«Ермак», линейный ледокол

От ладьи и коча до атомохода.

«Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Февраль 2009 11:43

Интересно получилось, из двух архивов:

Фотография из архива дублера капитана а/л "Ленин" с 63 г. Вавилова Евгения Анисимовича
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=1078

Изображение

Из истории морского флота. Подборка статей из ж. "Морской флот" за 91-94гг.
Г.Нулин, Встреча в проливе Вилькицкого


Капитан атомного ледокола "Ленин" Борис Макарович Соколов вспоминает:

"После ледовых испытаний наш ледокол взял курс к проливу Вилькицкого и 19 августа 1960 г. встретился с ледоколом "Ермак", который вел на буксире пароход "Кубань". Лед был довольно тяжелый, и старый ледокол с большим трудом тащил пароход. Мы подошли и оказали помощь. Это была наша первая проводка".

Знаменательная встреча двух ледоколов - один из прошлого века, еще на твердом топливе, и другой современный с атомной энергетической установкой.

История атомного ледокола только начиналась, а старого "Ермака" подходила к концу. До списания ему оставалось всего 4 года...

Строительство ледоколов началось в России еще в 60-х годах прошлого века. С их помощью навигация в замерзающих портах значительно продлевалась.

Адмирал С. О. Макаров, авторитетный ученый во многих отраслях науки и техники, впер-' вые предложил построить ледокол, способный проводить суда не только в замерзающих портах, но и через тяжелые льды Арктики в устья сибирских рек Оби и Енисея. Он изучает льды в Карском море, на Енисее, знакомится с работой существующих ледоколов, собирает и систематизирует материалы полярных экспедиций, выступает с лекциями, пропагандируя свою идею покорения Арктики с помощью ледокола.

Академик А. Н. Крылов отмечал: "Из всех предлагавшихся Макаровым изобретений и нововведений на пользу русского флота, идея постройки ледокола вызвала едва ли не самое сильное и упорное противодействие. В числе его противников были и адмиралы, и финансисты...". Однако энергичного Макарова ничто не могло остановить. Большой интерес к постройке ледокола возник у Д. И. Менделеева, который разделял многие научные идеи Макарова. Благодаря поддержке Менделеева и влиянию общественного мнения была создана комиссия для разработки проекта и тактико-технических заданий ледокола.

Комиссию возглавил С. О. Макаров, он же и предложил строить ледокол в Англии.

Спуск на воду доселе невиданного корабля состоялся 29 октября 1898 г. в Ньюкасле. Жена первого капитана ледокола Мария Николаевна Васильева разбила бутылку шампанского о форштевень корабля и нарекла его именем "Ермак". Что же собой представлял новый ледокол, к которому приковано было внимание общественности и прессы. При длине 92,5 м (впоследствии корпус увеличили на б м) ширина его составляла 21,8 м, высота борта 12 м, осадка 7,9 м, толщина ледового пояса 29 мм.

Водоизмещение около 10 000 т. Корпус с красивыми обводами увенчивался двумя высокими (по 16 м) трубами. Четыре паровых машины по 2500 л. с. каждая позволяли ему развивать скорость по чистой воде до 16 узлов. Расход угля составлял около 100 т в сутки. Экипаж состоял из 186 человек.

Адмирал Макаров неоднократно приезжал в Ньюкасл, чтобы лично контролировать строительство ледокола. Он внес много полезных усовершенствований, проявлял большую заботу о бытовых условиях экипажа. 3 марта 1899 г. на "Ермаке" был поднят русский флаг. А через 10 дней на подходе к Кронштадту "Ермак" впервые встретил сплошной лед, который он легко преодолел. Огромные толпы народа восторженно встречали ледового богатыря. Менделеев послал телеграмму Макарову: "Лед, запирающий Петербург, вы победили. Поздравляю, ждем такого же успеха в полярных льдах".

В первый арктический рейс "Ермак" вышел в середине июня того же года.

Макаров разработал большую научную программу экспедиции. "С первого же входа во льды обнаружилось, что ледокол, вопреки мнению многих, может справляться с полярными льдами. "Ермак" прошел 230 миль в условиях, в которых другой корабль не мог бы тронуться с места; но корпус ледокола оказался недостаточно крепок для борьбы с полярными твердынями, и наступил период реакции, когда "Ермаку" и его инициатору досталось очень трудно" - так писал адмирал о первых плаваниях своего детища в Северном Ледовитом океане. Получив пробоину в носовой части от столкновения со льдиной, "Ермак" возвратился в Ньюкасл на ремонт. Была создана комиссия для исследования повреждений. Члены комиссии - противники Макарова - постановили, что ледокол непригоден по общей слабости корпуса для работы в арктических льдах. После ремонта и подкрепления корпуса "Ермак" прибыл в Кронштадт.

Зима 1899-1900 гг. выдалась на редкость суровой. Ледокол занимался проводкой судов в Финском заливе.

Капитаны торговых судов не имели представления, как ходить за ледоколом. Уже тогда Макаров применил проводку судов во ЛЬДУ на коротком буксире... В снежную бурю новый броненосец "Генерал-адмирал Апраксин" вылетел на камки у острова Гоглаид. Не подоспей вовремя "Ермак", броненосец неминуемо разбился бы о камни. При спасательных работах впервые применили беспроволочный телеграф, изобретенный А. С. Поповым. Затем "Ермак" спас рыбаков, унесенных в море на льдине.

В январе 1901 г. "Ермак" подвергся большой переделке. Ему заменяли носовую часть, убрали носовые машины и два котла, шпангоуты поставили перпендикулярно обшивке. Корпус его значительно удлинился и стал прочнее.

Ледокол снова проводит суда в Финском и Рижском заливах... Макаров все-таки добивается разрешения снова выйти в Арктику. В июне "Ермак" берет курс к Новой Земле.

Попав в тяжелую зону торосистых льдов, он почти на месяц оказался в ледовом плену. Когда сжатие льдов прекратилось, "Ермак" направился к Земле Франца-Иосифа и в начале сентября возвратился в Тромсе. Несмотря на удачное плавание и собранный научный материал, дальнейшие плавания "Ермака" в Арктике были окончательно запрещены. Попыткам Макарова при помощи ледокола наладить регулярные плавания судов вдоль "фасада нашей родины", пройти к Северному полюсу, изучать Арктику был положен конец.

Последний раз С. О. Макаров побывал на "Ермаке" 26 ноября 1903 г. незадолго до своей гибели.

Его детище ледокол "Ермак" пережил своего создателя на 60 лет.

За эти годы он провел тысячи судов через тяжелые льды Арктики. Не одно поколение моряков воспитано на этом славном и легендарном ледоколе. В 1яарте 1948 г. был торжественно отмечен 50-летний юбилей "дедушки" ледокольного флота. Ледокол "Ермак" был награжден орденом "Ленина".

http://bookz.ru/authors/skragin-lev/skrnul02/page-7-skrnul02.html
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

«Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Март 2009 11:26

[ "Арктическая звезда" №2(7611) февраль 2009 ]

 Kapitani_Ermaka.jpg
Капитаны «Ермака»
Валентина КАРЕПОВА.

О создателе первого в мире полярного ледокола «Ермак», построенного 110 лет назад, адмирале С.О. Макарове написано множество книг. С этим именем связано формирование лучших традиций морского флота России. 65 лет активно работал ледокол, умножая славу своего создателя. Секрет долголетия ледокола, как считают специалисты, заключался в его грамотной эксплуатации, в заботе моряков о судне, его системах. Это неоспоримо, как и то, что на мостик «Ермака» за долгие годы его работы поднимались и вели ледокол на штурм полярных льдов знаменитые капитаны.

Летом 1898 года на постройку ледокола выехал в Ньюкасл первый капитан «Ермака» Михаил Петрович Васильев, образованный моряк и хороший командир. Спуск ледокола на воду состоялся 17 октября 1898 года. В кают-компании ледокола весь период его эксплуатации висела большая фотография, запечатлевшая торжественный момент его «крещения». Крестной матерью ледокола стала Мария Николаевна Васильева, жена капитана.

19 февраля (3 марта по новому стилю) на «Ермаке» был поднят Российский флаг. И в первых арктических плаваниях ледоколом командовал М. Васильев. Его профессионализм высоко ценил С. Макаров. Адмирал и капитан были единомышленниками. После окончания Морского корпуса Васильев служил на фрегате «Минин», на клипере «Абрек», канонерской лодке «Морж» и корвете «Витязь». В Беринговом, Охотском и Японском морях производил гидрографические работы и описывал берега Дальнего Востока. Его именем названы острова в Карском и Японском морях. С началом русско-японской войны Михаил Петрович был направлен в Порт-Артур, где служил при штабе С.О. Макарова флаг-офицером. Погиб он одновременно с адмиралом на броненосце «Петропавловск».

После Васильева на капитанский мостик «Ермака» поднялся Николай Николаевич Коломейцов, известный исследователь Арктики, участник последней экспедиции Толля, которая отправлялась на поиски Земли Санникова. Это под его руководством в 1900-1902 году «Заря» совершила переход из Петербурга в Карское море. Всего два года командовал ледоколом Коломейцов, затем он участвовал в русско-японской войне, в Цусимском сражении. Николай Николаевич работал в комиссии по организации исследований Северного морского пути на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», командовал броненосцем «Слава». В 1914 г. был назначен начальником бригады крейсеров Балтийского флота, руководил Чудской озерной флотилией. В 1917 году этот замечательный моряк был арестован, затем бежал в Финляндию. В годы Гражданской войны командовал отрядом судов на Черном море.

В 1920г. эмигрировал во Францию.

В 1904 году в командование «Ермаком» вступил капитан Рудольф Карлович Фельман. Несмотря на плохое техническое состояние, ледокол был включен в состав эскадры, уходящей на Дальний Восток. Ему поручалась роль угольного транспорта. Капитан неоднократно докладывал о неисправности дейдвудных валов. Но участие в походе не отменялось. На пятые сутки похода отказала кормовая машина. Ледокол остановился. С флагманского броненосца что-то сигнализировали, но невозможно было разобрать значение флагов, и капитан на шлюпке выехал на флагманский корабль. Внезапно раздались оружейные выстрелы. Разгневанный адмирал Рожественский -начальник Главного морского штаба приказал открыть огонь по «Ермаку», предполагая намеренное неисполнение приказа. Фельмана обвинили в неумении управлять судном и в злостном неподчинении. «Ермак» был возвращен в Либаву, и это спасло ледокол от верной гибели в Цусимском проливе.

На смену Фельману был направлен капитан Гасабов, который не принял революцию и в эстонском порту Таллин покинул судно. Командование принял штурман Тульский, работавший на ледоколе со дня его постройки. На «Ермаке» крепла дисциплина, восстанавливались хорошие традиции, подбиралась опытная команда. О ледовых победах «Ермака» стало известно за границей.

С 1911 по 1928 год командиром ледокола был Владимир Дмитриевич Селенинов, уроженец города Архангельска. Данных о его деятельности в нашем архиве, к сожалению, нет. Известно, что умер он 4 июля 1928 года в собственной квартире.

Осенью 1928 года в командование ледоколом вступил Павел Акимович Пономарев. Ему едва исполнилось 30 лет. Коренной помор, уроженец Онежской губернии с детства был связан с морем. Он только что возвратился из исторического похода на «Красине» по спасению экспедиции Нобиле. Необычайно сильные морозы сковали в тот год все Балтийское море. Морская торговля Германии была парализована. Сотни судов были зажаты льдами. Гамбургский синдикат судовладельцев обратился к советскому правительству за помощью, прося направить на спасение судов «Ермак». За ту зиму было спасено более 500 судов.

Немцы уплатили за аренду ледокола около миллиона марок. Германская пресса называла деятельность экипажа подвигом, а капитану присвоили почетное звание «ледового аса».

«Капитан «Ермака» творит чудеса», - утверждали спасенные моряки, подчеркивая, что околка льда производилась в 2-3 метрах от их борта. Капитан при этом не допустил ни единого столкновения или навала. Павел Акимович стал популярным персонажем хроник, репортеры отмечали, что капитан свободно говорит на трех языках, рассуждали о высоком мастерстве ледовой проводки, и все эти восторженные отзывы звучали в адрес человека, едва успевшего стать капитаном.

Ледокол «Ермак» и атомоход «Ленин» - первое и последнее суда, которыми командовал Пономарев. Ему было 63 года, когда его назначили капитаном первого в мире ледокола с атомной энергетической установкой. На седьмом десятке лет осваивать новую технику не просто. Но он успешно сдал экзамен на управление ею, активно вмешивался в строительство ледокола. По его инициативе была изменена форма надстройки, система компоновки грузовых устройств и т.д. Навигация 1960 года стала последним рейсом для капитана. Судно прокладывало курс не по разводьям, Пономарев искал сплоченные торосистые льды.

«Ленин» выдержал эксперимент. В той навигации капитан провел через пролив Вилькиц-кого 38 речных судов.

Пономарев не признавал закрытой рубки и управлял атомоходом с ходового мостика. Врачи не раз предупреждали, что при его полиартрите мерзнуть нельзя. Но он иначе не мог. Стоял на морозе по 4 часа. Последнее плавание продолжалось сто дней, а это значит, что капитан провел на открытом воздухе не менее 800 часов.

Вахты на морозе подорвали здоровье капитана, и в 1970 году его не стало. Мурманчане высоко оценили вклад Павла Пономарева в освоение Арктики, назвав одну из улиц города его именем.

В декабре 1934 года в командование «Ермаком» вступил В.И. Воронин. Вся страна знала Владимира Ивановича. Он плавал на парусных судах в Белом море, участвовал в первых Карских экспедициях, командовал зверобойными судами, совершил немало смелых походов в высокие широты Арктики. С его именем связано плавание «А.Сибирякова», прошедшего в 1932 году в одну навигацию Северным морским путем с запада на восток, экспедиция на пароходе «Челюскин». Под его командованием ледокол принял участие в спасение четверки папанинцев.

В 1938 году Воронин был направлен на новый ледокол «И.Сталин», и на мостик «Ермака» поднялся Михаил Яковлевич Сорокин. Это был отличный, высокообразованный капитан с огромным практическим опытом. Участник Цусимского сражения. Он возглавлял проводку судов в первых Ленских экспедициях и хорошо знал Арктику. Все годы своей работы Сорокин пользовался исключительной любовью и уважением всего экипажа как гуманный и взыскательный командир, сочетавший заботу о людях с требовательностью и умением организовать команду. В этом году экипаж «Ермака» выполнил труднейшую задачу по выводу из дрейфа зимовавших в Арктике ледокольных судов «Садко» и «Малыгин». Во время похода к «Седову» была достигнута рекордная широта 83 градуса 5 сек. До полюса оставалось всего 415 миль. Ни один корабль в свободном плавании не достигал раньше таких широт.

Великая Отечественная война застала «Ермак» в Ленинградском порту. Весь экипаж был мобилизован. Под огнем немецких батарей ледокол совершал опасные рейсы, поддерживая связь с передовыми позициями. 23 сентября 1941 года «Ермак» стоял в Кронштадте на Большом рейде. 36 самолетов избрали его своей мишенью. На мостике командовал Сорокин. Он уверенно маневрировал ледоколом, уклоняясь от попаданий. Искусство и хладнокровие старого капитана спасли ледокол - ни одна бомба не попала на судно. После боя капитан спустился отдыхать, и только на следующий день ермаковцы узнали, что вчерашний налет не прошел бесследно. Михаил Яковлевич лишился слуха - барабанные перепонки не выдержали оглушительного грохота боя.

Окончание: viewtopic.php?f=4&t=595&start=25#p14018
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

НА «ЕРМАКЕ» ВО ЛЬДАХ К СЕВЕРУ ОТ ШПИЦБЕРГЕНА

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Май 2009 16:33

 Художник_Столица на борту Ермака.jpg
На «Ермаке» во льдах к северу от Шпицбергена
Е. И. Столица

Замечательные плавания ледокола «Ермак» 1899 года вошли яркой страницей в историю полярных исследований конца XIX века. Спутником адмирала Степана Осиповича Макарова в этих плаваниях был художник Евгений Иванович Столица.

В своей книге «Ермак» во льдах» С. О. Макаров писал о нем: «Художник Евгений Иванович Столица, ученик профессора Куинджи, рекомендован был мне вице президентом императорской Академии художеств графом Толстым. Он так пристрастился к полярной природе, что целые дни проводил в торосах, и мы часто впоследствии побаивались, чтобы какой-нибудь любопытный белый медведь не обеспокоил его своим нежданным посещением в то время, когда он, увлекаясь, писал природу, среди которой они живут».

Е. И. Столица оставил интересные записи о плаваниях «Ермака» в 1899 году. Раньше они не публиковались. Ниже они печатаются полностью.

Е. И. Столица родился в 1870 году в б. Херсонской губ. В 1888 году поступил в Петербургскую академию художеств. Еще во время прохождения курса он обратил на себя внимание как талантливый художник. В 1893 году ему была присуждена премия Общества поощрения художеств. После окончания в 1894 году Академии был оставлен еще на три года для усовершенствования в мастерской профессора Куинджи. Его дипломная картина «В саду» была приобретена Академией художеств и находится с 1898 года в Куйбышевском городском музее.

В начале ноября 1899 года, когда «Ермак» вернулся в Кронштадт, художник сразу же уехал на родину, где напряженно работал, чтобы скорее воплотить в картинах полученные им во время экспедиции яркие впечатления.

Написанная им вскоре картина «Ледокол «Ермак» была выставлена на Весенней выставке в Академии художеств и имела большой успех. Она была отправлена в русский отдел Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Затем эту картину приобрел Берлинский национальный музей. Из других картин на арктические темы, также имевших большой успех благодаря новизне темы и мастерскому исполнению, надо отметить «В царстве белых медведей», «Звероловы о. Шпицбергена», «Чайки на приволье», «Блуждающий медведь», «Полярное лето» и другие, выставлявшиеся на весенних выставках последующих лет.

С 1892 по 1917 год Е. И. Столица был постоянным участником весенних выставок Академии художеств, причем ежегодно избирался в состав жюри выставок. С этих выставок две его_картины поступили в Третьяковскую галерею и ряд картин в музеи других городов (Горький, Куйбышев, Пенза, Казань, Днепропетровск, Николаев и др.). Кроме того, некоторые были представлены на выставках южно-русских художников в Одессе, а также в Париже, Риме, Вене, Праге, Венеции, Питсбург, на международной выставке 1905 года в Мюнхене, а также на Международной выставке в Бельгии. На многих выставках Е. И. Столице были присуждены медали.

Во время русско-японской войны 1904—4905 годов, работая в Порт-Артуре, Е. И. Столица написал серию батальных картин.

В 1908 году он был одним из организаторов Общества имени Куинджи, в 1909 году ему присвоили звание академика живописи.

После Октябрьской революции Е. И. Столица стал одним из организаторов Сергиевского филиала АХРР, на выставках которого представил около 100 своих работ.

Особо была отмечена его картина «Мавзолей ночью».

Художник отличался исключительной трудоспособностью. За свою творческую жизнь он написал до 5000 работ. В большинстве — это пейзажи русской и украинской деревни, которую художник хорошо знал и любил. Он был подлинным певцом родной земли, без которой не мыслил своего существования. Скончался Е. И. Столица в 1929 году.

Ольга Столица
Вдова академика живописи Е. И. Столицы.


ЗАПИСКИ Е. И. СТОЛИЦЫ О ПЛАВАНИЯХ «ЕРМАКА» В 1899 ГОДУ
Продолжение следует...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ЗАПИСКИ Е. И. СТОЛИЦЫ О ПЛАВАНИЯХ «ЕРМАКА» В 1899 ГОДУ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Май 2009 17:27

ЗАПИСКИ Е. И. СТОЛИЦЫ О ПЛАВАНИЯХ «ЕРМАКА» В 1899 ГОДУ

В истории полярных плаваний 1899 год должен занять видное место. Осуществление их было в значительной степени разрешено русским адмиралом Макаровым, по идее и под руководством которого было построено в Англии замечательное судно — ледокол «Ермак». Мне представился редкий и счастливый случай убедиться в этом за время моего пятимесячного пребывания на ледоколе и в течение минувшего, 1899 года дважды совершить на нем плавание на далекий Север. Все виденное мною позволяет думать, что недалеко то время, когда на судах этого типа любителями сильных ощущений будут совершаться прогулки к Северному полюсу. Действительно, такие прогулки для человека со здоровыми нервами полны захватывающего интереса. Величие природы выступает здесь с особой силой. Никакие самые яркие описания не в состоянии передать действительности этого царства вечных льдов, туманов, снежных бурь и белых медведей.

Маршрут нашего путешествия был составлен следующий: сначала пред-полагалась проба ледокола во льду у северо-западных берегов острова Шпицбергена, оттуда на Мурманский берег и затем через Карское море к устью Енисея для определения фарватера и некоторых геодезических пунктов и установки на них железных вех. На обратном пути «Ермак», пополнивши запасы угля в Екатерининской гавани, должен был направиться дальше на север.

29 мая «Ермак» с экипажем в 125 человек, с полным грузом угля в 220 000 пудов и продовольствием на много месяцев поднял якоря и вышел из Нью-Кастля, взявши направление прямо на север.

Переход через Немецкое море и Атлантический океан совершился при сравнительно тихой погоде, что не мешало «Ермаку» раскачиваться самым непозволительным образом.

Благодаря особому устройству корпуса и дна «Ермак» подвержен качке в самой сильной степени и от незначительной зыби делает огромные размахи; во время же шторма крен доходил до такого предела, при котором обыкновенные суда должны были бы опрокинуться. «Ермак» же держался благодаря своей устойчивости, зависевшей главным образом от его большой ширины. Вообще это судно, столь блестяще выполнявшее свое назначение во льду, в открытом море, напротив, обнаруживало слабые морские качества. Досадно было иногда смотреть на встречное парусное судно, которое как бы с задорным видом, слегка покачиваясь, проходило мимо «Ермака», кидавшегося без всякой видимой причины то влево, то вправо. При такой непрерывной и беспокойной качке, когда, казалось, всякая работа валилась из рук, занятия членов экспедиции шли своим чередом. В известные часы стопорили машину и производили измерения глубины, доставали со дна морских животных, раковины и растения, измеряли температуру воды на различных глубинах, производили метеорологические наблюдения. Особенно интересной была процедура спускания так называемой драги или сети особого устройства на глубину иногда до 4 верст. Экземпляры животных, доставляемых с такой необычайной глубины, скоро погибали вследствие разницы в давлении воды на дне и в верхних слоях.

По мере того как мы подвигались к северу, дни увеличивались, ночи становились светлее, туман все чаще и чаще заволакивал горизонт; попадались птицы, каких раньше не встречали и которые своим пребыванием в открытом море за сотни и тысячи верст от берега долго еще будут служить загадкой для людей науки.

Туманы — явление обычное в море; в северных широтах они достигают наибольшей густоты и непроницаемости. Нам часто приходилось наблюдать так называемую туманную радугу; она молочного цвета, но на фоне темной мглы, застилающей горизонт, кажется ослепительно белой и, отражаясь в море, представляет великолепное зрелище.

На пятые сутки миновали Лофонтенские острова с их знаменитым Маль-штремом, а на следующий день были у северных берегов Норвегии и вошли в великолепный фиорд. Бросили якорь возле почтовой станции и в ожидании почты простояли несколько часов. Пользуясь остановкой, часть компании высадилась на берег и ружейной пальбой всполошила все пернатое царство.

Вокруг «Ермака», невзирая на сильный дождь, все время сновали типичные норвежские лодки, которые по своей конструкции, окраске и резным украшениям из дерева живо напоминали суда скандинавских пиратов былых времен. Сами норвежцы давно утратили свой воинственный дух, который проглядывает во всех скандинавских сагах, и теперь это самый мирный и трудолюбивый народ, хотя и сохранивший прежнюю отвагу и предприимчивость. Море служит чуть ли не единственным источником их благосостояния, и их промысловые суда можно встретить в любой части Ледовитого океана, доступной для свободного плавания. Нам они доставили большой запас свежей рыбы. Бедный класс питается исключительно ею, и норвежская прислуга при найме весьма часто ставит своим хозяевам непременное условие, чтобы ее хотя один раз в неделю не кормили рыбой.

Дождавшись пароходика, доставившего нам почту из ближайшего города Тромсе, и получив сведения, что в 30 милях показался лед, мы снялись в дальнейший путь; с нами отправился норвежец —капитан китобойного судна, много раз побывавший среди льдов, и потому его указания могли быть полезными.

Дождь, ливший трое суток, наконец перестал, тучи разошлись, и проглянуло солнце, которое мы впервые могли наблюдать в течение целого дня и ночи. На команду полунощное солнце произвело сильное впечатление; в полночь люди поднимались на палубу и, почесывая затылки, в недоумении смотрели на ярко светящее солнце, затем будили своих товарищей, которые проделывали то же самое; еще более недоумевали куры и петухи, которые вопросительно высовывались из клеток и о чем-то озабоченно совещались.

Тысячеверстный переход из Норвегии к острову Шпицбергену был совершен при спокойной погоде. На половине пути миновали Медвежий остров, бывший в описываемое время предметом горячего спора среди некоторых заинтересованных держав.

Ясная погода по мере приближения к Шпицбергену сменилась густым непроницаемым туманом, в котором мы подвигались уменьшенным ходом и беспрестанно оглашая пустынное пространство сигнальными гудками — предосторожность, принятая больше для очистки совести. Благодаря теплому течению Гольфстрима море у западных берегов Шпицбергена в летнее время свободно от льда до 79° и даже до 80° северной широты, тогда как во всех других местах он встречается на несколько сот верст южнее. Этим обстоятельством пользовались многие полярные экспедиции, обыкновенно избиравшие путь вдоль западного берега Шпицбергена.

Но вот температура воды начала быстро понижаться, холод, и без того чувствительный, стал более резким, что указывало на близкое присутствие льда. И действительно, на следующее утро, когда туман рассеялся, над горизонтом обозначилась узкая светлая полоса так называемого «ледяного блеска», который происходит от отражения льда в нижних слоях воздуха.

Этот «ледяной блеск» служит лучшим предостережением для мореплавателей, желающих во время избегнуть встречи со льдом. Еще несколько часов хода, и «Ермак» торжественно и величаво вступил в новую и неведомую область, раскинувшуюся на необъятном пространстве.

Прибой морских волн у границы льдов чрезвычайно грандиозен; кажется, что борются две стихии, каждая отстаивая свои пределы. Волна за волной яростно набегают на громадные льдины, которые, слегка колыхаясь, стойко выдерживают их удары; вода пенится, бурлит, льдины сталкиваются, нагромождаются одна на другую, ветер далеко разносит брызги воды и пены,— словом, хаос полнейший, но стоит лишь продвинуться дальше в лед на несколько десятков сажен, и картина сразу меняется; полная тишина, неподвижность и мертвый покой, нарушаемый лишь шумом ветра.

По внешнему виду полярный лед совершенно не похож на лед, который мы привыкли видеть бесцветным и прозрачным, как стекло. Он матово-голубого цвета, мало прозрачен и в изломе очень напоминает куски расколотой сахарной головы. В момент, когда льдина дает трещину, эта трещина чудного нежно-голубого цвета, но лишь только вода заполняет ее, она из голубого переходит в яркий изумрудный цвет. Все углубления и щели среди нагроможденных глыб льда также издают какое-то лучистое голубое сияние, которое на первый взгляд казалось труднообъяснимым.

Поверх льда держится плотный слой снега, который предохраняет самый лед от действия солнечных лучей в летнее время. Нансен утверждает, что полярный лед за лето стаивает на три фута, но все другие наблюдения и исследования доказали, что таянию подвергается лишь лед, уносимый ветром и течением к югу. Лед же, остающийся в северных широтах, под действием солнечных лучей лишь слегка размягчается, и с наступлением зимы отдельные льдины вновь сковываются в сплошное ледяное пространство.

Совершенно другой характер носят так называемые айсберги, или ледяные горы. Все они глетчерного происхождения и в огромном количестве встречаются у берегов Гренландии, Шпицбергена, Новой Земли и в других местах Ледовитого океана.

Отрываясь от глетчеров, сползающих с гор далеко в море, они долго странствуют, пока ветром и течением их не снесет к югу, где они быстро тают. Эти горы весьма неустойчивы, и достаточно бывает обломаться небольшой глыбе, чтобы всколыхнулась вся ледяная масса; раскачиваясь, она задевает соседнюю ледяную громаду, отчего присходит весьма часто взаимное разрушение. Ледяные горы обыкновенно грязного цвета, так как, будучи глетчерного происхождения, они уносят с собой массы камней, щебня, песку, илу, совершенно загрязняющих лед.

На острове Шпицбергене, в так называемом ледяном фиорде, нам довелось видеть образование ледяных гор, отрывающихся от целого ряда громадных глетчеров, сползающих с высоких гор далеко в море.

Первая проба выяснила полную пригодность «Ермака» к борьбе с полярным льдом. Сужу об этом на основании всего виденного мною, что гораздо убедительнее всяких теоретических выкладов, соображений и доказательств. Правда, что, как и во всяком новом-деле, и у «Ермака» оказались недочеты, но тем не менее могу лишний раз подтвердить огромную сокрушительную силу ледокола, перед которым большие нагромождения, так называемые торосы, состоящие из нескольких слоев 10-футового льда, рассыпались в прах при небольшом увеличении хода машин. Работа, которую производит «Ермак»,— работа гиганта, и зрителю дает много новых и сильных ощущений.

Когда выяснились результаты первой пробы «Ермака», было решено вернуться в Англию для производства некоторых дополнительных работ.

В обратный путь «Ермак» пошел очень быстрым ходом, при совершенно тихой погоде. Частые встречи с гренландскими китами нарушали томительное однообразие этого перехода и доставляли редкий случай любоваться этими морскими чудовищами, нырявшими иногда перед самым носом «Ермака».

С приходом в Англию в порт Нью-Кастль ледокол был введен в док, где на нем производилась спешная работа, потребовавшая целого месяца.

Приближался август, самый разгар короткого полярного лета, и нужно было спешить. Поэтому первоначальный маршрут к устьям Енисея был отменен и «Ермак» отправился прямо к острову Шпицбергену, чтобы оттуда взять направление к Северному полюсу. Погода, сначала баловавшая нас, на пятые сутки разразилась жестоким штормом; около суток мы качались на, одном месте, причем боковые размахи достигли крайних своих пределов. Сильное волнение не прекращалось до самого прихода на остров Шпицберген, остроконечные, покрытые снегом вершины которого, скрывавшиеся в облаках тумана, показались на десятый день нашего плавания.


Продолжение следует...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: НА «ЕРМАКЕ» ВО ЛЬДАХ К СЕВЕРУ ОТ ШПИЦБЕРГЕНА

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Май 2009 17:31

padsee пишет:Написанная им вскоре картина «Ледокол «Ермак» была выставлена на Весенней выставке в Академии художеств и имела большой успех. Она была отправлена в русский отдел Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Затем эту картину приобрел Берлинский национальный музей.


 img_233_118.jpg
Е.И.Столица. Ледокол «Ермак» во льдах. 1899 год. Холст, масло. Фрагмент.

Интересно, это она использована?
update: Вариант этой картины хранился в Ленинградском военно-морском музее:

... Известность к Столице пришла после участия художника в 1899 году по приглашению адмирала Макарова в первом плавании ледокола «Ермак» в полярных морях и создания серии замечательных картин, посвященных природе Арктики. Одна из этих картин — «Ледокол Ермак в полярных льдах» была экспонирована на Всемирной выставке 1900 года в Париже ( Берлинский музей, вариант—Ленинградский военно-морской музей ). Остальные картины этой серии выставлялись на «весенних» выставках в Академии художеств.

Ледокол «Ермак» показан в картине среди нагроможденных вкруг него ледяных глыб производящим «работу гиганта», как выразился художник в своих записках об этом походе. Своеобразный колорит арктической природы с молочно-бирюзово-зеленоватым цветом неба и нежно-голубым сиянием, излучаемым только что расколотыми льдинами, резко контрастирует с клубами темного дыма, исторгаемыми трубами ледокола.


[ Евгений Иванович Столица (1870-1929) http://otkritka-reprodukzija.blogspot.c ... -1929.html ]
[ Альбом-календарь посвящённый боевым и мирным свершениям Российского флота — как метафора бизнес-процессов http://www.revolverart.ru/blog/233.html ]
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

ЗАПИСКИ Е. И. СТОЛИЦЫ О ПЛАВАНИЯХ «ЕРМАКА» В 1899 ГОДУ

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Май 2009 17:47

Продолжение...

Мы вошли в один из его фиордов, так называемый «Ледяной фиорд» где проходили мимо целого ряда глетчеров, обрывавшихся в море отвесной ледяной стеной и своими размерами далеко превосходивших альпийские и кавказские ледники, несмотря на сравнительно небольшую высоту гор. В одной из многочисленных бухт этого фиорда, так называемой Адвентбей^ ской (Adwente Bay), среди нависших гранитных громад приютилась небольшая гостиница, построенная одним предприимчивым норвежцем и функционирующая в течение двух-трех летних месяцев. Раз в неделю сюда заходит норвежский почтовый пароход, совершающий рейсы с туристами, число которых ежегодно увеличивается.

Здесь мы застали целую флотилию, состоявшую из нескольких пароходов и парусных судов, которые вряд ли еще когда-либо собирались в таком большом числе в водах Шпицберген а. В числе их находился зафрахтованный нами финляндский пароход «Вирго» (Virgo), доставивший нам из Архангельска предметы снаряжения, необходимые для полярного плавания. Тут же стояла паровая яхта какого-то американского миллионера, совершавшего со своим семейством кругосветное путешествие. Вид этих отважных туристов, среди которых было много дам и молодых девушек, бесстрашно пересекавших моря и океаны на утлом суденышке, невольно вызывал у нас большое удивление. Встреча с ними на этом безлюдье была весьма сердечной, и, уходя потом в море, они долго и неустанно махали нам своим американским флагом, пока не скрылись за поворотом фиорда, направляясь чуть ли не в Австралию.

В гостинице нас встретил сам хозяин, раздавший нам печатные прокламации авантюриста Лернера, оповещавшего о своих правах на Медвежьи острова. Прокламации эти были отпечатаны на всех главных европейских языках, исключая русский. Как курьез, нам предложили в гостинице взять шпицбергенские почтовые марки, неведомо кем фабрикуемые, с изображением белого медведя.
(Выделено-padsee)

На Шпицбергене мы застали лето в полном разгаре. Температура воздуха доходила до 6° тепла. Из растительного царства только один мох да какие-то желтые цветочки, робко выглядывавшие из расщелин скал. Отогретая земля отдавала сильным весенним ароматом, насыщавшим чудный горный воздух, которым здесь дышалось особенно легко. Предпринятая на оленей охота была неудачной; тем не менее прогулка по высоким гребням гор среди скал, утесов, ущелий и ледников была весьма интересной и поучительной.

Общий вид гор мрачен, постоянная мгла, окутывающая острые вершины гор, еще более усиливает их суровый вид. Взбираться по ним чрезвычайно трудно, так как крутые склоны их усеяны выветрившимися осколками гранитных пород, которые осыпаются при малейшем неосторожном движении. В половине сентября над островом спускается долгая полярная ночь, продолжающаяся многие месяцы; и без того безжизненный остров замирает совершенно.

После суточной стоянки в ледяном фиорде «Ермак» вышел в дальнейший путь, сопровождаемый пароходом «Вирго», который должен был следовать за нами до границы полярных льдов и стоять там до тех пор, пока дым от «Ермака» не скроется за горизонтом. Миновав остров Шпицберген, мы в течение суток подвигались в открытом море и только под 80° северной широты встретили первые льдины, быстро уносимые на юг и столь же быстро таявшие в теплом течении Гольфстрима.

Сдавши на пароход «Вирго» корреспонденцию, которая вряд ли еще когда отправлялась из таких широт, и напутствуемые долгими прощальными гудками с «Вирго», мы скоро разобщились со всем внешним миром.

«Ермак», выпуская огромные клубы дыма из своих широких труб и работая всеми машинами, грузно подвигался вперед, раздвигая встречные льдины или раскалывая их надвое. По мере нашего следования к северу льдины скоплялись все теснее и теснее. Все пространство между островом Шпицбергеном и Гренландией представляет собою как бы естест-венные ворота, через которые Ледовитый океан благодаря течениям ежегодно с наступлением лета выбрасывает огромные массы льда, почти не оставляющие свободных промежутков, через которые мог бы пробираться корабль. Лишь временами встречались свободные ото льда пространства, которые «Ермак», ускоряя ход, быстро пересекал, чтобы снова начать свою сокрушительную работу во льду.

Чаще попадались узкие пространства свободной ото льда воды, которые зигзагообразно, подобно реке, терялись далеко на горизонте. Избирать то или другое направление по этим извилинам много помогала особо устроенная на вершине мачты вышка, с которой открывался горизонт на далекое расстояние; идти по таким извилинам доставляло всем огромное удовольствие, тем более что быстрее вело к цели нашего путешествия, сокращая работу ледокола.

Уверенность наша, что через неделю-другую мы одолеем все преграды и достигнем северного полюса, росла с каждым часом. Все воодушевились; даже молодые матросики, робевшие сначала, и те приободрились. Но общее ликование продолжалось недолго; природа одержала верх в этой неравной борьбе и нанесла «Ермаку» чувствительное поражение. На одном громадном торосе, не сразу поддавшемся под тяжестью «Ермака», погнулась обшивка, давшая трещину, через которую вода заполнила одно из отделений носового трюма. Чтобы понять, из какой иногда огромной массы льда состоит торос, лучше всего представить себе трех-четырехэтажный дом, погруженный в воду до самой крыши. Вот на такую-то крышу наезжает «Ермак», раскалывая поочередно слои льда, и с невероятным грохотом и содроганием корпуса проваливается в образуемые им трещины. Впечатление получается внушительное и чрезвычайно эффектное благодаря красоте льдин, то погружаемых с шумом в воду, то всплывающих по сторонам и позади ледокола.
Для заделки полученной пробоины «Ермак» приткнулся к большой льдине, зацепившись за лед двумя особого устройства якорями. Мы пользовались временем, пока на нем шли работы, для совершения экскурсий по льду, которые всем доставляли огромное удовольствие. Наши стрелки охотились на тюленей, с любопытством выглядывавших из воды на неведомых пришельцев. Для сообщения по льду пользовались особого рода лодками, так называемыми «ледянками», с плоским широким дном и полозьями; нашлись любители беганья на лыжах, но в них особенной надобности не было, так как летом снег образует прочный наст, по которому чрезвычайно легко и приятно ходить даже без лыж. Правда, иногда такой промерзший слой снега предательски скрывал под собой лужу талой воды, в которую часто приходилось оступаться, особенно после свежевыпавшего снега, маскировавшего все трещины и щели во льду. Жутко было переходить через эти трещины и вообще разгуливать по краям льдин над неизмеримой глубиной океана.
Цвет морской воды от такой глубины и от контраста со льдом необыкновенно темного, какого-то черно-стального цвета. Зато лужи пресной воды от талого снега, собирающейся на поверхности льдин, ярко-голубого цвета и производят впечатление прозрачной голубой жидкости, вылитой на лед.
Благодаря большой прозрачности морской воды можно было видеть с «Ермака» шнырявших акул, жадно пожиравших кухонные отбросы. Их стремительные движения легко можно было различать на большой глубине благодаря их светло-серому цвету. Нашим матросам посчастливилось поймать одну их них. Живучесть ее всех поразила; из нее вырезали большой кусок мяса, зажарили его, съели, а затем, когда через несколько часов стали сдирать с нее кожу, она еще продолжала проявлять признаки жизни. Вид этой акулы отвратительный, грязно-серого цвета с бурыми пятнами, в желудке у нее нашли большого краба и много другой живности.

За время трехдневной стоянки нас снесло течением далеко в обратную сторону. Благодаря дувшему северному ветру, угнавшему большие массы льда в открытое море, лед значительно разредился, поэтому когда мы снова пошли вперед, то первое время пробирались очень легко. Только на другой день встретили белого медведя, который, перебираясь с льдины на льдину, с большим любопытством следил за движением «Ермака». Мы в свою очередь с неменьшим интересом наблюдали этого зверя, который, видимо, не скрывал своего удовольствия по поводу нашего прибытия. Ружейная пальба его не испугала, но рана, полученная в ногу, открыла ему смысл этой пальбы, и он, прихрамывая и как бы укоризненно оглядываясь, исчез за ледяными глыбами, а затем пустился вплавь, ища спасения в воде, очевидно, не понимая еще, с каким врагом имеет дело. В воде он подвергся форменному расстрелу с нагнавшего его «Ермака» и немедленно был вытащен на палубу. Шесть пуль пронзили его, и только седьмая, раздробившая ему череп, уложила его на месте.

Плавает и ныряет медведь превосходно; любимое его блюдо тюлени, которых он высматривает, вскарабкавшись на высокую глыбу льда. Завидя тюленя, он медленно и острожно подбирается к нему, скрываясь за выступами льдин; улучив удобный момент, разом бросается и загребает его своими мощными лапами. Если попытка не удалась и тюлень успел прыгнуть в воду, то медведь залегает где-нибудь поблизости и с величайшим терпением выжидает появления тюленя вновь. Мясо белых медведей жестко и невкусно и в пищу годится лишь в крайности, а печень считается ядовитой. Медвежьи следы пересекались по всем направлениям; обычно медведь странствует один, и очень редко попадались следы двух или трех медведей, державшихся вместе.
Не меньший интерес возбуждали огромные моржи, которые при нашем приближении поднимали головы и затем грузно и с шумом бросались в воду, вспенивая ее на большое пространство.

Все новые и новые впечатления сменялись на каждом шагу. Величественно суровая красота окружающей природы давала уже столько новых неповторяющихся эффектов, что глаза не уставали смотреть и восхищаться ими. То набежит туман и дальние ледяные глыбы вырисовываются какими-то сказочными силуэтами, а то луч солнца прорвется где-нибудь через туманную завесу, то неожиданно вслед за скрывшимся солнцем разыграется снежная метель и вмиг засыплет все глыбы самых причудливых форм и очертаний.

А «Ермак» тем временем, ломая льдину за льдиной, прокладывал себе дорогу дальше к северу; но чем далее, тем труднее становилось идти. С вышки, помещавшейся на верху мачты, виднелись сплошные массы льда, которые простирались далеко впереди. Идти дальше с полученными повреждениями было рискованно; пробоина могла бы увеличиться, что было весьма нежелательно. Было решено выбраться обратно в открытое море и попытать счастья в другом месте, где скопление льдов было бы не таким тесным.

Такое место по многим основаниям предполагалось в более восточном направлении, куда ледокол и направил свой путь. Пройдя вдоль границы льдов к северо-восточному углу острова Шпицбергена, «Ермак» круто повернул на север и опять вошел в лед, который здесь действительно представлял меньше препятствий для плавания. На третий день непрерывного хода перед нами вдали на горизонте показалась длинная цепь гористых островов, не отмеченная на картах. Сначала подумали, что это могли быть острова, принадлежавшие к группе Земли Франца-Иосифа, видимые вследствие рефракции, но производившиеся в течение нескольких дней наблюдения убедили всех, что это была еще неведомая группа островов, простиравшихся между 81 и 82° северной широты (1).

Ясная погода, позволявшая производить наблюдения над этой группой островов, сменилась густым непроницаемым туманом, и нам не удалось больше их видеть.

Как не велик был соблазн подойти близко, но обстоятельства складывались так, что нужно было спешить с обратным выходом из льда, так как могли наступить морозы, которые, сковавши льдины в сплошной лед, могли бы очень затруднить обратный выход «Ермаку» с его помятой носовой обшивкой.
Во время последней стоянки мы наслаждались великолепной ясной погодой, которая только раз и побаловала нас за все плавание. Как ни-светило-яр кое полуденное и полночное солнце, как ни ослепительно сверкал залитый солнечными лучами лед, все это нисколько не смягчало суровости обстановки; казалось, даже усиливало это впечатление. Все видимое пространство, усеянное нагроможденными в беспорядке друг на друга льдинами причудливых форм — то в виде обелиска или усеченного конуса, или правильной плиты,—-очень напоминало старое кладбище со своими бесчисленными белыми памятниками, покосившимися в разные стороны. Мертвая тишина и неподвижность еще усиливали это впечатление; только белые медведи своим присутствием нарушают это вечное безмолвие и, как какие-то мифические существа, вечно бродят среди ледяных руин, как бы оберегая их неприкосновенность.

Такие ледяные поля представляют точно самостоятельные плавучие острова иногда в несколько десятков квадратных верст. Образование таких островов, быть может, продолжается столетиями, и вся масса льда так тесно сплочена и достигает такой толщины, что никакие силы природы не в состоянии разрушить такой остров. Образуясь в высших северных широтах постепенным сплочением отдельных нагромождений, они долго носятся среди таких же островов по Ледовитому океану, пока какое-нибудь течение не вынесет их в открытое море, где они скоро кончают свое существование. Часто можно встретить лед очень старый, чередующийся со льдом недавнего происхождения. Наибольшая толщина ледяного острова, которую нам удалось измерить, превышала 70—80 футов. Эти плавучие острова являются излюбленным местопребыванием белых медведей, которых мы встречали здесь чрезвычайно много. Три таких экземпляра имели однажды большую неосторожность подойти к самому ледоколу; дав им возможность вполне удовлетворить свое любопытство, наши стрелки дали по ним залп один, другой, и бедные медведи жестоко поплатились за свое удовольствие.
На обратном пути «Ермак» подошел к группе Семи островов, где имел суточную стоянку. Здесь произвели несколько кинематографических снимков с «Ермака», на полном ходу разбивавшего большой торос; снимки эти потом демонстрировались в Англии и произвели на зрителей большое впечатление. Мне случилось стоять на льдине в нескольких саженях от тороса, разбиваемого «Ермаком», и должен сознаться, что более великолепного и грандиозного зрелища я не видел.

Группа Семи островов такого же гористого характера, как Шпицберген, с такими же громадными глетчерами, спускающимися с вершин далеко в море.
Далее «Ермак» пошел в западном направлении в сторону Гренландии, миновав чрезвычайно угрюмый на вид остров Амстердам, с которого Андрэ
совершил свой несчастный полет. Ознакомившись с состоянием льдов в средней полосе между Шпицбергеном и Гренландией, мы направились к острову Шпицбергену, где в Адвентбейской бухте вновь встретились с поджидавшим нас пароходом «Вирго». Здесь же стояла яхта принца Монакского, который со своим ученым штабом совершал путешествие с научной целью. Между прочим, они задались, по их словам, целью изучения каких-то бактерий у белых медведей, но так как они никогда их не видали, то с нашего «Ермака» им была любезно предоставлена одна медвежья шкура. Получив оную, яхта скоро подняла якорь и ушла в фиорд Бельсунд производить какие-то геологические исследования.

Обитатели Адвентбейской гостиницы уже уехали, и она стояла с заколоченными ставнями точь-в-точь как у нас где-нибудь в Парголове или Коломягах (2).

Переход в Англию совершили при бурной погоде и при все той же неспокойной качке, надоевшей нам до смерти. Прибытие в Англию совпало с обширными военными приготовлениями англичан, и всюду замечалось большое оживление.

Большой интерес возбудил «Ермак» среди английской публики; повадились репортеры, печатавшие подробные восторженные отчеты в своих газетах. Англичане гордились успехами, достигнутыми «Ермаком», построенным из английского материала и руками английских рабочих, хотя и по идее и под непосредственным руководством русского адмирала.


(1 Дальнейшие исследования показали, что участники экспедиции «Ермака» были обмануты полярной рефракцией. Речь шла о гипотетической «Земле Джиллиса», существование которой не подтвердилось. — Прим. ред.)

(2 Пригородные дачные станции под Ленинградом.)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: «Ермак», линейный ледокол

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Май 2009 18:10

Текст воспоминаний Е.И. Столица в Word.
Опубликован в сборнике "Летопись Севера". Том 3, М.,1962
Вложения
Е.И. Столица_На Ермаке во льдах к северу от Шпицбергена.docx [487.72 КБ Скачиваний: 1129]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: «Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Июнь 2009 20:19

Перепост с форума альманаха "Кортик"
http://kortic.borda.ru/?1-7-150-0000003 ... 1243787437

 Ermak-001.jpg
Разместил: Georg G-L.
Фото из книги: От мореходных классов до морской академии (к 130-летию Государственной морской академи имени адмирала С. О. Макарова) / Автор-составитель И. П. Щебуняев; под общей редакцией И. И. Костылева. - 2-е изд., испр. и доп.. - Спб.: Историческая иллюстрация"
 Ermak-002.jpg
Разместил: nickupr
фотооткрытка Иванова
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: «Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Июнь 2009 23:02

К.Д.Смирнов, «Мобилизационная подготовка плавсредств флота к началу Второй мировой войны»
Научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения «Гангут», № 34/2003

 gangut-34-ermak-02.jpg
Схема размещения артиллерийского вооружения ледокола «Ермак» согласно мобилизационному проекту.
 gangut-34-ermak-01.jpg
Вооруженный ледокол «Ермак» у Дворцовой набережной во время блокады Ленинграда.
фото предоставлено Н.Н Афониным
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: «Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Июнь 2009 19:31

 Ship+Photo+Ermak.jpg
http://www.shipspotting.com
Thales: First russian icebreaker Ermak, 1905
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: «Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июнь 2009 21:02

 Ermak-003.jpg
С форума альманаха "Кортик"
volnoper : http://kortic.borda.ru/?1-7-0-00000037-000-150-0#117

«Ермак» спасает немецкий грузовой пароход «Иоганнес Русс» в Финском раливе вблизи острова Сескар.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

«Ермак» на спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин»

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Июль 2009 21:53

 web-gangut-18-face.jpg
В.Ю. Грибовский, Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» // "Гангут" 18/1999
рисунок: «Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» на камнях у острова Гогланд» А.Ю.Заикина.

... Вторник 12 ноября 1899 года, назначенный для выхода «Апраксина» в море, начался туманом и постепенным усилением северо-восточного ветра. Рассеявшийся около 15 ч туман позволил штурману «Апраксина» лейтенанту П. П. Дурново определить девиацию по створу кронштадтских огней, и командир В. В. Линдестрем принял решение следовать по плану. Наблюдая падение барометра. Владимир Владимирович рассчитывал укрыться в Ревеле, но туда еще надо было дойти.

К 20 ч ветер усилился до шести баллов, а вскоре достиг силы шторма, усугубленного отрицательной температурой воздуха и метелью. Броненосец, покрывавшийся слоем льда, шел вслепую — вне видимости островов и маяков. Механический и ручной лаги из-за замерзания воды и опасности посылки людей на ют не использовали, скорость определяли по оборотам машин.

В 20 ч 45 мин командир уменьшил ход с 9 до 5.5 уз, собираясь уточнить место путем измерений глубины моря. Не получив таким способом определенных результатов. В. В. Линдестрем и П. П. Дурново посчитали, что броненосец снесло к югу и собирались определиться по маяку Гогланда — самого крупного острова в центре Финского залива. На самом деле «Апраксин» оказался значительно севернее, и в 3 ч. 30 мин 13 ноября на скорости около 3 уз. выскочил на отмель у высокого заснеженного юго-восточного берега Гогланда.

Удар показался командиру мягким, а положение — не безнадежным. Однако попытка сняться с мели полным задним ходом потерпела неудачу, а через час в носовой кочегарке показалась вода, которая быстро прибывала. Корабль накренился до 10° на левый борт и на волнении сильно бился днищем о грунт. В. В. Линдестрем. думая о спасении людей, решил свезти команду на берег. Сообщение с последним, на котором собрались местные жители, установили с помощью двух спасательных лееров, поданных с фор-марса. К 15 ч переправу людей успешно завершили, прекратив перед этим поднятые уже после аварии пары в двух кормовых и во вспомогательном котлах.

Об аварии нового броненосца береговой обороны в Санкт-Петербурге узнали из телеграммы командира крейсера «Адмирал Нахимов», который на переходе из Кронштадта в Ревель заметил сигналы бедствия, подаваемые «Апраксиным». Управляющий Морским министерством вице-адмирал П. П. Тыртов немедленно распорядился направить к Гогланду из Кронштадта эскадренный броненосец «Полтава», а из Либавы — броненосец «Адмирал Ушаков», снабдив их пластырями и материалами для спасательных работ, руководителем которых назначался контр-адмирал Ф. И. Амосов, державший флаг на «Полтаве». Кроме боевых кораблей к спасению «Апраксина» привлекли ледокол «Ермак», пароход «Могучий», два спасательных парохода частного Ревельского спасательного общества и водолазов кронштадтской школы морского ведомства. «Адмирал Ушаков» до Гогланда не дошел — вернулся в Либаву из-за поломки рулевого привода.

Утром 15 ноября к «Апраксину» прибыл ФИ. Амосов, который, не разделяя первоначального оптимизма В. В. Линдестрема («при немедленной помощи броненосец будет снят»), нашел положение «крайне опасным» и зависящим от погоды. Борьбу со льдами, к счастью, мог обеспечить «Ермак», а вот телеграф для поддержания связи с Санкт-Петербургом имелся только в Котке, что затрудняло оперативное руководство работами.

Организовать связь удалось с помощью выдающегося изобретения конца XIX века — радио. Юдекабря 1899 года вице-адмирал И. М. Дикое и исполняющий обязанности главного инспектора минного дела контр-адмирал К. С. Остолецкий предложили связать Гогланд с материком с помощью «телеграфа без проводов», изобретенного А. С. Поповым. Управляющий министерством в тот же день наложил на доклад резолюцию: «Попробовать можно, согласен...». На место работ с комплектами радиостанций вскоре направились сам А. С. Попов, его помощник П. Н. Рыбкин, капитан 2 ранга Г. И. Залевский и лейтенант А. А. Реммерт. На Гогланде и на острове Кутсало у Котки начали сооружение мачт для установки антенн.

Броненосец береговой обороны "Генералъ-Адмиралъ Апраксинъ" на камнях юго-восточного берега острова Гогланд. Зима 1899/1900 годов . : Апраксин.jpg
К этому времени выяснилось, что «Апраксин», по меткому выражению Ф. И. Амосова, буквально «влез в груду каменьев». Вершина огромного камня и 8-тонный гранитный валун застряли в корпусе броненосца, образовав левее вертикального киля в районе 12—23 шпангоутов пробоину площадью около 27 м2. Через нее водой заполнялись носовой патронный погреб пушек Барановского, минный погреб, подбашенное отделение, крюйт-камера и бомбовый погреб 254-мм башни, весь носовой отсек до броневой палубы. Три других камня произвели меньшие по размерам разрушения днища. Всего корабль принял более 700 т воды, которую нельзя было откачать без заделки пробоин. Застрявшие в днище камни мешали сдвинуть «Апраксин» с места.

Среди многочисленных предложений по спасению броненосца были весьма любопытные. Например, подложить под корпус «стальную доску» и одновременно с буксировкой приподнять его над камнем взрывами под доской зарядов взрывчатого вещества (подписано «Не моряк, а просто московский мещанин»). «Один из доброжелаюших броненосцу "Апраксин"» предлагал приподнять корпус над камнем с помощью огромного рычага из рельсов.

Впоследствии командир В. В. Линдестрем считал вполне реальным применение для ремонта корабля на месте аварии «ледяного дока», рассчитанного генерал-майором Жаринцевым. Последний предлагал заморозить воду вокруг броненосца до самого дна при помощи жидкой углекислоты, а потом прорубить траншею к носовой части для углубления места и «освобождения поверхности морского дна от камней». Однако спасатели пошли другим путем.

Все спасательные работы проводились под общим руководством и контролем самого управляющего министерством адмирала П. П. Тыртова, который привлек к этому важнейшему делу известных адмиралов И. М. Дикова, В. П. Верховского и С. О. Макарова, главных инспекторов МТК Н. Е. Кутейникова, А. С. Кроткова, Н. Г. Нозикова. Непосредственное участие в спасательных работах под руководством Ф. И. Амосова приняли командир броненосца В. В. Линдестрем, младшие помощники судостроителя П. П. Белянкин и Е. С. Политовский, представитель Ревельского спасательного общества фон Франкен и указатель Нового Адмиралтейства Олимпиев, хорошо знавший корабль. Водолазами, работавшими в ледяной воде, руководили лейтенанты М. Ф. Шульц и А. К. Небольсин. Было решено удалить верхнюю часть большого камня с помощью взрывов, разгрузить броненосец, имевший к моменту аварии водоизмещение 4515 т, по возможности заделать пробоину, откачать воду и, используя понтоны, стащить броненосец с мели.

Попытки стащить «Апраксин» с мели предпринимались дважды: 28 ноября (ледокол «Ермак» при полном заднем ходе «Апраксина») и 9 декабря (на помощь «Ермаку» пришли пароходы «Метеор» и «Гелиос»). После тщательного обследования корпуса и большого камня водолазами стало ясно, что эти попытки были заранее обречены на провал.

Затянувшаяся до ледостава борьба с камнями при неудаче попыток сдвинуть «Апраксин» с места буксирами привела П. П. Тыртова к решению отложить его снятие с мели до весны будущего года. Ф. И. Амосова с «Полтавой» и большинством экипажа аварийного корабля отозвали в Кронштадт. Для обеспечения работ были оставлены 36 матросов с боцманом Иваном Сафоновым. Опасности разрушения «Апраксина» нагромождением льдов удалось избежать с помощью «Ермака» и укрепления ледяных полей вокруг броненосца.

25 января 1900 года председатель МТК вице-адмирал И. М. Дикое прочел срочную телеграмму из Котки: «Получена Гогланда телеграмма без проводов телефоном камень передний удален». Доложив ее П. П. Тыртову, Иван Михайлович получил указание сообщить содержание в редакции «Нового времени» и «Правительственного вестника»: это была первая в истории радиограмма, переданная на расстояние более 40 верст.

В конце января 1900 года руководителем спасательных работ на Гогланде назначили командующего Учебным артиллерийским отрядом контр-адмирала З. П. Рожественского. Зиновий Петрович привлек к участию в спасении броненосца «Бюро для исследования почвы», принадлежавшее горному инженеру Воиславу. Бюро прислало на «Апраксин» техников с двумя станками, оснащенными алмазными бурами для высверливания шурфов в гранитных камнях. Взрыв динамита в шурфах оказывался безвредным для корабля. По окончании работ Воислав даже отказался от вознаграждения. Морское министерство, выразив ему признательность за бескорыстие, выплатило 1197 руб. в виде компенсации за поломки оборудования и содержание техников.

К началу апреля 1900 года в условиях сравнительно суровой зимы удалось расправиться с камнями, временно заделать часть пробоин и разгрузить броненосец примерно на 500 т. 8 апреля «Ермак» предпринял неудачную попытку оттащить корабль на 2 сажени —длину созданной в сплошном льду майны. Через три дня попытку повторили, затопив кормовые отделения «Апраксина» и помогая «Ермаку» паровыми и береговыми ручными шпилями. Броненосец, наконец, тронулся с места и к вечеру, с введенными в действие собственными машинами, отошел на 12 м назад от каменной гряды.

13 апреля по проложенному «Ермаком» каналу он перешел в гавань у Гогланда, а 22 апреля благополучно ошвартовался в Аспэ у Котки. В корпусе броненосца оставалось до 300 т воды, которую непрерывно откачивали насосами. При наличии всего 120 т угля и отсутствии артиллерии (кроме башенных пушек), боезапаса, провизии и большей части предметов снабжения осадка носом и кормой составляла по 5.9 м.

6 мая «Генерал-адмирал Апраксин» в сопровождении крейсера «Азия» и двух спасательных пароходов Ревсльского общества прибыл в Кронштадт, где вскоре был поставлен на ремонт в Константиновском доке, и 15 мая окончил затянувшуюся кампанию. П. П. Тыртов поздравил В. В. Линдестрема с окончанием многотрудной эпопеи и благодарил всех участников работ, особенно З. П. Рожественского.

Ремонт повреждений броненосца средствами Кронштадтского порта, завершенный в 1901 году, обошелся казне более чем в 175 тыс. руб., не считая стоимости спасательных работ.

Авария «Апраксина» показала слабость спасательных средств морского ведомства, вынужденного прибегать к импровизации и привлечению иных государственных и частных организаций. Оценивая их вклад в спасение корабля, З. П. Рожественский указывал, что без «Ермака» броненосец был бы в бедственном состоянии а без помощи Ревельского спасательного общества затонул бы еще в ноябре 1899 года. В сложных зимних условиях многое решили самоотверженность в работе и предприимчивость, свойственные россиянам в экстремальных ситуациях.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: «Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Июль 2009 13:51

 Ermak-005.jpg
Форум альманаха "Кортик"
nickupr : http://kortic.borda.ru/?1-7-0-00000037-000-150-0#121

Командир ледок. "Ермак" отст. кап. 2 ранга Р.К. Фельман
Издание фотографа Е. Иванова в Ревеле
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: «Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июль 2009 13:30

 ermak-apraksin-1900.jpg
Кузнецов Н., "Ледокол "Ермак" // Москва, "Цейхгауз", 2007
Фотография: «Ермак» участвует в работах по спасению броненосца береговой обороны «Генерал-Адмирал Апраксин» у острова Гогланд, 1900 г.

... Важную роль сыграл «Ермак» в спасении бро­неносца береговой обороны «Генерал-адмирал Ап­раксин», который 13 ноября 1899 г. в результате на­вигационной ошибки выскочил на отмель у юго-восточного берега острова Гогланд. Сразу же ста­щить с мели броненосец не удалось, поэтому спаса­тельные работы пришлось отложить до весны. При этом возникла опасность того, что льды раздавят корпус броненосца. Тут-то и понадобился «Ермак». Кроме того, на ледоколе к «Апраксину» доставля­лись различные материалы и уголь. В апреле 1900 г. «Ермаку» удалось стащить броненосец с ка­менной гряды и благополучно привести его в Аспе.

С «апраксинской» эпопеей связан эпизод, ока­завший огромное влияние на развитие флота — впервые на относительно дальнее расстояние бы­ла передана «беспроволочная телеграмма», т. е. радиограмма. Предназначалась она именно для «Ермака» и содержала приказание начальни­ка Главного морского штаба вице-адмирала Ф.К. Авеллана оказать помощь унесенным на льдине рыбакам. Это был первый случай практи­ческого использования радиостанции, изобретен­ной А.С. Поповым. Ледокол сразу же вышел на поиски рыбаков, но впоследствии удалось выяс­нить, что большинство из них смогли спастись са­мостоятельно. Именно так начала свою работу первая в России практическая линия радиосвязи. Радиотелеграф Попова работал безотказно 84 дня, вплоть до 11 апреля 1900 г. — до снятия «Апракси­на» с камней. Помощь, оказанная броненосцу бе­реговой обороны стала еще одним подтверждением тому, какую пользу может принести «Ермак» военному флоту.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: «Ермак», линейный ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июль 2009 13:42

 kuznetsov-Ermak-chertezh-01.gif
Кузнецов Н., "Ледокол "Ермак" // Москва, "Цейхгауз", 2007

1. Чертеж проекта вооружения ледокола «Ермак», разработанный в августе 1931 года. (РГАВМФ ф.р-92, оп.13, Д.4, л.1)
2. Ледокол «Ермак». Теоретический чертеж корпуса.

update: если возникают проблемы с открытием рисунка в Internet Explorer — этот чертеж в архиве zip:
kuznetsov-Ermak-chertezh-01.zip [303.4 КБ Скачиваний: 769]
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения