Радиооборудование ДБ-А и больших самолётов 1937 года

Радиооборудование ДБ-А и больших самолётов 1937 года

Сообщение Михаил Каверин » 17 Июль 2023 12:24

Я не просто так написал, что меня угораздило почитать Спирина. Прочитанное наложилось на схожесть ситуции Н-209 с тем, что случилось с Н-170. Когда на подходе к полюсу связь с Н-170 Водопьянова оборвалась на полуслове. И десять часов никто не знал, что думать о судьбе экипажа. У Иванова случился отказ на основном передатчике "Онега". Можно сделать много предположений о том, почему радист не перешёл на резервный передатчик. Это не главное. Главный вопрос, который возник у меня - почему после посадки на полюсе и докладе Иванова о том, что сгорел умформер "Онеги", было принято решение на выгрузку и разворачивание экспедиционной радиостанции "Дрейф", а не на восстановление связи на самолётном длинноволновом "Баяне" и аварийной коротковолновой 13-СК? Все передатчики Н-170 разом вышли из строя? На разворачивание "Дрейфа", установку антенны для него нужно минимум два-три часа. После развёртывания обнаружилось, что аккумуляторы "Дрейфа" разряжены. Почему нельзя было снять аккумулятор с самолёта и запитать от него радиостанцию? Стали заряжать родные от бензогенератора. От бензогенератора с аккумуляторами в буфере можно было начинать работать на радиостанции через час, а то и раньше.
"Везёт мне на эти дела" (С)
Михаил Каверин
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Радиооборудование ДБ-А и больших самолётов 1937 года

Сообщение Михаил Каверин » 30 Июль 2023 10:39

Марк Трояновский помог запечатлеть радиооборудование . Фильм "На Северном полюсе" .
Кадры с Ивановым и Дзердзеевским на Н-170. На кадре с названием Онега_1 слева видна ранняя версия приёмника УС (нехарактерное для всех последующих расположение шкалы), справа - модуляторно-дуплексный блок ( такой же как на первых "Двинах"). Кадр" Спирин" - тот же УС в штурманской кабине. Кадр " Штурман"- УС слева, а вот что справа- не знаю.
И кадр "Жуков" : слева вверху кадра -УКВ радиостанция "Луч". У Жукова в руках микрофон от неё.
Вложения
 Онега.jpg
 Синоптик.jpg
 Онега_1.jpg
 Спирин.jpg
 Штурман.jpg
 Жуков.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Радиооборудование ДБ-А и больших самолётов 1937 года

Сообщение Михаил Каверин » 03 Август 2023 15:02

Отчасти, ответ на свой вопрос , о том , почему на полюсе сразу стали разворачивать экспедиционный "Дрейф" , а не пытаться восстановить связь на аварийных передатчиках самолёта, нашёл в воспоминаниях радиоинженера Беликовича. Там, где он описывает комплект радиооборудования установленного на самолёты звена Чухновского. Он пишет: передатчик "Двина" - номер, передатчик "Баян" - номер, умформер РУНК 450 - номер. Получается , что на два передатчика один высоковольтный генератор? И , значит , средневолновый "Баян" на полюсе тоже остался без высокого напряжения, как и "Онега", когда сгорел умформер на самолёте Водопьянова? Запускать в самолёте аварийную двадцативаттную коротковолновую не было смысла, т.к. "Дрейф" имел 80 Ватт выходной мощности. Я был уверен, что аварийная КВ радиостанция на Н-170 - это стационарная 13-СК-1 или 11-СК-1 ( как у Аккуратова на Н-169). Но вот что сегодня прочитал у Спирина И.Т. в книге "Полёты в Арктике" : стр.26 " ...кроме того, на корабле имелась и вьючная , легко переносимая станция небольшого веса и габарита. Её взяли на случай , если экипажу придётся большое расстояние итти пешком по льду. Эта станция имела мощность в 20 Ватт и работала на коротких волнах. Она была снабжена моторчиком, работающим вручную." На Н -169 тоже была такая радиостанция. Аккуратов называл её "Носорог". Одним из вариантов её питания был солдат-мотор , рукоятку которого нужно было крутить руками.
Вернусь к умформеру. Если он действительно был один на два передатчика, то мне , как радиоконструктору, это сдаётся абсолютно неприемлемым. Двойка за курсовую в институте стопроцентная. Резервный передатчик должен быть абсолютно автономным по всем правилам. Моточные изделия всегда имели невысокую надёжность и наработку до отказа. А уж в те времена , да и в таких жёстких климатических условиях эксплуатации - тем более. Запасной умформер обязан был быть на каждом самолёте. Могу ошибаться, но где-то читал, что умформер, который Стромилов привёз на полюс Иванову, случайно нашли на складе о.Рудольфа.
Михаил Каверин
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Радиооборудование ДБ-А и больших самолётов 1937 года

Сообщение Михаил Каверин » 07 Август 2023 08:34

В том же фильме Трояновского нашёл и "Носорога". Кадры , начиная с семнадцатой минуты первой части фильма. Спирин работает на ключе, Иванов в центре , и третий человек крутит ручку солдат-мотора. Кадры постановочные , но очень информативные.
Вложения
 Носорог.jpg
 Носорог_1.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Радиооборудование ДБ-А и больших самолётов 1937 года

Сообщение v.malginov » 20 Август 2023 22:34

Михаил Каверин пишет:. Запасной умформер обязан был быть на каждом самолёте.

Обязан в теории, но в советской практике его скорее всего просто не имелось в наличии...
v.malginov
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 10 Август 2023 12:34

Радиооборудование ДБ-А и больших самолётов 1937 года

Сообщение Михаил Каверин » 03 Май 2024 16:42

"Еще в Москве, намечая план экспедиции, мы очень подробно разработали способы нахождения самолета, снизившегося в Полярном бассейне. Компасам в этих широтах полностью доверять нельзя, солнечными компасами можно пользоваться только в ясную погоду, которая здесь бывает очень редко. Поэтому основным методом нахождения самолета мы избрали радионавигацию с применением — радиокомпаса.
Повреждение умформера радиостанции самолета Водопьянова чрезвычайно осложнило нашу задачу. Без умформера оба мощных передатчика самолета работать не могут. Радиостанция Кренкеля недостаточно мощна, а диапазон ее волн не подходит для наших радиокомпасов."
Это слова из интервью М.И.Шевелёва. Т.е. Н-170 Водопьянова должен был стать радиомаяком для остальных самолётов. Сигнал должна была подавать "Онега"." Дрейф" Кренкеля и самолётный "Баян" были для этого не пригодны , так как работали на двух фиксированных волнах - 600 и 625 метров , которые , по словам Шевелёва , самолётными радиокомпасами не принимались. Для ненаправленных радиомаяков в то время была выделена полоса частот от 290 до 315 кГц ( волны от 952 до 1034 метра). Для такой ответственной , запланированной роли Н-170, тем более непонятно, почему на самолёте не было резервного умформера. Вероятно , изначально он был, но Папанин мог уговорить экипаж избавиться от непонятной , восьмикилограммовой железяки,которая наверняка не понадобится, чтобы пристроить на её место рыбки или колбаски. За обещание угостить этой рыбкой на полюсе. Такие его посулы экипажам описаны. :yes:
Здесь уместно вспомнить разработчиков "Дрейфа". Им, получается, не была поставлена задача , чтобы передатчик мог обеспечивать работу в диапазоне радиомаяков и самолётных радиокомпасов. Технически легко реализуемая задача в том же объёме. Кроме двух "Дрейфов" на СП-1 была третья радиостанция -"Резерв". Сделана была по упрощённой схеме на минимуме деталей , но на одну волну - 600 метров ! А ведь работа "Дрейфа" и "Резерва" на волнах радионавигации очень пригодилась бы , если бы дежурившему на острове Рудольфа экипажу Н-169 понадобилось бы вылететь на СП-1 при необходимости. Ледоколам, шедшим снимать СП-1 , можно было бы идти по сигналу радиомаяка, а не просить по связи жечь костры и фальшфейеры, пускать сигнальные ракеты. Хотя, корабельные пеленгаторы могли принимать и волну 600 метров. Но нигде не встречал , что ледоколы шли к СП-1 по пеленгу.
Гляда на фотографию, можно пофантазировать, о чём думает Серафим Иванов. И о чём спрашивает Водопьянов бортмеханика, заглядывая ему в глаза. ;)
Вложения
 Н-170 Полюс.jpg
Михаил Каверин
 
Сообщения: 269
Зарегистрирован: 04 Сентябрь 2017 22:14

Пред.

Вернуться в Радиосвязь в Арктике и Антарктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения