Александр Кот » 08 Май 2011 20:45
Выписки из карточек происшествий (Форма № 6) на П-5 Н-65 Якутской авиагруппы.
18.03.44 г. Вынужденная посадка, время местное 08.40, аэропорт «Теплый ключ».
Экипаж: пилот III класса Шубин Аристарх Васильевич, авиатехник II класса Геминг Лион
Описание происшествия:
«Вылетел из аэропорта «Теплый ключ» в Тол…(неразборчиво), после 15-20 минут полета мотор сбавил обороты и стал сильно трясти, решил вернуться на аэродром вылета. Оказалось, сломалось коромысло всасывающего клапана 12 цилиндра».
Заключение инженера:
«Происшествие имело место через пять часов после смены цилиндра прошедшего ремонт в мастерских Якутской авиагруппы. На цилиндре мотора М-17б была установлена верхняя тарелочка всасывающего клапана мотора М-17до не взаимозаменяемая с тарелочкой М-17б, что привело к уменьшению расстояния между верхней и нижней тарелочкой до 50 мм, что меньше допустимого минимального допустимого, в результате чего и произошла поломка коромысла. Причина – брак мастерских, допустивших неправильную сборку клапана при ремонте цилиндра».
Заключение командира отряда:
«Вынужденная посадка Н-65 произошла по вине Якутских Авиамастерских нач. т. Плюснин, выпустивших из ремонта цилиндр с неправильной сборкой клапана, вследствие чего произошла поломка коромысла всасывающего клапана».
Заключение ВРИО Гл. инженера Лыхина:
«Причиной поломки коромысел является не выполнение инструкции по переоборудованию цилиндров моторов серии «Б» на серию «Ф», предусматривающей в обязательном порядке постановку глубоких тарелочек клапанного замка с целью сохранения размера высоты пружины в собранном состоянии.
Выводы:
1. Виновниками вынужденной посадки являются мастерские как не выполнившие инструкцию.
2. Также виновными в вынужденной посадки ст. инж. отряда Морозов Е.М. и ст. а/техн. Родионов, не обеспечившие контроля при постановке цилиндров.
За слабый контроль при ремонте и монтаже цилиндров предупредить инженера мастерских Крутова и ст. инженера отряда Морозова.
Инструкцию о переоборудовании моторов с серии «Б» на «Ф» проработать с личным составом подразделений».
18.05.44 г. Поломка самолета, время московское 00.30, Якутский аэродром.
Экипаж: пилот 4 класса Зайцев Николай Павлович, бортмеханик 3 класса Романов Николай.
Описание происшествия:
«При тренировке на с-те П-5. На взлете с-т стал разворачиваться влево, я дал правой ногой, но недостаточно. С-т развернулся градусов на 30, я убрал газ, с-т выкатился на нейтральную полосу, где были доски. Одна доска попала под костыль, из-под костыля вырвалась и ударила по стабилизатору».
Заключение инженера:
«На самолете повреждена правая половина заднего лонжерона стабилизатора, происшествие относится к группе поломок».
Заключение командира отряда:
«Поломка произошла по вине пилота т. Зайцева Н., упустившего ногу при взлете, самолет развернуло в сторону и выскочил за ограничительные аэродромные знаки, где находились обрезки досок неубранные начальником порта, подхваченная струей, доска ударила по стабилизатору, пробила перкаль и повредила лонжерон. Случай произошел на тренировочных полетах. Пилоту Зайцеву поставляю на вид. Дежурные предупреждены о необходимости осмотра границ летной полосы и уборки посторонних предметов».