Известия, 1933, №105 (5036), 21 апреляПоход "Красина" на Новую Землю
Начальник экспедиции на ледоколе «Красин» М. И. Шевелев
Вчера из Мурманска в Москву возвратились участники экспедиции на ледоколе «Красин» — начальник экспедиции М. И. Шевелев, пилот М. И. Козлов, второй пилот В. Косухин, бортмеханики В. С. Чечин, Г. Косухин, летчик-наблюдатель и радист Н. М. Жуков, водитель аэросаней Коростелев, гидролог Олевинский и синоптик Гольцов.
Сотрудник «Известий» беседовал с начальником экспедиции на ледоколе «Красин» — М. И. ШЕВЕЛЕВЫМ.
— Поход имел своей целью оказать помощь и забросить продовольствие зимовщикам и промышленникам, находящимся на Новой Земле.
«Красин» вышел из Мурманска в ночь на 18 марта. В полдень 19 марта на меридиане 47 град. ледокол встретил первые пловучие льдины, а в 5 час. вечера ледокол вошел в сплошное, ледяное поле.
Тяжелый арктический лед, простиравшийся на сотки километров, зажал ледокол. Капитан «Красина» т. Легздин вел ледокол различными курсами, выбирая более слабые места, отыскивая разреженный лед.
21 марта, в 5 час. вечера, «Красин» подошел к побережью Новой Земли — бухте Смидовича. Немедленно началась переброска продовольствия зимовщикам. В этой работе отлично проявили себя аэросани, сконструированные научно-исследовательским институтом Гражданского воздушного флота. До сих пор считалось, что аэросани могут ходить только по гладкому снежному полю. Опыт нашей экспедиции разбил это установившееся мнение. Аэросани, груженные продовольствием, без труда преодолевали торосы высотой до 1 метра.
Из бухты Смидовича «Красин» направился в Архангельскую гавань, откуда пошел в Русскую гавань. Закончив переброску продовольствия, «Красин» вышел из Русской гавани, взяв курс на мыс Желания — самую северную оконечность Новой Земли. На мысе Желания на борт «Красина» были взяты зимовщики Ермолаев, Петерсон и немецкий ученый д-р Велькен. На обратном пути в Мурманск ледокол посетил Крестовую губу и мыс Лагерный, находящийся в проливе Маточкин Шар.
Экспедиция выполнила задание правительства в 28 дней вместо полутора месяцев, предусмотренных планом. Вместо 4 пунктов, которые должна была посетить экспедиция, мы посетили
шесть.
Особо следует отметить работу летной группы. Летчик Козлов и борт-механик Чечин на легком самолете «У—2», целиком сделанном из советских материалов, совершили 41 полет производя ледовые разведки.
Козлов и Чечин летали в 20-градусный мороз и снежную пургу. Во время полетов Козлов и Чечин отморозили себе руки. Несмотря на это, полеты не прекращались. Полеты не прекратились даже тогда, когда сломались шасси. Чечин подвязал шасси веревкой, и полеты возобновились.
Безупречная работа команды, на 75 проц. состоявшей из молодежи, партийно-массовая работа, социалистическое соревнование и ударничество обеспечили успех экспедиции.
На ледоколе было широко развернуто соцсоревнование. На лучшее выполнение своих заданий соревновались между собой вахты, палубная команда, машинисты и кочегары. Во время похода работали политкружок и кружки технической учебы, готовившие из матросов штурманов малого плавания.
Успешному походу «Красина» во многом способствовала беззаветная работа секретаря партийной ячейки кочегара-ударника т. Зыбина, капитана т. Легздина и старшего механика т. Денисова. 17 лет плавающего на ледоколах.
— Поход «Красина», — заявил в заключение т. Шевелев, — разбил легенды о недоступности Арктики. Основываясь на опыте проведенного похода, я считаю, что большие линейные ледоколы типа «Красин» могут ходить к Новой Земле в течение всего года.