"Поной", буксирный пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Поной", буксирный пароход

Сообщение ББК-10 » 22 Январь 2022 19:19

Известия, 1935, №48 (5601), 23 февраля

 Известия 1935-048 (5601)_23.02.1935 гибель буксира ПОНОЙ.jpg
ГИБЕЛЬ БУКСИРА "ПОНОЙ"

Наркомводом СССР получено сообщение из Мурманска о том, что 21 февраля, в 10 час. 10 мин., на траверсе маяка Сетьнаволок затонул буксир Мурманского порта «Поной». Судно погибло во время сильного северо-западного шторма мощностью в 8—9 баллов.
Из 23 человек команды спасено 11, в том числе капитан и старший механик. Спасенные доставлены в Мурманск, где им оказана медицинская помощь.
Для расследования причин гибели «Поноя» создана комиссия.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10193
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Поной", буксирный пароход

Сообщение ББК-10 » 22 Январь 2022 19:26

© Паролов. И.В. Потери морских судов СССР в мирное время.
Архангельск. 2013 г. – 199 стр., с иллюстрациями.
 ПАРОЛОВ_ПОНОЙ - 0001.jpg
 ПАРОЛОВ_ПОНОЙ - 0002.jpg
 ПАРОЛОВ_ПОНОЙ - 0003.jpg
 ПАРОЛОВ_ПОНОЙ - 0004.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10193
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Поной", буксирный пароход

Сообщение ББК-10 » 22 Январь 2022 19:31

Правда, 1935, №54, 24 февраля

 Правда, 1935, №54 24 февраля  гибель ПОНОЯ.jpg
Как погибло судно "Поной".

РАССКАЗ КАПИТАНА КУКОЛЕВА.

МУРМАНСК, 23 февраля. (Корр. "Правды"). Сегодня утром в поликлинике наш корреспондент беседовал с капитаном по­тонувшего 21 февраля судна "Поной" — Степаном Алексеевичем Куколевым. Куколев рассказал следующие подробности гибели судна:
— 20 февраля, в 18 часов 30 минут, "Поной" — спасательное судно, плававшее в последнее время в буксирном флоте Мурманского торгового порта — вышел из Мурманска с заданием зайти в факторию Палу-Губу (в Кольском заливе) и получать там, распоряжения, связанные с буксировкой судна из Западной Лицы (место лова сельди). Погода была спокойная, видимость хорошая. В 23 часа мы уже были в Пале-Губе и получили задание взять на буксир в Западной Лице парусное судно "Галс", груженное сельдью, и привести его в факторию Палу-Губу.
Вышли мы из Палы-Губы 21 февраля, в 6 часов 30 минут утра. Ветер доходил до 4 баллов, видимость была хорошая. Скоро вышли в открытое море. Ветер все усиливался, и, когда мы дошли до Сеть-Наволока, ветер дошел до 9—10 баллов. "Поной" кренило до 15 градусов, хотя судно это очень устойчивое. Волны перекрывали судно. Пошли средним ходом. Судно перестало слушаться руля. Впереди нас на две с половиной мили шел траулер "Семга".
Я решил, что итти дальше в море очень опасно, и скомандовал поворачивать обратно в залив, чтобы отстояться от шторма. Еда мы устели повернуть, кая по левому борту ударила огромная волна. "Поной" сразу накренился под углом в 30 градусов и не мог уже принять устойчивое положение. Весь борт залило, вода хлынула лавиной в машинное отделение, сразу сорвало левую шлюпку, разбило и унесло в море левую часть мостика.
Вслед за этой волной на "Поной" со страшной силой безудержно накатывались бушующие громады воды. Судно стало стремительно погружаться. Все это было неожиданно, — с момента удара о борт пер­вой волны до окончательной гибели букси­ра прошло буквально две — три минуты. Когда прошел первый удар, я скомандовал: "Право руля! ". Но руль уже оконча­тельно вышел из действия. Все, кто успел, выскочили на палубу, сгрудились на правом борту. Спавшие после вахты не успели даже одеться и были в одном белье. Я дал траулеру "Семга" тревожные гудки и крикнул команде: "Бросайтесь в воду, держитесь за плавающие предметы! ". Сам я кинулся в воду последним.
Море кипело, волна была очень крупная, шторм все усиливался. Два раза меня за­хлестнуло. Когда я выбрался на поверхность воды, "Поноя" уже не было видно. Вокруг меня плавало человек 15. Все держались за обломки судна. Мы не успели даже спустить правую шлюпку, спасательные круги взяли лишь немногие. На огромной волне при страшном холоде пришлось продержаться в воде около часа, пока по­дошел траулер "Семга". Я с трудом до­плыл до обломка капитанского мостика и взобрался на него. Волной два раза меня сносило, но я снова забирался.
Наконец, подошел траулер. Спускать с него шлюпки было бы безумием, их мгно­венно разнесло бы в щепы. Нам бросили спасательные круги. В итоге удалось спа­сти 11 человек.
На борту траулера нас переодели, поме­стили в баню, в ванну, в сушилку, к котлам — всюду, где было горячо. Потом поили горячим чаем. Есть никто из нас не хотел. Долго не верилось, что мы уже спа­сены. Наше счастье, что снежный буран начался тогда, когда мы были уже на бор­ту траулера "Семга", иначе все погиб­ли бы.
В Мурманске нас поместили в поликли­нику. Некоторые уже сегодня выписыва­ются, часть завтра. Серьезных заболева­ний нет, кое-кто получил ушибы и легкие ранения.
* * *
"Поной" — судно довоенной постройки, водоизмещением 410 тонн, машина — 600 сил. Команда состояла из 23 человек, пассажиров на борту «Поноя» не было.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10193
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

"Поной", буксирный пароход

Сообщение ББК-10 » 22 Январь 2022 19:45

Карело-Мурманский край, 1935, №4, с. 37

 Карело-Мурманский край, 1935, №4 ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ПОНОЯ-123.jpg
ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ "ПОНОЯ"

В Мурманске закончился показатель­ный судебный процесс над виновниками гибели парохода "Поной".
На суде выяснилось полное приту­пление классовой бдительности руко­водства Мурманского торгового порта к работникам регистра. Кучка бывших белогвардейцев, когда-то активно вы­ступавших против советской власти, довела до степени разложения вверен­ное им хозяйство, проявляя в течение долгого времени преступную небреж­ность в отношении плавсредств.
Судом установлено, что "Поной" 20 фе­враля принял полные бункера угля (80 тонн) и воды (40 тонн). Находясь в незаконном перегрузе, судно напра­вилось в Пала-губу, откуда вышло
21 февраля, держа курс на Западную Лицу. На траверзе маяка Сеть-Наволок судно настиг ветер, силой до 8—9 бал­лов. Капитан "Поноя" дал команду итти средним ходом, а позднее решил повер­нуть обратно, чтобы переждать шторм в одной из бухт.
При повороте волна ударила по ле­вому борту и судно получило крен на 25—30 градусов. Попытка переложить руль вправо не увенчалась успехом, так как штуртросс был неисправен.
Вторая волна увеличила крен судна и оно, не выправляясь, в течение 2—3 ми­нут, пошло ко дну. Из находившихся на борту "Поноя" 23 человек команды 12 человек погибли вместе с судном.
Буксирный пароход "Поной", пред­назначенный исключительно для букси­ровки, не был приспособлен для пере­возки груза и пассажиров, но это не послужило препятствием начальнику плавсредств Карякину и групповому капитану Лапину заключить противозаконный договор на эксплоатацию "По­ноя" для перевозки грузов и пассажи­ров.
Они знали, что буксир немореходен и тем не менее не заботились о состоя­нии судна перед выходом в море, допу­стив на палубе даже устройство запре­щенных перегородок.
"Поной" был выпущен в море с не­исправными шлюпками, с разбитыми иллюминаторами, не имея на борту до­статочного количества спасательных средств. Но ни Карякин, ни Лапин ре­шительно ничего не сделали, чтобы научить команду пользованию спасатель­ными средствами. Никаких пробных ава­рийных тревог не проводилось и никто команду не проверял и не инструктиро­вал. Это привело к тому, что при аварии никто из команды, кроме капитана Куколева, не сумел даже воспользоваться спасательными кругами и поясами.
Начальник инспекции регистра Жадик механически переписывал судовые документы и выпускал в море суда, не интересуясь их фактическим состоянием. Инспектор peгистра Гринфельд подпи­сывал судовые документы, не читая.
Буксиру "Поной" было выдано удо­стоверение, что судно имеет право пла­вать по всему Белому морю и Север­ному ледовитому океану, в то время как судно не было мореходным и специаль­ная техническая инспекция, в составе которой был и сам Гринфельд, еще в мае 1934 г. установила, что "Поною" может быть разрешено плавание только в Коль­ском и Мотовском заливах и у берегов моря.
31 мая 1934 г. Жадик после техниче­ского осмотра "Поноя" продлил срок плавания судна до 1 января 1935 г., повто­рив "забывчивость" Гринфельда, не вне­ся никаких изменений в район эксплоатационной службы судна.
Капитан буксира "Поной" Куколев также знал, что буксир не приспособлен для перевозки груза и пассажиров, од­нако допускал перевозку рыбы до
22 тонн в один рейс и кроме того пере­возку пассажиров в отдельные рейсы до 50 человек. Капитан допустил уста­новку на палубе замещенных перего­родок, не инструктировал команду, не учил ее пользоваться спасательными средствами.
При нормальной нагрузке 60—70 тонн осадка судна составляла 3 метра 20 см. Выйдя в очередной рейс, завершив­шиеся гибелью, судно имело нагрузку в 136 тонн и борта его находились на одном уровне с водой.
Заключением экспертизы установлено, что переборки на пароходе были водо­проницаемы. В иллюминаторах и на машинном капе было полубемское сте­кло. Судно имело перегруз. Штумтросс был испорчен. Район плавания был опре­делен регистром неправильно.
При неисправности спасательных средств и их недостаточности, снаряже­ние судна в ответственный и сложный морской рейс граничило с прямым пре­ступлением.
Свидетельские показания на суде вскрыли картину недопустимой, пре­ступной эксплоатации пловучих средств, варварского отношения к буксирам и использование их не по назначению.
В регистре прочно утвердилась си­стема безответственности, преступного, халатного отношения к техническому контролю над состоянием плавающих единиц, приведшая к гибели судна и людей.
Суд приговорил бывшего инспектора регистра СССР Гринфельда, служившего офицером в белой армии, в прошлом белоэмигранта, к лишению свободы сро­ком на 10 лет, заведующего пловучими средствами Мурманского порта Каря­кинак лишению свободы сроком на 7 лет, бывшего капитана "Поноя" Куколевак лишению свободы сроком на 5 лет, инспектора регистра СССР Жадикак лишению свободы сроком на 3 года и группового капитана Лапинак одному году исправительных трудовых работ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10193
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения