Николаев Николай Михайлович
Капитан.
Сын М.В. Николаева, выдающийся советский ледовый капитан, доцент. Окончив морское училище, в 1917—20 гг. плавал на гидрографических судах в Белом и Баренцовом морях. В 1921—45 гг. работал помощником капитана (третьим, вторым и старшим) и капитаном на различных ледоколах во всех морях СССР. Зимой 1931 г., командуя ледорезом "Ф. Литке", провел в Охотское море в очень тяжелых ледовых условиях суда, замерзшие в порту Аян (на западном берегу), в Охотск и Нагаево (северный берег Охотского моря). В 1934 г. на том же ледорезе прошел с востока на запад из Владивостока в Мурманск Северным морским путем в одну навигацию, причем на пути, в море Лаптевых, освободил суда Первой Ленской экспедиции, зимовавшие в проливах у о-вов Комсомольской Правды (у северного побережья п-ова Таймыр). В 1935 г. командовал ледокольным пароходом "Садко", включенным в состав Первой высокоширотной экспедиции Главсевмор-пути под начальством Г. А. Ушакова; плавал в Гренландском море, обогнул с севера Шпицберген, перешел к северному берегу Новой Земли, а затем, повернув на север, достиг 82°41" с. ш. (в то время рекордная широта для свободно плавающего судна) к северу от открытого во время этого похода о. Ушакова. В 1937—45 гг., командуя линейными ледоколами, выполнил ряд ответственных заданий. С 1945 г. перешел на преподавательскую работу; в настоящее время (1953) заведует кафедрой морского дела на судоводительском факультете Высшего Арктического Морского училища Главсевморпути.
http://www.korabel.ru/persones/detail/332.html
Капитан.
Сын М.В. Николаева, выдающийся советский ледовый капитан, доцент. Окончив морское училище, в 1917—20 гг. плавал на гидрографических судах в Белом и Баренцовом морях. В 1921—45 гг. работал помощником капитана (третьим, вторым и старшим) и капитаном на различных ледоколах во всех морях СССР. Зимой 1931 г., командуя ледорезом "Ф. Литке", провел в Охотское море в очень тяжелых ледовых условиях суда, замерзшие в порту Аян (на западном берегу), в Охотск и Нагаево (северный берег Охотского моря). В 1934 г. на том же ледорезе прошел с востока на запад из Владивостока в Мурманск Северным морским путем в одну навигацию, причем на пути, в море Лаптевых, освободил суда Первой Ленской экспедиции, зимовавшие в проливах у о-вов Комсомольской Правды (у северного побережья п-ова Таймыр). В 1935 г. командовал ледокольным пароходом "Садко", включенным в состав Первой высокоширотной экспедиции Главсевмор-пути под начальством Г. А. Ушакова; плавал в Гренландском море, обогнул с севера Шпицберген, перешел к северному берегу Новой Земли, а затем, повернув на север, достиг 82°41" с. ш. (в то время рекордная широта для свободно плавающего судна) к северу от открытого во время этого похода о. Ушакова. В 1937—45 гг., командуя линейными ледоколами, выполнил ряд ответственных заданий. С 1945 г. перешел на преподавательскую работу; в настоящее время (1953) заведует кафедрой морского дела на судоводительском факультете Высшего Арктического Морского училища Главсевморпути.
http://www.korabel.ru/persones/detail/332.html
«ДЕЛО ВОЕННОГО МОРЯКА НИКОЛАЕВА»
М. Б. Черненко
Летопись Севера, Том IV, М., Мысль, 1964 г.
http://polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=5084#p5084
Младшего из них — Н. М. Николаева — хорошо знает старшее поколение арктических моряков. Разве забыты три его замечательных плавания на «Литке» в 30-е годы: труднейший зимний Охотский поход 1931/32 г., Северо-восточную полярную экспедицию Наркомвода 1932/33 г. и, наконец, прославленный сквозной рейс из Владивостока в Мурманск по всей трассе Северного морского пути? Потом Н. М. Николаев был капитаном «Садко» во время первой высокоширотной экспедиции 1935 года, проводил эсминцы по Северному морскому пути, участвовал во многих других полярных плаваниях, командовал ледоколом «Лазарев». Большой знаток тактики ледовых навигаций, он положил немало сил на то, чтобы заложить прочные основы этой науки. В последние годы жизни, будучи руководителем кафедры судовождения Ленинградского инженерно-морского училища имени адмирала Макарова, Николай Михайлович неутомимо готовил новые кадры полярных моряков, растил смену, которая ныне водит корабли сквозь льды...