Географические координаты 69° 56′ ю.ш., 12° 55′ в.д.
Высота над уровнем моря (м) 24
Высота ложа ледника над уровнем моря (м) –116
Мощность ледника (м) 140
Расстояние от Мирного (км) 3100
Дата начала и конца полярной ночи (расчетные данные) 21.05–18.07
Дата открытия станции 10.03.1959 г.
Примечание Прибрежная станция на Шельфовом леднике Лазарева, находящемся на плаву. Законсервирована 26.02.1961 г. Научные наблюдения продолжаются на станции Новолазаревская.
Источник: Лукин В.В., Корнилов Н.А., Дмитриев Н.К., Советские и Российские антарктические экспедиции в цифрах и фактах (1955–2005 гг.) // Санкт-Петербург, ААНИИ, 2006
Дополнительно:
http://www.aari.ru/docs/press_release/20090312_rae.html
Государственное учреждение
АРКТИЧЕСКИЙ И АНТАРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (ГУ "ААНИИ")
Российская Федерация, 199397, Санкт-Петербург, ул. Беринга, 38
тел. (812) 352-1520, факс. (812)352-2688, Интернет: http://www.aari.ru
Пресс-служба: тел./факс. (812) 352-2735, эл. почта: press@aari.nw.ru
Пресс-релиз
12.03.2009 г.
10 марта исполнилось 50 лет со дня открытия форпоста отечественных научных исследований на антарктической Земле Королевы Мод. 9 февраля 1959 года дизель-электроход «Обь» под командованием капитана Дубинина А.И. подошел к ледяному припаю шельфового ледника Берега Астрид. С помощью самолета АН-6 (командир Л.И. Зотов) и вертолета МИ-4 (командир В.В. Афонин) было проведено обследование береговой области с целью выбора места для расположения новой советской антарктической станции. Она должна была получить имя командира шлюпа «Мирный» Михаила Петровича Лазарева – одного из лидеров первой русской Южно-полярной экспедиции 1819-21г.г. Именно в районе Земли Королевы Мод, в координатах 69 град. 23 мин. ю. ш. и 23 град. 05 мин. з. д. 29 (16) января 1820 года моряки шлюпа «Мирный» впервые увидели материковый лед неизвестного в то время континента, расположенного за Южным полярным кругом. Поэтому открытие в этом районе новой советской станции имело, несомненно, важные геополитические задачи. Новая станция Лазарев должна была располагаться в прибрежном районе между меридианами 10 и 12 градусов восточной долготы. Это обстоятельство было связано с необходимостью организации нового постоянного пункта наблюдений между открытыми в период Международного геофизического года 1957-58гг. (МГГ) норвежской станцией Норвегия (70 град. 30 мин. ю.ш. и 2 град. 32 мин. з.д.) и бельгийской – Король Бодуэн (70 град. 26 мин. ю.ш и 24 град. 19 мин. в.д.). После завершения работ по программе МГГ наша страна стала развивать представительную сеть антарктических станций, расположенную по периметру шестого континента. Станция Лазарев стала первым шагом в реализации этой новой национальной стратегии СССР в Антарктике.
Данные аэровизуальной разведки показали, что на заданном участке побережья отсутствует выход из скальных пород на поверхность, на которых можно было бы разметить жилые и служебные объекты новой станции. После обсуждения ситуации ответственным за организацию станции Лазарев, капитаном д/э «Обь» А.И. Дубининым, начальником морского отряда 4-й Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) океанологом, профессором В.Х Буйницким, начальником геологического отряда профессором М.Г. Равичем и начальником станции Лазарев географом Ю.А. Кручининым, было принято решение о ее строительстве на поверхности шельфового ледника на удалении 1,5 км от ледяного барьера. Положительными моментами данного выбора были: наличие благоприятных ледовых условий подхода судна для доставки станционных грузов, возможность достаточно безопасной их транспортировки от борта судна по припаю с подъемом на ледяной барьер по существующим снежникам, решение задачи по расположению станции в заданном районе побережья Антарктиды. Отрицательными моментами являлись: возможность откола части шельфового ледника, находящегося на плаву и вынужденный дрейф станции на образовавшемся айсберге, а также большая снегозаносимость станционных объектов.
9 марта все грузовые и строительные работы на станции были завершены, а 10 марта 1959 года над ней в торжественной обстановке был поднят государственный флаг СССР. На зимовку остался коллектив в составе 7 человек (начальник станции Ю.А. Кручинин, инженер-метеоролог Н.М. Макаров, врач А.Г. Розанов, инженер-аэролог Н.С. Рукавишников, старший радиотехник И.В. Озеров, механик-электрик Н.М. Комаров, техник-моторист Я.П. Полуянов).
На следующий год коллектив первой зимовки сменили полярники во главе с географом Л.И. Дубровиным, которому предстояло закрыть ее через год работы. 26 февраля 1961 года станция Лазарев была законсервирована. Это решение было связано с организацией станции-дублера в Оазисе Ширмахера, получившей название Новолазаревская. На новом месте станция располагалась на выходе скальных грунтов в окружении большого количества пресноводных озер. Оазис имел хороший выход к ледяному барьеру на побережье и на ледяной купол. Координатами станции Новолазаревская стали 70 град. 46 мин. ю.ш. и 11 град. 50 мин. в.д. Ее первым начальником стал океанолог В.И. Гербович.
В настоящее время станция Новолазаревская является одним из основных центров деятельности Российской антарктической экспедиции и международного сообщества. На ней проводятся исследования состояния приземной и свободной атмосферы, магнитосферы, околоземного космического пространства, озоносферы, состояние ледяного покрова, гидрологии и микробиологии антарктических озер, влияния физических полей неэлектромагнитной природы на биохимические реакции. На ее ледовый аэродром по международной программе DROMLAN выполняются полеты из Южной Африки транспортными самолетами ИЛ-76ТД. Этими полетами на кооперативной основе пользуются участники 11 национальных антарктических программ, представляющих Бельгию, Великобританию, Германию, Индию, Нидерланды, Норвегию, Россию, Финляндию, Швецию, ЮАР и Японию. Эпизодически в этой программе принимают участие экспедиции Аргентины, Китая, Италии и США. На днях (9 марта 2009г.) НЭС «Академик Федоров» закончил грузовые операции по снабжению станции Новолазаревская 54-й РАЭ. Ее начальником в этой экспедиции станет метеоролог В.М. Вендерович.
Пресс-служба ААНИИ - 12.03.2009 г.
© ААНИИ - 2009
12.03.2009 г.
10 марта исполнилось 50 лет со дня открытия форпоста отечественных научных исследований на антарктической Земле Королевы Мод. 9 февраля 1959 года дизель-электроход «Обь» под командованием капитана Дубинина А.И. подошел к ледяному припаю шельфового ледника Берега Астрид. С помощью самолета АН-6 (командир Л.И. Зотов) и вертолета МИ-4 (командир В.В. Афонин) было проведено обследование береговой области с целью выбора места для расположения новой советской антарктической станции. Она должна была получить имя командира шлюпа «Мирный» Михаила Петровича Лазарева – одного из лидеров первой русской Южно-полярной экспедиции 1819-21г.г. Именно в районе Земли Королевы Мод, в координатах 69 град. 23 мин. ю. ш. и 23 град. 05 мин. з. д. 29 (16) января 1820 года моряки шлюпа «Мирный» впервые увидели материковый лед неизвестного в то время континента, расположенного за Южным полярным кругом. Поэтому открытие в этом районе новой советской станции имело, несомненно, важные геополитические задачи. Новая станция Лазарев должна была располагаться в прибрежном районе между меридианами 10 и 12 градусов восточной долготы. Это обстоятельство было связано с необходимостью организации нового постоянного пункта наблюдений между открытыми в период Международного геофизического года 1957-58гг. (МГГ) норвежской станцией Норвегия (70 град. 30 мин. ю.ш. и 2 град. 32 мин. з.д.) и бельгийской – Король Бодуэн (70 град. 26 мин. ю.ш и 24 град. 19 мин. в.д.). После завершения работ по программе МГГ наша страна стала развивать представительную сеть антарктических станций, расположенную по периметру шестого континента. Станция Лазарев стала первым шагом в реализации этой новой национальной стратегии СССР в Антарктике.
Данные аэровизуальной разведки показали, что на заданном участке побережья отсутствует выход из скальных пород на поверхность, на которых можно было бы разметить жилые и служебные объекты новой станции. После обсуждения ситуации ответственным за организацию станции Лазарев, капитаном д/э «Обь» А.И. Дубининым, начальником морского отряда 4-й Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) океанологом, профессором В.Х Буйницким, начальником геологического отряда профессором М.Г. Равичем и начальником станции Лазарев географом Ю.А. Кручининым, было принято решение о ее строительстве на поверхности шельфового ледника на удалении 1,5 км от ледяного барьера. Положительными моментами данного выбора были: наличие благоприятных ледовых условий подхода судна для доставки станционных грузов, возможность достаточно безопасной их транспортировки от борта судна по припаю с подъемом на ледяной барьер по существующим снежникам, решение задачи по расположению станции в заданном районе побережья Антарктиды. Отрицательными моментами являлись: возможность откола части шельфового ледника, находящегося на плаву и вынужденный дрейф станции на образовавшемся айсберге, а также большая снегозаносимость станционных объектов.
9 марта все грузовые и строительные работы на станции были завершены, а 10 марта 1959 года над ней в торжественной обстановке был поднят государственный флаг СССР. На зимовку остался коллектив в составе 7 человек (начальник станции Ю.А. Кручинин, инженер-метеоролог Н.М. Макаров, врач А.Г. Розанов, инженер-аэролог Н.С. Рукавишников, старший радиотехник И.В. Озеров, механик-электрик Н.М. Комаров, техник-моторист Я.П. Полуянов).
На следующий год коллектив первой зимовки сменили полярники во главе с географом Л.И. Дубровиным, которому предстояло закрыть ее через год работы. 26 февраля 1961 года станция Лазарев была законсервирована. Это решение было связано с организацией станции-дублера в Оазисе Ширмахера, получившей название Новолазаревская. На новом месте станция располагалась на выходе скальных грунтов в окружении большого количества пресноводных озер. Оазис имел хороший выход к ледяному барьеру на побережье и на ледяной купол. Координатами станции Новолазаревская стали 70 град. 46 мин. ю.ш. и 11 град. 50 мин. в.д. Ее первым начальником стал океанолог В.И. Гербович.
В настоящее время станция Новолазаревская является одним из основных центров деятельности Российской антарктической экспедиции и международного сообщества. На ней проводятся исследования состояния приземной и свободной атмосферы, магнитосферы, околоземного космического пространства, озоносферы, состояние ледяного покрова, гидрологии и микробиологии антарктических озер, влияния физических полей неэлектромагнитной природы на биохимические реакции. На ее ледовый аэродром по международной программе DROMLAN выполняются полеты из Южной Африки транспортными самолетами ИЛ-76ТД. Этими полетами на кооперативной основе пользуются участники 11 национальных антарктических программ, представляющих Бельгию, Великобританию, Германию, Индию, Нидерланды, Норвегию, Россию, Финляндию, Швецию, ЮАР и Японию. Эпизодически в этой программе принимают участие экспедиции Аргентины, Китая, Италии и США. На днях (9 марта 2009г.) НЭС «Академик Федоров» закончил грузовые операции по снабжению станции Новолазаревская 54-й РАЭ. Ее начальником в этой экспедиции станет метеоролог В.М. Вендерович.
Пресс-служба ААНИИ - 12.03.2009 г.
© ААНИИ - 2009