Слабука В. Создавая кумира, постарайся узнать о нём больше… // Камчатский край. 04.10.2016 [Электронная версия газеты]. URL: https://kam-kray.ru/news/10972-sozdavaj ... olshe.html
...смерти Василия Шурыгина, погибшего под Одессой в августе 1941 года...
<...>
...Шурыгин, кстати, был тем самым пилотом, который отыскал самолет Валерия Чкалова после вынужденной посадки на острове Удд.
<...>
Лучшие летчики камчатской пограничной авиаэскадрильи командир звена А.А. Шестов и пилот В.А. Шурыгин с гидросамолетами Ш-2, имевшими собственные имена «Звезда» и «Двойка», оказались в числе первых авиаторов, которых привлекли к спасению челюскинцев. Пароход «Сталинград», на котором находились летчики и их машины, направлялся в бухту Провидения. Но 10 марта судно, встретив в Олюторском заливе тяжелые льды, подошло к берегу в районе села Апука. А.А. Шестов, понимая, что задержка может затянуться надолго, принял решение собрать самолеты и продолжать путь на север по воздуху. Сборка Ш-2 и выбор взлетной площадки заняли десять дней.
21 марта стартовала «Двойка», за ней – «Звезда». Падали в обратном порядке. Произошло то, о чем опытные полярные летчики предупреждали своих пограничных коллег еще в Петропавловске: Ш-2, первый советский серийный гидросамолет конструкции В. Шаврова, для полетов в Арктике непригоден. Авария в Апуке этот вывод подтвердила. Оба самолета, попав в нисходящие струи воздуха, рухнули с высоты 200–300 метров. При аварии пострадал младший авиатехник Юрченко, получивший сотрясение головного мозга. Пилоты не смогли уберечь от повреждений и обе машины.
Между тем командование эскадрильи, на вооружении которой состояли два типа самолетов, могло направить на Чукотку и другие машины – более тяжелые и совершенные итальянские гидропланы С-62. Но решило вопрос в пользу Ш-2 то обстоятельство, что их пилотировали лучшие летчики эскадрильи. Им и доверили почетную, но опасную миссию… И вот теперь оба самолета лежали на берегу Олюторского залива.
Осмотр показал, что «Двойка» пострадала меньше. К тому времени к Апуке подошел также направлявшийся на помощь челюскинцам пароход «Смоленск». На нем находились летчики группы Николая Петровича Каманина. На совместном совещании авиаторы и техники пришли к выводу, что «Двойку» восстановить несложно, сняв для этого кое-какие запчасти с «Пятерки».* Так и поступили.
После ремонта и пробного полета самолет Шурыгина и оба пограничные экипажа 28 марта погрузились на «Смоленск», а «Пятерка» на «Сталинграде», который из-за затянувшейся стоянки начал ощущать недостаток угля, вернулась в Петропавловск-Камчатский
<...>
В.А. Шурыгина и В.А. Шестова коллегия ОГПУ наградила личным боевым оружием с надписью «За энергию и мужество при выполнении задания в воздухе по спасению челюскинцев».
<...>
...Шурыгин, кстати, был тем самым пилотом, который отыскал самолет Валерия Чкалова после вынужденной посадки на острове Удд.
<...>
Лучшие летчики камчатской пограничной авиаэскадрильи командир звена А.А. Шестов и пилот В.А. Шурыгин с гидросамолетами Ш-2, имевшими собственные имена «Звезда» и «Двойка», оказались в числе первых авиаторов, которых привлекли к спасению челюскинцев. Пароход «Сталинград», на котором находились летчики и их машины, направлялся в бухту Провидения. Но 10 марта судно, встретив в Олюторском заливе тяжелые льды, подошло к берегу в районе села Апука. А.А. Шестов, понимая, что задержка может затянуться надолго, принял решение собрать самолеты и продолжать путь на север по воздуху. Сборка Ш-2 и выбор взлетной площадки заняли десять дней.
21 марта стартовала «Двойка», за ней – «Звезда». Падали в обратном порядке. Произошло то, о чем опытные полярные летчики предупреждали своих пограничных коллег еще в Петропавловске: Ш-2, первый советский серийный гидросамолет конструкции В. Шаврова, для полетов в Арктике непригоден. Авария в Апуке этот вывод подтвердила. Оба самолета, попав в нисходящие струи воздуха, рухнули с высоты 200–300 метров. При аварии пострадал младший авиатехник Юрченко, получивший сотрясение головного мозга. Пилоты не смогли уберечь от повреждений и обе машины.
Между тем командование эскадрильи, на вооружении которой состояли два типа самолетов, могло направить на Чукотку и другие машины – более тяжелые и совершенные итальянские гидропланы С-62. Но решило вопрос в пользу Ш-2 то обстоятельство, что их пилотировали лучшие летчики эскадрильи. Им и доверили почетную, но опасную миссию… И вот теперь оба самолета лежали на берегу Олюторского залива.
Осмотр показал, что «Двойка» пострадала меньше. К тому времени к Апуке подошел также направлявшийся на помощь челюскинцам пароход «Смоленск». На нем находились летчики группы Николая Петровича Каманина. На совместном совещании авиаторы и техники пришли к выводу, что «Двойку» восстановить несложно, сняв для этого кое-какие запчасти с «Пятерки».* Так и поступили.
После ремонта и пробного полета самолет Шурыгина и оба пограничные экипажа 28 марта погрузились на «Смоленск», а «Пятерка» на «Сталинграде», который из-за затянувшейся стоянки начал ощущать недостаток угля, вернулась в Петропавловск-Камчатский
<...>
В.А. Шурыгина и В.А. Шестова коллегия ОГПУ наградила личным боевым оружием с надписью «За энергию и мужество при выполнении задания в воздухе по спасению челюскинцев».
* читать "звёздочки"