные службы, которые могут искусственно вызывать осадки. Мы занимаемся изучением верхних слоев атмосферы - ионосферы: запускаем на 100 километров вверх специальные ракеты-зонды. Изучаем азоновый слой. Для того, чтобы все это собирать и обобщать, занимаемся хозяйственной деятельностью. У Росгидромета большая инфраструктура - 1,5 тысячи станций. В штате числится 35 тысяч человек, что объясняется слабой автоматизацией. В Северном УГМС - более двух тысяч работников, полторы сотни станций со штатом по 5-7 человек.
- Какова территория обслуживания у Северного УГМС?
- Северное управление получило развитие в последние 8-9 лет. Раньше оно ограничивалось тремя субъектами: Архангельской, Вологодской областями и республикой Коми. Затем к нему присоединили весь Западный сектор Арктики: Амдерминское и Диксонское управления. Причина в том, что эти поселки минимизировались, населения почти не осталось и необходимо было сохранить сеть станций. Учитывая, что у Северного УГМС есть флот, на нас возложили эту задачу.
Теперь наша территория обеспечения распространяется до пролива Вилькицкого - до мыса Челюскина. В течение летнего периода нам приходится выполнять большой объем работ: надо завезти на станции продукты и топливо, построить, либо отремонтировать жилые и служебные здания. Научно-экспедиционной работой и снабжением станций занимаются два судна: «Михаил Сомов» и «Иван Петров».
- Оснащение метеорологических станций необходимым оборудованием крайне неудовлетворительно. Что делается в данном направлении?
- В течение 15 лет финансирование нашей гидрометеослужбы проходило в урезанном виде: сказались последствия кризиса 90-х годов. Тогда половину станций позакрывали.
С 1998 года процесс сокращения приостановился и мы снова начали потихонечку развиваться. За последние 10 лет паек стал приличный: на одного человека в месяц выделяется пять тысяч рублей. Также решен вопрос со спецодеждой, с оплатой проезда в отпуск, с топливом. Слабые места остались на станциях, где надо ремонтировать здания. В последнее время мы строим от трех до пяти станций в год.
Проблемной зоной остаются приборы и оборудование, которые на станциях устарели. Понятно, что если не будет приборов - не будет качественных наблюдений. Сейчас мы находимся в стадии проекта технической модернизации гидрометеослужбы при поддержке правительства РФ и Всемирного банка. Массовая поставка на сеть приборов начнется с будущего года.
Кстати, проектом предусмотрено, что на каждой станции будет стоять автомат или полуавтомат.
В Западном секторе Арктики в рамках Международного полярного года (МПГ) будет установлено 14 автоматических станций. Сейчас пока работают только две: на островах Русский и Андрея (полуостров Таймыр). Это облегчит труд работников: не надо выходить на дежурство в ночное время. Тем более, что белых медведей расплодилось очень много. Хотя ряд наблюдений автомат все-таки не может сделать, только человек с помощью приборов.
Отдача от автоматических станций должна быть хорошая, так как содержание одной обычной обходится управлению в 7-8 миллионов рублей. Грузы надо транспортировать на судне, вертолетом перевезти на берег. 30-40 тонн топлива на каждую станцию - это уже полтора миллиона рублей, плюс продукты, зарплата... Процесс автоматизации станций идет, думаю, через пять-семь лет будет получше.
- В Арктике сейчас строят новые модульные станции. В чем их преимущество?
- Из дерева, бетона, кирпича в Арктике сейчас ничего нельзя построить. Это очень затратно и мир идет по другому пути. Сейчас мы переходим на более современный тип строительства - это станции модульного типа. Такой дом можно возвести за месяц. Эти комплексы делают в подмосковном Щелково. Первую мы построили в 2000 году на острове Белом в Карском море. Сауна, мебель, бытовая техника - у полярников есть все необходимое. Станция имени Кренкеля на Земле Франца-Иосифа была установлена после четырехлетнего перерыва в 2004 году. В прошлом обновлена станция Марресаля (западное побережье полуострова Ямал). Сейчас строится геофизическая станция на острове Диксон.
- Кто сейчас трудится на полярных станциях? Есть проблемы с кадрами?
- В поселковых метеостанциях сейчас ситуация нормальная: там штат почти полный. А в Арктике есть где и по два человека работают. Средняя зарплата у специалистов управления - 7-8 тысяч рублей. На полярных станциях есть такие, которые по 40-50 тысяч рублей получают, но это за счет обработки данных за отсутствующих сотрудников.
Сейчас специалисты к нам едут только из Новосибирского метеорологического училища. Да и то оно выпускает только радистов. В Сибири молодежи трудно найти работу, а мы ежегодно приглашаем по 20-25 человек. Но пока полярная сеть держится за счет ветеранов - опытных начальников станций. Одним из выходов в решении кадровой проблемы может стать активная автоматизация станций.
- Еще по каким причинам люди идут работать на полярные станции?
- Специфика нашей работы предполагает определенный контингент: человек, привыкший жить в городе, туда жить не поедет. У полярников своеобразный менталитет. Сами понимаете, восемь раз в сутки ходить на сроки - это тоже режим. Некоторые работают на станциях уже много лет и даже в отпуск редко ездят. Но есть и другие примеры. На станции острова Визе в Карском море, например, уже 30 лет работает семья москвичей Аболемовых. Они домой выезжают, на станции у них компьютер есть...
- Вы тоже ходили на сроки?
- Ходил, когда начинал работать. Я не был техником-метеорологом. Закончил Саратовский госуниверситет. Сюда приехал по собственному выбору в 1974 году. Работал в методическом отделе: ездил по сети станций, а потом, как говорится, был выдвинут на руководящую должность.
- Расскажите немного о себе.
- Моя семья - это супруга и 15-летняя дочь. Жена, как и я, сотрудник гидрометслужбы. Дочь учится в лицее с гуманитарным уклоном. Увлекаюсь литературой, искусством. Считаю, что современный руководитель не может замыкаться на своей профессии, а должен иметь достаточно обширную эрудицию. Я, например, стараюсь следить за всеми книжными новинками, за хорошими театральными постановками. Современных авторов любимых как таковых нет, но надо знать Пелевина, Быкова, Сорокина, а классику необходимо знать в первую очередь. В отпуск выезжаем по-возможности за границу, чтобы посмотреть мир. Уже побывал в Германии, Франции, Чехии, на Кубе, в Мексике. Люблю активный отдых. Два раза в неделю хожу в бассейн, и всем рекомендую. Посещаю тренажерный зал раз в неделю, чтобы все поменьше скрипело. Ну и баня обязательно!
- Как на станциях с обеспечением безопасности? Связь везде есть, оперативно помощь можете оказать?
- Мы обеспечиваем станции огнетушителями, медицинской аптечкой, везде есть связь. Но, к сожалению, случаи разные бывают. Раз в три-четыре года что-то горит. От огня пострадали станция имени Попова на острове Белом, имени Кренкеля на ЗФИ, на Диксоне, в Амдерме. Реагируем оперативно: нам помогает авиация, пограничники, геологи.
- Как часто на полярников нападают медведи?
На моей памяти был один случай нападения - в 2004 году на станции имени Кренкеля. Там построили новый модульный комплекс, судно не успело отойти, как на начальника станции напал белый медведь. До этого на острове Хейса не было людей и медведи чувствовали себя хозяевами территории, а тут видимо решили познакомиться... Начальник станции - старый полярник, выкрутился. Но хищник распорол ему лицо, руку поранил. Пострадавшего отправили на лечение в Мурманск, а через две недели он уже снова работал на станции. Нельзя сказать, что метеорологи защищены на 100 процентов. Полярник - профессия опасная.
- В сентябре на станции имени Кренкеля погиб специалист Центральной аэрологической обсерватории (Москва) при подготовке к выпуску ракеты-зонда. Соответствуют ли условия работы на станции требованиям безопасности?
- Тут комплекс причин. Мероприятие по восстановлению работ по зондированию верхних слоев атмосферы было включено в рамках МПГ. Эти работы не проводили более 20 лет, естественно навыки и условия были утеряны. Оборудование устаревшее. В этом году было запланировано шесть пусков. По предварительной оценке, трагедия произошла не при выпуске, а при сборке первой и второй ступень ракеты-зонда. Специалистам ЦАО уже за 70 лет. Начальник экспедиционной группы забыл повернуть какую-то ручку и в результате погиб. А у него за спиной было тысяча выпусков ракет...
Недавно мы завершили ремонт павильона, где происходит сборка ракет-зондов, и работа по выпускам будет продолжена. Не могу сказать, как будет дальше развиваться это направление, но программа рассчитана на восстановление зондирования ионосферы.
- На полярных станциях большие залежи старых пустых и полупустых бочек, численность которых достигает десятков тысяч. Их собираются вывозить?
- Это актуальная проблема. На островах ЗФИ с 60-70-х годов накопилось порядка 100 тысяч бочек с отходами и полуотходами. Эти земли закреплены за Министерством обороны. На следующий год будут выделены деньги на проект по рекультивации этой земли и вывоза мусора. Это огромные деньги - сотни миллионов рублей. Проведено обследование, полная картография всех загрязненных участков архипелага. На полярных станциях бочек поменьше, но пока не хватает ресурсов, чтобы все вывезти...
- Что у нас с погодой происходит? Все лето шли дожди, холодно, а как же тогда быть с глобальным потеплением?
- Ничего аномального не происходит, просто у людей короткая память. Средняя климатическая норма высчитывается один раз на 30 лет. С 70-х годов начался процесс глобального потепления в Арктике. На Севере оно тоже наблюдается. Октябрь у нас ожидается в норме с небольшим знаком плюс. В целом лето было в пределах средней климатической нормы, осадков больше ожидаемого. На зиму такой же прогноз. Мы тоже крайне недовольны, но ничего сделать не можем.
- Причину неточных прогнозов объясняют недостаточным финансированием. Наоборот дело обстоит в США. Мы к ним в этом приближаемся или нет?
- Приближаемся, но не такими темпами как хотелось бы. Американская модель финансирования гидрометслужбы - это 100 процентов средств из бюджета. По той же модели работают австралийская и китайская гидрометеослужба. А еще 15 лет назад у них было как у нас: наши приборы стояли, полярники в ватных штанах и ушанках ходили. Сейчас у них все свое, даже заводы, которые производят приборы. Например, в Китае такое внимание к гидрометеослужбе объясняется частыми стихийными бедствиями. В Австралии работает очень много автоматических станций. Но проблема дефицита бюджетных средств везде наблюдается, поэтому идет сокращение.
- Какие перспективы у Северного УГМС?
- Сейчас идет обсуждение вопроса о создании Госкорпорации севморпути, как было в 60-70 годы. Также есть предпосылки для создания Арктического управления гидрометслужбы на базе нашего Северного УГМС. Чукотка и Тикси уже обратились к руководству Росгидромета, чтобы на нас возложили завоз грузов на их станции. Также не без моего содействия НЭС «Академик Федоров» стал заходить в наш порт, потому как в Мурманске ему по разным причинам в этом отказали. «Михаил Сомов» ходил эвакуировать дрейфующую станцию «СП-35» и мы здесь проявили оперативность. Это плюс для Архангельска. Надо возвращать ему статус центра формирования и отправки арктических экспедиций.
Справка
Гидрометеорологические наблюдения в Архангельске начались в 1812 году еще при правлении Александра I. Кстати, на Соловках даже раньше. Регулярная метеорологическая сеть появилась в середине 19 века, когда в 1856 году была организована Николаевская геофизическая обсерватория. Северное УГМС считает годом cвоего основания 1912 год. Тогда при службе морских торговых портов была организована гидрометеослужба Белого моря и Северного ледовитого океана. Сеть станций на побережье организовал известный ученый, геофизик Валериан Шипчинский.
Анна ЕДЕМСКАЯ.
09/10/2008