Прислал А.Н. Лойко:
статья была напечатана в газете "Нарьяна Вындер" к 85-летия Фариха, в мае 1981 года
ПАМЯТЬ АРКТИКИК 85-летию известного полярного летчика Ф.Б. ФарихаСлухи о том, что рыбацкий поселок Фариха, эта знаменитая «наважья столица» округа названа так по имени известного полярного летчика, давно не давали мне покоя.
К поиску подтолкнуло письмо краеведа И. П. Рочева из Усть-Цильмы, в котором он рассказал об открытии Ф. Б. Фарихом в 1932 году авиатрассы Архангельск—Усть-Цильма и просил сообщить сведения о его полетах в Арктике. К сожалению, никаких сведений о летчике Фарихе ни в окружном архиве, ни в музее не оказалось. Не удалось найти пока и свидетелей его полетов.
Неожиданно помог собственный корреспондент «Известий» Павел Новокшонов, побывавший недавно в округе. Мы разговорились, и он, великолепный знаток истории освоении Арктики, вдруг ошеломил меня, улыбаясь:
— А хотите адрес Фариха? Он живет в Москве...
Так завязалась переписка.
Фабио Брунович Фарих с интересом узнал о Фарихе-поселке и попросил рассказать о нем. Я выслал снимки и вырезки из газет. А в январе этого года, волнуясь, я нажал кнопку звонка в одну из квартир огромного дома на проспекте Вернадского в Москве.
Дверь не открыл, а распахнул высокий и довольно стройный старик. Голый череп в венце седых волос, белые усы и бородка клином, живое лицо, в глазах любопытство и вопрос. Нет, совсем не старик! Передо мной в своей холостяцкой квартире стоял величавый Дон-Кихот, земной и домашний, освободивший себя от рыцарских доспехов, чтобы готовить себе что-нибудь на ужин...
Я из Нарьян-Мара…
А-а! — весело протянул он, будто узнав во мне старого знакомого. — Милости прошу, располагайтесь.—И кинулся на кухню, где что-то кипело и бежало на плиту...
А знаете, говорил он, — у меня с Нарьян-Маром тяжелое воспоминание связано... Летел я с Вайгача на ТБ-3, знаете, наверное. Пассажиров на борту —36 человек! Мы их во всех закоулках, даже в крыльях расположили... Сели. Вечером ко мне женщина обратилась, плачет: «Возьмите мужа больного в Архангельск». Ну, надо, так надо.
— Возьмем, — сказал, —
Только будь с ним к шести утра!
Утром механики к моторам, греют. Прогрели. Шесть часов. Нет ее. Взлетаем. И тут, поднимая машину, вижу: она лошадь гонит, спешит... А что уж тут сделаешь... Вот уж сорок с лишним лет пролетело, а от той картины: она гонит, гонит лошадь—не могу улететь, не могу забыть...
Мы молчим. А мне лезут в голову наши нарьян-марские дороги, и люди, преодолевающие их, У одних вещи, у других дети на руках... и равнодушно обгоняющие их «уазики», «газики», вахтовки и даже полупустые автобусы с табличкой «служебный»...
- Еще было: летел весной с Вайгача. И надо же: над Большеземельской тундрой забарахлил мотор. И «сдох».
Сделал вынужденную посадку на озеро Лая-то. Со мной был пассажир с женой, ожидавшей ребенка. Самолет отремонтировать не удалось. Пришлось вслед за ледоходом в цивилизацию сплавляться на ненецкой лодке.
Об этом случае мне рассказывал и поэт Василий Николаевич Ледков. Отец его зимовал в тот год на Лая-то, вместе с другими ненцами они и помогли Фариху и его пассажирам, приютили их в чумах, дали лодку.
Звонит телефон. Наверное, со старым другом говорит Фарих.
— Да пока не умираю. Царапаюсь. Слушай, давай до двухтысячного допрем, а?! Как-нибудь! Потом тебя по телевизору будут показывать!..
И весело захохотал.
Он сказал как летчик, умеющий подчинять себе жизнь как машину, и выжимать из нее задуманное: не «доживем», а — «допрем»!
Летчик живет, как летит!
Душевной молодостью и дерзостью веяло от седого летчика.
Сегодня ему 85 лет!
За эти годы он прожил много жизней. Родился в Петербурге, в семье служащего страховой компании. Гимназию окончил в Москве. В авиацию пришел в 1923 году. Это был год, когда в ответ на ультиматум английского лорда Керзона, потребовавшего отозвать наши дипломатические миссии из Кабула и Тегерана и направившего канонерки к Белому морю, трудящиеся республики Советов решили создать воздушный флот.
На собранные средства организуется акционерное общество «Добролет» - предшественник нашего Аэрофлота. В одну из школ, готовящей бортмехаников, и поступил Фарих.
В 1928 году он летает на первых сибирских линиях «Добролета»: Иркутск — Якутск — Бодайбо... Его товарищи и учителя: Слепнев, Галышев.
По заданию Наркомздрава Ф. Фарих с М. Чагиным летит в Китай с врачами и саноборудованием — на борьбу с эпидемией чумы...
Целую главу в биографии Ф. Б. Фариха составили полеты на Север и в Арктику.
Сам Фабио Брунович выделяет, как наиболее интересный и опасный, перелет в январе 1931 года из Красноярска в Дудинку и обратно на открытом, без рации У-2. Открывался международный пушной аукцион. Надо было срочно вывезти таймырскую пушнину.
В задачу Фариха входило добраться до Дудинки, подготовить там аэродром для посадки АНТ-9. Он отлично выполнил задание.
Недолго полетав в отряде по доставке газетных матриц из Москвы. Ф. Б. Фарих снова потянулся на Север. Архангельск – Усть-Цильма, Вайгач, остров Врангеля.
За участие в операции по спасению челюскинцев он награжден орденом Трудового Красного Знамени.