из книги А.Н. Грацианский "Уроки Севера"
Глава вторая: «Над голубыми артериями Сибири».
Встречи на Енисее
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=2432#p2432"Второго сентября, приводнившись на авиабазе Красноярска, мы увидели, как с помощью лебедки выкатывали на берег острова красиво раскрашенный длиннокрылый моноплан на поплавках. Стоя на обочине бетонной дорожки, за этой операцией следил Минин. А рядом с ним стояли члены экипажа новой машины — яркий блондин и жгучий брюнет. В них я узнал Сигизмунда Леваневского и его штурмана-радиста Виктора Левченко. Мы бросились обниматься — почти год не виделись.
— Следим за вашим дерзким перелетом, хлопцы, — сказал я друзьям. Дал Леваневскому целый ворох газет с очерченными красным карандашом телеграфными сообщениями.— Но здесь, сами понимаете, пишут чересчур коротко...
— Расскажем подробнее,— улыбнулся Сигизмунд Александрович — Вот только снимем поплавки, поставим колесное шасси и тогда полностью исповедуемся.
— Давайте перенесем «исповедь» в столовую. Есть хотим, как волки...— предложил Левченко.
— Итак, надводная часть нашего маршрута закончилась..— продолжил Леваневский нашу беседу два часа спустя, за обеденным столом, когда мы с аппетитом уплетали горячую рыбную солянку.— Теперь летим до Москвы по сухопутью.
И друзья поделились с нами впечатлениями от этого сверхдальнего рейса. Им было поручено проложить прямую воздушную линию между США и СССР, изучить условия трансконтинентального перелета из Лос-Анджелеса в Москву через Чукотку. Этот маршрут пытались освоить американские летчики, но потерпели неудачу. Вилли Пост, Бен Эйелеон и Борланд погибли, а Джемс Маттерн, как мы помним, потерпел аварию. Так что задача у советского экипажа была не из легких. Самое главное, конечно,— одолеть все путевые передряги, не выйти из строя, благополучно добраться до цели. Но этим дело не ограничивалось—нужно было извлечь из этого путешествия полезный опыт, определить места возможных промежуточных посадок, баз заправки горючим, наметить пункты оперативного метеорологического обслуживания.
Для этого рейса Сигизмунд Александрович выбрал один из самолетов, закупленных нашей страной для работы в Арктике,— моноплан инженера Жерара Вулти с мотором «Райт-циклон-52» мощностью 890 лошадиных сил. Леваневский и Левченко приняли личное участие в сборке машины — с тем, чтобы максимально приспособить ее к серьезным испытаниям. По просьбе советских заказчиков на передней кромке крыльев, стабилизаторе и киле установили антиобледенители.
Незадолго перед стартом Леваневского и Левченко приняли в Вашингтоне военный и морской министры Соединенных Штатов. Из Чикаго в столицу специально прибыл авиатор Джемс Маттерн — пожелать удачи советским друзьям. Стартовали в Лос-Анджелесе пятого августа. Первым промежуточным пунктом перелета стал Сан-Франциско. Здесь советских летчиков встретили толпы американских репортеров, мэрия города устроила в их честь банкет. Второе приводнение совершили в Тихом океане, в небольшом заливе у канадского острова Гуз-Айленд. Сели там из-за густой пелены тумана, ухудшившей видимость. Провели ночь без сна, под проливным дождем, на порывистом ветру, который мог в любой момент швырнуть самолет на скалы. Леваневский и Левченко, словно бурлаки, оттаскивали машину за якорный трос подальше от гранитных великанов. К утру шторм утих, но случилась новая беда — начался отлив, и гидроплан очутился на мели. Пришлось дожидаться прилива.
Тепло принял советских авиаторов Фербенкс — крупнейший населенный пункт Аляски. Затем —Ном, с которым их связывали воспоминания о днях, когда они доставляли сюда с Чукотки Джемса Маттерна с остатками его машины. Немало трудностей преодолели, совершая бросок через Берингов пролив, закрытый туманами... Уэлен, затем знакомое чукотское селение Ванкарем. Оно значительно разрослось, благоустроилось после челюскинской эпопеи... До бухты Тикси шли вдоль морского побережья. Приводнялись в Колючи-нской губе. А на следующей остановке, в бухте Амбарчик, их ждал приятный сюрприз: встретились с экипажем гидросамолета «СССР-Н-2» под командованием Молокова, который совершал перелет по всей трассе Северного морского пути — от бухты Провидения до Архангельска!
Полет над Леной, затем — над Ангарой... И вот Леваневский со своим верным помощником здесь, в Красноярске.
— Теперь осталось не так уж много,— подытожил Левченко.
И оба воздушных скитальца ушли на второй этаж — отоспаться перед новым этапом путешествия. Утром мы провожали их на сухопутном аэродроме, куда еще с вечера был доставлен самолет «Вулти».
О завершении этой одиссеи мы вскоре прочли в газетах, 13 сентября в Москве, на Щелковском аэродроме, Леваневского и Левченко встречали руководители партии и правительства, представители иностранных посольств и печати."