Правда Севера, 1933, № 244, 22 октябряПленник моря освобожден
Один из героев подъема "Садко" водолаз-инструктор тов.
ТИХОНОВ, посетив редакцию "Правды Севера", рассказал об ударной работе эпроновцев на подъеме ледокола.
*
Я ОПУСКАЮСЬ на дно Кандалакшского залива, — говорит Тихонов, — к бортам "Садко", лежащего здесь недвижимым почти 17 лет. Обросший морской травой, постаревший ледокол-великан, рожденный побеждать льды и штормы бесславно пленен морем. С пробитой скалами грудью, потерявший способность к движению, он лежит и ждет нашего прихода.
Разноцветные ракушки и медузы украшают "Садко", — хорошая квартирка послана им о белого света! Краб ползет мне навстречу. Из под палубной надстройки из дверей кают вырывается треска. Она недоверчиво смотрит на водолаза; откуда это чудовище?
Рыба придвигается ближе, кружится вокруг меня, раздражает своей назойливостью. Я делаю движение в ее сторону, замахиваюсь; только после удара, рискуя быть пойманной, она уходит в трюм или каюту.
Я думаю: ничего, скоро мы тебя выселим отсюда. Подведем под судно понтоны и вытянем его на свет, поплавает еще у нас "Садко"!
Там, наверху храбрый начальник Крылов думает так же. Это же думают и Симонов и инженер Бобрицкий.
Эпроновцы не уходят с места работы без победы. Это наше правило. И если уже взялись к 16 годовщине Октября в подарок партии, правительству и стране поднять "Садко", значит поднимем.
Впервые мы имели дело с таким тяжелым утопленником. 1800 тонн весит ледокол без груза. Он наполнен водой, которая может быть, не успеет вылиться при подъеме.
Впервые применялся и способ подъемки, предложенный инженером Бобрицким, 12 огромных металлических бочек нужно было расположить по обоим сторонам судна. Эти бочки попарно связывалась железными полотенцами. ухоженными в туннелях, промытых под "Садко". Нагнетаемые в понтоны воздух должен был своей силой поднять "Садко".
Ваша работ» трудна не только тем, что на вас давит тяжесть воды, что мы лишены света и не можем дышать полной грудью. Трудность усугубляется одиночеством, которое испытываешь там, на дне. Нельзя ни посоветоваться, ни перекинуться словом с товарищем.
А тут — еще неудачи. Их было немало. Каждую из неудач после работы мы коллективно обсуждали, доискивались причин, и снова с большем вниманием и настойчивостью принимались за дело.
Время шло. Приближалась полярная зима. Надо было торопиться с подъемом. И мы решили вести работы круглые сутки, объявить аврал, удлинить свой рабочий день.
При установке понтонов к бортам водолазы бессменно работали по 6—7 часов в холодной, как лед, воде. Я, мой товарищ, тоже водолазный инструктор, Курасов, водолазы Смольников, Тангаличев, Дикс, Коровинский по 8—10 часов проводили у бортов ледокола, протаскивая полотевца, закрепляя понтоны. Люди забыли об отдыхе, о смене.
Смениваясь не на верху, а в вода, не бросали работу до тех пор, пока не опускалась к ледоколу смена.
Ударно работали и верхние команды моторист Иванов, боцман Дубров?, Сафонов. В нужные периоды бессменно стояли на посту.
*
Смертельная опасность сторожила водолазов и всех участников подъема. Стальные стропы, связывающие понтоны, во время подъема не выдерживали нагрузки. Они лопалась.
Двухсоттонный понтон с силой взрывался к верху, поднимая горы воды. Как змеи способные ужалить, извивалась стальные связки.
Но даже в такие тяжелые минуты на было среди эпроновцев паники, вода еще не успеет улечься, как, участники на лодках устремляются к месту катастрофы, чтобы снова приняться за работу.
*
"САДКО" ПОДНЯТ. Израненный ледокол уже стоит у острова Богомолиха. Здесь будет заделана пробоина, затем судно доставят в Архангельск. Ледокол поступит в распоряжение Главного Управлении Северного морского пути для новых славных побед во льдах Арктики.
Подъемом "Садко" ЭПРОН заканчивает сезон, в течение которого добился следующих успехов: у берегов Шпицбергена поднят "Малыгин", в Финском заливе с рекордной глубины совместно с РККФ поднята подводная лодка №9, в Ладожском озере поднят озерный теплоход "Крестинтерн" в Черном море спасен "Харьков" и портовый пароход "Потемкин", у берегов Норвегии спасен пароход "Кола", в Белом море спасен терпевший бедствие считавшийся безнадежным, иностранный пароход "Алкайд", в Каспийском море поднят пароход "Стенька Разин".
Эпроновцы готовятся к новым работам. По примеру "Садко" такими понтонами будут подняты стотонный кран погибший во время взрыва в Бакарице, транспортное судно "Буревестник", лесовоз "Боркатур", лежащий на дне полярных морей.
С
уда архангельской партии ЭПРОН'а "Декрет", "Совнарком" и бот на месте подъема "Садко".