РГАЭ, ф. 9570, оп. 2. Д. 2969. Приказ №1а УПА об анализе аварийных происшествий. 1939г. 11л.
Л. 1. Первый квартал 1939г. в работе ПА, наряду с выполнением плана, характеризуется недопустимо большой аварийностью в лётных подразделениях. …
П. 2. 15 февраля 1939г.
самолёт Якутской АГ ПС-7 Н-116 под управлением пилота 3 класса Гурьева Н.Д. вылетел с Усть-Неры в Таскан, для заброски горючего по обеспечению перелёта
Н-262, в пути потерял ориентировку и произвёл вынужденную посадку в районе Берелях, в 3-х км от аэродрома Дальстроя. При посадке повреждены шасси, которые были заменены на месте.
Из обстоятельств настоящей поломки самолёта установлено:
1. Пилоту Гурьеву Командиром Якутской АГ было приказано перед вылетом из Якутска, заброску бензина в Усть-Неру производить только из Крест-Халджая и его полёт в Таскан является самовольным изменением маршрута и невыполнением приказания Коман-ра АГ.
2. Штурман с-та Н-116 тов. Протасов М.Ф. недостаточно серьёзно подошёл к разработке маршрута полёта на Таскан, благодаря чему и была потеряна ориентировка. После потери ориентировки тов. Протасов не смог установить место нахождения самолёта, что и повлекло вынужденную посадку, а затем и поломку самолёта.
…
ПРИКАЗЫВАЮ:
По самолётам Н-116 и Н-115.а) Пилота 3 класса т. Гурьева Н.Д. за целый ряд преступных нарушений Наставления по лётной службе, приведших к поломке, а потом и к аварии самолёта – снять с лётной работы, уволить из системы Полярной авиации и привлечь к судебной ответственности через Военную Прокуратуру РККА.
б) Штурману Якутской АГ т. Протасову М.Ф. за потерю ориентировки, явившейся следствием плохой подготовки его к полётам – объявить строгий выговор.
в) К-ру Як АГ дать свои соображения о возможности дальнейшего использования т. Протасова в качестве штурмана.
г) К-ру Як АГ наложить дисциплинарное взыскание на начальников портов в Булуне и Джарджане за выпуск с-та Н-115 без сводки о погоде и при отсутствии р/связи по линии. Об исполнении донести.
д) Обратить внимание заместителя к-ра Як АГ по лётной части тов. Цуркан на недостаточное руководство с его стороны лётной работой.
е) Самолёт ПС-7 Н-115, зав. №3190 выпуска с завода 1933г, принадлежащий Якутской АГ списать с баланса последней со всеми материальными ценностями самолёта и исключить из списков СМП УПА (Основание: Аварийный акт от 1апреля 1939г).
… Начальник УПА Мазурук.