Самый молодой Герой. Наш!
28 ноября исполнилось 95 лет со дня рождения Николая Сергеевича Шарыпова - Героя Советского Союза, первого из уроженцев Архангельска, удостоенного этой высшей степени отличия в СССР. Почему же большинству архангелогородцев неизвестно это имя?
Отцы-создатели Козьмы Пруткова среди 262 афоризмов, придуманных от его имени, сочинили и такой: «Что имеем - не храним; потерявши - плачем». Похоже, за полторы сотни лет с сочинения этого афоризма мы твердо продолжаем следовать первой его части, но о потерях разучились сожалеть. Память о Шарыпове, точнее, забвение памяти о нем в городе, где он родился и вырос, - один из множества тому примеров.
Чем же прославил наш город Николай Шарыпов? И вправе ли мы им гордиться сегодня?
3 февраля 1940 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза участникам дрейфа на ледокольном пароходе «Георгий Седов». В нем говорилось: «За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Наградили этим указом все 15 человек последнего состава экипажа «Георгия Седова». Случай этот остался единственным в истории как гражданского, так и военного флотов нашей Родины! Самым младшим в том экипаже был Николай Сергеевич Шарыпов.
Он не только все 812 суток провел в дрейфе, но был одним из самых полезных его участников, чем заслужил от капитана Константина Сергеевича Бадигина, скупого на похвалу других, редкую характеристику: «замечательный выдумщик, мастер на все руки, отважный человек».
Когда же и благодаря чему успел стать «мастером на все руки» кочегар 1го класса Коля Шарыпов, отправившийся из Архангельска 16 июня 1937 года с экспедицией на «Георгии Седове» для изучения проливов, ведущих из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское? Ведь в момент отплытия Николаю был всего 21 год.
Он рано начал трудовую жизнь. После шестого класса школы №6 в Архангельске Николай работал погонщиком на лесозаводе: верхом на лошадях из реки вытаскивал на берег бревна. Поступив в Школу морского ученичества (ныне это Морской профессиональный лицей им. Героя Советского Союза С.Н. Орешкова), практики проходил матросом на морском буксире, кочегаром на землесосе «Орел» и на землечерпалке «Чернышевский». Окончив ШМУ, Николай на три месяца едет с другом Степой Котловым на Новую Землю собирать яйца кайр. По возвращении работает как слесарь и механик на «Красной кузнице» на восстановлении пролежавшего 16 лет на дне Кандалакшского залива «Садко». Но мечтает о море, дальних плаваниях. В мае 1934 года дневальным поступает на ледокольный пароход «Георгий Седов», где вскоре сдает экзамены на кочегара второго, а затем и первого класса. Запоем читает в редкие свободные минуты.
В рейсе «Георгия Седова» 1937 года, перешедшем в легендарный дрейф через весь арктический бассейн из моря Лаптевых в Гренландское, он настойчиво учится и сдает экзамены на машиниста первого класса, а вскоре становится и старшим машинистом.
29 августа 1938 года после вывода из дрейфа ледоколом «Ермак» пароходов «Малыгин» и «Садко» на «Георгий Седов» с «Садко» для продолжения научных наблюдений переходит студент Гидрографического института Главсевморпути Виктор Буйницкий. Под его научным руководством экипаж «Георгия Седова» в дополнение к своим огромным судовым обязанностям (ведь экипаж был сокращен в три раза - с 43 до 13 человек!) будет проводить еще научные наблюдения и исследования. Часть наблюдений возьмут на себя капитан Константин Сергеевич Бадигин и старший штурман Андрей Георгиевич Ефремов, единственный в их составе специалист с законченным высшим образованием. Каждый подберет себе помощников из команды. Капитан Бадигин себе в «ассистенты» возьмет самого молодого в экипаже - Николая Шарыпова! О том, что о выборе этом ему не пришлось пожалеть, нам уже известно по его лаконичному отзыву о Николае.
Кем только не приходилось в дрейфе быть Николаю. В 1940 году он вспоминал: «Я научился шить, стирать, чинить обувь, печь хлеб, варить обеды (мне приходилось иногда заменять Мегера (кока - Л.Б.), резать и гнуть стекло, делать жестяные трубы для камельков, малярничать, печатать на пишущей машинке, управлять киноаппаратами двух систем (на «Седове» было 50 кинолент. - Л.Б.), проводить электричество, работать на токарном станке... Я даже стал немного водолазом. Мы научились промерять глубины океана и брать пробы донного грунта. Все мы стали немного научными работниками...».
Став Героем за коллективный подвиг, Николай Шарыпов отличился и персонально. В ночь с 26 на 27 сентября 1938 года напор льда стал быстро заваливать «Георгия Седова» на правый борт. При крене в 18° через отверстие в борту для откачки воды из запасного холодильника в корпус судна начала поступать забортная вода. На неисправность клапана, который должен был не допускать просачивания воды снаружи, капитану Бадигину еще 29 августа указал уходивший на «Ермаке» в Архангельск старший механик «Георгия Седова» Николай Розов, тоже наш земляк. Но неопытный капитан забыл об этом на целый месяц! А всего-то надо было в спокойной обстановке спуститься матросу за борт и забить злополучное отверстие деревянным кляпом. Но Бадигин не распорядился это сделать, и пришла большая беда...
Чем сильнее лед давил в левый борт, тем больше судно валилось на правый, тем глубже в воду погружалось злополучное отверстие и с еще большим напором в трюм устремлялась вода. Котлы были погашены, что не давало возможности включить водоотливные средства машины. Ручной пожарной помпой команда откачивала до 10 тонн воды в час, когда поступало ее на борт гораздо больше. В этот момент наши земляки механик Сергей Токарев и машинист Николай Шарыпов проявили чудеса изобретательности и героизма. Они спустились за борт, чтобы попытаться заткнуть снаружи дыру паклей, обмазанной тавотом.
Шел третий час ночи 27 сентября. Температура воздуха была минус 12 градусов, а воды - минус 1,5° по Цельсию. Сперва Токарев, держась за выступы железных листов обшивки борта, находясь по горло в воде, пытался ногами нащупать глубоко уже ушедшее под воду отверстие. Но уловить течение устремляющейся в корпус судна воды «мешали толстые яловочные сапоги: из-за них ноги не чувствовали движения воды». Пришлось, держась одной рукой за лист, другую опустить в воду по плечо, - рассказывал позже Токарев. - Пальцами мне удалось нащупать отверстие. Шарыпов кинул мне паклю, промазанную тавотом. Она подплыла ко мне. Я обмял ее... и сунул в отверстие... Шарыпов помог мне выбраться.
...Мы решили, что нужна еще одна пробка из пакли... и Шарыпов спустился в воду... Порыв ветра согнал пар с воды, и я увидел, какой опасности подвергается Шарыпов. Льдина, на которой я стоял, находилась под острым углом кораблю. Вместе с бортом лед как бы составлял ножницы. Эти огромные ножницы то расходились, то опять сходились, и мне казалось, что они вот-вот сомкнутся и раздавят Николая.
Я напряженно следил за движением льда, чтобы вовремя выдернуть из воды Шарыпова. Моя одежда смерзлась... Костюм трещал, хрустел, и в нем все труднее было шевелиться...
Судно накренилось еще больше, и Николаю пришлось спуститься под воду с головой... Он вынырнул и закричал: «Все в порядке!» В руках у него не было пакли. «Все в порядке», - задыхаясь, повторил он и поплыл саженками к льдине».
После успешно завершенного дрейфа на седовцев обрушилась всенародная слава. Как и его товарищи, Николай Шарыпов был удостоен медали «Золотая Звезда», ордена Ленина, награды в 25000 рублей, что в ту пору было равно двухлетней зарплате капитана судна. Первыми в СССР седовцы были удостоены звания «Почетный полярник» и стали кавалерами значков с таким названием. Фильм об их подвиге начал снимать еще в Арктике прибывший на ледоколе «Иосиф Сталин» легендарный документалист Роман Кармен. Был снят и другой фильм о встрече седовцев в Москве.
Их портреты и статьи о них публиковали центральные и местные газеты. Медицинское обследование их проводили кремлевские врачи в правительственном санатории «Барвиха». Затем до начала марта они отдыхали в доме отдыха «Братцево», где прикомандированные к ним стенографистки записали их воспоминания о жизни и работе в дрейфе, вышедшие сборником «Рассказы седовцев». Шарыпов стал и обладателем привилегии королей: на марке почты СССР №732 был помещен и его портрет, так и оставшийся единственным изображением уроженца Архангельска на почтовой марке страны.
О дальнейшей судьбе Шарыпова известно немного. В 1940 году зачислен студентом в Промакадемию в Москве, элитное учебное заведение, готовившее, как тогда говорили, «командиров производства». Закончить его помешала война. Служил сперва на Северном флоте. Добровольцем в составе морской пехоты ушел защищать Сталинград, где, будучи старшиной 2-й статьи, служил в офицерской должности - командовал взводом разведки. Награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями. После тяжелого ранения и госпиталя в начале 1943 года долечиваться направили в Архангельск. Ходил машинистом на судах. Затем жил и работал в Москве. В 1966 году приезжал в Архангельск на торжественную встречу из последней, 57-й навигации ордена Ленина ледокольного парохода «Георгий Седов».
Потом в Москве пришла беда. Оборвался или соскользнул строп, когда к месту монтажа кран заводил на 16-й этаж бетонную плиту. Не задумываясь, как когда-то нырял, спасая «Георгия Седова» и седовцев, Николай Сергеевич вновь заслонил собой других... Получил тяжелые травмы, ему ампутировали ногу.
Если верить сообщению справки о нем во втором томе двухтомника Воениздата «Герои Советского Союза» 1988 года, то умер Н.С. Шарыпов 16 декабря 1979 года. Пишу об этом не без сомнения, так как в той справке из 108 слов о нашем Герое я уже обнаружил 18 ошибок начиная со дня его рождения, отнесенного к 19 декабря 1915 года. На самом деле он родился не тогда.
В архиве Архангельского областного управления ЗАГС хранится «Метрическая книга Спасо-Введенского прихода» за 1915 год. В ней под №107 произведена запись, что родившегося у четы Шарыповых 15 ноября мальчика крестили 22 ноября и нарекли «Николай, въ честь св. Николая, празднуемаго церковiю 6 декабря».
Просмотрев биографии всех Героев в упомянутом двухтомнике Воениздата 1987-1988 годов, пришел к выводу, что никто за мирный подвиг не был удостоен звания Героя Советского Союза в возрасте более юном, чем уроженец Архангельска Николай Сергеевич Шарыпов! Это дает основание еще больше гордиться нашим земляком.
Что же напоминает сегодня в Архангельске о первом его уроженце, удостоенном высшей степени отличия Родины? Пять лет назад, в канун 60-летия Победы, усилиями почетного гражданина Архангельска, в ту пору директора гимназии №6 Владислава Дмитриевича Иванова, на стене гимназии, правопреемницы школы №6, шесть классов которой окончил Николай Шарыпов, была установлена мемориальная доска в его честь.
Тщетно мы будем искать в Архангельске улицу Шарыпова. Ее нет. Нет его имени и на стеле Героев, как не найдем на ней имен еще более пятидесяти (!) Героев Советского Союза, не выявленных краеведами к моменту ее создания и просто пропущенных в спешке. Думаю, звание города воинской славы обязывает нынешнее руководство города внимательнее, чем это делали их предшественники, отнестись к памяти людей, принесших славу нашему краю и стране. Следует подумать и о том, чтобы на одном из капитальных зданий по ул. Поморской, на которой Николай Шарыпов жил в пору детства и юности, тоже установить памятную доску в его честь.
© Леонид БОЙКО. историк. 01/12/2010http://pravdasevera.ru/?id=1051780270